7days.ru Полная версия сайта

«Смоктуновский не хотел играть у Рязанова в «Берегись автомобиля»

Смоктуновский родился в деревенской семье в Татьяновке Томской области. Помимо него у родителей было еще пятеро детей.

Иннокентий Смоктуновский с Георгием Жженовым в фильме «Берегись автомобиля». 1966 г.
Фото: РИА «НОВОСТИ»
Читать на сайте 7days.ru

«Мы слетели в кювет и там еще два раза перевернулись. Скоро пришла помощь — кто-то вынул потрескавшееся лобовое стекло и вытащил папу наружу. И мы слышим: «О, Иннокентий Смоктуновский! Берегись автомобиля!» — вспоминает дочь актера Мария.

Папа родился в деревенской семье в Татьяновке Томской области. Помимо него у родителей было еще пятеро детей. Тут не забалуешь. Когда папе исполнилось четыре года, их семью раскулачили.

«Маме говорили: «Человек без нормальной работы, без жилья, зачем он тебе нужен?»1968 г.
Фото: из личного архива Марии Смоктуновской
Иннокентий Смоктуновский с дочкой Машей 1970 г.
Фото: Валерий Плотников

Спасаясь от голода, Смоктуновичи (именно это была настоящая фамилия папы) перебрались в Красноярск. Там жила родная сестра папиного отца — тетя Надя. Муж тети Нади работал механиком на заводе, и вот однажды он принес с работы красивый велосипед для Иннокентия. Папа страшно гордился подарком. И хотя велосипед был взрослым и совершенно не по размеру для мальчика, папа садился под раму, изгибался и так ездил. Однажды его послали в магазин за хлебом. Пока папа стоял в очереди, велосипед украли. Это было ужасное горе, он жутко переживал. И даже став взрослым и знаменитым, папа часто видел во сне тот велосипед — будто он весь хрустальный, переливается всеми цветами радуги, искрится…

А потом началась война. Ушел на фронт папин отец — мой дедушка.

Папа вспоминал, как провожал его, бежал за грузовиком... Больше они не виделись. Дед пропал без вести в 1942 году. А в 1943-м папу и самого призвали на фронт. Он попал в самое пекло — на Курскую дугу. Потом их часть перевели на Украину, где папа попал в окружение, а затем и в немецкий плен. Его плен длился всего один месяц и четыре дня, но, конечно, это было ужасное время. Их кормили какой-то баландой, в которой плавали кишки и испражнения животных. И это еще хорошо, если кормили, а то просто оставляли голодными. Папа болел и дистрофией, и дизентерией. Их, обессиленных, часто перегоняли из одного лагеря в другой. И вот однажды во время такого перехода папа бежал. Это вышло случайно. Пленных вели через мост, и папа, мучившийся жаждой, попросил конвоира, указывая вниз: «Вассер, вассер» («Воды, воды»).

Иннокентий Смоктуновский с сыном Филиппом.1963 г.
Фото: из личного архива Марии Смоктуновской

Немец кивнул — мол, давай. Папа спустился, кое-как пробил ботинком лед. Пока возился, пока сделал несколько глотков воды, его группа уже прошла — вместе с тем конвоиром, который отпустил папу на реку. И он просто притаился под мостом, по которому все шли и шли пленные. Вдруг на лед стал спускаться другой охранник. Папу скрывала от него опора моста. Вот-вот его бы обнаружили — немцу оставалось сделать всего несколько шагов. И тут немец поскользнулся, выругался и пошел обратно. Затаив дыхание, папа дождался, чтобы колонна скрылась из виду, и, совершенно обессиленный, пополз к ближайшей деревне. Постучался в избу и, когда ему открыли, упал без сознания. Местные женщины папу выходили, подлечили, откормили. Хотя рисковали быть расстрелянными за укрывательство сбежавшего военнопленного. Позже отец примкнул к партизанскому отряду, который со временем слился с действующей армией.

«Ради роли папа был способен на все, даже побриться наголо».1969 г.
Фото: из личного архива Марии Смоктуновской

Освобождал Польшу, Германию, в том числе Берлин… Самый страшный бой, в котором ему довелось участвовать, произошел в Польше: из 125 человек отряда в живых осталось только четверо. Один из них — папа.

Его дважды представляли к медали «За отвагу». Одну он получил, а со второй вышла заминка в неразберихе войны. Папе и еще одному бойцу дали задание вброд перейти протоку Днепра, доставить важные документы. А протоку обстреливали немцы! Напарника сразу ранило, тот упал в воду и утонул — спасти его папа не смог. Держа над головой документы, он пошел дальше. Несмотря на шквал огня, ему удалось дойти до нужного места. И только спустя почти полвека, в 1992 году, награда пришла к папе.

«Папу покорил мамин взгляд и ее серьезность».1956 г.
Фото: из личного архива Марии Смоктуновской

Однополчане добились! Они сами принесли медаль на спектакль «Мольер» в МХТ — на финальных аплодисментах вынесли ее на сцену и прикрепили папе прямо на камзол Людовика XIV. Папа был просто счастлив! Кстати, его медали иногда использовала мама: когда спорила с ним, доставала награды и предъявляла. Мол, помнишь, через что прошел? Почему сейчас капризничаешь?

После войны папа вернулся в Крас­ноярск и поступил в театральную студию при местном драматическом театре. Но его испытания не закончились. Ведь все, кто побывал в немецком плену, были под подозрением в измене Родине. Папе еще повезло — ему просто поставили в паспорте штамп «39». Это означало запрет на проживание в 39 самых крупных городах Советского Союза. А многих бывших военнопленных сажали в лагерь, а то и расстреливали.

«После ухода папы наш пес на прогулке все время искал его в толпе. Видел кого-то похожего — замирал, а потом скулил от горя. Он пережил любимого хозяина всего на четыре года...»
Фото: Валерий Плотников

Отец договорился с одним своим другом, тоже побывавшим в плену: раз в два месяца они посылали друг другу телеграмму с текстом: «Дядя Вася, чувствую себя хорошо». Это был знак, что оба еще на воле. Однажды папа такое послание не получил. Стал наводить справки и узнал, что друга забрали. В этот же день Иннокентий Михайлович собрался и уехал из города. В Норильск. То есть сам себя сослал. Кстати, в Норильском драматическом театре, куда папа устроился, он познакомился с ссыльным Георгием Жженовым. Они потом всю жизнь общались и вместе сыграли в фильме «Берегись автомобиля». В Норильске директор театра попросил папу сменить фамилию. Шла кампания по борьбе с космополитизмом, а фамилия Смоктунович (вообще-то — белорусская) звучала подозрительно по-еврейски.

Британская академия кинематографии включила Смоктуновского в пятерку лучших актеров мира, игравших Гамлета
Фото: РИА «НОВОСТИ»

Папа не хотел, но иначе бы он лишился работы. А уезжать из Норильска было уже некуда, разве на Северный полюс. Так папа стал Смоктуновским.

Прежде чем стать известным актером, папе пришлось поскитаться по разным театрам и городам. После Норильска он работал в Махачкале. Там папа познакомился с актрисой Риммой Быковой. Он ничего нам о ней не рассказывал, не вспоминал. Слышала, что они вместе прожили около года, вместе переехали из Махачкалы в Сталинград. Знаю, что позднее Быкова тоже оказалась в Москве и играла в столичных театрах. Но с папой они не пересекались.

В столицу папа решился перебраться в 1955 году. Ему было уже 30 лет. Поселился у Леонида и Риммы Марковых — те однажды увидели его на махачкалинской сцене, оценили уровень дарования и надоумили ехать в Москву.

«После спектакля поклонницы подстерегали Смоктуновского и отрывали на память пуговицы с его плаща. Это был триумф!»

Папа стал показываться в разные московские театры, но везде говорили: «Да, вы интересный актер, хороший, но извините, у нас штат переполнен». Но Софья Гиацинтова — художественный руководитель Театра имени Ленинского комсомола пригласила папу работать на «разовые» роли. Однажды папа должен был сыграть танкиста в спектакле «Годы странствий». Ему выдали комбинезон, который оказался велик. Отец отправился в пошивочную — переделывать костюм. И там судьба свела его с будущей супругой, моей мамой, Суламифью Михайловной. Она работала тогда заведующей пошивочным цехом. Мама была красавицей: стройненькая, с копной каштановых волос. И очень серьезная. Папа говорил, что его покорила именно ее серьезность, особый взгляд на жизнь.

Папа влюбился и стал носить маме букетики ландышей, фиалок. В пошивочном цеху было жарко от постоянно включенных утюгов, и он просил разрешения открыть форточку, садился на подоконник и любовался мамой. Когда папа сделал ей предложение, многие отговаривали маму: «Человек без нормальной работы, без жилья, зачем он тебе нужен?» Но мама была очарована Смоктуновским. После свадьбы они поселились в комнатке, в которой жили ее родители и брат Алик. Вскоре у папы появилась и постоянная работа: у мамы в цеху работала портниха, ­которая обшивала на дому актрису Марину Ладынину. А та, как известно, была замужем за директором «Мосфильма» Иваном Пырьевым. И вот таким образом артисту Смоктуновскому удалось попасть на аудиенцию к Ивану Александровичу, который входил в худсовет Театра-студии киноактера.

«Смоктуновский был заботливым отцом. Как-то в детстве мне сделали прививку, ранка не заживала, и я переставала плакать только у него на руках. Так двое суток он со мной на руках и проходил»
Фото: Юрий Феклистов

И он дал указание взять папу в штат театра-студии.

Папа начал сниматься в кино. В 1956 году на экраны вышла картина «Солдаты», где он сыграл свою первую «звездную» роль — нескладного, интеллигентного математика Фарбера, ушедшего на войну лейтенантом. Тем временем в Ленинграде режиссер Большого драматического театра Георгий Товстоногов задумал постановку «Идиота» Достоевского. Шли репетиции. И вот на одной из них Товстоногов вдруг закричал на весь зал: «Глаза!» — «Что глаза, Георгий Александрович?» — спрашивают помощники. «У него его глаза!» — «У кого чьи глаза, Георгий Александрович?» — «У этого актера из фильма «Солдаты», который играл Фарбера.

«Когда мне в училище велели сидеть на диете, папа из солидарности тоже отказался от белого хлеба и сладостей»
Фото: Юрий Феклистов

Как его фамилия — Свистуновский, Смоктуновский? У него глаза Мышкина!» Так было решено, кто будет играть главную роль в «Идиоте». Оставалось только разыскать малоизвестного московского актера Смоктуновского…

А папа в это время снимался на киностудии «Ленфильм» в фильме «Шторм». Роль была возрастная, и папа приходил на съемку раньше всех, чтобы ему сделали старческий грим. Поэтому его сосед по гримерке — артист БДТ Евгений Лебедев — ни разу не видел папу без грима. И вот однажды папа при Лебедеве снял с лица специальную пленочку, создававшую эффект морщин. И Лебедев воскликнул: «Так это вы играли в «Солдатах»? Вас же ищет Товстоногов!» И папа переехал в Ленинград, а вместе с ним и мама. Ей пришлось оставить работу в Москве и полностью посвятить себя заботам о муже и сыне — ведь у них уже родился мой старший брат Филипп.

На премьере «Идиота» присутствовал внук Достоевского.

Он зашел за кулисы и сказал: «Иннокентий Михайлович, вы гений!» На спектакль нельзя было достать билеты. После одного из представлений овации длились 44 минуты. Папу вечно ждали на служебном входе поклонницы. Бывало, даже отрывали пуговицы с его плаща. Это был триумф! Но вот отношения Смоктуновского и Товстоногова не складывались. Режиссер ревностно относился к успеху папы в роли князя Мышкина, и через три года папе пришлось уйти из БДТ. Позже он снова оказался в Москве. Работал в Малом театре, куда его пригласил Михаил Царев, сыграл роль царя Федора Иоанновича в спектакле, режиссером которого был Борис Равенских.

Когда папе поступило предложение от кинорежиссера Григория Козинцева сыграть Гамлета, он хотел отказаться. Папе казалось, что нет ничего живого в этом образе. Но мама сказала: «Надо соглашаться. У тебя есть прекрасный помощник». — «Кто?» — «Шекспир». И папа обложился переводами «Гамлета», стал изучать английский, чтобы прочесть пьесу в подлиннике, занялся фехтованием. Но тут Бондарчук пригласил его на роль князя Болконского в «Войну и мир». Можно было совместить съемки, но Козинцев, как папа писал в своих воспоминаниях, «истерически не соглашался». Папа признавался: «Если бы Бондарчук предложил Пьера, то я бы отказался от Гамлета». В итоге он сыграл датского принца. Фильм получился гениальным. Британская киноакадемия включила его

Кадр из фильма «Исполнение желаний». 1973 г.
Фото: РИА «НОВОСТИ»

Интересно, что в фильме папа носит медальон — такая деталь костюма. Но это был его личный медальон с фотографией папиного отца, моего деда.

А вот когда папу пригласил Рязанов на фильм «Берегись автомобиля», мама была против. Мы жили на даче под Ленинградом, и однажды туда приехал Эльдар Александрович. Папа был простужен, раздражен. И предложение сыграть Деточкина его не воодушевило. К тому же мама высказалась против: мол, дайте человеку отдохнуть. Но Рязанов проявил настойчивость. Наш дом он буквально взял в осаду! Приезжал каждый день и уговаривал: «Иннокентий Михайлович, мы создадим вам голливудские условия. Нужен доктор — будет доктор. Хотите жить с семьей во время съемок — пожалуйста!

Вы получите водительские права — мы пригласим вам инструктора по вождению». Папа не выдержал натиска и уступил. Но Рязанов не поверил: «Пишите расписку». Папа написал: «Обещаю, что буду сниматься у Рязанова в «Берегись автомобиля». Во время съемок папа, как и было обещано, научился водить машину. После нескольких занятий инструктор сказал: «Ну вот, Иннокентий Михайлович, вы уже освоили азы вождения, и теперь вам уже можно получать права и ездить. Но с условием: в 200 метрах перед вашей машиной должен ехать мотоциклист, а в 200 метрах за вами — еще один». — «Зачем?» — спросил папа. «Затем, Иннокентий Михайлович, что первый мотоциклист будет кричать в рупор: «Он едет, товарищи, осторожно!» А второй тоже в рупор объявит: «Товарищи, ура, он проехал, можно продолжать движение спокойно». Папа действительно поначалу водил неуверенно.

Хотя и купил после съемок «Волгу» — такую же, как в фильме. Однажды мы на ней перевернулись. Это было, наверное, году в 1982-м. Мы уже переехали жить в Москву. Папа повез нас на Николину Гору, на пикник. И на обратном пути газанул на подъеме в горку. Дорога была скользкой, машину занесло, мы слетели в кювет и два раза перевернулись. Все остались целы, папа только рассек лоб зеркалом заднего вида. Но было очень страшно! Скоро пришла помощь — кто-то вынул потрескавшееся лобовое стекло и вытащил папу наружу. И мы слышим: «О, Иннокентий Смоктуновский! Берегись автомобиля!»

Папу многие при жизни называли гением, и некоторые артисты даже боялись с ним играть. Знаю историю, как режиссер Сергей Соловьев хотел пригласить папу на эпизодическую роль в свой фильм «Егор Булычев и другие».

С Маргаритой Тереховой в фильме «Русь изначальная». 1985 г.
Фото: РИА «НОВОСТИ»

Папа обрадовался, он любил играть в классике. Но Михаил Ульянов, который был утвержден в фильм, загрустил: «Придет Кеша, дунет, и я исчезну». И режиссер взял на ту роль другого артиста. Помню, как Олег Николаевич Ефремов спрашивал: «Иннокентий, как ты думаешь, я хороший актер?» — «Ну, конечно, Олег, ты очень хороший актер». — «А какой же тогда актер ты, Кеша?» — «Ну, Олег, я актер космический», — честно отвечал папа.

Несмотря на то что Смоктуновский обожал работу, он был заботливым отцом. Смутно помню один момент. Мне девять месяцев. Только что сделали прививку от оспы, и у меня не заживала ранка, я плакала. И папа брал меня на руки и ходил со мной. Я замолкала. Как только он меня опускал в кроватку, я опять начинала плакать.

И ему пришлось так двое суток со мной ходить. Он и в школу нас с братом водил, и задачки с нами решал по математике, и плавать учил... А как он читал на ночь «Винни-Пуха»!.. Папа очень любил, когда я играла на фортепьяно. Иногда вставал рядом и под музыку читал Пушкина. Получалось красиво. Он мечтал, чтобы мы с братом стали артистами. Мой Брат Филипп учился в свое время в Театральном училище имени Щукина и даже снимался в кино. Но стал литературным переводчиком. А я пошла в хореографическое училище. И папа в интервью на вопрос: «Чем вы гордитесь?» — стал отвечать: «Тем, как моя дочь крутит фуэте». Когда мне в училище велели сидеть на диете, он из солидарности тоже отказывался от белого хлеба, от сладостей. А однажды папа, волнуясь за меня, пришел ко мне на очередной экзамен. Я сама увидела его случайно, бросив взгляд в окно балетного зала.

Он стоял на газоне и смотрел вверх, стараясь разглядеть меня. А когда я подошла к стеклу, стал бурно жестикулировать — подбадривать. Тут и комиссия заметила нашу пантомиму. Председатель открыла окно: «Иннокентий Михайлович, поднимайтесь!» Присутствие папы помогло — я очень хорошо сдала экзамен…

Со временем у нас завелся новый член семьи, которого папа тоже полюбил всем сердцем, — кокер-спаниель. Сначала папа был против, я его еле уговорила, с условием, что сама буду заниматься собакой. Но, как это бывает, нянчиться с псом стали родители. Жан-Батист Поклен де Мольер Джус — так назвал папа нашего пса. И Жан был очень ему предан. Помню, как он перед дверью ждал папу со спектакля и с визгом подпрыгивал, когда тот приходил домой.

С Лилией Юдиной в фильме «Чайковский». 1969 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Еще папа любил обучать собаку разным вещам. Например, переходить дорогу только по команде «Можно!». Но самое поразительное, что он научил нашего пса… говорить! Протягивал кусочек колбаски и произносил: «М-м-м». Добившись от собаки, чтобы та воспроизвела этот звук, папа продвигался дальше: «Ма-а-а...» И так терпеливо, день за днем. В итоге Жан очень отчетливо произносил «Ма-ма».

Однажды, в 90-х годах на гастролях в Америке, папа пожаловался продюсеру Натану Слезингеру, что в Москве становится опасно гулять по вечерам с собакой. И Натан подарил папе газовый пистолет. Мы тоже были на тех гастролях вместе с папой. Когда пришла пора собираться домой, папа меня спрашивает: «Машенька, а куда мы положим пистолет?

В чемодан или в ручную кладь?» Почему-то мне показалось, что надо в ручную кладь. Мол, если у нас спросят, везем ли мы оружие, мы сразу достанем и покажем. Но в итоге нас с этим пистолетом арестовали на границе. Мы даже не успели о нем никому сказать — папину сумку просветили, а там… Тут же появились полицейские, спрашивают: «Вы сами паковали вещи или вам кто-то помогал?» Отвечаю на всякий случай: «Да, мне помогали». Оказывается, это только укрепило их в подозрениях: так обычно отвечают террористы. Вместо самолета мы отправились в полицейский участок. Нас выручил российский консул. Он приехал и объяснил, что вышло недоразумение, что это знаменитый русский актер и его семья, они не могут быть террористами. Из Штатов нам удалось улететь только через три дня. А пистолет, конечно, у нас отобрали.

В свое время папа написал книгу воспоминаний под названием «Быть!».

Там он вспоминал себя маленьким: «Часто поздним летним вечером на пологой крыше погреба я лежал, радостно замирая под властью звездного неба, и Млечный Путь неотступно манил в хрустальную глубину и обещал в конце усилий, познаний и труда приобщить к вечному мерцанию». Жизнь папу не обманула. В честь Смоктуновского названа планета № 4926.

Летом 1994 года папа скоропостижно умер от третьего инфаркта. Как же тосковал Жан! Каждый вечер ждал папу у дверей, будто бы тот вот-вот придет из театра. Когда на прогулке пес видел кого-то в пальто и шляпе, как обычно ходил папа, — замирал. Внимательно изучал и, поняв, что в очередной раз обманулся, принимался скулить.

«Он всегда говорил: «Чтобы победить роль, нужно отправить в нокаут свое сердце». Не жалел себя, и сердце не выдержало...»
Фото: Валерий Плотников

Жан пережил папу на четыре года. Ну а мы живем светлой памятью об отце…

Подпишись на наш канал в Telegram