Когда в далеком 1974 году на советском телевидении появилась «Утренняя почта», никто не мог предположить, что этот скромный сборник музыкальных номеров станет кузницей звезд и символом целой эпохи.
Юрий Николаев, молодой ведущий, актер по образованию, вряд ли осознавал, что держит в руках не просто конверты с письмами зрителей, а билеты в большую славу для сотен артистов. В стране, где телевизор еще оставался чудом, попасть в эфир значило мгновенно обрести всенародную любовь.
В эпоху без интернета и СМС «Утренняя почта» была уникальным связующим звеном между зрителями и артистами. Письма в «Останкино» приходили мешками, правда, Николаев признавался, что формировать по ним программу было невозможно — «хит-парад» песен и исполнителей у советских телезрителей был довольно однообразным. Тем не менее даже видимость голосования создавала демократичный прорыв в жестко контролируемом телепространстве.
Николаев оказался идеальным ведущим для такого формата — не слишком яркий, но и не казенный, как дикторы программы «Время». Его подводки воспринимались как дружеские рекомендации, а не официальные представления. В этом был секрет успеха: на фоне телеофициоза Юрий смотрелся свежо и неформально.
Многие артисты тех лет признаются, что можно было годами давать концерты и ездить на гастроли, но настоящая всесоюзная слава приходила только после того, как тебя покажут по телевидению. Попадание на экран означало мгновенное повышение статуса и гонораров. Но путь к заветному эфиру был тернист. Артистам приходилось пройти через худсоветы, где редакторы и члены Союза композиторов решали судьбы. Волосы убрать за уши, никаких блестящих костюмов, скромные рубашки. Юрий Антонов вспоминал, что однажды, после придирок на худсовете к их прическам, вся его музыкальная группа побрилась наголо.
Николаев в этой системе стал тем, кто мог немного смягчить железные правила. Его программа позволяла артистам выглядеть чуть более современно, чем на том же «Голубом огоньке». «Утренняя почта» выполняла и просветительскую функцию — именно здесь советские зрители впервые увидели «Модерн Токинг», Iron Maiden, Мика Джаггера и Дэвида Боуи. Пусть и на пару сантиметров, но программа приоткрывала железный занавес.
«Помню, во время «Утренней почты» я вышел минут на десять, а когда вернулся, брат сказал, что Iron Maiden показывали. По тем временам, после такого не живут», — пишет в комментарии к архивному видео в интернете один из пользователей. И это правда, ведь увидеть западную группу вживую можно было только в «Утренней почте», да еще в неуловимых «Мелодиях и ритмах зарубежной эстрады», которые выходили нерегулярно и по ночам.
В 1990-е Николаев совершил, казалось бы, гениальный ход — создал «Утреннюю звезду», аналог американского «Клуба Микки Мауса». На 11 лет шоу стало монополистом в области детских вокальных конкурсов. Но здесь ведущий допустил стратегическую ошибку. В то время как другой успешный телепроект — масляковский КВН — расширялся в регионы и становился фабрикой будущих звезд, «Утренняя звезда» оставалась сугубо телевизионной передачей. Николаев не построил вокруг нее полноценную экосистему, не создал продюсерский центр, который бы сопровождал юные таланты после их телевизионного успеха.
Когда в 2002 году Первый канал запустил «Фабрику звезд», проект Юрия Николаева мгновенно «сдулся». «Утренняя звезда» переехала на ТВЦ, но без «главной кнопки» быстро потеряла значение и рейтинги. Как метко заметили авторы одной статьи: «Поющие дети не приносят денег с концертов и корпоративов, а молодые фабриканты на десятилетие вперед закрыли потребности русского шоу-бизнеса».
Юрий Николаев мог бы создать музыкальную империю, стать всесильным продюсером, но остался просто телеведущим, хоть и талантливым, узнаваемым. Тем не менее отрицать его огромную роль в истории российского телевидения не получится. Именно «Утренняя почта» стала мостом между советской эстрадой и зарождающимся шоу-бизнесом. Николаев первым начал менять отношение к поп-музыке как к идеологическому продукту, переведя ее в разряд развлечений.
Сегодня, оглядываясь на те наивные монтажные склейки и простенькие клипы, понимаешь: именно с «Утренней почты» началось современное российское музыкальное телевидение. И в этом — главная заслуга Юрия Николаева, неяркой «утренней звезды», которая более четверти века освещала для всей страны все новое, что появлялось на музыкальном небосклоне. Его уход совпал с окончанием целой эпохи, когда телевидение было настоящим чудом, а письма зрителей значили больше, чем хит-парады и рейтинги. Эпохи, которую мы всегда будем вспоминать с ностальгией.
Подпишись на наш канал в Telegram