7days.ru Полная версия сайта

Хью Грант: «Я тот еще мерзкий тип»

64-летнему актеру впервые предрекают «Оскар» — за главную роль изощренного злодея в новом фильме «Еретик».

В фильме «Еретик». 2024 г.
Фото: Eastnews
Читать на сайте 7days.ru

64-летнему актеру впервые предрекают «Оскар» — за главную роль изощренного злодея в новом фильме «Еретик». Для Хью, сумевшего выскочить из многолетнего амплуа героя-любовника и очаровательного безобидного сердцееда, этот образ — высшая ступенька в череде с блеском сыгранных за последние годы ярких персонажей.

Лизоблюд в «Примадонне» (бесподобный дуэт Гранта с Мерил Стрип), потенциальный убийца в «Чрезвычайно английском скандале», актер-эгоманьяк в «Приключениях Паддингтона 2» и настоящий преступник в «Отыграть назад» с Николь Кидман (не считая таких «мелочей», как продажный журналист в «Джентльменах» Гая Ричи, изгой умпа-лумп в фильме «Вонка» и харизматичный негодяй в комедийном фэнтези по мотивам популярной во всем мире игры «Подземелья и драконы: Честь среди воров»), — Хью Грант неплохо потрудился, чтобы раскрыть нам всем глаза на свою истинную сущность и заставить восхищаться перевоплощением — из романтического красавчика в яркого характерного актера.

Впрочем, учитывая его собственное признание, может, перевоплощался он раньше, когда играл романтичных героев, а сейчас мы наблюдаем истинного Гранта? В популярном телешоу он сказал: «Я не так уж и наслаждаюсь теперь актерством. В былые времена к концу второй недели съемок все по вечерам напивались вдрызг, влюблялись и наслаждались жизнью. Но все это закончилось с появлением проклятых телефонов. Теперь все бегут домой и пялятся в социальные сети. Как это печально». В общем, Хью Грант добился своего — уничтожил осточертевший ему имидж и продемонстрировал, что ему по большому счету на все и всех наплевать. Или же всего-навсего стал собой — придирчивым, саркастичным и грубым брюзгой. Его даже сравнивают с Харрисоном Фордом (последний очень положительно отзывался о Гранте), который тоже славится мрачным, неуживчивым нравом и отнюдь не звездной прямолинейностью. 

С Мерил Стрип в фильме «Примадонна». 2016 г.
Фото: Legion-Media

Хью Грант, в отличие от многих мужчин, ставших отцами в солидном возрасте, не скрывает как достоинства, так и безусловные сложности, связанные с наличием маленьких детей: «Быть молодым отцом в теле немолодого мужика сильно утомительно. Например, в 60 лет я обнаружил, что, когда в доме пятеро детишек, приходится забыть о таком явлении, как похмелье. И о многом-многом другом. Но оно того стоит».

Сам актер никогда особо не скрывал, что не имеет ничего общего со своими милейшими безалаберными героями из культовых романтических комедий. «Ирония в том, что для меня это были характерные роли. Я их именно что играл, не будучи ни разу таким персонажем наяву. А катастрофическая моя ошибка заключается в том, что из-за гигантского успеха первой комедии «Четыре свадьбы и одни похороны» я подумал: «Ого, похоже, это прямая дорога к бесконечному богатству и успеху. Публика проглатывает с удовольствием героя такого типа». И я стал изображать его и в своей реальной жизни. Давал интервью, как он, разговаривал, как он, на публике. Но никогда в жизни им не был».

Возможно, его аристократическое произношение и снобизм берут начало в детских комплексах: Хью Грант родился и вырос, по его собственным словам, в семье «обнищавшей, но благородной». Отец служил в элитном полку, вышел в отставку в звании капитана и основал небольшой бизнес по производству ковров. Свободное время посвящал гольфу и живописи. Впоследствии Хью не раз устраивал выставки отца, где были представлены его акварели. Мать 30 лет преподавала в обычных городских школах французский язык, латынь и музыку. И именно ей, считает Грант, он обязан «задатками» актерского таланта и общей образованностью. Почти все его предки из обеих дворянских семей были военными, многие отличились храбростью и удостоены королевских наград. На каникулах Хью вместе со старшим братом Джеймсом (он стал банкиром и живет в Нью-Йорке) ездил в Шотландию к деду на традиционную форелевую рыбалку. Учился в хороших частных школах в основном на стипендии, полученные за успехи в учебе и спорте (футбол, крикет, регби). Тем не менее идти по стопам отца и всех своих предков Хью не помышлял. 

Поступил в Оксфорд и окончил его с дипломом в области английской литературы и искусствоведения. В Оксфорде же вступил на сцену студенческого театра, а еще снялся в студенческом фильме «Привилегированный» — благо жизнь аристократии была ему знакома не понаслышке. Тогда же Грант выработал образ цинично-саркастичного шалопая, знающего себе цену и одновременно склонного к самоуничижению. Писал пьески, скетчи для телевидения, играл в них сам, но никакого успеха не предвиделось. Однажды Хью получил предложение сняться в фильме в главной роли, но... отказался. «Я не собираюсь актерствовать, у меня есть, слава богу, собственное шоу!» Однако старший брат, у которого Хью в ту пору квартировал на полу его гостиной, напомнил ему о необходимости зарабатывать деньги. Эта роль в проходной картине «Морис» принесла Хью Кубок Вольпи на Венецианском кинофестивале за лучшую мужскую роль и работу в фильмах европейских режиссеров. Грант саркастически именовал подобные проекты «европудингами». «Это мог быть французский сценарий, отвратительно переведенный на английский, испанский режиссер и британские актеры, потому что продюсеры полагали, что это поможет пробиться на американский кинорынок». Одним из таких «европудингов» был и фильм испанского режиссера о любви лорда Байрона и Мэри Шелли. «Я согласился на эту чушь, потому что все было страшно мило — прелестная локация, куча хорошеньких девушек и гонорар». Но главным и неоспоримым бонусом оказалась встреча на съемках с Элизабет Хёрли, моделью, пытавшейся начать актерскую карьеру...

С Элизабет Хёрли. 1996 г.
Фото: Legion-Media

Получив сценарий под названием «Четыре свадьбы и одни похороны» Ричарда Кертиса, культового британского писателя и сценариста (ставшего таковым во многом благодаря как раз картинам с Грантом), Хью не поверил своим глазам — слишком уж тот был хорош, ему такие еще не попадались. Грант даже позвонил агенту, проверить, не произошла ли ошибка. Правда, Кертиса идея пригласить Хью на одну из главных ролей почему-то не вдохновила. И если бы не энтузиазм режиссера Майка Ньюэлла, из этой затеи ничего бы не вышло. «Проба проходила в присутствии Кертиса, и он явно предпочел бы увидеть меня мерт­вым. Но Майку, напротив, я очень по­нравился», — вспоминал Грант. В 1994 го­ду «Четыре свадьбы и одни похороны» катапультировали актера на голливудскую орбиту и позволили обрести всемирную славу.

За следующий фильм «Девять месяцев» с настоящей звездой Джулианной Мур Грант получил голливудский гонорар. Но эта же картина чуть было не разрушила его успешную карьеру. Хью приехал в Лос-Анджелес для участия в рек­ламной кампании «Девяти месяцев», и в один прекрасный день, вернее ночь, полиция застукала актера на Сансет-бульваре полураздетым в момент пользования услугами местной «ночной бабочки». Новость разлетелась (вместе с фото Гранта на полицейской карточке) по всему миру со скоростью света. Тем более что «британская сенсация» был уже много лет в официальных отношениях с красавицей Элизабет Хёрли. Но Голливуд оказался на этот раз весьма милостив, и скандал удалось замять. Вернувшись из полицейского участка, актер выпустил заявление со словами извинения и самобичевания: «Я совершил абсолютно безумный поступок. Причинил боль и ввел в замешательство многих дорогих мне людей, в том числе своих коллег. И за то, и за другое не могу найти подходящих слов извинения». 

А через пару дней Грант (к вящему изумлению голливудцев, в таких ситуациях обычно скрывающихся за семью замками) отправился на знаменитейшее вечернее телешоу Джея Лено. Где вновь продемонстрировал мастерскую смесь самоуничижения и обаяния, достойную образов его героев, столь полюбившихся публике. Не преминул он в этом же стиле опровергнуть комментарии о том, что Элизабет Хёрли якобы немедленно с ним по­рвала. «Отнюдь. Она очень меня поддерживает, и мы непременно попытаемся справиться с этой ситуацией. Время имеет огромное значение». В отличие от Гранта, по случайному ли совпадению или извечному стремлению публики во всем винить в конечном счете женщину, карьера Элизабет Хёрли с того момента существенно застопорилась, и актрисы из нее так и не вышло. Больше всех выиграла та самая «ночная бабочка» — за полученные от прессы гонорары она смогла оплатить обучение своих дочерей в колледже.

С Энди Макдауэлл в фильме «Четыре свадьбы и одни похороны». 1994 г.
Фото: Legion-Media

Так или иначе, история эта быстро забылась после выхода на экраны романтической комедии Кертиса «Ноттинг-Хилл», где актер успешно повторил свой «трюк», сыграв незадачливого обаятельного англичанина, влюбившегося в гламурную американку. Если в «Четырех свадьбах...» такую героиню играла Энди Макдауэлл, то в «Ноттинг-Хилл» — сама Джулия Робертс. А за Гран­том окончательно (но, как оказалось, не бесповоротно) закрепился статус героя-любовника, звез­ды романтических комедий. Ричард Кертис, однако, припас для своего альтер эго (от ненависти до любви один шаг) роль в «Реальной любви», одном из самых знаменитых ромкомов всех времен и народов. В этом фильме играли (в том числе крохотные эпизодические роли) практически все выдающиеся актеры и актрисы Туманного Альбиона. От Киры Найтли до Эммы Томпсон, от Роуэна Аткинсона до Ко­лина Ферта.

И это не считая обожаемых всеми фильмов про Бриджит Джонс по сценариям того же Кертиса. Впрочем, по мнению (и более чем справедливому) самого актера, именно в первом фильме о Бриджит Джонс он впервые порвал шаблон. Его циничный и расчетливый Дэниел Кливер вроде бы и похож на обая­тельнейшего и слегка растрепанного героя Гранта, от которого без ума все женщины, но отнюдь не является романтиком. А в гораздо большей степени напоминает самого Хью. О чем актеру, к его вящему удовольствию, не раз говорили знакомые и друзья. И особенно оттеняет его неромантичность соперник — скучноватый и верный Марк, герой Колина Ферта. По уму, именно с ним Бриджит (Рене Зеллвегер) могла бы с самого начала обрести свое женское счастье, но, увы, как это часто бывает и в жизни, предпочла безнадежно страдать по обаятельному негодяю. Благодаря чему зрители получили продолжение (и не одно) истории этой героини.

Однако все хорошее когда-то заканчивается. В 2009 году вышла крайне неудачная со всех точек зрения (а уж в глазах самого Гранта и вовсе чудовищная) мелодрама «Супруги Морган в бегах» с Сарой Джессикой Паркер, с треском провалившаяся в прокате (не окупив даже бюджета). «Не важно, хотел я этого или нет, но моя жизнь высокооплачиваемого актера внезапно улетучилась, словно ее и не бывало. Не скрою, я был слегка озадачен и смущен, зато ощутил ветер перемен и свободу». И впрямь, более не обремененный ролями романтических героев, Грант в 2012 году уговорил режиссеров Вачовски дать ему шесть разных ролей в их не рассчитанном на массовую аудиторию фантазийном триллере «Облачный атлас». И по старой памяти предался самоуничижению: «Я почти уверен, что они меня взяли только потому, что дистрибьюторы потребовали включить в картину хоть какую-нибудь знаменитость кроме Тома Хэнкса. То есть мы не хотим никакого Хью Гранта, но, так уж и быть, дадим ему крохотную рольку». 

По словам Гранта, его жена никогда не была фанаткой прославивших его романтических комедий. «Анна — настоящий мужчина в нашем доме, любит гангстерские фильмы и жестокие боевики. В то время как я сижу и смотрю, утирая слезы, «Римские каникулы» или «Звуки музыки». Но ей нравится, что я делаю сейчас, и она, кажется, постепенно пристрастилась к моим новым работам». Что ж, возможно, это играет немаловажную роль в их счастливом союзе.

С женой Анной Эберштейн на премьере фильма «Вонка». 2023 г.
Фото: Legion-Media

На самом деле Грант был страшно доволен своими актерскими достижениями в «Облачном атласе» и шансом продемонстрировать всем, на что реально способен. Ведь в студенческие годы актерская стезя привлекла его именно из-за умения изображать разных персонажей, вызывая смех аудитории. Однотипных же романтических героев-любовников Гранту играть всегда было не так весело, да и не в его характере вовсе. «Я стал слишком толстым и уродливым для этого жанра, разве не очевидно? И занялся гораздо более интересными делами». В 2016 году актер даже отклонил предложение сыграть в третьем фильме о Бриджит Джонс, объяснив отказ «неудовлетворительным сценарием». «Одна из немногих вещей, которым я научился за свою жизнь, — если делаешь что-то исключительно ради денег, рано или поздно это непременно тебе отольется», — намекнул Грант на истинные причины отказа.

«Более интересные дела» подразумевали и освоение новых радостей в реальности — главное преображение Хью Гранта случилось не в кино, а в жизни. Закоренелый холостяк, не скрывающий своего презрительного отношения к институту брака, неожиданно стал примерным семьянином, женившись в 2018 году на шведке Анне Эберштейн. «Я по-прежнему считаю это полной ерундой, как, между прочим, и моя жена. Но в принципе, выяснилось, что это вполне уютная и симпатичная ерунда. Не могу не признать, что все оказалось очень даже приятно. Я должен был сделать это давно. И я счастливчик, настоящий счастливчик. У меня потрясающая жена, я ее люблю». Анна получила финансовое образование в Англии и Америке и переехала из Стокгольма в Лондон ради успешной продюсерской карьеры. Они начали встречаться давно, а в 2012 году Анна родила от Хью сына Джона Мунго. Но в то время Грант еще не был готов расстаться со своей свободой. 

Зато почувствовал вкус к отцовству. С 2011-го по 2018 год у актера родилось пятеро (!) детей. Причем от Анны, на которой он в конце концов женился, — только трое из них. Тем не менее дочку и сына, рожденных его подружкой — китаянкой Тинглан Хонг, с которой он продолжал периодически встречаться, Хью тоже официально признал своими законными. И с удовольствием обеспечил всем необходимым, включая жилище неподалеку от своего дома, куда и приходил в свободное время навестить дочку Табиту и сына Феликса. Мальчик, что интересно, появился на свет всего на четыре месяца позже первого ребенка, рожденного будущей женой актера. Как ни странно, никакого скандала и выяснения отношений по этому поводу прогрессивная скандинавская возлюбленная Хью не устроила. В 2015 году она подарила актеру девочку, а о рождении третьего ребенка, еще одной девочки, в 2018 году публика узнала не от Хью, у которого традиционно сложные отношения с британской прессой, а от его бывшей возлюбленной Элизабет Хёрли.

Грант встречался с Лиз 13 лет, и даже после того, как его застукали в Лос-Анджелесе «на горячем», их отношения продолжились. Можно предположить, неготовность Гранта к семейным радостям и нежелание Лиз ждать, когда он созреет, и послужили главными причинами их разрыва. После расставания с актером Хёрли вскоре родила ребенка от миллиардера Стивена Бинга, но замуж так и не вышла. Они с Грантом, несмотря ни на что, до сих пор дружат, и он крестный ее сына, а фактически во многом заменяет ему отца.

С Рене Зеллвегер в фильме «Дневник Бриджит Джонс». 2001 г.
Фото: Legion-Media

Сколько бы актер ни шутил о своем немалом возрасте для отцовства, он не скрывает, что именно эта роль обожающего своих детей, сентиментального и преданного отца оказалась едва ли не самой успешной в его жизни. И благодаря ей он научился принимать себя в качестве актера и не морщиться, увидев на экране. И самое главное — семейная жизнь открыла многие эмоциональные шлюзы, позволив играть героев, которых раньше ему и не предлагали...

Интересно, что после долгих размышлений, сомнений и уговоров Грант все же согласился поучаствовать в последнем, четвертом фильме франшизы — «Бриджит Джонс. Без ума от мальчишки» (выходит в следующем году). Теперь ему нечего опасаться — мир, включая его фанатов, принял актера в новой ипостаси талантливого злодея. Сценаристы воскресили его героя Дэниела Кливера, который в предыдущем фильме погиб в авиакатастрофе (пришлось как-то объяснять зрителям его исчезновение). Прочитав сценарий, Грант страшно, по его признанию, умилился. Но лишь содержанию, а не форме. «Это лучший роман Хелен Филдинг, уверяю вас. Самый забавный, остроумный и очень-очень-очень трогательный». Тем не менее Хью написал заново несколько сцен, предельно сократив пребывание своего персонажа на экране.

Со своей старой знакомой Николь Кидман (Хью знал ее еще в пору, когда она была замужем за его приятелем Томом Крузом) Грант сыграл одну из лучших ролей последнего этапа своей карьеры — в мини-сериале «Отыграть назад». «Я немного боялся ее «Оскара». Она же получила его за драматическую-предраматическую роль, а я в этом жанре все еще новичок. И как я буду играть с ней такую глубокую драму? Но, с другой стороны, любому, кто хоть однажды играл вместе с Мерил Стрип, уже в принципе ничего не может быть страшно», — скромно отрапортовал в своем классическом стиле Хью Грант. И заодно поделился советом: «По опыту знаю — чем блистательнее партнеры, тем проще на самом деле. Все равно как играть в теннис с профессионалом: это всегда лучше и полезнее, чем с таким же, как я, 60-летним любителем».

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: