7days.ru Полная версия сайта

Мечта Михалкова сбылась в Гороховце

Неподалеку от городка, в деревне Щепачиха, у Никиты Сергеевича находится фамильное имение.

Режиссер Никита Михалков и исполнительница главной роли в фильме «Солнечный удар» Виктория Соловьева
Фото: Юрий Феклистов
Читать на сайте 7days.ru

В то время как другие режиссеры вовсю снимают ремейки легендарных советских фильмов, чтобы привлечь массового зрителя, Никита Михалков, что для него естественно, идет своим путем. Режиссер-«оскароносец» экранизирует русскую классику, соединив в новой картине под рабочим названием «Солнечный удар» сразу два произведения Ивана Бунина — одноименный рассказ и дневники писателя под названием «Окаянные дни». В сценарии (Михалков писал его в соавторстве со своими друзьями Владимиром Моисеенко и Александром Адабашьяном) рассказ о любви переплетается с жесткой публицистикой — в «Окаянных днях» Бунин описывал все ужасы революции и Гражданской войны, которые сам пережил.

На главную мужскую роль было немало претендентов, включая знаменитостей, но Михалков выбрал дебютанта Мартинса Калиту
Фото: Юрий Феклистов

Идею сделать художественный фильм о страсти поручика и прекрасной девушки, обрушившейся на них внезапно, как солнечный удар, Никита Сергеевич вынашивал очень долго — более тридцати лет. Герои фильма знакомятся на пароходе и, повинуясь захватившему обоих чувству, сходят на берег в маленьком уездном городке. Там, в гостинице, они проводят одну-единственную ночь вместе. Наутро, так и не назвав своего имени, женщина уезжает — дома ее ждут супруг и дочка. А поручик спустя годы помнит эту «вспышку» — потрясшее его любовное приключение — как будто это было вчера… Пейзажи уездного города Павлино снимали в Гороховце. В этом городке, расположенном на берегу Клязьмы, Михалкова уже считают своим — пять лет назад он здесь же снимал «Утомленных солнцем 2».

Реквизит собрали «живой», раритетный. В номере все старинное: комод, тумбочка, кресло, кровать, туалетный столик
Фото: Юрий Феклистов
Утром героиня Виктории Соловьевой исчезает из жизни своего случайного знакомого
Фото: Юрий Феклистов

Кстати, неподалеку от Гороховца, в деревне Щепачиха, у Никиты Сергеевича находится фамильное имение.

Михалков подошел к делу, как всегда, с размахом. В самом центре Гороховца на несколько дней перекрыли движение и организовали большую съемочную площадку — выстроили декорации дореволюционного города (события фильма разворачиваются в 1907 году). Торговые прилавки, модные салоны, чайные домики, газетные киоски, ювелирная лавка Шолома Исаевича, фотоателье, почта, телеграф — добро пожаловать в прошлый век! Мостовые «покрыли» брусчаткой — не каменной, конечно, а бутафорской, из резины. В массовых сценах в общей сложности было задействовано больше пятисот человек, в том числе много местных жителей.

Никита Михалков: «Это ж надо — сняли с одного дубля! Виктория,ты будешь звездой!»
Фото: Юрий Феклистов
Гороховец стал для Михалкова родным — здесь режиссер уже снимал «Утомленных солнцем 2»
Фото: Юрий Феклистов

В желающих посниматься у самого Михалкова, да еще и 500 рублей за съемочный день получить, отбоя не было. А главные роли Никита Сергеевич доверил дебютантам. Поручика играет молодой латышский актер Мартинс Калита. А роль таинственной незнакомки досталась студентке четвертого курса Щепкинского училища Виктории Соловьевой. Ни Мартинс, ни Виктория в кино раньше не снимались. Михалков целенаправленно искал новые лица, говорит, что ему интереснее открывать, чем использовать. На роль поручика отсмотрели очень много претендентов, кастинг-директор Лариса Сергеева проделала титаническую работу. Поскольку никак не могли определиться, рассматривали даже вариант работы с известными актерами и уже остановились было на Безрукове. Но тут появился Мартинс, и Михалков мгновенно разглядел в нем внутреннее достоинство, офицерскую стать и породу.

За съемки в массовке местным жителям платили по 500 рублей. Животные работали бесплатно
Фото: Юрий Феклистов
Брусчатку, которой были покрыты дороги в начале прошлого века, бутафоры изготовили из резины
Фото: Юрий Феклистов

А потом уже для него подобрали партнершу. Никита Сергеевич очень доволен Викторией. Сидя за монитором, он пересматривает дубль, в котором Соловьева на одном дыхании отыграла сложнейшую драматическую сцену расставания с возлюбленным, и восхищенно комментирует: «Это ж надо, сняли с одного дубля! Умница! Вот она, будущая звезда, точно говорю». Интерьерные сцены снимали уже в столице, на «Мосфильме». В одном из павильонов построили сразу несколько объектов — ювелирную лавку, фотоателье, огромный холл провинциальной гостиницы с колоннами, деревянными резными лестницами, купеческой мебелью и гостиничный номер, где случайные попутчики провели ночь. Реквизит собирали «живой», раритетный. К примеру, в номере все старинное — комод, ширма, тумбочка, кресло, кровать, стальной умывальник, туалетный столик.

Режиссер обращает внимание на каждую мелочь. «Почему у актрисы дырочка на перчатке? Она же дама, а не кондукторша! Быстро зашить!» — строго командует он. «Если на комоде лежит яблоко, его нужно «отыграть». Это как ружье, которое должно выстрелить», — наставляет Никита Сергеевич, и дубль за дублем идет работа над сценой под условным названием «Вика с яблоком»... Откровенные кадры, в которых Виктория предстает полностью обнаженной, снимали целый день. Процесс шел тяжело. Актеры никак не могли расслабиться, чувствовалась зажатость. И Никита Сергеевич вышел из себя: «Мы снимаем тончайшую сцену! Актеры и так обнажены, беспомощны, а тут еще вокруг них ходят толпы людей! Вы же им мешаете, вышелушиваете трепетность. А мы должны всячески стараться создать для них комфортную атмосферу!»

Разумеется, Никита Сергеевич своего добился — площадку покинули все, кроме него, оператора и актеров, и сложная сцена была отработана на сто процентов.

На «Мосфильме» и в Гороховце съемки уже завершены. Киногруппа отправилась в Швейцарию, а в декабре ей предстоит экспедиция в Одессу.

Подпишись на наш канал в Telegram