Съемки восьми фильмов о волшебном мире Гарри Поттера длились 10 лет, и весь мир наблюдал, как росли вместе со своими героями дети-актеры. Дэниел Рэдклифф, исполнивший главную роль, в юном возрасте заработал состояние и стал самым богатым подростком Британского королевства. Но, оставшись без волшебной палочки Гарри Поттера и не обладая достаточно эффектной внешностью для романтического героя, Дэниел готов играть и роли второго плана в малобюджетных авторских фильмах.
Конечно, «Гарри Поттер» открыл для Рэдклиффа множество дверей, и Дэниел страшно благодарен своему герою. Но еще 17-летним он рискнул дебютировать на театральной сцене в спектакле, где ему пришлось полностью обнажаться (вызвав грандиозный скандал, так как впереди были еще съемки трех фильмов поттерианы). И с той поры Дэниел старательно и упорно пытается избавиться от образа маленького волшебника, покорившего и детей, и взрослых во всем мире, попеременно снимаясь в некоммерческом кино и играя в театрах Лондона и Нью-Йорка. В прошлом году Рэдклифф получил главную театральную награду Америки за роль в бродвейском мюзикле. Не игнорирует актер и телевидение (в отличие от многих голливудских звезд) — сериалы «Конь БоДжек», «Записки юного врача», «Чудотворцы», «Рик и Морти» обязаны Дэниелу немалой долей своего успеха.
По словам продюсера фильмов о Поттере Дэвида Хеймана, Рэдклифф нисколько не изменился с того вечера, когда он встретил его в театре с родителями. Дэвид тогда сразу понял, что нашел героя, словно сошедшего со страниц романа Джоан Роулинг. «Он был абсолютно нормальным ребенком. Нет, не так. Он был экстраординарным, необыкновенным ребенком. Абсолютно не испорченный славой и успехом, он остается таким же светлым, одаренным, разумным, любознательным, открытым, чувствительным и щедрым».
Состояние 35-летнего Дэниела Рэдклиффа оценивается в 110 миллионов долларов. За первый фильм поттерианы — «Гарри Поттер и Волшебный камень» — 12-летний актер получил 1 миллион долларов. А за два последних фильма — 50 миллионов.
В финале кастинга у Дэниела остался только один соперник. Тоже очень похожий на Поттера, каким его себе представляли создатели фильма. Но мнение режиссера Криса Коламбуса и Дэвида Хеймана перевесило. Они были уверены, что, помимо чувствительности и трепетности, в характере Рэдклиффа есть и не менее необходимая для образа юного волшебника твердость. Крис Коламбус увидел в Рэдклиффе какую-то «одержимую заколдованность», идеальную для Гарри Поттера.
Трудно кого-то теперь представить в этой роли, но волшебства могло бы и не случиться. Родители Дэна боялись слишком больших изменений в жизни сына. И только после долгих уговоров согласились позволить ему пройти прослушивание. Единственный ребенок в семье литературного агента Алана Рэдклиффа и директора по кастингу на телевидении Марсии Грэшем (оба начинали как актеры, но не слишком преуспели), Дэниел еще в пять лет сказал, что хочет быть артистом. В 10 лет сыграл юного Дэвида Копперфилда в телевизионном сериале по роману Диккенса, а затем роль в фильме «Портной из Панамы» (с Джеффри Рашем, Пирсом Броснаном и Джейми Ли Кертис). В частных школах, куда вполне обеспеченные родители его отдавали, Дэниел чувствовал себя глубоко несчастным. Считался лузером — из-за отсутствия интереса к спорту и из-за привычки все обсуждать, а не молча сидеть и слушать. Дэниел до сих пор помнит, как учитель в школе (где он числится теперь почетным звездным студентом) однажды при всех накричал на него и назвал «тупицей». Родители позволили сыну сниматься прежде всего в надежде, что он обретет уверенность в себе и перестанет страдать от пренебрежения одноклассников. Самое забавное, что Дэниел с трудом осилил первую книгу Дж. К. Роулинг, в то время как его одноклассники выучили чуть ли не наизусть все. Один из самых больших поттероманов в классе предложил ему попробоваться на роль Гарри, когда был объявлен кастинг. Рэдклифф был польщен, но отклонил предложение: «Что ты, на эту роль претендуют, наверное, сотни мальчиков. У меня нет никаких шансов!»
Дэниел тогда сильно недооценил масштаб ажиотажа вокруг «Гарри Поттера». К тому моменту режиссер Крис Коламбус успел просмотреть 16 тысяч претендентов. Видел он и одну из серий «Копперфилда...», но ему сообщили, что уже разговаривали с родителями маленького актера и они категорически против. И, скорее всего, эта роль действительно досталась бы какому-нибудь другому мальчику, если бы продюсер фильма Дэвид Хейман не был страстным театралом. В один прекрасный вечер он решил немного отдохнуть от напряженной работы над проектом и пошел в свой любимый театр. Рассеянно разглядывая публику, он остановил свой взгляд на лице мальчика, сидевшего в конце ряда. В ту же секунду его осенило: «Это же и есть наш Гарри Поттер!» В антракте он был поражен во второй раз, обнаружив, что папой мальчика оказался его старый знакомый, Алан Рэдклифф.
Отец лично привез Дэниела на пробы, а после них на всякий случай сказал сыну, чтобы тот не питал особых надежд, так как шансов получить роль очень мало. Он не хотел понапрасну травмировать психику ребенка. Как показали дальнейшие события, родители плохо знали своего сына. Дэниел совершенно не нуждался в чрезмерной опеке и мог прекрасно постоять за себя. Актеры, снимавшиеся вместе с юным Рэдклиффом в «Дэвиде Копперфилде», были в курсе, что Дэнни вовсе не безобидный младенец. Он прослыл среди них отчаянным задирой и непревзойденным мастером сочинения стихов-дразнилок, чем доводил своих взрослых коллег Иэна Маккеллена и Боба Хоскинса до белого каления. Эти дразнилки производили такой эффект еще и потому, что Рэдклифф всегда был безукоризненно вежлив. «Как вам будет угодно, сэр! Для меня такая честь познакомиться с вами, сэр! Не будете ли вы так любезны, если это, конечно, вас не затруднит…» Тем не менее дома его продолжали считать тихоней и сверхчувствительным ребенком. А сам Дэниел с удовольствием подыгрывал взрослым. В тот день, когда отец сообщил ему об утверждении на роль, он, по словам Алана, расплакался от счастья. Продюсер Дэвид Хейман позвонил Рэдклиффам, когда Дэнни принимал ванну. Взволнованный папа прибежал к сыну и торжественным тоном, по которому мальчик сразу же все понял, спросил его: «Угадай, кто будет играть Гарри?» И хотя ответ был очевиден для Дэнни, тот ответил: «Наверное, кто угодно, только не я!» — «Представь себе, именно ты!» И тут, по словам отца, на глазах мальчишки выступили слезы счастья (или это шампунь попал хитрецу в глаза).
Одна из причин, почему Дэниел был счастлив оказаться на площадке «Гарри Поттера», — возможность не ходить в школу, а проходить обучение один на один с преподавателями, не отрываясь от работы. И, как покажет будущее, это пошло только на пользу юному артисту. Появилась привычка много читать, проснулась любовь к музыке и искусству. Но возникло одно затруднение...
Два первых фильма — «Гарри Поттер и Философский камень» и «Гарри Поттер и Тайная комната» — студия планировала снимать в Лос-Анджелесе. Семью Рэдклифф этот вариант не устраивал. Они не хотели уезжать на два года из Англии. В конце концов съемки решили проводить в Лондоне. На студии «Ливсден» (бывшее помещение авиационного завода времен войны) построили Хогвартс, школу юных волшебников. Каждый вечер после съемок шофер отвозил Дэна в их семейный дом в респектабельном районе города. Отец ежедневно обсуждал с ним сценарий и образ Гарри Поттера. Строгий режим — здоровое питание, витамины и достаточно сна. Мать Дэниела с самого начала взяла на себя финансовую часть. Надо отметить, что родители ни к чему и никогда не принуждали сына и он знал, что ни слава, ни деньги для них не являются приоритетом. Во многом благодаря этому он и не превратился в типичную голливудскую детскую звезду — с искалеченной на всю жизнь психикой. Дэниел всегда вел себя необыкновенно дружелюбно со всеми членами съемочной группы — от гримера до каскадера. Первым дружески приветствовал любого нового участника съемочного процесса. Но старых привычек не оставил — исправно «поставлял» розыгрыши и шуточки, никого не обходил своим вниманием.
Контракт был подписан на два фильма. Что будет дальше, никто тогда не знал. По завершении съемок двух эпизодов у детей-актеров была возможность уйти из проекта. Но и Рэдклифф, и все остальные приняли решение остаться. Дэн, в отличие от своей партнерши Эммы Уотсон, не горел желанием получать академическое образование и прекрасно чувствовал себя в окружении взрослых коллег, намереваясь продолжать актерскую карьеру. А после четвертого фильма стал понимать, что работа в таком сложном проекте научила его актерскому мастерству лучше, чем любой институт.
Армии репортеров и папарацци круглосуточно вели хронику каждого шага Рэдклиффа и его партнеров — Эммы Уотсон и Руперта Гринта. Словно с нетерпением ждали и надеялись на то, что кто-то из них сорвется. И Рэдклифф оправдал их ожидания. В 18 лет он начал пить, впал в депрессию — словом, слетел с катушек. По его собственному признанию, во многом из-за того, что не мог вести себя как его ровесники. Совершать свойственные молодости ошибки, экспериментировать. Пойти в клуб, потанцевать с понравившейся девочкой, прогуляться, в конце концов, по Лондону. Толпа фанатов, требующих автографов, совместных фото и тому подобного, просто смела бы его. А мгновенно выставленные в интернете фотографии вызвали бы еще больший наплыв людей, желающих поближе пообщаться с кумиром.
С алкоголем Дэниелу, к счастью, не без помощи родителей удалось завязать довольно быстро, и от всей этой безумной поттеромании, набирающей обороты с каждым новым фильмом, Рэдклифф решил «скрыться» в проектах, кардинально противоположных по формату. Мол, если уж пытаться избавиться от образа, готового на веки вечные приклеиться к тебе, то надо делать это с особой жестокостью. Бросая вызов и себе, и публике. Всю весну 2007 года, незадолго до начала съемок «Принца-полукровки...», 17-летний актер выходил на сцену лондонского театра «Гилгуд» в Вест-Энде в спектакле «Эквус» по пьесе Питера Шеффера в роли необузданного и психически больного парня, ослепляющего лошадей. В силу противоречивости и неоднозначности эту пьесу не ставили с конца 1970-х годов. Сам по себе такой выбор роли требовал немало мужества. А если учесть, что Рэдклифф ежевечерне в течение четырех месяцев полностью обнажался и имитировал на сцене секс, скандал был неминуем. В преддверии выхода пятого фильма — «Гарри Поттер и Орден Феникса» — поттероманы и студийные начальники рвали на себе волосы. Они понимали, что Рэдклифф и его герой рано или поздно вырастут, но не договаривались, что это каждый вечер будут лицезреть 900 зрителей, причем во всех деталях.
По слухам, сама Джоан Роулинг благословила актера на этот актерский подвиг. Она всегда очень благоволила к Рэдклиффу, считая его идеальным Гарри Поттером. Поддержал его и Гэри Олдман, игравший в «Гарри Поттере» Сириуса Блэка и ставший другом Рэдклиффа в жизни. «Дэн бесстрашный, даже не знаю, смог бы я сделать то, что он делает, — отмечал Гэри. — В 17 лет так себя выставить напоказ — и даже не физически, а эмоционально прежде всего — перед всеми заряженными ружьями, которые могли его прикончить...»
Дэниел Рэдклифф снял документальную картину о своем друге — дублере с самого первого фильма о Поттере. К несчастью, на съемках «Гарри Поттер и Дары Смерти: Часть I» в 2009 году Дэвид Холмс, профессиональный гимнаст, получил серьезную травму и остался парализован. Дэниел и многие члены съемочной группы всегда поддерживали и не оставляли Дэвида в беде. «Вокруг каскадеров сложился миф, будто бы они настоящие супермены. Но это не так. Нельзя полностью сфальсифицировать падение со ступенек или когда тебя сбивает машина. Они находят наиболее безопасный способ, но все равно это больно».
Через два дня после выхода последней книги о Гарри Поттере (Дэн признавался, что не удивится, если его герой погибнет в финале) Рэдклиффу исполнилось 18 лет. Подписав контракт на участие в последних сериях, он испытывал смесь облегчения и нервного ожидания окончания эпопеи, определившей и сформировавшей его. Пока не начались съемки, Рэдклифф приступил к работе еще над одним проектом, далеким от «Гарри Поттера», — в фильме «Мой мальчик Джек» сыграл сына Редьярда Киплинга, погибшего в окопах Первой мировой войны. Незадолго до этого вышли и «Декабрьские мальчики», малобюджетный австралийский фильм, в котором он снялся во время каникул в Мельбурне.
Но плюсы всемирно известной франшизы, конечно, перевешивали минусы. Дэниел снова стал бы Гарри Поттером, получи он такой шанс. Хотя уверяет, что никогда не пересматривает эти фильмы. Гордится и надеется, что главным в его наследии останется то, что не разочаровал, не подвел всех поклонников волшебной эпопеи, представив свою версию юного волшебника, героя, столь любимого и дорогого множеству детей и взрослых во всем мире, вступившего в схватку со злом — вместе со своими друзьями.
Рэдклифф еще в 17 лет (когда впервые столкнулся с обманом) решил для себя проблему доверия — в том смысле, интересен ли он человеку сам по себе или как знаменитость, тот самый Гарри Поттер. Варианта всего два: либо замкнуться и дистанцироваться от людей, либо остаться открытым и дружелюбным и быть готовым к тому, что изредка его доверием станут злоупотреблять. Рэдклифф выбрал второй вариант. Во-первых, он считает, что хорошо разбирается в людях и редко ошибается. Во-вторых, не ведет роскошный образ жизни, это не его история. Родители, ставшие менеджерами сына, давно создали фонд и успешно инвестируют его доходы. Рэдклифф купил дом в Англии и квартиру в Нью-Йорке, где в основном и живет, но на дорогие игрушки — машины, яхты и другие предметы роскоши — деньги тратить не привык. Ему это не нужно, и все его друзья прекрасно осведомлены о привычках Дэниела. Они могут с ним сколько угодно общаться, но ничего больше: никаких фонтанов из шампанского и полетов на частных джетах им — за его счет — не обломится, просто потому, что он и сам так не живет. Деньги для Рэдклиффа прежде всего возможность о них не думать. Не беспокоиться, хватит ли на самое необходимое, как приходится делать множеству людей. Свобода, иными словами. В том числе карьерная. «Я хочу всем людям, кто следит за моим творчеством, показать что-то интересное, а не позволить наблюдать, как я зарабатываю кучу денег, снимаясь во всякой ерунде». Единственное, на что Рэдклифф спокойно и легко тратит свои финансы, — благотворительность. Для него это непременная часть жизни, не требующая признания публики. «Помогать другим — моральная необходимость. Тот факт, что я просыпаюсь утром в своей милой квартире в Нью-Йорке, а кто-то в это же время понятия не имеет, где будет ночевать, — ужасен. Надо что-то делать, отдавать, а не только брать — если есть такая возможность».
С девушками было еще проще, чем с друзьями. Дэна устраивало их внимание в любом случае, какими бы мотивами они ни руководствовались. В 2012 году на съемках фильма «Убей своих любимых» (об американских писателях и поэтах-битниках Берроузе, Гинзберге и Керуаке) он познакомился в Нью-Йорке с актрисой Эрин Дарк. Она старше Рэдклиффа на пять лет, известна по сериалам «Удивительная миссис Мейзел», «Родина», «Девочки». «Это была любовь с первого взгляда, — признавался Дэниел. — Во всяком случае, я с первого же мгновения ощутил такое, знаете, «о, как мне эта девушка нравится». Когда чувствуешь связь мгновенно, очень быстро становится с человеком легко. У нас с Эрин была в фильме довольно сложная сцена, постельная. Но мы тогда еще не начали встречаться. Хотя уже вовсю флиртовали. По-моему, замечательно будет потом рассказать детям, как все происходило. Даже и играть мне не пришлось. Все естественно — Эрин смеется, и я начинаю смеяться. Сам по себе. Независимо от сценария. Эрин очень умная и забавная. Я быстро понял: попал в беду!»
Рэдклифф считает себя романтиком — благодаря своим родителям, прожившим в браке больше тридцати лет и по-прежнему «смехотворно счастливым и влюбленным друг в друга». Он тоже так всегда хотел: «Я люблю приходить домой. Люблю быть в отношениях». Они с Эрин вместе уже 13 лет, и опять же, как и у родителей актера, прочность их союза обусловлена «равноправием и дружбой». В апреле 2023 года у них родился сын. Имя до сих пор неизвестно, Рэдклифф по понятным, в принципе, причинам намерен максимально оградить ребенка от излишнего внимания. Как и его родители, он не желает своему сыну славы и известности и предпочел бы, чтобы он — если уж подастся в этот бизнес — проявил интерес к тому, что делается не на виду, перед камерами, а за кадром или за кулисами. Позволив сыну актерствовать, Алан и Марсия высоко держали родительскую планку, и Дэниел надеется, что он сможет соответствовать этим «стандартам» в отношении своего сына. Отцовство ему нравится, и чтобы не ограничивать общение с ребенком, Рэдклифф намеревается сниматься пореже. Но отмечает: «Я никогда не знал ничего другого, чем быть на съемочной площадке. И по-прежнему люблю там находиться. Это место наибольшего комфорта и тепла, знакомое и родное. Надеюсь, смогу умереть в одном из таких мест. Чем позже, конечно, тем лучше».
Подпишись на наш канал в Telegram