7days.ru Полная версия сайта

Роми Шнайдер и Ален Делон: вечные любовники

Роми и Ален были самой красивой парой в Европе, а их роман стал символом сумасшедшей и совершенной любви и страсти.

Роми Шнайдер и Ален Делон в фильме «Кристина». 1958 г.
Фото: Mary Evans/ТАСС
Читать на сайте 7days.ru

Роми и Ален были самой красивой парой в Европе, а их роман стал символом сумасшедшей и совершенной любви и страсти. Но отношениям австрийско-немецкой актрисы и культового актера не суждено было закончиться хеппи-эндом...

Зал в парижском Theatre du Chatelet был переполнен. Аудитория с волнением ждала появления на сцене Алена Делона. Он должен был получить в тот вечер почетный «Сезар» за Роми Шнайдер, спустя почти 26 лет после ее смерти. Делон медленно подошел к краю сцены, низко поклонился, взял в руки микрофон. «Почему я согласился принять этот «Сезар»? Потому что в этом году тебе бы исполнилось 70 лет и я ужасно по тебе скучаю. Потому что 50 лет тому назад мы обручились. Потому что плавали вместе в бассейне 40 лет тому назад. Потому что мы любили друг друга. Были счастливы вместе — и несчастны, когда нас покинул твой сын. Потому что это была ты, потому что это был я. Вот почему. Этим вечером я прошу вас о простой, но очень символической вещи: пожалуйста, стоя, вместе со мной, поздравим ее с днем рождения аплодисментами. Это тебе, моя Пуппеле, тебе, моя любовь...»

Первая встреча актеров была тщательно спланирована создателями фильма «Кристина». Делон с букетом красных роз (он вспоминал, что чувствовал себя дураком и не знал, куда девать этот букет) ждал 19-летнюю Роми Шнайдер 10 апреля 1958 года в зале прилета парижского аэропорта Орли. Роми сопровождала ее семья, Алена — продюсер и режиссер фильма Пьер Гаспар-Юи и французский актер Жан-Клод Бриали, игравший второстепенную роль в «Кристине». Но никакого «удара молнии» в тот день не случилось. Напротив, молодые люди совершенно друг другу не понравились. Роми Шнайдер Делон показался слишком смазливым, молодцеватым, хотя и одетым, как джентльмен, в подчеркнуто модный костюм с галстуком. «Все это показалось мне верхом безвкусицы, а сам он — совсем неинтересным». Делон, в свою очередь, увидел в Роми высокомерную и холодную барышню, плохо одетую «белокурую гусыню».

Но в отличие от Алена, лишь начинающего свою актерскую карьеру, Роми уже была звездой в европейском театре и кинематографе. Она родилась в Вене в семье известного актера Вольфа Альбаха-Ретти и кинозвезды Третьего рейха Магды Шнайдер. Мать считалась любимой актрисой Гитлера, а Роми в интервью за год до смерти с сарказмом заявила, что у Магды с фюрером был роман: «Не все могут похвастаться, что в их мать был влюблен сам Гитлер». Подозрения в связях с нацистами преследовали семью всю жизнь, и Роми не случайно сыграет много героинь, ставших их жертвами.

В 1962 году режиссер Лукино Висконти попросил Шанель создать наряды для его новеллы «Работа» в фильме «Боккаччо 70», в которой Шнайдер играла богатую аристократку. «Я напоминала Коко маленького откормленного толстяка, — говорила актриса. — Я любила поесть и всегда испытывала чувство голода. Однако Шанель научила меня дисциплине. И хотя я по-прежнему люблю поесть и выпить, у меня плоский живот. Благодаря Коко я поняла, что в жизни можно всему научиться. Всему!»

Роми и Ален в аэропорту города Ниццы. 1968 г.
Фото: Legion-Media

Будущая звезда училась в частных школах, после развода родителей жила в поместье у богатого дедушки и собиралась стать художницей, но бросила художественную школу ради актерской профессии. В 15 лет она снялась в фильме «Когда цветет белая сирень», где главную роль играла ее мать Магда. Отчим-продюсер (Роми не раз намекала на его непристойное с ней поведение) вместе с матерью взял под контроль карьеру и жизнь девушки. В 1955 году 17-летняя актриса прославилась, исполнив роль австрийской императрицы Елизаветы в романтическом байопике «Сисси». Огромный успех фильма и восторженные отзывы об актерской игре и необычайном таланте Роми Шнайдер способствовали появлению двух сиквелов — «Сисси — молодая императрица» и «Сисси: Трудные годы императрицы». Роми тяготилась этой ролью, не хотела сниматься в сиквелах, мечтала о новых интересных работах, но отчим и мать требовали подчиниться. Позже актриса скажет, что образ Сисси пристал к ней, «как пристает к одежде засохшая овсяная каша». В 1972 году режиссер Лукино Висконти уговорил Роми еще раз сыграть эту героиню в своем фильме «Людвиг» — о баварском короле, страстно влюбленном в Елизавету.

Делону совсем не улыбалась перспектива стать фоном для знаменитой немецкой актрисы. Слишком многое их отличало. У Алена было тяжелое детство: отец ушел, мать отдала его в чужую семью, позже мальчик жил при монастыре. Ни в одной школе дерзкий и неуживчивый бунтарь надолго не задерживался, а в 14 лет и вовсе пошел работать помощником мясника. В 17 лет решил сбежать от постылой жизни на войну в Индокитай. Требовалось получить письменное согласие родителей, и они его дали. Ален никогда не простил их за предательство, за стремление избавиться от него, отсутствие любви и заботы, за свою неприкаянность. Его обуревала злость, ярость, ощущение одиночества во враждебном и чуждом мире. Не раз актер будет объяснять свое поведение — неспособность никому доверять, хранить верность возлюбленным и оставаться преданным мужем и верным семьянином — комплексами родом из его несчастливых детства и юности. Вернувшись с войны, Делон общался с сомнительными личностями из преступного мира и мог бы связать свою жизнь с криминалом, если бы не дружба с начинающим актером Жан-Клодом Бриали (тем самым, что встречал с ним вместе Роми Шнайдер), которая сыграла в его жизни судьбоносную роль. Бриали пригласил Делона на Каннский фестиваль, где его харизму и кукольную красоту не могли не заметить. В мемуарах 2011 года Делон писал: «Я вскоре осознал, что женщины сходят по мне с ума. Именно они и подтолкнули меня к актерской работе».

Взаимная неприязнь Делона и его партнерши исчезла во время съемочного процесса, уступив место страстной влюбленности, которую Роми приходилось скрывать от своих родственников. Они с самого начала скептически относились к «этому французу». Но шила в мешке не утаишь. Однажды мать Роми без предупреждения явилась в гостиницу в Вене, где проходили съемки, и застала дочь в постели с Делоном. Надежды на завершение романа с окончанием съемок не сбылись. Ален должен был лететь в Париж, а Роми в Кельн, но в аэропорту она передумала и поменяла билет на рейс до столицы Франции. Приземлившись, позвонила Делону, он примчался и привез возлюбленную в скромную квартиру своего друга, где они и жили в то первое безумно счастливое время. Все попытки образумить Роми и разлучить влюбленных провалились. Ему было 23 года, ей 20, перед ними открывался весь мир, и казалось, нет ничего невозможного. Спустя годы Делон напишет: «Любовь 20-летних детей была очень чистой и красивой. Да, она была моей первой настоящей любовью. Я знал, что после нее уже никогда не будет ничего похожего...» «Я хотела испытать великую любовь с обожаемым мною мужчиной. Для меня Париж — это и был Ален Делон», — признавалась Роми.

Делон познакомил возлюбленную с неизвестной ей до той поры жизнью парижской богемы, свободной и лишенной привычных для буржуазного круга моральных ограничений. И заодно они с Аленом на время поменялись ролями. Во Франции Шнайдер была малоизвестна, а незнание французского языка (они говорили друг с другом по-английски) не позволяло рассчитывать на интересные предложения в кино.

Роми Шнайдер и Ален Делон на съемках фильма «Бассейн». 1969 г.
Фото: Legion-Media

Во время съемок в фильме «Бассейн» возобновившийся роман Шнайдер и Делона стал достоянием общественности. Брак актрисы с Гарри Майеном дал трещину, и через четыре года пара подала на развод. В 1979 году Гарри нашли повесившимся в своей квартире. Роми Шнайдер до конца дней винила себя в его смерти.

В 1959 году Магда Шнайдер и ее муж купили роскошную виллу на озере Лугано в Швейцарии, где часто останавливались Роми с Делоном. Там же отчим актрисы организовал прием по случаю их помолвки. Требовалось срочно изменить имидж падчерицы в прессе. Роми и Ален под камеры обменялись кольцами из переплетений желтого, красного и белого золота. Похожая фотосессия прошла на вилле и на Рождество. Но дата свадьбы постоянно переносилась.

Между тем карьера Делона успешно развивалась. Роми поехала с ним в Италию, где Лукино Висконти снимал «Рокко и его братья». Отношения между влюбленными были под стать месту событий — бурные ссоры сменялись столь же страстными и бурными объятиями. Висконти предложил Роми сыграть вместе с Аленом в своей картине «Жаль, что она блудница», и эта роль упрочила карьеру Шнайдер в кинематографе новой волны и не только. Орсон Уэллс в 1962 году снял ее в фильме «Процесс» по мотивам романа Кафки, а в 1963-м

Отто Премингер — в «Кардинале». В Голливуде Шнайдер, впрочем, не задержалась. Более всего она известна лишь по двум американским картинам — комедии «Хороший сосед Сэм» с Джеком Леммоном и фильму «Что нового, кошечка?», где партнерами актрисы были Питер О’Тул, Питер Селлерс и Вуди Аллен.

В Париже «золотая пара» могла уже себе позволить снимать роскошные апартаменты в престижном парижском квартале на авеню де Мессин, на выходные ездить в свой дом в пригороде, где наслаждались раздольем любимые собаки Делона. Но заметно выросший уровень жизни, похожий на тот, к какому привыкла Роми, нисколько не улучшил их отношения. Скорее, наоборот, успех и востребованность создавали все большую дистанцию. Делон, вопреки своим же убеждениям, с преувеличенным рвением создавал новый публичный имидж, где материальные ценности занимали отнюдь не последнее место. Не был он и верным любовником, не упуская случая воспользоваться вниманием женщин. Роми сходила с ума от ревности, они страшно ссорились, но она всегда его прощала.

Ален Делон с женой Натали и сыном Энтони. 1965 г.
Фото: Legion-Media

Тем временем желание обрести стабильность, семью и детей, ради которых Роми готова была пожертвовать карьерой, становилось все сильнее. Уезжая на съемки в Америку, Шнайдер писала друзьям, что надеется увидеться с ними, уже будучи мадам Делон. Ален как-то обронил: «Все очень просто. Давай поженимся при условии, что продержимся без скандалов три месяца». Но мир не дождался свадьбы самой красивой пары европейского кинематографа. Они так и остались вечными женихом и невестой. Когда Роми вернулась в Париж, в квартире ее ждала красная роза и записка: «Извини. Знаю, что делаю тебя несчастной. Я уезжаю с Натали в Мексику. Желаю всего самого лучшего».

Натали Бартелеми, модель и одна из самых красивых женщин Франции, кружила мужчинам головы не меньше, чем Делон — женщинам. В ее поклонниках побывали два мужа Элизабет Тейлор после развода с ней — Эдди Фишер и Ричард Бертон. Роман с Натали у Делона начался еще во время его отношений с Роми, на съемках фильма «Самурай». Папарацци, преследовавшие актера и Шнайдер буквально по пятам, сфотографировали Натали, сидящую на коленях у Делона. Фото разошлось по всем таблоидам...

Шнайдер тяжело переживала удар. Впала в сильнейшую депрессию и даже попыталась покончить с собой, но ее успели спасти. А Ален и впрямь женился на Натали, беременной их сыном Энтони...

Делон часто говорил, что никогда не переставал любить Роми, но их миры, происхождение, воспитание были настолько разными, что даже любовь не смогла разрушить этот барьер. Делон писал в своих мемуарах: «Она вышла из социального слоя, который я ненавижу больше всего на свете. Не ее вина, но, к несчастью, это общество ее сформировало. За пять лет я не смог вытравить из нее то, что было в нее заложено за 20 лет. Если во мне два, три, может быть, четыре Алена Делона, в Роми Шнайдер две Роми Шнайдер. И ей самой это прекрасно известно. Одну Роми я любил больше всего на свете, а другую ненавидел столь же сильно».

Роми Шнайдер с сыном Давидом на премии «Сезар». 1981 г.
Фото: Legion-Media

Натали Делон так и осталась единственной женщиной, носившей фамилию актера. Больше он ни на ком не женился. Хотя изменял мадам Делон столь же успешно, как и Шнайдер. Когда брак в 1969 году распался, Натали сказала, что всегда знала: когда в его глазах появлялась печаль, значит, он думал о Роми.

В 1969 году Делон сделал попытку вернуть свою «куколку» (Puppele по-немецки, так он ее называл в минуты нежности и раскаяния). Шнайдер не снималась с 1966 года, когда спустя три года после расставания с Делоном вышла замуж за немецкого актера и режиссера Гарри Майена, родила сына Давида и полностью посвятила себя материнству. Делон убедил режиссера Жака Дере пригласить Роми в психологический триллер «Бассейн». Страсть пронизывала всю картину, кадр за кадром их любовь на этой вилле в Сен-Тропе долгим жарким летом выглядела все естественнее. Роми попала в ловко построенную Делоном ловушку, хоть и ненадолго. Они оба умудрились вступить в ту же реку и выйти из нее, оставшись друзьями. «Делон самый важный человек в моей жизни. Он примчится на помощь в любой момент. Ален никогда от меня не отрекался и никогда не отречется», — была уверена Роми. А «Бассейн» стал классикой кино. В своих мемуарах Делон признавался, что не мог себя заставить пересмотреть эту картину, настолько трудно было справиться с воспоминаниями...

Шнайдер получила два «Сезара», ее снимали лучшие режиссеры, но личная жизнь приносила одни страдания и кричащие заголовки в таблоидах. Алкоголь в сочетании с таблетками, череда любовников (среди которых был немецкий канцлер Вилли Брандт), развод из-за возобновившегося романа с Делоном, шок от самоубийства мужа. Гарри был глубоко несчастным и депрессивным человеком с тех пор, как во время войны оказался в гестапо, и его добили измены жены. Роми сделала еще одну попытку и снова вышла замуж, за своего секретаря — журналиста Даниэля Бьязини, родила от него дочь Сару. Бьязини хотел изменить образ жизни Роми, помочь найти душевный баланс. Но тщетно. Брак распался, хотя сын Давид очень привязался к отчиму и отказался оставаться с матерью. Предпочел жить в загородном поместье родителей Даниэля. После ссоры с матерью и его отъезда они больше не виделись. Вскоре 14-летний Давид поранился, перелезая через забор, задел артерию и истек кровью, так и не помирившись с Роми... Делон был рядом с ней в самый трагический момент ее жизни, взял на себя устройство похорон и оградил бывшую возлюбленную от каких-либо публичных контактов и внимания. Но актриса не смогла пережить этот страшный удар, невзирая на четырехлетнюю дочь, требующую ее внимания. 

Трагедия и чувство вины погрузили ее в беспросветный мрак, где она могла существовать лишь с помощью бутылки и таблеток. Последняя попытка — Роми легла в клинику в Бретани — успехом не увенчалась. Меньше чем через год после смерти сына 43-летнюю Роми Шнайдер нашел мертвой в ее квартире продюсер Лоран Петен, последний поклонник актрисы. Официальная причина смерти — инфаркт, спровоцированный депрессией и неумеренным потреблением алкоголя. Но Делон был уверен, что Роми покончила с собой, завершив то, что не удалось ей после того, как он ее бросил. Ален одним из первых приехал в ее квартиру и заперся наедине с телом Роми. Организовал и оплатил похороны, но не смог заставить себя присутствовать на прощальной церемонии. Много позже он напишет: «Трудно в этом признаваться, но я не хотел бы увидеть ее 70-летней. Даже лучше, что она ушла раньше». На вопрос, сожалеет ли он о том, что не женился на Роми, Ален отвечал утвердительно. Стала бы судьба Роми и его самого иной, если бы это случилось? Кто знает...

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: