Третьяковская галерея на Крымском валу, до 16 мая.
Александр Васильевич Шевченко прожил короткую жизнь (1883-1948) и оказался незаслуженно забыт потомками, хотя одним из его учителей был Коровин, а близкими друзьями Гончарова и Ларионов. Просто Александр Васильевич «говорил» вполголоса. Это, правда, не относится к его работам. Писал он вдохновенно, ярко, сильно. Вероятно, сложись его судьба по-другому, он смог бы написать
Шевченко не был никогда примером художника начала века: он не громил старое, не отрекался от классиков, не стремился проложить дорогу будущему искусству. Он просто работал. Творил так, как велели ему душа и сердце. Проведя всего один год в Париже, Шевченко навсегда проникся живописью Сезанна. В жизни художник руководствовался, похоже, только одним лозунгом Маяковского «и стоило жить, и работать стоило». Шевченко не был соцреалистом. Для него была важна музыка света и цвета, линии и образы, красота момента, которую дано запечатлеть настоящему художнику. Он был поглощен работой, работой и еще раз работой. У Шевченко есть и натюрморты, и портреты, и серия «восточных» картин, созданных после командировки в Батуми, и пейзажи, и городские зарисовки. Его картины – это интерес к жизни в чистом виде. Когда не важен год, политическая ситуация, отношения с коллегами по цеху, а важна только гитара, которая стала главной частью натюрморта, или дворник, раздумывающий как дальше мести, или обнаженная женщина, открывающая глаза новому дню.
Самое важное – в деталях. Жизнь – в каждом мгновении. Сегодня – очень короткий отрезок времени, который утекает песком сквозь пальцы в небытие, оставляя такие великолепные картины.
Галерея «Триумф-Метрополь», до 23 апреля.
Персональная выставка английского художника Вольфа фон Ленкевица «Победа над суммой» названа по, его собственному признанию, по аналогии с названием футуристической оперы 1913 года «Победа над солнцем».
Работы фон Ленкевица демонстрируются в Москве впервые. Весьма любопытное зрелище для любителей неоднозначных решений, смешения стилей и «диалога» искусства с историей и средствами массовой информации. Вольф фон Ленкевиц – современный мифотворец, человек, который удобно себя чувствует и в пространстве картинной галереи, и в кинозале во время просмотра нового мультфильма от «Disney». А еще лучше английский художник себя чувствует, когда по собственному желанию смешивает картины и мультики, книги и известных художников, сказки и философов. 80 работ экспозиции – выловленные из большого плавильного котла человеческого сознания фрагменты. Это современный мир, в котором цифровые технологии и человеческое желание делают возможным почти все, пусть и в единичном экземпляре и только для собственного пользования, но этого ведь достаточно.
Есть в этом что-то подростковое, когда еще не взрослый человек хочет создавать что-то новое, обязательно разрушая старое, потому что соседство, по его мнению, невозможно. Это потом только, через много лет, окажется, что все это не только возможно, но и необходимо. У фон Ленкевица Брейгель превращается в Диснея, Белоснежка оказывается Лолитой, Пикассо мешается с Гитлером и происходит еще много непонятного и странного, но иногда близкого и символичного.
Государственный музей современного искусства РАХ, до 25 апреля.
Марина Фоменко исследует новые обстоятельства жизни современного человека, который постоянно находится или может оказаться под наблюдением.
Инсталляция объединяет разные жанры: фотографии и видео, звук и флэш-анимацию. Фото- и видеоматериалы для «Станции наблюдения» были отсняты автором в сентябре 2009 года, во время пребывания в резиденции художников при музее Упернавик в Гренландии. По мнению художницы, в нашей повседневной жизни мы почти всегда наблюдаем или находимся под наблюдением. За нами наблюдают камеры в подъездах, аэропортах, гостиницах, магазинах и на дорогах. Мы разрешаем подсматривать за собой в интернете и подглядываем за другими. Несметное число любителей фото- и видеосъемки наблюдает за всем вокруг. За нами следят со спутников, мы заглядываем в чужие окна и телефоны. Станция наблюдения — гипотетическая структурная единица системы наблюдения.
Она реализует различные виды наблюдений: за объектами наблюдения Станции, за посетителями Станции, за самой Станцией наблюдения, за наблюдающими за Станцией наблюдения, за смотрителем Станции, за собой, за коллекциями наблюдений и другие. Совершенно сводящая с ума выставка, которую стоит посетить.
Подпишись на наш канал в Telegram