«Есть такой ритуал, который проводится на глубине. В плафон объемом 700 граммов набирается забортная вода, в данном случае вода Баренцева моря — ледяная, соленая. И человек, которого посвящают, выпивает эту воду. Перед ним раскачивается кувалда, и нужно, не повредив свою улыбку, ее поцеловать», — рассказывает актер Андрей Мерзликин, сыгравший главную роль в фильме «Северный полюс».
— Андрей, чем вас заинтересовала роль капитана Живцова?
— В первую очередь я очень доверяю режиссеру Александру Котту, которого люблю и уважаю. Мы вместе учились в институте, и я снимался у него в «Брестской крепости». Кстати, у него же в фильме «Конвой PQ-17» я играл командира подводной лодки — легендарную личность Северного флота Николая Александровича Лунина. Он командовал той самой подводной лодкой «К-21», которая произвела легендарный торпедный выстрел по немецкому линкору «Тирпиц». То есть получается, что путь в подводный мир и мир подводных лодок для меня в свое время открыл Александр Котт. А потом он пригласил меня на съемки «Северного полюса». Здесь в основе сюжета история другой легендарной подводной лодки — «К-3». Это первый подводный корабль, построенный Советским Союзом, и мы рассказываем про эксперимент — первое советское погружение под лед Северного Ледовитого океана. Кажется, мне такие роли идут. Мне нравится играть морских офицеров.
— Действительно, они вам очень идут. Потребовалась какая-то особая подготовка?
— Кроме изучения документальной основы, наверное, нет. Нам выдали книгу, написанную Львом Михайловичем Жильцовым — прототипом моего персонажа. Там рассказано, как все происходило на самом деле. Потому что в кино — скажу, забегая вперед, — все представлено не совсем так. Кинематографисты вынуждены выстраивать сюжет, чтобы получилось интереснее. Всегда есть пространство для вымысла, но он только подчеркивает реальный подвиг, который совершили наши герои. Больше его раскрывает.
В рамках работы над фильмом «Конвой PQ-17» виртуальные двойники военной техники, все сцены сражений под водой, на земле и в воздухе были созданы с помощью компьютерного дизайна. По словам создателей проекта, помимо торжества технической мысли, продюсеры постарались избавить фильм и от передергивания исторической правды, которым «отличились» «Штрафбат» и «Диверсант».
— Были ли у вас технические консультации? Все-таки, когда играешь подводника, надо же понимать, как там что работает…
— Мне это было не обязательно. Вот актерам, которые играли другие роли, от боцмана до радиста, действительно все показывали. И рассказывали, как управлять подводным кораблем, и мы все вместе смотрели много документальных фильмов. Самое сложное — выучить команды, понять их, разобрать, правильно произнести. Очень много дублей на это уходило: разбирались, понимали. С нами работали уважаемые консультанты, которые прослужили всю свою жизнь и командовали подводными лодками. Это же самый загадочный вид службы. Большинство людей ничего не знает про мир атомной подводной лодки.
— Но в процессе работы вы, наверное, познакомились с этим таинственным миром?
— Да! Мы посетили базу подводных лодок, и это была не просто экскурсия. Я совершил погружение и официально принят в подводники. Существует ритуал, который проводится на глубине.
— Как он проходит?
— Есть такой плафон объемом 700 граммов, в который на глубине набирается забортная вода, в данном случае вода Баренцева моря — ледяная, соленая. И человек, которого посвящают, произносит слова, выпивает эту воду, ему дают баранку. А перед ним раскачивается кувалда, и нужно, не повредив свою улыбку, ее поцеловать.
— Фильм снимался там же, на Баренцевом море?
— Большая часть — в Заозерске, где находится база наших подводных лодок, там снимали сцены погружения. А историю всплытия лодки на Северном полюсе мы снимали на Финском заливе. Вот так киношники умеют создавать иллюзию.
— Так какие они, по-вашему, — подводники? Наверное, сдержанные, ведь им постоянно приходится все контролировать, в том числе свои эмоции…
— Да, думаю, каждый подводник, по большому счету, живет в монастырских условиях, без личного пространства. И оттого становится немного закрытым. Весь подводный поход он лишен возможности быть наедине с самим собой. Эти люди, наверное, не скажут ничего лишнего вслух, что может навредить общей эмоциональной атмосфере.
— А что движет вашим героем? Патриотизм?
— Живцов — человек своего времени и такого слова, скорее всего, даже и не знает. Но он служит и любит то, чему служит, — Родину. Еще любит флот. Он настоящий офицер, который делает свое дело, мыслит стратегически и пытается достичь поставленной цели.
— Как вы считаете, правильно ли, что лодку «К-3» сдали в музей, который сейчас находится в Кронштадте?
— Я считаю, это очень достойно. Теперь у любого человека есть уникальная возможность прийти в музей и почувствовать, каково это — находиться внутри подводной лодки. Если кто-то доберется до Кронштадта, лодка «К-3» обязательна к посещению. Тем более что это не копия, а настоящий исторический корабль. Очень рекомендую.
— Андрей, а чему главному вас научило знакомство с биографией капитана Жильцова?
Продюсер фильма и исполнительница главной женской роли Елена Север объясняет интерес к созданию проекта тем, что ей это близко буквально с рождения: «Я родилась в Ленинграде, в Кронштадте была неоднократно, много времени проводила на Финском заливе. Поэтому тема Севера мне очень интересна, Арктикой я вообще болею. И когда поняла, что есть возможность снять эту историю, сразу занялась проектом».
— Наверное, тому, что на подготовку к важному событию, рывку, никогда не хватает времени. Кажется, все успеем, но этот момент всегда наступает неожиданно. Когда говорят: «Все, сегодня мы идем». Я поймал себя на мысли, что в жизни любого человека так же происходит, и надо просто решиться что-то начать делать — несмотря на то, что, кажется, еще не готов. Люди должны любить дело, которым они занимаются. И уметь взять на себя ответственность. Мы делали фильм именно об этом.
Подпишись на наш канал в Telegram