7days.ru Полная версия сайта

Мэгги Смит: почему она не любила свою роль в «Гарри Поттере»

На премьере фильма «Гарри Поттер и Дары Смерти: Часть II». 2011 г.
Фото: Legion-Media
Читать на сайте 7days.ru

Эта британская актриса (дама-командор ордена Британской империи, лауреат многочисленных наград, среди которых два «Оскара») вызывает невольные сравнения с Фаиной Раневской или Татьяной Пельтцер. Но не потому, что и их часто называли «великими комическими старухами». Просто в основе таланта Мэгги тоже лежат прежде всего интеллект и наблюдательность, а не актерская техника или внешние данные.

Карьера Смит длилась более 70 лет, в 1970 году она получила свой первый «Оскар» за фильм «Рас­цвет мисс Джин Броди», в 1979-м — за «Калифорнийский отель» (с Майклом Кейном и Джейн Фондой). Хотя настоящая слава и популярность пришли к актрисе в XXI веке — вместе с ролью профессора Минервы Макгонагалл в фильмах о юных волшебниках и школе волшебства Хогвартс, она сыграла в семи из восьми картин франшизы. Что интересно, пригласить на эту роль именно Мэгги потребовала Джоан Роулинг, автор побивших все рекорды романов.

За «Гарри Поттером» последовала не менее известная работа Смит в сериале «Аббатство Даунтон» — роль Вайолет Кроули, вдовствующей графини Грэнтэм. Сама актриса, впрочем, без особой почтительности отзывалась об этих достижениях, потому что они лишили ее «нормальной частной жизни» — видано ли это, когда к тебе на улице с криками подбегают мальчишки с волшебными палочками, а их родители просят сделать селфи. Это слово Мэгги произносила со своей неподражаемой интонацией и выражением лица.

Только Смит, с ее глубинным пониманием всей смехотворности жизненных усилий человека, могла так великолепно трансформировать насмешки и пародию в любовь. «Я предпочитаю тяготеть ко всему забавному. В жизни есть много несчастливых вещей, но обычно можно найти смешную сторону практически во всем. Комедия — всего лишь другой способ взглянуть на тот же самый материал». Никто лучше Мэгги не мог обнаружить, выявить, понять, не осуждая, самые потаенные и неприглядные человеческие страхи и слабости. В этом сходятся все коллеги и друзья актрисы, отдавая дань ее памяти.

С Майклом Кейном в фильме «Калифорнийский отель». 1978 г.
Фото: Legion-Media

Хелен Миррен, партнерша Мэгги по «Госфорд-парку», сравнивает «одну из величайших актрис прошедшего века» с королевой Елизаветой: «Как и королева, она была частью моей жизни, иконой — начиная со студенческих времен». Пол Маккартни познакомился с Мэгги в 60-е годы: «Она всегда была дерзкой, непочтительной любительницей посмеяться. Отличный человек с колким чувством юмора». Ему вторит актер Роб Лоу: «Делить с Мэгги крупный план — все равно что оказаться в одной клетке со львом. Она могла кого хочешь проглотить живьем, и частенько так и делала. Очень смешная и отличный друг. На дух не выносила дураков. Другую такую нам уже не встретить».

Саймон Кэллоу, игравший с ней в романтической драме «Комната с видом» (за эту работу актриса получила пятую номинацию на «Оскар»), говорит: «Мэгги была великой комической актрисой, что не мешало ей играть серьезнейшие и психологически точные роли драматических героинь. Работать с таким профессионалом — чудо и волшебство само по себе». Эмма Уотсон говорит, что, лишь повзрослев, оценила в полной мере тот факт, что ее Гермиона делила «экран с актрисой, точно подпадающей под определение «великая». «Она была настоящая, честная, смешная и обладала самоуважением... Спасибо за всю вашу доброту. Я буду скучать».

Режиссер последних четырех фильмов о «Гарри Поттере» Дэвид Йейтс вспоминает: «Мэгги была настоящей природной силой на съемках — огромной и мощной, как стихия. Фантастически талант­ливой и всегда безупречно подготовленной». Действительно, Мэгги неустанно повторяла свои реплики, вышагивая по площадке во время перерывов, — пока все остальные актеры отдыхали. В какой-то момент безостановочного сурового и беспощадного марафона съемок (один за другим снимались последние четыре фильма о Гарри Поттере) актриса отловила жену режиссера и отругала ее за недостаточную о нем заботу, в особенности во время сложных ночных смен.

Дэниел Рэдклифф еще до Гарри Поттера снимался вместе с Мэгги в мини-сериале по Диккенсу «Дэвид Копперфильд» и признался, что считает себя невероятным счастливчиком: «Слово «легенда» сильно затерто, но если его и можно по праву применить к кому-то в кинобизнесе, так это точно к Мэгги. Она могла очаровать и устрашить за долю секунды и бывала, вам это скажет каждый, поразительно смешной».

С Предрагом Бьелацем, Аланом Рикманом и Майклом Гэмбоном в фильме «Гарри Поттер и Кубок огня». 2005 г.
Фото: Legion-Media

«Мэгги принадлежала к актерской королевской династии, — продолжает Дэвид Йейтс. — И ее работа никогда не утрачивала своего безупречного качества и яркости — даже во время болезни (актриса проходила тяжелое лечение химиотерапией — у нее диагностировали рак груди. — Прим. авт.). Мне повезло работать со многими талантливыми актерами, но Мэгги парит где-то на недосягаемой высоте над всеми».

Сама актриса, утратившая во многом важную для нее приватность, став любимицей публики, была хотя и благодарна «Гарри Поттеру» (в конце концов, это гарантировало ей реальные деньги на банковском счете), но вздохнула с облегчением, когда закончились съемки последнего фильма. «Мы с Аланом Рикманом исчерпали запас выражений лица. И не могли уже придумать никаких новых и свежих реакций. Да, я глубоко признательна за эту возможность, но это все же не та работа, которая может удовлетворить актера».

Похоже отзывалась актриса и о своем участии в феноменально успешном сериале «Аббатство Даунтон». Его создатель, знаменитый британский писатель и сценарист Джулиан Феллоуз, написал роль непреклонной и язвительной вдовствующей графини для Мэгги Смит, «протестировав» актрису в их первой совместной работе — над фильмом режиссера Роберта Олтмена «Госфорд-парк» в 2001 году. Вдохновленный безупречным умением актрисы отточить и «зажечь» каж­дую реплику, Феллоуз написал самые восхитительные мизансцены и ключевые реплики именно для ее вдовствующей графини, чье чувство юмора сверкало ярче всех ее бриллиантов, а защитная броня позволяла мастерски сдерживать бурлящие внутри чувства. Большинство таких сцен разошлись на цитаты и мемы.

С королевой Елизаветой II и Джуди Денч на просмотре фильма «Дамы в лиловом» в Лондоне. 2004 г.
Фото: AP/ТАСС

За эту роль (шесть сезонов и два фильма) Мэгги Смит получила три премии «Эмми», четыре премии Гильдии актеров США и «Золотой глобус». При этом саму Смит расстраивал тот факт, что зрители стали узнавать ее на улице именно как леди Кроули, словно не замечая предыдущих ролей.

Актриса Мишель Докери, игравшая в «Аббатстве Даунтон» Мэри, внучку Вайолет Кроули, не может забыть, как снимали последнюю сцену фильма с участием Мэгги Смит, где вдовствующая графиня сообщает своим домочадцам, что умирает. «Было слышно, как муха пролетит. Мы все боялись одного — заплакать раньше того момента, когда это было необходимо. И после принесли шампанское, чтобы завершить этот день не на такой печальной ноте... Трагичная или смешная — по Мэгги никогда нельзя было с точностью определить. Другой такой нет и не будет».

Маргарет Натали Смит родилась 28 декабря 1934 года в Илфорде, графство Эссекс. Мать-шотландка родом из Глазго работала секретаршей, а отец — ассистентом патологоанатома в общегородской больничной системе. Ребенком Мэгги часто выслушивала романтическую историю о том, как родители познакомились в поезде, шедшем из Глазго через Ньюкасл в Лондон. Позже у Мэгги появились сомнения в правдивости рассказа — потому что поезд из Глазго никогда не останавливался в Ньюкасле, родном городе отца. Мэгги было четыре года, когда они переехали в Оксфорд — с братьями-близнецами Иеном и Алистером, которые были ее старше. И отличались не только этим, но и способностями в учебе и во всех своих начинаниях. Они оба станут преуспевающими архитекторами. В сравнении с ними, да и с родителями (они хоть и были по большому счету самоучками, но вполне образованными и яркими личностями), Мэгги вечно чувствовала себя «безнадежно отсталой и ни к чему не пригодной». Кое-как продравшись сквозь школьные дебри, в 16 лет она поступила в театральную студию при известном Оксфордском театре — по совету одного учителя, который, должно быть, разглядел в ней что-то, кроме, по ее выражению, «очевидной странности». Театром в их семье никто не увлекался, Мэгги не видела ни одного спектакля, даже в кино ее не пускали. Поощрялось только чтение. Разве что отец, мягкий по натуре, но очень нервный человек, был склонен к драматизму — вечно видел драму там, где ее не подразумевалось. Нельзя кататься на велосипеде — упадешь и разобьешься, нельзя плавать — утонешь. Постоянное ожидание непременного несчастья создавало заметное напряжение и сильно омрачало жизнь. Однажды мать раскрыла тайну: оказывается, отец стал таким нервным после того, как в лаборатории по ошибке вколол себе какое-то лекарство, предназначенное для экспериментов над животными. И с тех пор стал сам не свой.

К своей внешности Смит относилась весьма скептически и вполне спокойно приняла, что в среднем возрасте ей стали предлагать роли пожилых героинь: «Меня уже не гримируют перед съемками. В 1991 году Стивен Спилберг спросил мою подругу из костюмерного цеха: «Сколько лет Мэгги Смит?» Она без колебаний ответила: «Девяносто два». Уже тогда!»

С Хью Бонневиллем и Мишель Докери в фильме «Аббатство Даунтон». 2019 г.
Фото: Legion-Media

Мэгги очень быстро завоевала известность как комедийная актриса. И стала звездой в известной комедийной труппе The Oxford Revue. В 21 год непревзойденный комический талант Мэгги привел ее на Бродвей. «Моя карьера — как шахматная доска. Если играешь в комедии, тебе приклеивают этот ярлык и не относятся всерьез. И Шекспир — это не твое». Но фигуры на ее актерской доске поменялись, когда Лоуренс Оливье, тогда руководивший Национальным театром в Лондоне, увидел Смит на сцене шекспировского театра The Old Vic. И сразу понял, что встретил актрису, равную ему по таланту. Оливье говорил, что тот, кто умеет столь хорошо играть комедийные роли, будет так же безупречен в трагедии. И предложил Мэгги сыграть Дездемону в его постановке «Отелло» и с ним в главной роли. С этого момента началась их — нет, не вражда, а что-то вроде профессионального соревнования. Оливье все в театре боялись как огня. Но только не Мэгги. Она могла за себя постоять, а когда ее спрашивали, правда ли, что он непомерно тщеславен, неизменно отвечала: «Тщеславие? Помилуйте, он ведь актер!»

С той поры у нее не было недостатка в трагедиях и драмах ни в кино, ни на сцене. «Отелло» с Лоуренсом Оливье (оба получили за него номинации на «Оскар» в 1966 году), «Гедда Габлер» в постановке Ингмара Бергмана, «Одинокая страсть Джудит Херн»... Главная и отличительная черта Мэгги Смит как актрисы — правдоподобие. И это явно противоречит мнению, будто ее карьера построена на мастерстве комедиантки с огромным запасом «трюков».

Лоуренс Оливье в фильме «Отелло», поставленном на основе нашумевшего спектакля. 1965 г.
Фото: Legion-Media
Мэгги Смит в роли Дездемоны в фильме «Отелло». 1965 г.
Фото: Mary Evans/ТАСС

Историка и начинающего драматурга Беверли Кросса 18-летняя Мэгги встретила на ступеньках музея в Оксфорде. Она тогда играла Виолу в «Двенадцатой ночи» Шекспира в Оксфордском театре. В начале 1960-х годов у них начался бурный роман. Беверли сразу сказал Мэгги, что хочет жениться, но еще не завершил развод с первой женой. Смит согласилась подождать. Когда Лоуренс Оливье пригласил ее в свой театр, Кросс горячо поддержал эту идею. Но в театре она, на свое и его несчастье, познакомилась с актером Робертом Стивенсом, харизматичным любимцем публики, особенно ее женской части. «Это была полностью вина Бева. Потому что это он буквально заставил меня принять предложение Оливье, после того как я уже сказала «нет».

И тут ее «защитный механизм» не сработал. Она стала единственной, кто не заметил опасности этой связи. Ни того, что Стивенс был алкоголиком, ни его сластолюбия. «Все всё знали и видели. Беверли пытался, видит бог, убедить его не приближаться ко мне. Так что, возможно, это я тогда выглядела сумасшедшей». После рождения сына Криса они поженились. Вскоре на свет появился второй ребенок — Тоби. Мэгги не замечала первые годы ни пьянства мужа, ни повышенного интереса к женскому полу. В 1969 году она сыграла вместе с Робертом в фильме «Расцвет мисс Джин Броди». И получила за роль провинциальной учительницы, проникшейся идеями фашизма и ставшей полубезумной почитательницей Гитлера, свой первый «Оскар». Роберт Стивенс играл учителя искусств, влюбленного в ее героиню. Но уже в 1970 году он предпринял попытку покончить с собой прямо во время съемок фильма «Частная жизнь Шерлока Холмса» режиссера Билли Уайлдера… «У нас было двое маленьких мальчишек. Он не понимал. Черт возьми, я тоже не понимала. Все становилось хуже, и еще хуже, и еще хуже. Это разрушало все и всех. А он заводил все новые и новые интрижки». Какое-то время Мэгги пыталась бороться за их брак. Врачи диагностировали у Роберта маниакально-депрессивный психоз, что вполне объясняло перепады настроений и сексуальную активность. Интрижек между тем было все больше, и некоторые из них становились публичным достоянием, как, например, с Ванессой Редгрейв и Антонией Фрейзер. Спустя шесть лет Мэгги не выдержала и ушла от него. «Честно говоря, я не думаю, что тогда что-то для него значила. Для него уже никто ничего не значил. Мы любили, но под конец разонравились друг другу». Тем не менее Мэгги не скрывала, что продолжала любить Роберта всю жизнь — ведь он подарил ей сыновей.

Через пару месяцев после развода Смит вышла замуж за Беверли Кросса — к тому времени он успел дважды развестись, уехать за границу («чтобы не прикончить Стивенса») и был счастлив вернуть любимую женщину. Они переехали в Канаду, где у Беверли была работа, и пять лет Мэгги играла в местных театрах, иными словами, понапрасну растрачивала свой талант — по мнению некоторых коллег и знакомых. Сама же актриса никогда не жалела об этом периоде своей жизни. Беверли был замечательным отцом ее сыновьям, в то время как их родной отец даже не интересовался мальчиками. Недолго они жили и в Нью-Йорке, где их соседями были Кэтрин Хепберн и композитор Стивен Сондхайм. «Кэтрин однажды пришла с корзинкой свежих яиц и баночкой собственноручно приготовленного мармелада. Я чуть не упала в обморок».

С мужем Робертом Стивенсом в фильме «Расцвет мисс Джин Броди». 1969 г.
Фото: Legion-Media

Мэгги дважды в своей жизни сталкивалась с серьезными заболеваниями: в 1988 году у нее диагностировали болезнь Грейвса, связанную со щитовидной железой, и актриса мужественно прошла несколько курсов лучевой терапии. А в 2007 году в разгар съемок очередной части «Гарри Поттера» врачи нашли у нее рак груди. Однако лечение принесло результат, и в 2009 году болезнь отступила.

Мэгги прожила с Беверли 23 года. Он умер в 1998 году от инфаркта, и актриса погрузилась с головой в работу, чтобы отвлечься. «Я снималась в фильме «Чай с Муссолини», но, видимо, была в состоянии такого шока, что, когда смотрела картину, не могла ничего вспомнить — словно находилась под наркозом все время съемок».

Младший сын Мэгги, Тоби Стивенс, играл с отцом на одной сцене Коро­левского шекспировского теат­ра. Второй сын Мэгги, Крис Ларкин, не хотел носить фамилию отца, но тоже пошел по родительским стопам. Разумеется, как все британские представители этой профессии, дети Смит прежде всего театральные актеры. Хотя Тоби Стивенса многие зрители помнят по роли злодея в фильме о Джеймсе Бонде «Умри, но не сейчас». Его, по слухам, даже рассматривали на замену Пирсу Броснану, пока «лицензию на убийство» не получил его британский коллега Дэниел Крэйг. Впрочем, сам Стивенс относится к этому с юмором: «Боже, если было столько шума по поводу блондина Крэйга, представьте, какая могла подняться шумиха, отдай они эту роль рыжему? Не исключаю даже заговоров с целью моего убийства!» К сожалению, отцовские гены оказали свое влияние на младшего сына Мэгги. Тоби пошел в разнос после смерти отчима, хотя видел, как отец умирал от алкоголизма. Лишь в 30 лет Стивенс бросил пить.

Мэгги жила одна в их с мужем фермерском доме в Западном Сассексе, скрытом от глаз публики, где Бев любил готовить крепкий домашний сидр, и в доме в Лондоне, который принадлежал актрисе больше 40 лет. Ее навещали дети и пятеро внуков. А также близкие друзья, в том числе Джуди Денч. С ней они были знакомы очень давно, но встретились только на съемках фильма «Комната с видом» в 1983 году. Мэгги говорила, что восхищается подругой... за все их с ней различия.

С сыном Тоби после его театрального дебюта в главной роли в спектакле «Кориолан» по пьесе Шекспира. Лондон. 1994 г.
Фото: Legion-Media

«Это правда — я не выношу дураков, — часто отмечала Мэгги. — Но ведь и они меня не выносят, я колючая. Возможно, поэтому неплохо справляюсь с ролями старых сварливых леди». И она не раз подтверждала этот тезис ролями: «Чай с Муссолини», «Дамы в лиловом», «Отель «Мэриголд» — своих стареющих героинь она со свойственной ей беспощадностью любила называть «старыми кошелками». В Индии, где снимались фильмы «Отель «Мэриголд», все актеры вместе ужинали, а Мэгги и Джуди Денч каждое утро плавали в бассейне в своих старомодных «викторианских» купальниках. У Смит было две разновидности смеха — суховатый, трескучий смешок-фырканье и громогласный хохот-рев. Услышать ее смех было великим удовольствием, а вызвать его — величайшей привилегией. Примерно так вспоминали эти съемки все члены съемочной группы «Отеля «Мэриголд».

Несмотря на множество неприятностей со здоровьем (проблемы с сердцем, рак груди, аутоиммунное заболевание, сильно повлиявшее на ее зрение), актриса не планировала выходить на пенсию, отказывалась обсуждать болезни и поддаваться боли. «Если я перестану вас узнавать, немедленно отправьте меня в Швейцарию», — шутила она с сыновьями. До самого конца ее окружали дети, внуки и самые близкие друзья...

Мэгги не любила суету, связанную с наградами (на ее счету семь BAFTA, четыре «Эмми», три «Золотых глобуса», два «Оскара»). Как не любила и давать интервью. «То, что сейчас требуют от актеров, — за пределами добра и зла. Словно это жизненная необходимость — рассказать миру мельчайшие подробности о своей личной жизни и снять с себя в процессе все предметы туалета». Никогда даже на мгновение она не причисляла себя к селебрити. «Я люблю актерство, я чувствую себя привилегированной за возможность делать эту работу и понятия не имею, где бы оказалась без нее. Но быть звездой можно только в глазах других людей. Ведь добиться вершины в своем мастерстве невозможно. В этом смысле актерство похоже на саму жизнь. Представления об игре, которые создает воображение, всегда отличаются от того, что происходит на сцене, и обычно в худшую сторону. В начале жизни ведь никто не понимает, что она такое. Конечно, всем известно, что жизнь не идет по накатанной. Но разве кто-то может себе вообразить, насколько она сложная? Или как мы сами делаем ее еще более непростой».

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: