7days.ru Полная версия сайта

Александр Масляков мог заставить любую команду переписать выступление за одну ночь

«Сотни выпускников «академии Маслякова» работают сейчас сценаристами, продюсерами, редакторами, актерами, ведущими на ТВ.

Александр Масляков, 2006 г.
Фото: Архив «7 Дней»
Читать на сайте 7days.ru

«Сотни выпускников «академии Маслякова» работают сейчас сценаристами, продюсерами, редакторами, актерами, ведущими на ТВ. Хотя Александр Васильевич считал: «Все, что кавээнщики делают после КВН, получается хуже», — рассказывают соратники легендарного ведущего, в дальнем прошлом знаменитый капитан бакинской команды КВН, обладатель кубка «Чемпион чемпионов КВН», а затем многолетний член жюри КВН режиссер Юлий Гусман и редактор этой программы, а ныне сценарист и драматург Михаил Марфин.

— Юлий Соломонович, вы были свидетелем начала карьеры легенды отечественного телевидения Александра Маслякова…

Юлий Гусман: C Александром Васильевичем Масляковым, который тогда был просто Саша, мы знакомы с 1967 года. Правда, он появился на голубых экранах раньше, в 1964 году. Тогда же Центральное телевидение пришло в мой родной город Баку. На маленьком экране в нашей коммунальной квартире у соседки тети Кати мы впервые увидели и парад на Красной площади, и Большой театр, и КВН. Наш город заболел этой игрой. Все в Баку заиграли в КВН: в университетах, в школах, в воинских частях. В этом движении повезло участвовать и мне. Для отбора игроков в Баку при­ехала делегация, в том числе будущая супруга Саши Светлана, тогда еще не Маслякова, — красивая, очень русская девочка с косой. Она теперь говорит, что не было косы, но я утверждаю, что была. (Смеется.) 

Светлана работала ассистенткой режиссера передачи Беллы Сергеевой. Принимали мы их достойно, как и положено в Баку. Хвастаться победами 60-летней давности не стоит, наверное, но это все очень приятные воспоминания. Нашу команду пригласили во всесоюзный телевизионный КВН. И тогда я в первый раз увидел Маслякова на сцене. До него были другие ведущие: Алик Аксельрод, Элем Климов — будущий кинорежиссер, еще кто-то. Но я их в КВН не видел. К этому времени Масляков уже вел передачу с не менее очаровательной Светланой Жильцовой. Саша был молодым, стройным, подтянутым, энергичным, с горящими глазами и с нормальной человеческой улыбкой, не похожей на улыбки остальных ведущих ТВ, которые, видимо, с трудом выносили звездность на своих узких плечах.

Светлана Жильцова и Александр Масляков — ведущие «Клуба веселых и находчивых». 1971 г.
Фото: РИА Новости

КВН продержался на советском экране одиннадцать лет, в течение которых наша команда «Парни из Баку» часто выигрывала, а Саша блистал на сцене своим обаянием в качестве ведущего. В 1970 году мы стали абсолютными чемпионами всех лет, победив в финале замечательную команду Одессы, некоторые участники и болельщики которой до сих пор не могут нам простить эту победу. Старшее поколение помнит, какой огромной популярностью пользовалась эта программа. К сожалению, в 1972 году приказом тогдашнего министра Лапина (Сергей Лапин — председатель Государственного комитета по радио и телевещанию при Совете министров СССР. — Прим. ред.) КВН был придушен под предлогом, что им не хватает камер, пленки или еще чего-то. В 1971 году вышел наш последний совместный эфир.

— Михаил Наумович, вы ведь познакомились с Масляковым уже после закрытия первого КВН?

Михаил Марфин: Да. Масляков тогда вел программу «А ну-ка, девушки!», музыкальные фестивали. Он, кстати, был первым ведущим «Что? Где? Когда?». В редакции его использовали как пробный камень — если у него все получится, значит, может получиться и у других. Много чего Александр Васильевич тогда вел, и все успешно. На одной из таких программ мы и познакомились еще в начале 80-х. А уже в 1986 году, когда после 14-летнего перерыва КВН снова выпустили в эфир, команду нашего института в последний момент выбрали в качестве спарринг-партнера для «Одесских джентльменов». Сначала Александр Васильевич был редактором на передаче, но уже в конце первого сезона занял место руководителя программы. С тех пор это стало главным делом его жизни.

— Как Масляков безошибочно мог понять, пойдет шутка или не пойдет? Или ошибался все же?

Первые выпуски КВН шли в прямом эфире. «Мы знали, что можно говорить, что нельзя, — вспоминает Юлий Гусман. — Хотя случались и острые выступления. Например, что у нас Каспий загрязняется или что нефть кончается. Кто знает, может, из-за этого КВН и закрыли». Незадолго до временного закрытия передачи в 1971 году участникам запретили выходить на сцену с бородой, в которой цензоры разглядели «стеб» над Карлом Марксом. С конца 60-х и после возобновления программы КВН почти всегда шел в записи.

Юлий Гусман (в центре) и команда КВН Баку. 1968 г.
Фото: из личного архива Юлия Гусмана

Михаил Марфин: Это довольно редкий дар. На самом деле в течение десятилетий телевизионная передача КВН зиждилась на его вкусе. Масляков выбирал тех редакторов, которые этому вкусу соответствовали, ну или прививал им его. Вот я, например, работая редактором КВН с 1990 года, могу сказать, что воспитан на его вкусе. И те ребята, которые работали после меня, тоже. И когда мы сидели на просмотрах без Маслякова, говорили: «Нет, эту шутку Александр Васильевич все равно уберет». То есть мы научились понимать, что нужно.

— Вам доводилось с ним о чем-нибудь спорить?

Михаил Марфин: Александр Васильевич негативно относился к проектам, которые создавали выпускники КВН. Хотя часто они предлагали делать их под брендом его творческого объ­единения «АМиК», доверяя профессионализму и вкусу руководителя. Так было и с «ОСП-студией», и с Comedy Club. И я в свое время на этом настаивал, но он жестко ответил, что будет делать только КВН. Позже Масляков объяснил почему: «Все, что кавээнщики делают после КВН, получается хуже».

— Были ли у Маслякова любимчики среди команд?

Михаил Марфин: «В редакции Маслякова использовали как пробный камень — если у него все получится, значит, может получиться и у других. Много чего Александр Васильевич тогда вел, и все успешно» Александр Масляков с победительницами конкурсов передачи «А ну-ка, девушки!» Ириной Кнуренко, Ольгой Рухлядой, Юлией Алексеенко, Еленой Борщевой и Еленой Зайцевой. 1987 г.
Фото: РИА Новости

Михаил Марфин: Это нельзя назвать любимчиками. Понимаете, он очень любил КВН и кавээнщиков, и были команды, про которые он понимал, что это лидеры. Его отношение к команде выстраивалось по принципу: что она может сделать для клуба? И понятно, что если команда играла много лет, то отношения с ней укреплялись. В таких коллективах он знал всех, и даже когда через годы они встречались, Александр Васильевич называл человека по имени. Вообще, через одну-две игры он уже знал по именам большую часть команды. Очень ценил работоспособность и умение что-то быстро исправить. Случалось, вносил такие правки, что им приходилось переписывать целые конкурсы за два-три дня или вообще в последнюю ночь. Александр Васильевич задавал КВН очень высокую планку, причем с годами ее повышал. И он строго разделял КВН как движение, которое, развиваясь, имеет право на неудачи, и телепередачу КВН, которая такого права не имеет.

— Вокруг бессменного ведущего КВН ходило много слухов, что, наверное, естественно для знаменитого человека…

Юлий Гусман: Саша обрастал дурацкими слухами еще во времена первого призыва КВН. Говорили, например, что он сидел в тюрьме. Конечно, это все неправда. Просто всегда находились обиженные и завистливые люди, которым было выгодно дискредитировать и его, и наш клуб.

— Некоторые высказывали претензии и к самому Маслякову…

Александр Масляков с участниками конкурса во время одной из игр Летнего кубка КВН в Сочи. 2009 г.
Фото: РИА Новости

Юлий Гусман: Как я понимаю, Саше вменяли в вину создание династии. Мол, вся его семья задействована в этом проекте — и жена, и сын, и внучка, и невестка. В нашей стране создание династии врачей, рабочих и фермеров всегда считалось правильным и прекрасным делом. Александр Васильевич не родился с серебряной ложкой во рту. Когда они со Светланой поженились, Саша с родителями жил в маленькой двушке, и первые пять лет они со Светой ютились там все вместе. Потом родился Сан Саныч, который сегодня взвалил на себя всю тяжесть работы. Я, кстати, был тамадой на свадьбе Сан Саныча. И хочу сказать следующее: этот мальчик жил кавээном с детства, при этом он блестяще окончил МГИМО, владеет языками… 

Династия Масляковых не «захватила КВН», они своим трудом заслужили право считать КВН своим детищем, потому что создателей, к сожалению, уже давно нет с нами. Напомню, что КВН придумали Альберт Аксельрод, Сергей Муратов, Михаил Яковлев и помогавшая им тогда редактор Елена Гальперина. И большое счастье нашего клуба, что руки Масляковых столько лет несли его, — надеюсь, будут нести и дальше. Вся семья как могла старалась вложить в эту игру сердце, душу, профессиональный опыт. И мне кажется, они заслужили благодарность и добрые слова, а не грязь, глупости и подлости, которые иногда позволяют себе люди, не имеющие ни чести, ни совести, ни мозгов. За 60 лет все Масляковы выросли от молодых неопытных людей до крупных телевизионных мастеров.

— А что ответите на слухи о коррупции в КВН?

Юлий Гусман: Я 15 лет был капитаном КВН Баку, а с 1988 года бессменно сидел в жюри на своем месте с краю и утверждаю: НИКОГДА в жизни ни один человек ни с каким поручением или приказом от Саши, ни сам Саша, ни Света, никто не подошел и не сказал: «Надо, чтобы выиграла эта команда». Никому в голову не пришло предложить жюри 1000 рублей или 500 юаней — не важно. Какая может быть коррупция, когда Эрнст тут же сидит? Более того, сейчас часто слышу: за участие в жюри певцу N дают такую-то сумму. Я рад за наш шоу-бизнес. В жюри КВН перебывали самые интересные, яркие представители страны: журналисты, режиссеры, артисты, кавээнщики. И всегда считалось за честь судить игру. И, конечно, бесплатно и на добровольных началах. Безусловно, было бы неожиданно и приятно, если бы за эту работу давали самолет, пароход или тележку с конфетами, но КВН родился и остался игрой энтузиастов, художественной самодеятельностью. В этом его прелесть и сила. Когда я сейчас вижу многочисленные порождения и отпочкования КВН, где предлагают миллионы в награду за победу, мне становится грустно.

Светлана Маслякова, Юлий Гусман и Александр Масляков. 2015 г.
Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Я всегда называл КВН Академией телевизионных искусств Александра Васильевича Маслякова. У КВН огромное количество выпускников. Люди заканчивали эту академию, проходя огромный путь: после своих региональных конкурсов добирались до Первого канала, попадая в Высшую лигу, становились нарасхват на всех каналах. Сотни выпускников «академии Маслякова» работают сейчас сценаристами, продюсерами, редакторами, актерами, ведущими на ТВ. То есть получилось, что КВН еще и социальный лифт страны. Может, теперь некоторым кажется, что это не их нашли на автобусной остановке в Сочи, в горах Мурманской области или на улицах Воронежа, а они так и родились телевизионными звездами. Между тем они все прошли закалку, отточку, шлифовку в школе Маслякова. Столько разных глупостей и выдумок я выслушал в последнее время от этих людей! Масляков не нуждается в защите, потому что это одно из самых больших имен отечественного телевидения и радио.

— Михаил Наумович, а что бы вы ответили на претензии по поводу «тоталитарного правления Маслякова» и «усиления цензуры»?

Михаил Марфин: А это связанные понятия. Человек, который делает передачу и редактирует ее, руководствуется своими критериями. Можно назвать это вкусовщиной, пожалуйста. Но ни у кого не повернется язык сказать, что у Маслякова был плохой вкус. Руководствуясь этим вкусом, он делал ту передачу, которую считал нужным, и отсекал все другое. Это нормально. В искусстве вообще не бывает демократии. Точно так же любой актер может ругаться на тоталитарный характер работы режиссера. В любом жанре на первом этапе стиль работы может быть очень демократичным, но в конце концов наступает режим диктатуры — по-другому в искусстве невозможно. А любимая фраза Маслякова: «КВН пусть маленькое, но искусство». И если это искусство, то оно должно пропускаться через какого-то одного человека, через того, кто отвечает за выпуск. Как показали несколько десятилетий, его решения были правильными. 

Многие ребята, которые ушли из КВН, стали руководствоваться своим вкусом, и далеко не у всех он оказался соответствующим. Они, конечно, что-то позаимствовали у своего учителя, но, когда вырвались на оперативный простор, не все так хорошо стало получаться, а у многих вообще не получилось. Хотя я прекрасно понимаю их старые обиды, когда то, что ты придумал, вырезают за два дня до эфира и тебе приходится все переписывать. Это бьет по самолюбию. Но дело в том, что даже самый маленький служащий всегда найдет миллион поводов для того, чтобы обидеться на своего самого маленького начальника.

