7days.ru Полная версия сайта

Клаудия Кардинале: несчастливая звезда

Клаудия Кардинале, 1969 г.
Фото: Legion-Media
Читать на сайте 7days.ru

Недавно покинувшую этот мир Клаудию Кардинале часто сравнивали с итальянскими секс-символами 60—70-х Софи Лорен и Джиной Лоллобриджидой. Но восприятие Клаудии публикой и в жизни, и на экране отличалось — она была скорее «подругой», «девушкой из соседнего двора», более близкой и реальной, чем ее конкурентки.

Идеал женщины героя Марчелло Мастроянни в фильме Федерико Феллини «Восемь с половиной»; хозяйка борделя, мечтающая играть в оперном театре в джунглях Амазонии, в «Фицкарральдо» Вернера Херцога; мстящая за мужа вдова, отлично владеющая оружием, в вестерне Серджо Леоне «Однажды на Диком Западе»; «принцесса», владелица драгоценного камня, в культовой комедии «Розовая пантера», — ее актерскую карьеру вполне можно назвать блистательной. Но вот личная жизнь и судьба Клаудии Кардинале были на редкость несчастливыми...

Клод Жозефин Роз Кардинале родилась в столице Туниса, который был тогда французским протекторатом, в 1938 году. Родители иммигрировали с Сицилии, отец служил инженером на железной дороге, мать воспитывала четверых детей. Клод (Клаудией она станет, когда подчинится своей актерской судьбе) говорила по-французски и на сицилийском диалекте итальянского, на котором разговаривали все ее родные, выходцы с острова. Ее будут дублировать в фильмах до того момента, как Федерико Феллини отказался от подобной практики, сняв актрису в 1963 году в картине «Восемь с половиной».

Родители отправили двух дочерей учиться в частную школу при католическом монастыре, где Клод часто наказывали. В девочке сочетались, казалось бы, несовместимые качества — она была тихой и скромной, но одновременно бунтаркой, странной, словно не от мира сего. Училась при этом на отлично и демонстрировала недюжинные атлетические таланты.

В фильме Федерико Феллини «Восемь с половиной». 1963 г.
Фото: Mary Evans/ТАСС

Будущая звезда еще была школьницей, когда известный французский режиссер приехал в Тунис искать там актрису для своей картины. И вскоре Клаудия уже снималась в фильме, где свою первую главную роль в кино играл Омар Шариф. Но впечатления такая редкая удача на нее не произвела.

Конкурс красоты в итальянском посольстве «Самая красивая итальянская девушка Туниса» устраивался прежде всего с благотворительной целью, в его комитете заседала и мать Клаудии. Она привлекла дочку к организации конкурса, поскольку та категорически не соглашалась в нем участвовать. Но, по словам Клаудии, ее буквально вытолкнули на сцену. И объявили победительницей. К тому моменту Кардинале уже окончила курсы и получила диплом учительницы начальных классов. С детства планировала работать где-нибудь в маленьком городке в пустыне. Но отец уговорил не отказываться от поездки в Венецию на кинофестиваль — это был приз победительнице конкурса. В Венеции и режиссеры, и продюсеры, и фотографы не могли не заметить красоту и харизму Кардинале. Предлагали всевозможные роли и проекты, но она отказывалась. «Я была очень молодая, застенчивая дикарка и не имела ни малейшего желания выставлять себя напоказ на съемочных площадках». В результате все итальянские журналы вышли с Кардинале на обложках и с подписью: «Красавица, которая не хочет сниматься в кино».

Тем не менее Клаудия все-таки поступила в театральную школу в Риме под руководством итальянской актрисы, известной тем, что она дублировала голливудских звезд — Марлен Дитрих, Грету Гарбо, Риту Хейворт. Но проучилась Кардинале там недолго. Соблазны столицы и мир кино ее не прельстили, и она вернулась в родной Тунис.

С Франко Кристальди на Каннском кинофестивале. 1974 г.
Фото: Legion-Media

Все могло повернуться иначе, если бы не случилась драма, навсегда изменившая ее жизнь. В Тунисе Клаудия стала жертвой изнасилования. Версий множество — то ли это был французский продюсер, то ли военный летчик с французской военной базы, то ли и вовсе незнакомец, затащивший ее в машину прямо с улицы и удерживавший какое-то время неизвестно где. 18-летняя Клаудия забеременела, но отказываться от ребенка не захотела. И тут вновь появился настойчивый и терпеливый продюсер Франко Кристальди, еще в Венеции поставивший перед собой цель сделать из Клаудии звезду — итальянский ответ французской Брижит Бардо. Узнав о беременности, предложил всяческую помощь, замужество в перспективе и обещание дать свою фамилию будущему ребенку. Франко тогда был женат и лишь в 1966 году сумел получить развод — в Италии это было практически невозможно, требовалось наивысшее разрешение от папы римского. Но официально, если верить Клаудии, они так никогда и не поженились. Франко убедил девушку, растерянную и несчастную, в отчаянии даже размышлявшую о самоубийстве, тайно уехать рожать в Лондон, раз уж она не желает избавиться от ребенка. Организовал там роды и уговорил отдать сына на воспитание родителям, чтобы выдать Патрика за ее младшего брата. В конце концов Клаудия согласилась на все его условия и подписала семилетний контракт. Ради сына и независимости, пускай и относительной. «Я сделала это для него, для Патрика, ребенка, которого хотела сохранить, невзирая на все обстоятельства и грозивший мне и моей семье грандиозный скандал», — признавалась позже актриса.

С сыном Патриком. 1967 г.
Фото: Eastnews

За два месяца до рождения сы-на Кардинале закончила сниматься в фильме, спродюсированном Кристальди и имевшем потом большой успех у зрителей и у критиков. Позже она скажет, что с той поры перестала быть «хозяйкой своему телу и своим мыслям». Все принадлежало теперь студии Кристальди. А Патрик только в 7 лет узнал, что не брат, а сын Клаудии. Актриса была уверена, что именно эта психологическая травма помешала ему найти свое место в жизни. Патрик никогда полностью так и не сумел простить мать. А она — не простила себя.

Франко Кристальди был тем самым покровителем и проводником, в котором, по мнению многих, нуждается каждая молодая, начинающая талантливая актриса. Для Мэрилин Монро это был Джозеф Шенк, для Марлен Дитрих — режиссер и ее любовник Джозеф фон Штернберг, для Брижит Бардо (она была кумиром Клаудии после выхода фильма «И бог создал женщину») — муж и режиссер Роже Вадим, для Софи Лорен — продюсер и муж Карло Понти. В таком покровительстве, несомненно, был смысл, учитывая достаточно бесправное и зависимое положение актрис (даже добившихся славы и признания) в мире шоу-бизнеса. Но условия контракта Кардинале оказались уж слишком суровыми для наивной, но независимой от природы Клаудии. Вес, цвет волос, прическа, одежда, образ жизни — в контракте были прописаны мельчайшие детали всего ее существования. И предусмотрены жесточайшие санкции в случае нарушения какого-либо из условий. К тому же она получала лишь ежемесячную зарплату, как обычная сотрудница студии. Независимо от успехов и количества фильмов, в которых снималась. А когда Кристальди отдавал Кардинале на откуп голливудским продюсерам, забирал себе большую часть куда более внушительных, чем в Европе, гонораров.

С Аленом Делоном в фильме «Леопард». 1963 г.
Фото: Legion-Media

У каждой медали есть оборотная сторона. Невыносимое порой партнерство с Франко (она его так и не сумела полюбить), его жесткий диктат, незаживающая травма от случившегося насилия, вынужденная разлука с сыном — все эти 33 несчастья не помешали Клаудии сыграть в те годы свои лучшие роли в фильмах, навсегда вошедших в золотой фонд мирового кинематографа. И во многом, несомненно, благодаря связям и влиянию Франко Кристальди, талантливого продюсера и хозяина процветающей киностудии. На его счету немало великолепных картин, среди которых «Амаркорд», «И корабль плывет» Феллини, «Имя розы» Жан-Жака Анно, «Развод по-итальянски» Пьетро Джерми, «Красная палатка» Михаила Калатозова — международный проект с участием, помимо советских актеров, Шона Коннери, Питера Финча и Клаудии Кардинале.

В 1963 году она сыграла в трех культовых фильмах, после которых ей уже не грозило забвение. У Феллини в «Восемь с половиной» герой Марчелло Мастроянни режиссер Гвидо видит в ней идеал женщины, а не просто актрису или музу: «Красивая, юная и древняя, дитя и уже женщина, естественная и сияющая».

В «Леопарде» Лукино Висконти Кардинале сыграла молодую сицилийку, завоевавшую сердце солдата (Ален Делон) и его дяди в исполнении Берта Ланкастера. «Висконти научил меня, как быть красивой. Культивировать тайну, загадочность, без которой не может быть настоящей красоты». Висконти и Феллини были совершенно разными режиссерами. Клаудия вспоминала: «Лукино хотел, чтобы я была темной, а Федерико — светловолосой. Пришлось каждые две недели перекрашивать волосы. У Лукино на площадке было как в театре. Мы много репетировали. А у Федерико все строилось на импровизации. Никакого сценария». «Восемь с половиной» и «Леопард» снимались практически одновременно и вывели карьеру Кардинале на совершенно новый уровень.

С гражданским мужем Паскуалем Скуитьери. 1990-е гг.
Фото: Zuma Press/ТАСС

В том же 1963 году Кардинале впервые снималась в Голливуде у американского режиссера Блейка Эдвардса в комедии «Розовая пантера». Партнер Дэвид Нивен «отвесил» итальянской актрисе комплимент, оставшийся навсегда в анналах кинематографа: «Клаудия, ты самое лучшее, что есть в Италии — помимо спагетти».

В 1968 году актриса сыграла еще в одном фильме, ставшем классикой, — в вестерне «Однажды на Диком Западе» Серджо Леоне, того, кто вывел на звездную орбиту Клинта Иствуда, а позже снял «Однажды в Америке». Кардинале играла единственную героиню, окруженную брутальными мужчинами (Генри Фонда, Чарльз Бронсон), но нисколько не потерялась на их фоне. Не случайно с тех пор критики в один голос подчеркивали удивительную внутреннюю независимость актрисы, свободу и силу ее личности, ставшие фирменным знаком всей ее актерской карьеры.

В Голливуде Клаудия оставаться не захотела. «Я снималась в прекрасных фильмах, жила в доме Пола Ньюмана. Они просили меня остаться. Обещали золотые горы. Но я отказалась. Я должна жить в Европе. И я исполнила уже свою мечту — путешествовать по всему миру». Была еще одна причина: заключать очередной обременительный контракт (пускай и с голливудской студией), лишающий свободы, расписывающий ее жизнь по пунктам, Кардинале не собиралась. «Они приглашают любого из Европы, кто там из себя что-то представляет. Совершенно очевидно, с одной целью — заполучить монополию на звезд. Но чаще всего это приводит к печальным последствиям. Вернувшись из Америки, в Европе они оказываются никому не нужны».

С дочкой Клаудией. 2004 г.
Фото: Zuma Press/ТАСС

Клаудия любила повторять, что она авантюристка и любит опасность. Чувствует себя лучше всего, когда ей страшно. Риск подразумевает свободу, до которой она дорвалась, расставшись с Кристальди. Одна из ее самых любимых авантюр — съемки знаменитого фильма Вернера Херцога «Фицкарральдо» с Клаусом Кински в джунглях Бразилии. Режиссер и его любимый актер отличались безумным, невыносимым для большинства нравом и бешеным темпераментом. Но Кардинале отлично управлялась с ними обоими. Единственная из всех. Не смущали ее и чудовищные условия жизни на съемках в Амазонии, безумные требования Херцога и его стычки с Клаусом Кински. По словам режиссера, Клаудия с легкостью предотвращала эти «эпизоды», способные привести к серьезным, если не смертельным последствиям.

Клаудия никогда не заводила интрижек с партнерами по съемкам, среди которых были самые известные и красивые актеры того времени — Ален Делон, Жан-Поль Бельмондо, Берт Ланкастер, Марчелло Мастроянни. С последним Клаудия снималась в шести картинах, включая «Восемь с половиной». С юмором говорила, что он был в нее влюблен, а она лишь смеялась в ответ, чем приводила его в ярость. Зато они остались прекрасными друзьями. Как и с Делоном, тоже в нее влюбленным. «Частная, личная жизнь для меня совершенно и полностью отделена от моей работы», — повторяла актриса. В этом было определенное лукавство. Франко Кристальди, с которым почти 20 лет у нее был контракт, трепетно относился к малейшему намеку на скандал. И неутомимо контролировал Клаудию на всех этапах съемочного процесса. Мало кто был готов ссориться с таким влиятельным продюсером, каким был Кристальди. Но Кардинале уверяла, что и сама не признавала скандалы частью работы актрисы. Поэтому, например, никогда не соглашалась сниматься обнаженной. «Я не открываю ни свою душу, ни свое тело на площадке. Загадочность — вот что важнее всего».

С Эдуардом Марцевичем в фильме «Красная палатка». 1969 г.
Фото: РИА Новости

В 1975 году она ушла от Франко Кристальди к голубоглазому неаполитанскому режиссеру Паскуале Скуитьери. Называла его «единственным мужчиной в своей жизни». И вроде бы наконец обрела женское счастье. Словно в обмен на счастливую актерскую карьеру предыдущих лет. Родила дочь Клаудию, снималась в фильмах Скуитьери. Они были вместе до самой его смерти в 2017 году, хотя так и не скрепили союз брачными узами.

Последние годы перед смертью Кардинале жила в пригороде Парижа — вместе с сыном и дочерью. И умерла у них на руках. Ни Патрик Кристальди, ни Клаудия Скуитьери не пошли по стопам родителей. Строго говоря, они так и не смогли на сегодняшний день найти свое призвание или устроить личную жизнь. Сама же Клаудия Кардинале многие годы работала послом доброй воли при ООН и ЮНЕСКО, занималась помощью людям искусства, образованием женщин и подростков, их правами. Основала собственный благотворительный фонд. Последний раз появлялась на экране в 2022 году. По словам дочери, мать никогда не была капризной дивой, ее требования и пожелания отличались скромностью, она всегда соглашалась давать автографы и не выносила присутствие рядом с собой охранников. «Мама чувствовала себя благодарной за всю выпавшую на ее долю удачу». Пожалуй, это правда, ведь плохое быстро забывается, а в памяти остается только хорошее...

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: