7days.ru Полная версия сайта

Рената Литвинова: Моя первая в жизни любовь...

«Мне грустилось: отчего я не Лена или не Наташа? Зато теперь думаю, что в имени моем заключена часть судьбы, сила...»

Рената Литвинова
Фото: David Golovkin
Читать на сайте 7days.ru

В детстве я очень стеснялась своего имени. Меня все время обзывали Дасаевым (был такой известный вратарь). Хотя его на самом деле звали Ринат, а меня Рената. Мне грустилось: отчего я, например, не Лена или, на худой конец, не Наташа? Зато теперь думаю, что в имени моем заключена часть судьбы, сила...

Авторство моего имени принадлежало папе, который назвал меня в честь своего брата Рината. Ринат сейчас жив, иногда мы с ним созваниваемся, а папа умер молодым, прожив чуть больше 40.

Жизнью он жил бурной. Был красавец, женщины его любили, и по всей Москве разбросаны мои сестры и братья. А с нами он прожил не больше года...

— Почему ваши родители разошлись?

— Слишком мама была гордая, и слишком папа был отзывчив на женское внимание...

Тогда не было Интернета, телефонов, и дамы писали ему письма. Целые пачки были спрятаны под матрац, я даже не знаю, успевал ли он их читать, видимо, отвечал устно. Так сказать, при встречах…

Письма были от разных дам, и свою короткую жизнь папа жег с «двух концов». Некоторых его возлюбленных, даже целую череду, я увидела на его похоронах. Но самой красивой среди них была моя мама.

Так что на память от него мне осталось такое необычное имя. В одну из наших немногочисленных встреч, когда я поступила в Институт кинематографии, он мне подарил туфли и духи. Это были мои первые духи и первые туфли на каблуках. Туфли я даже ни разу не успела надеть — одну тут же сгрызла собака. И тогда вторую я обернула в шелковый платок, она у меня хранится до сих пор…

— Вы переживали, что у вас нет отца?

— В то советское время вообще были не приняты разводы, помните — женщины могли жаловаться в парткомы, которые не разрешали рушить «ячейку общества»! Мама выглядела «белой вороной», ведь женщины того времени жили в браке, сцепив зубы, собственно, как и мужчины.

Так у нас сложилось, что по мужской линии все представители нашей семьи были исключительной привлекательности.

Оператор Георгий Рерберг был признанным гением еще при жизни. (На съемках фильма А. Тарковского «Зеркало»)
Фото: Мосфильм

Даже моему дедушке (маминому отцу) через меня соседка передавала письма. Дедушке было почти 60, она же считалась самой красивой женщиной в районе. Мало того, что эта дама была самая худая, да еще лет на 20 моложе. Помню, как она выходила на балкон курить с бокалом шампанского. Представляете, как ее все тетеньки ненавидели!

Если бы моя бабушка знала, что я была дедушкиным почтальоном-письмоносцем! Но в свое оправдание хочу сказать: я совсем не догадывалась, что у них такие тонкие отношения.

Как-то вызвав меня к себе и напоив чаем с тортом, пассия передала для него, как оказалось, прощальное письмо. Скоро ее положили в больницу, и она скоропостижно скончалась от туберкулеза.

Дедушка, наверное, полгода выпивал и за обедом, и за ужином…

Бабушка его прожигала взглядами, но терпела, потому что очень любила. И, кстати, прожили они вместе с дедушкой всю жизнь...

Мама моя была противоположного, очень независимого и дерзкого характера и, несмотря на свою красоту, прожила всю жизнь одна.

А я, переживая, что у нас нет папы, вешала в прихожей дедушкино пальто, и если ко мне кто-то приходил, заявляла, что это папино пальто и он скоро вернется. Кажется, все в классе знали, что отец с нами не живет, но как-то щадили меня...

— Это был ваш самый серьезный комплекс в детстве?

— Я была вся покрыта комплексами, и знаете, они оказались очень питательными для меня, для моего творчества — ведь «благополучные» к творчеству не склонны.

Я была самая высокая в классе, и меня обзывали «останкинская телебашня». А еще с самого детства я была практически альбиносом — с белыми волосами, в веснушках. Не могла находиться на солнце, потому что через пять минут обгорала.

— А была ли в вашем классе первая красавица, которой вы завидовали?

— У нас были девочки, которым родители привозили из-за границы красивую одежду. И девочки эти пользовались вниманием мальчиков, которые, получается, бегали за их красивым «оперением», а мне все шила мама.

Надо сказать, я была весьма бедно одета и, конечно, переживала.

И вот когда у меня появились деньги, достаточно серьезные, которые сама заработала, я разрешила себе покупать все, не думая о тратах. Буквально ни в чем себя не ограничивала. Это у меня был такой период «лечения» от того детского комплекса бедности, когда ты одета без единой этикетки.

Хотя сейчас, рассматривая свои старенькие платья, понимаю, что одета я была весьма элегантно и с хорошим вкусом, ведь шила мама по выкройкам, взятым из прибалтийских и немецких журналов.

Я, кстати, тогда уже предпочитала маленькие черные платья. И когда поступила во ВГИК, неожиданно для себя выглядела очень выигрышно и даже а-ля кутюр на фоне пестро, по- иностранному одетых студенток...

— А что было самым важным в вашем туалете?

— Для меня важнее всего были духи.

Я мазалась тайком мамиными и бабушкиными духами. Помню, даже на одно свидание с мальчиком вылила в туфли по полфлакона духов. Закинула ногу на ногу, вдруг туфля упала, и от потока амбре все вокруг стали морщиться!

В те советские времена полагалось пахнуть мылом, с чем я была не согласна! Считала, что девушка должна быть надушена. Правда, мне потом влетело за растрату духов, но уже тогда я шла на жертвы ради красоты.

— А кто в семье был эталоном вкуса для вас? Мама?

— Тщательнее всех о своей внешности заботилась бабушка (мамина мама), которая вечно отслеживала красавца-дедушку и зорко следила за модой.

Она являлась к нам раз в две недели с очередным отрезом ткани и вырванной картинкой из журнала мод и требовала от мамы пошива нового платья. Жаркие скандалы у зеркала сопровождали все мое детство: бабуля всегда была недовольна, главная ее претензия — что мама ей «опять не сделала талию»! Хотя у нее не было талии!

Именно бабушка приучила меня к регулярным походам в парикмахерские, ей там делали маникюр, сурмили брови и раз в полгода крутили «химку».

Я же в детстве обожала баночки с кремами, они манили меня. Я мечтала обладать этими волшебными, как мне казалось, средствами. Вместе с бабулей мы посещали галантерею, где я всегда выклянчивала у нее очередную склянку либо крема, либо духов.

Сцена из спектакля «Вишневый сад». В роли Раневской — Рената
Фото: PhotoXpress.ru

Она очень меня баловала!

В 9-м классе я снималась в рекламе русских ювелирных изделий. На съемках ходила по Ботаническому саду, увешанная золотыми цепями килограмма на три. Накрашенная, я выглядела лет на 18. Ехала домой в автобусе ужасно гордая, с несмытым гримом, с приклеенными ресницами, ослепляя, как мне тогда казалось, «своей красотой» каких-то рабочих, вошедших на остановке. Заплатили мне целых 25 рублей! Деньги я сдала маме.

И когда меня выбрали лицом L’Oreal, представлять их продукцию в России — я словно попала в детскую сказку: мечта вдруг сбылась. Для меня это большая честь и ответственность, ведь русские женщины — одни из самых красивых в мире и, как говорится, цены себе не знают.

Именно русским дамам и нужно взять на вооружение слоган «ведь я этого достойна!» — и идти с ним по жизни.

— А вы сами испробовали новое средство?

— Поверьте, в своей жизни я испробовала такое количество дорогущих кремов, но всегда испытывала досаду от несоответствия результата и цены! Я могла втирать их килограммами, но так и не дождаться обещанного омоложения. В случае с кремом «Ревиталифт Полное Восстановление 10» я наношу его на лицо и руки — и вижу результат. Не скрою, меня греют его адекватная цена и собственное отражение в зеркале — кожа от него словно перламутровая…

— Бабушка наверняка давала вам какие-нибудь мудрые советы?

— Все советы родители подают своим отпрыскам личным примером.

Это самое наглядное. Она приучила меня, что внешний вид всегда надо держать под контролем.

У нее, конечно, была серьезная мотивация: я не видела в своей жизни ни одной женщины, которая была бы способна так любить, как любила моя бабушка. Теперь я все свои фильмы посвящаю именно ей. Ведь она первая научила меня мудрости: самое главное в жизни — это полюбить!

— А вы испытывали юношеское безответное чувство?

— В юности все чувства безответные, и у меня есть целая череда влюбленностей и детских ранений...

Когда-то я ранила одного влюбленного в меня мальчика. Училась тогда в восьмом классе. Однажды к нам в дверь позвонил его товарищ и вызвал меня на улицу, сообщив, что Паша (так звали этого мальчика) мне что-то приготовил. Я нехотя вышла, товарищ Паши отвел меня за дом. На огромном заасфальтированном поле было написано мелом «Рената, я тебя люблю». Вдруг пошел ливень, и на моих глазах надпись растаяла. А Паша, оказывается, все это время подглядывал за нами из заброшенного автобуса, который стоял неподалеку.

Как-то Паша познакомил меня со своим другом, курсантом военного училища, и тот его оттеснил, буквально смел со своего пути. Сначала в парк мы ходили втроем, а потом на одной из прогулок, выйдя с каруселей, мы нашего Пашу не нашли и даже не стали пропавшего искать. Позже его бабушка рассказывала моей бабушке, как он страдал!

Вскоре Паша тоже поступил в военное училище, и больше я его не видела.

— Когда же наконец не ответили взаимностью вам?

— В школе я все время намечала себе какую-нибудь «жертву» и любила издалека, обсуждая с подружкой буквально каждую деталь понравившегося старшеклассника. Например, у одного из моих объектов было что-то с прикусом, так я тоже пыталась сложить губы как у него. Страдала по нему, наверное, полгода!

И вот что парадоксально: влюбляться я предпочитала на расстоянии, а тех, кто ухаживал и вызывал меня на свидания, изводила рассказами о своем предмете любви. Помню, один из воздыхателей спросил меня в отчаянии, как его зовут, и я решила прутиком написать на земле имя.

Написала. Вдруг смотрю, все начали хохотать! Оказывается вместо имени ПЕТР я от нервов и чувств сделала ошибку и написала «Перт»! И в тот самый момент я резко его разлюбила…

Окончив музыкальную школу при консерватории, я пошла заниматься легкой атлетикой. Кстати, была спринтершей, правда, не очень перспективной. Тренер меня обожал, почему-то я его очень веселила, а так он тренировал только чемпионок. И вдруг за мной стали ухаживать всякие чемпионы по прыжкам в длину и высоту и даже один настоящий француз, который учился в Москве. Он заметил меня на открытом стадионе братьев Знаменских. Отсмотрел всю мою тренировку и дождался, чтобы познакомиться.

Ульяна — моя первая любовь в жизни. До этого, выходит, я никого и не любила... (Рената с дочерью Ульяной. Роттердам, 2008 г.)
Фото: Марк Штейнбок

Так вот француз ухаживал за мной очень серьезно — мы даже, помню, целовались. А когда ему нужно было уезжать домой во Францию, сделал мне предложение. Но я уже поступила во ВГИК и такие мелочи, как супружество, казались мне бредом. Уехал он грустный, писал письма, вернулся лет через пять, опять сделал мне предложение, но это было еще безнадежнее, чем в первый раз…

— Наверное, во ВГИКе вас закружило такое количество молодых талантливых ребят, что у него не было шансов?..

— Меня всегда интересовали именно талантливые. Я предпочитала общество гениев, и уже на первом курсе меня стали знакомить со знаменитыми и маститыми кинематографистами.

Помню, за мной очень красиво ухаживал гениальный оператор Георгий Рерберг.

Я познакомилась с ним на «Мосфильме» на показе курсовой работы Вани Дыховичного, который тогда заканчивал высшие режиссерские курсы. Мне было 17 лет, а Георгий Иванович (так я его называла) был признанным гением при жизни, оператором великого фильма Тарковского «Зеркало».

Более одаренного и красивого человека в этой профессии я так больше и не встретила. Он был бесконечно романтичным, трогательным, а я, видимо, воплощала в какой-то степени его тип женщины. Вообще я всегда замечала, как тот или иной мой знакомый в течение жизни женится на дамах, почти одинаковых, только каждый раз на более молодой…

Именно Рерберг первым сказал, что мне надо найти свой стиль. Я была тогда щекастой девочкой с челкой и срочно начала худеть и экспериментировать с волосами.

Тогда же в первый раз открыла свой лоб.

Георгий Иванович был настоящий эстет, ценитель красоты, знаток живописи. Я навсегда запомнила его фразу, цитату из Леонардо да Винчи: живопись — это борьба света с тенью. А он был настоящий живописец кинокадра и, как никто другой, умел снять женский портрет в кино, да и сейчас я не могу назвать более талантливого русского оператора, чем Рерберг.

Когда-то он мне рассказывал, как для фильма «Зеркало» выбирал с Тарковским актрис на главную роль: какие гениальные по красоте вышли съемки Людмилы Чурсиной, как талантливо попробовалась Марина Неелова, но Рербергу в тот момент нравилась Маргарита Терехова и…

в результате именно она получила роль, которая стала ее лучшей ролью в кино.

Георгия Ивановича уже давно нет с нами. И мне очень грустно, что последние годы он снимал рекламу, а я с ним так и не поработала в большом кино. Его парадоксальный гений словно принадлежал ребенку, а не признанному классику. Мне навсегда запомнились его лаконичные сообщения на пейджер: одно только слово «РЕРБЕРГ», ведь он никогда не навязывал свое общество. А если дарил цветы, то это было двадцать букетов — самых изысканных, которые он расставлял в вазах вокруг меня!

Однажды была очень морозная зима. Георгий Иванович привез мне странный предмет, который надо было включать в розетку, — оказалось, это обогреватель для ног, сделанный под валенок.

Он тогда сказал: «Вот будешь писать свой сценарий и замерзшие ноги засунешь в него, согреешься!» Это было очень пронзительно. Сейчас вспоминаю подобные жесты, и у меня сжимается сердце, ведь тогда я была очень молода и не знала цену этим его поступкам.

Как-то мы договорились встретиться с ним, а Рерберг задержался минут на пять. Так он встал передо мной на колени… Это был один из самых ярких и талантливых мужчин в моей жизни, ведь именно талант очаровывает меня больше всего.

Незадолго до смерти Георгия Ивановича я виделась с ним — это был трагический период его жизни. Мы с компанией зашли к нему, он был совсем один, я бы даже сказала, отчаянно одинок. Помню, как Рерберг просил нас не уходить, не оставлять его.

Он так и запомнился мне — стоящим на пороге. А еще помню его последние слова: «Может, все-таки останетесь?»

Вы знаете, через день меня охватило нехорошее предчувствие и я стала звонить ему, но его телефон не отвечал. Тогда я позвонила его дочери Кате, с которой дружила. В конце концов было принято решение сломать дверь в квартиру Рерберга. Там его нашли мертвым. Как сказали врачи, он умер от разрыва сердца…

— Все-таки у вас были планы пригласить Рерберга как оператора снимать вашу картину?

— Да, но я не успела. А ведь многие режиссеры боялись его репутации гения и человека с крутым нравом. Такие слухи часто преследуют выдающихся людей. Я много слышала о трудном характере Нонны Мордюковой, но более профессиональной и вдохновенной актрисы в жизни не встречала.

Я никогда не была озабочена поисками мужа, даже скорее отбивалась от брачных уз
Фото: David Golovkin

Мы с ней поработали на моем первом режиссерском проекте и — так совпало — на ее последнем, как оказалось, фильме «Нет смерти для меня».

Эту картину мы снимали в моей квартире в высотке на Котельнической набережной. Вот в таких боевых условиях (бюждета у нас вообще не было) Мордюкова выдавала один монолог мощнее другого, заражаясь моим восхищением. Она, как благодарный источник, наполняла комнату волшебной энергией, от которой мурашки бежали по коже.

Кстати, могу привести в пример Киру Муратову, о непростом характере которой тоже ходит много слухов. Но это все неправда! Она — одна из признанных величайших женщин-режиссеров.

Такая же и Земфира: одержимая работой, трудоголик, инок практически! Как она истово служит своей музыке, но как много посредственностей недовольны требовательностью этих перфекционистов... Так что я вижу закономерность в слухах «недоброжелателей», и чем злобнее и завистливее говорят о человеке, тем больше я убеждаюсь — это «мой человек»…

— А что главнее для вас — карьера, семья, наконец, деньги?

— Все-таки есть некая судьба, которая ведет человека. Вот я никогда не собиралась быть актрисой и, более того, сопротивлялась, отказываясь еще во ВГИКе сниматься в кино. Мне не нравилось подчиняться чужим замыслам, всегда хотелось конструировать свой мир.

Но вот меня пригласила Кира Муратова — и я не смогла отказаться от такого опыта общения!

А если бы я ее не встретила и не снялась у Киры, может, никогда бы и не стала снимать фильмы, ведь учиться режиссуре лучше всего на площадке у великих мастеров. Она многому меня научила: быть дерзкой, не бояться идти наперекор, наконец, побеждать! Кира — она словно молодеет с каждой картиной, в то время как ее одногодки-режиссеры, если и снимают, то что-то унылое, и… лучше б они это не снимали.

А что касается семьи… Думаю, институт брака все более обесценивается. И зачем его заключать, если все равно любишь? Ради наследства? Тогда лучше сразу написать завещание — кому что полагается, чтобы материальный пункт не висел вечным вопросом.

Я сама зарабатываю на жизнь, всегда хотела быть «сама по себе».

Может, я не создана для брака в классическом его понимании? Может, я была в прошлой жизни многодетной матерью, а сейчас у меня другая задача? Кто знает… Но я никогда не была озабочена поисками мужа, даже скорее отбивалась от брачных уз. Я очень люблю свою дочь, пожалуй, это была моя первая любовь в жизни — именно к ней, к моему ребенку. А до этого, выходит, я никого и не любила…

Но я знаю, что когда появляется любовь, ее нельзя перепутать ни с какими другими чувствами. Вообще этому невозможно сопротивляться. Более того, этому не нужно сопротивляться! В моей версии жизни это и есть ее единственный смысл — любить.

Об этом и мой новый фильм «Последняя сказка Риты». По сюжету это сказка, но для меня — быль, я уверена, что за всеми нами следит некое око, и всякое зло, добро, способность любить жертвенно (хотя если нежертвенно, то это и не любовь вовсе) — все это под учетом где-то в высших инстанциях. Героиня картины — Маргарита. Ее главная красота и ценность в том, что она самозабвенно умеет любить. Я сама всегда заворожена людьми, любящими одержимо. Ведь такой любовью можно и заразить. На нее невозможно не ответить...

Благодарим Maison Dellos и ресторан «Каста Дива» за помощь в организации съемки

Подпишись на наш канал в Telegram