7days.ru Полная версия сайта

Мария Лемешева: «Мы не зря пели о том, что на Марсе будут яблони цвести»

Всемирный праздник — День космонавтики — человечеству подарил СССР. Советские кинематографисты осваивали космическую тему быстрее ученых, реализуя на экране их самые смелые планы, в которых никогда не было ничего воинственного.

Мария Лемешева
Фото: Иван Куринной
Читать на сайте 7days.ru

Об отечественной космической киноодиссее и ее принципиальных отличиях от американской рассказывает редакционный директор и главный редактор журнала «КиноРепортер» Мария Лемешева.

— Начнем с «Укрощения огня» Даниила Храбровицкого. Почему именно этот фильм считается флагманом советской космической кинолетописи?

— Думаю, потому что он стал ответом на запрос времени. Картина вышла на экраны в 1972 году, когда на счету страны было более полутора десятков пилотируемых полетов. Ракетно-космическая тема была одним из тщательно оберегаемых государственных секретов, и фильм, который консультировали ближайшие сподвижники Сергея Павловича Королева, помог ответить на вопросы, волновавшие тогда каждого: кто эти люди, сумевшие шагнуть за пределы стратосферы? 

Главный конструктор Андрей Башкирцев в блистательном исполнении Кирилла Лаврова не был кинопортретом Королева, просто соединил в себе лучшие черты наших космических первопроходцев. К тому же Даниил Храбровицкий пригласил в картину и других талантливейших актеров, кумиров зрителей многонациональной страны: Игоря Горбачева, Андрея Попова, Иннокентия Смоктуновского, Игоря Владимирова, Зиновия Гердта, Всеволода Сафонова. В картине сошлось все, что необходимо для рождения шедевра.

Кадр из фильма «Укрощение огня», 1972 год
Фото: кадр из фильма

— А с чего началась отечественная космическая киноодиссея?

— С «Аэлиты» Якова Протазанова – немой черно-белой экранизации знаменитого романа Алексея Толстого 1924 года о полете на Марс. Правда, посыл фильма несколько отличался от идеи литературного первоисточника — не о космосе нужно было мечтать, а решать земные проблемы. Тем не менее «Аэлита», один из первых фильмов на космическую тему в мировом кинематографе, по праву входит в число лучших фантастических лент немого кино. 

А вот не менее достойный таких лавров «Космический рейс» режиссера Василия Журавлева, снятый в 1935 году, сегодняшнему зрителю практически неизвестен. Хотя картину о полете на Луну консультировал сам Циолковский, и ее научная достоверность поражала космонавтов спустя три с лишним десятилетия: то, что они испытали на собственной опыте, очень точно отразили люди, которые обо всем этом могли только догадываться. Многие из первых космонавтов признавались, что заболели космосом после этого фильма.

— Чем привлекали фильмы о космосе, не одними же приключениями?

— Конечно, нет. Хотя и их сбрасывать со счетов не стоит — вспомните до сих пор популярный мультфильм Романа Качанова «Тайна третьей планеты» по повести Кира Булычева. Приключения в межпланетных просторах давали драйв, но главным все-таки было другое — чувство причастности к важному, нужному стране делу, в котором ты мог проявить свои способности. И это было не столь милое американскому кино суперменство, мановением руки решающее непосильные человечеству задачи.

Кадр из фильма «Большое космическое путешествие», 1974 год
Фото: кадр из фильма

Сюжеты советского кино построены принципиальной антитезой американскому. Достаточно вспомнить «Большое космическое путешествие» 1974 года, снятое режиссером Валентином Селивановым по сценарию Сергея Михалкова. Героям-подросткам приходится принимать непростые решения, чтобы выполнить порученное им задание без помощи взрослых. Эта же идея заложена в популярную дилогию Ричарда Викторова «Москва — Кассиопея»/«Отроки во Вселенной». Советское кино действительно готовило настоящую космическую смену, причем не только космонавтов, но и конструкторов, инженеров, космобиологов.

— «Солярис» Андрея Тарковского задал очень важное направление в советском кино о космосе — контакт с внеземными цивилизациями. Какие фильмы, на ваш взгляд, наиболее ярко раскрыли эту тему?

— Известно, что «Солярис» не понравился автору первоисточника — Станиславу Лему —именно потому, что его волновала, прежде всего, проблема внеземного контакта, а Тарковский снял философскую притчу о «контакте» земного человека с самим собой. Впрочем, американская версия с неподражаемым Джорджем Клуни, снятая на тридцать лет позже, ушла от романа еще дальше, превратившись в банальную любовную историю «на фоне космоса». Фильм Стивена Содерберга вызвал у Лема еще больший гнев. 

Кадр из фильма «Солярис», 1972 год
Фото: кадр из фильма

В теме контактов «Солярис», на мой взгляд, стоит особняком, являясь, пожалуй, одним из самых талантливых киновоплощений идеи русского космизма. А если вернуться к вашему вопросу, то я в числе первых назвала бы две замечательные картины: «Через тернии к звёздам» уже упомянутого нами Ричарда Викторова по сценарию Кира Булычева и «Отель «У погибшего альпиниста»» Григория Кроманова по мотивам романа братьев Стругацких. Непохожесть цивилизации на земную — не повод для объявления ей войны.

— Достижением американской киноиндустрии в «космической отрасли» считаются «Звёздные войны». Если отбросить вопрос финансов, как по-вашему, почему в отечественном кинематографе такой формат не прижился?

— Ключом к ответу будет слово «войны». Все дело в разнице подходов. Секрет успеха этой постоянно разрастающейся космической саги — в спецэффектах. Зритель любит зрелища. Совершенствуя технологии, размахивать лазерными мечами можно бесконечно долго, снимая войну ради самой войны. Показать созидание намного труднее, чем разрушение, и космическая тема в этом отношении не исключение. Не зря же мы пели о том, что на Марсе будут яблони цвести, а не крепости стоять. Российское кино после десятилетий копирования голливудских образцов возвращается к идее созидания, заложенной в фундамент советского кинематографа. 

— В последнее время среди широкой публики вошло в обиход выражение «по-советски хороший фильм». К каким российским картинам на космическую тему вы могли бы его применить?

— Ни минуты не колеблясь, называю «Время первых», «Салют-7» и «Вызов», который стал победителем в номинации «Проект года» премии «Событие года» нашего журнала. Все они о людях, безгранично преданных делу, готовых умереть за то, во что они верят. Смысл их жизни — в служении чему-то большему, чем собственное эго. У Евгения Миронова и его коллег были примеры их реальных героев: Алексея Леонова, Павла Беляева, Германа Титова, Сергея Павловича Королева. У персонажей «Салюта-7» тоже реальные прототипы: Владимир Джанибеков, Валерий Рюмин и Виктор Савиных. 

Кадр из фильма «Вызов», 2023 год
Фото: кадр из фильма

А Владимир Машков, сыгравший одну из главных ролей в «Вызове», по степени погружения в профессию близок Башкирцеву Кирилла Лаврова. В том, что современное российское кино возвращается к истокам, вдыхая новую жизнь в космическую тему, восстанавливая былую славу советского космоса и советского космического кинематографа, мне видится такой же ответ на вызов времени, как это произошло полвека тому назад с «Укрощением огня».

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: