7days.ru Полная версия сайта

Андрей Мерзликин: «Меня официально приняли в подводники»

«Есть такой ритуал, который проводится на глубине».

Андрей Мерзликин
Фото: из личного архива Андрея Мерзликина
Читать на сайте 7days.ru

«Есть такой ритуал, который проводится на глубине. В плафон объемом 700 граммов набирается забортная вода, в данном случае вода Баренцева моря — ледяная, соленая. И человек, которого посвящают, выпивает эту воду. Перед ним раскачивается кувалда, и нужно, не повредив свою улыбку, ее поцеловать», — рассказывает актер Андрей Мерзликин, сыгравший главную роль в фильме «Северный полюс».

— Андрей, чем вас заинтересовала роль капитана Живцова?

— В первую очередь я очень доверяю режиссеру Александру Котту, которого люблю и уважаю. Мы вместе учились в институте, и я снимался у него в «Брестской крепости». Кстати, у него же в фильме «Конвой PQ-17» я играл командира подводной лодки — легендарную личность Северного флота Николая Александровича Лунина. Он командовал той самой подводной лодкой «К-21», которая произвела легендарный торпедный выстрел по немецкому линкору «Тирпиц». То есть получается, что путь в подводный мир и мир подводных лодок для меня в свое время открыл Александр Котт. А потом он пригласил меня на съемки «Северного полюса». Здесь в основе сюжета история другой легендарной подводной лодки — «К-3». Это первый подводный корабль, построенный Советским Союзом, и мы рассказываем про эксперимент — первое советское погружение под лед Северного Ледовитого океана. Кажется, мне такие роли идут. Мне нравится играть морских офицеров.

— Действительно, они вам очень идут. Потребовалась какая-то особая подготовка?

— Кроме изучения документальной основы, наверное, нет. Нам выдали книгу, написанную Львом Михайло­вичем Жильцовым — прототипом моего персонажа. Там рассказано, как все происходило на самом деле. Потому что в кино — скажу, забегая вперед, — все представлено не совсем так. Ки­нематографисты вынуждены выстраивать сюжет, чтобы получилось интереснее. Всегда есть пространство для вымысла, но он только подчеркивает реальный подвиг, который совершили наши герои. Больше его раскрывает.

На съемках фильма «Северный полюс». 2025 г.
Фото: Централ Партнершип

В рамках работы над фильмом «Конвой PQ-17» виртуальные двойники военной техники, все сцены сражений под водой, на земле и в воздухе были созданы с помощью компьютерного дизайна. По словам создателей проекта, помимо торжества технической мысли, продюсеры постарались избавить фильм и от передергивания исторической правды, которым «отличились» «Штрафбат» и «Диверсант».

— Были ли у вас технические консультации? Все-таки, когда играешь подводника, надо же понимать, как там что работает…

— Мне это было не обязательно. Вот актерам, которые играли другие роли, от боцмана до радиста, действительно все показывали. И рассказывали, как управлять подводным кораблем, и мы все вместе смотрели много документальных фильмов. Самое сложное — выучить команды, понять их, разобрать, правильно произнести. Очень много дублей на это уходило: разбирались, понимали. С нами работали уважаемые консультанты, которые прослужили всю свою жизнь и командовали подводными лодками. Это же самый загадочный вид службы. Большинство людей ничего не знает про мир атомной подводной лодки.

— Но в процессе работы вы, наверное, познакомились с этим таинственным миром?

— Да! Мы посетили базу подводных лодок, и это была не просто экскурсия. Я совершил погружение и официально принят в подводники. Существует ритуал, который проводится на глубине.

— Как он проходит?

С Валерием Дьяченко в фильме «Конвой PQ-17». 2004 г.
Фото: Кинокомпания «Макс-Медиа»

— Есть такой плафон объемом 700 граммов, в который на глубине набирается забортная вода, в данном случае вода Баренцева моря — ледяная, соленая. И человек, которого посвящают, произносит слова, выпивает эту воду, ему дают баранку. А перед ним раскачивается кувалда, и нужно, не повредив свою улыбку, ее поцеловать.

— Фильм снимался там же, на Баренцевом море?

— Большая часть — в Заозерске, где находится база наших подводных лодок, там снимали сцены погружения. А историю всплытия лодки на Северном полюсе мы снимали на Финском заливе. Вот так киношники умеют создавать иллюзию.

— Так какие они, по-вашему, — подводники? Наверное, сдержанные, ведь им постоянно приходится все контролировать, в том числе свои эмоции…

— Да, думаю, каждый подводник, по большому счету, живет в монастырских условиях, без личного пространства. И оттого становится немного закрытым. Весь подводный поход он лишен возможности быть наедине с самим собой. Эти люди, наверное, не скажут ничего лишнего вслух, что может навредить общей эмоциональной атмосфере.

С Яной Есипович в фильме «Брестская крепость». 2010 г.
Фото: Централ Партнершип

— А что движет вашим героем? Патриотизм?

— Живцов — человек своего времени и такого слова, скорее всего, даже и не знает. Но он служит и любит то, чему служит, — Родину. Еще любит флот. Он настоящий офицер, который делает свое дело, мыслит стратегически и пытается достичь поставленной цели.

— Как вы считаете, правильно ли, что лодку «К-3» сдали в музей, который сейчас находится в Кронштадте?

— Я считаю, это очень достойно. Теперь у любого человека есть уникальная возможность прийти в музей и почувствовать, каково это — находиться внутри подводной лодки. Если кто-то доберется до Кронштадта, лодка «К-3» обязательна к посещению. Тем более что это не копия, а настоящий исторический корабль. Очень рекомендую.

— Андрей, а чему главному вас научило знакомство с биографией капитана Жильцова?

Продюсер фильма и исполнительница главной женской роли Елена Север объясняет интерес к созданию проекта тем, что ей это близко буквально с рождения: «Я родилась в Ленинграде, в Кронштадте была неоднократно, много времени проводила на Финском заливе. Поэтому тема Севера мне очень интересна, Арктикой я вообще болею. И когда поняла, что есть возможность снять эту историю, сразу занялась проектом».

«Мне нравится играть морских офицеров. Кажется, мне такие роли идут. Самое сложное — выучить команды, разобрать, правильно произнести» С Еленой Север в фильме «Северный полюс»
Фото: Централ Партнершип

— Наверное, тому, что на подготовку к важному событию, рывку, никогда не хватает времени. Кажется, все успеем, но этот момент всегда наступает не­ожиданно. Когда говорят: «Все, сегодня мы идем». Я поймал себя на мысли, что в жизни любого человека так же происходит, и надо просто решиться что-то начать делать — несмотря на то, что, кажется, еще не готов. Люди должны любить дело, которым они занимаются. И уметь взять на себя ответственность. Мы делали фильм именно об этом.

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: