7days.ru Полная версия сайта

Первым делом самолеты…

Побывайте на выставке самого романтичного художника советского времени и убедитесь, что сюрреализм — это совсем не то, что за него выдают.

Александр Лабас. «На скорости XX века»
Фото: Фото предоставлено пресс-службой Государственной Третьяковской галереи
Читать на сайте 7days.ru

Государственная Третьяковская галерея на Крымском валу.

Александр Лабас. «На скорости XX века», до 18 мая.

Имя художника Александра Лабаса обычно обывателю ничего не говорит. И пробел этот надо непременно восполнить, ибо художник этот был известным, талантливым и — специально для девушек — считался одним из самых романтичных живописцев советского времени. Хотя темы его картин были, если так можно выразиться, сугубо мужскими — автомобили, аэропланы, космические ракеты и другие достижения технического прогресса.

Борис Кочейшвили. «Персоны и отражения»
Фото: Фото предоставлено пресс-службой Литературного музея

Лабас прожил долгую — 83 года — и плодотворную жизнь в XX веке. В 1930-х он представлял советскую живопись на международных выставках, но с 1940-х по 1960-е оказался в забвении из-за обвинения в формализме. Сейчас это все дело прошлое, а вот картины остались. И увидеть их надо непременно. Экспозиция включает в себя около 150 полотен — живопись и графику — и разделена по тематике. Если вы ожидаете увидеть просто «портреты» средств передвижения, то вы ошибаетесь. Лабас не был бы большим художником, если бы не сумел передать дух века — скорость. На его картинах — убегающе-ускользающее время, которое на мгновение замедлилось, чтобы его можно было прочувствовать. За безыскусными названиями: «В полете», «Полет на Луну», «Метро», «Дирижабль» скрывается эпоха открытий, свершений, победы человеческого гения над силой сопротивления и притяжения.

Целый раздел выставки посвящен театральным декорациям, над которыми работал Лабас, не отходя от своей любимой темы — машин. В разделе «Мастерская» можно увидеть личные вещи художника, его палитры, документы, фотографии, рабочие тетради с зарисовками со времен ученичества и многое другое. Специальный бонус от устроителей — в рамках выставки планируется лекция об авиации и дирижаблестроении. А для любителей прогресса — электронная экспозиция: плазменные тачскрины, на которых можно будет увидеть позднюю графику, дружеские шаржи, иллюстрации и многое другое, что не уместилось в пространстве выставки.

«Коллективное бессознательное: графика сюрреализма от де Кирико до Магритта»
Фото: Фото предоставлено пресс-службой Государственного исторического музея

Литературный музей, выставочный зал в Трубниковском переулке.

Борис Кочейшвили. «Персоны и отражения», до 2 апреля.

Кураторы выставки решили включить в экспозицию работы разных лет, выполненные в различных техниках, так что здесь можно получить полное представление о творчестве Бориса Кочейшвили. Кочейшвили не только художник, но и поэт, потому живопись и литература здесь тесно связаны. В трех залах дома Остроухова представлены графика, рельеф и живопись. И больше всего здесь портретов литераторов: Фазиля Искандера, Генриха Сапгира, Людмилы Петрушевской, Дмитрия Пригова и других. Но художник не был бы поэтом, если бы не оставил места для

Не ищите здесь портретного сходства. Все объясняется названием выставки. Вместо привычных портретов — отражения. Вместо чинного рассматривания — игра в узнавание, угадывание, поиск. Отражения людей на картинах живут своей собственной жизнью, вступая друг с другом в различные взаимоотношения и становясь самостоятельными персонажами с уникальным характером. И задержитесь, пожалуйста, в зале с рельефами. Это интересно.

Государственный исторический музей.

«Коллективное бессознательное: графика сюрреализма от де Кирико до Магритта», до 25 апреля.

Это выставка-обманка: громкое название, пышно оформленная экспозиция и почти «пустое» содержание. Представленные на выставке листы тиражной графики датированы 1960—1970-ми годами, когда мэтры, чьи подписи на них стоят, уже практически ничего нового не создавали. Джорджо де Кирико, Макс Эрнст, Роберто Матт, Сальвадор Дали, Рене Магритт и другие сюрреалисты просто делали эскизы по мотивам своих прежних произведений, которые потом граверы и литографы превратили в графику. Смотреть эту выставку надо, представляя, что это просто компот из сухофруктов. Видимо, коллективное бессознательное устроителей выставки стремилось именно к тому, чтобы дать посетителям обпиться этого компота, а потом, переварив, попробовать настоящие фрукты и ягоды. Если вы не перевариваете фиолетовый цвет, то лучше туда вообще не ходить.

Подпишись на наш канал в Telegram