Участники и создатели программы признаются, что многому научились у Александра Маслякова. Михаил Марфин, например, вспоминает, что весь его путь на ТВ в качестве телевизионного ведущего сопровождался советами Маслякова. «Их было немного, но все очень точные. В середине 90-х годов в жюри пришел Сергей Жигунов. И он мне говорит: «Слушай, я посмотрел передачу «Счастливый случай» и уловил что-то родное в твоем ведении, а потом понял, что это же интонации Маслякова, даже его словечки какие-то проскакивают». На что Александр Васильевич заметил: «Не самый плохой вариант».

Ведущая игры «Детский КВН» внучка Александра Маслякова Таисия и капитан команды КВН Высшей лиги «МегА» Степан Лукин на съемках программы. 2021 г.
Фото: предоставлено компанией «Амик»
Михаил Марфин. 2016 г.
Фото: Legion-Media

Вот как раз от Юлия Соломоновича я однажды услышал такую фразу: «Люди бывают плохие, хорошие, а бывают замечательные, великие. И к последним неприменимы первые два определения». Я долго размышлял над этой мыслью и в конце концов понял, почему так. Большой человек ставит перед собой большие цели и принимает решения, исходя из этих целей. Хотя, чисто по-человечески, эти решения могут даваться ему очень непросто.

— Юлий Соломонович, а когда вы с Масляковым в последний раз общались?

Юлий Гусман: В какие-то годы мы с ним много общались, в какие-то меньше, иногда отдыхали вместе с семьями. В последний раз общались довольно давно, потому что он тяжело болел, и справедливо, что семья охраняла его покой.

Последние КВН я видел только по ТВ, потому что в 2021 году неудачно упал, повредил спину и еще не полностью оправился после этого. Но я больше 30 лет сидел в жюри. Многие называют КВН империей или планетой, а мне всегда казалось, что это вид уже забытого и стертого, но прекрасного понятия «художественная самодеятельность». И чем больше наши молодые люди будут заниматься чем-то подобным — не важно, чем именно: строить кораблики, рисовать, петь, писать доморощенные стихи или играть в КВН, — тем лучше. Раньше все это было широко и бесплатно во дворцах пионеров, сейчас не знаю, существуют ли такие молодежные дворцы. Я был бы рад. КВН прорастает, как в песне Дунаевского, сквозь асфальт. Главное в КВН — творчество, та самая художественная самодеятельность. И это привнесло в нашу, участников игры, жизнь и жизни миллионов телезрителей много радости и позитива. Игру с удовольствием смотрели и в ней участвовали по всему русскоязычному миру — в Америке, и в Израиле, и в Австралии, не говоря уже обо всех республиках бывшего СССР, всюду, где звучит русская речь.

Про ведущего одной из самых по­пулярных программ на советском телевидении ходило много разных слухов. Самый стойкий — о том, что Масляков был судим за валютные махинации и оказался в заключении. На самом деле такого не было. А миф, вероятнее всего, появился в то время, когда КВН был закрыт с 1972-го по 1986 год.

Юлий Гусман: «Саше вменяли в вину создание династии. Мол, вся его семья задействована в этом проекте. В нашей стране создание династии врачей, рабочих и фермеров всегда считалось правильным и прекрасным делом. Династия Масляковых не «захватила КВН», они своим трудом заслужили право считать КВН своим детищем» Александр Масляков с сыном Александром. 2005 г.
Фото: Legion-Media

— Как вы думаете, что ждет КВН?

Михаил Марфин: Я не знаю. Возможно, будут какие-то проблемы со вкусом. С другой стороны, я оптимист. На свете существует достаточное количество людей, воспитанных Александром Васильевичем. Надеюсь на то, что КВН — самонастраивающийся механизм, и рано или поздно он, как барон Мюнхгаузен, вытащит себя за волосы из болота, даже если туда попадет.

Юлий Гусман: Мне часто снится, что я сижу в жюри, а за трибункой стоит Александр Васильевич, Саша Масляков… Увы! Это уже не произойдет. Но, к счастью, остались телевизионные записи, где всегда молодой и счастливый Александр Масляков ведет корабль КВН по бурному морю штормов и побед. И мы снова можем испытать ощущение счастья…

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: