«Я снимался в тех самых часах, которые в фильмах Гайдая носил Александр Демьяненко. Их нашли в костюмерных «Мосфильма» и любезно предоставили нам. Испытывал нечто невероятное, когда надевал их на руку. Правда, часы не ходили, стрелки у них все время показывали пятнадцать минут шестого. Но зато — те самые!» — рассказывает исполнитель главной роли в новом фильме ТНТ «Невероятные приключения Шурика» Тимур Батрутдинов.
— Тимур, 11 декабря на экраны кинотеатров выходит комедия «Невероятные приключения Шурика». Это уже четвертый новогодний фильм от канала ТНТ...
— Да. Изначально эта история с новогодними фильмами задумывалась как разовая экспериментальная акция. Собрались талантливые ребята на ТНТ с задачей привлечь зрителя в самую праймовую ночь на телевидении. Пришла идея снять новогодний карнавальный фильм, с яркими музыкальными клипами, веселыми актуальными шутками — и все это в канве известного новогоднего фильма. Мы замахнулись на главный киносимвол Нового года и сняли «СамоИронию судьбы!». Конечно, повеселились тогда от души: над героями, над ситуациями. Например, как у Лукашина подошли ключи к чужой квартире или как его, абсолютно невменяемого, посадили в самолет. Но смеялись мы с большой любовью к первоисточнику. В итоге «СамоИрония судьбы!» очень понравилась зрителям. И нам сказали: «Ребята, продолжайте!»
— И вы сделали еще фильм, потом еще...
— «Иван Васильевич меняет все», затем «Небриллиантовая рука». Все фильмы Рязанова и Гайдая, которые вдохновили нас на эти картины, не просто популярное кино. Это база, на которой выросли целые поколения. И я на них вырос, это и мой культурный код. Много раз их смотрел, а перед тем, как сниматься в проектах ТНТ, еще столько же раз пересмотрел. И всегда открывал для себя что-то новое. Насколько же они уникальны, что, хоть и знаешь их наизусть, до сих пор находишь фразы, нюансы, штрихи, которым раньше не придавал значения.
— Фильм «Невероятные приключения Шурика» в отличие от трех предыдущих его «собратьев» перед показом в новогоднем эфире ТНТ еще и прокатывают в кинотеатрах. Почему?
— Да, «Невероятные приключения Шурика» предназначены для того, чтобы пойти всей семьей в кинотеатр и получить удовольствие. Будь моя воля, я бы вообще запустил наш проект в кинотеатрах уже начиная со второго фильма. Потому что «Иван Васильевич меняет все» получился настолько масштабным, что в телевизоре ему было тесновато. Эта невероятная феерия шуток, событий, приключений и песен просто просилась на большой экран (так же как потом «Небриллиантовая рука»).
— В «Невероятных приключениях Шурика» вы играете главного героя. Какую задачу ставили себе в этой роли?
— Я хотел, чтобы зрители прежде всего ему сопереживали, потому что Шурик для меня сродни Ивану-дурачку. Он не супергерой без страха и упрека, а человек со своими слабостями, во многом наивный. В чем-то похож на меня, и даже сильно. Да, я себя ассоциирую с ним — я вырос абсолютным Шуриком! Факел, который освещает моему герою дорогу в жизни, — это его доброе сердце. По-моему, именно таким меня воспитывала семья — мама, папа, бабушки, дедушки. А еще наши советские киношедевры — фильмы Рязанова и Гайдая, замечательные киносказки. Поэтому я не создавал образ Шурика, а просто отпустил себя, решив: «Я — Шурик Батрутдинов». Мы пофантазировали на тему, что было бы, если бы Советский Союз до сих пор существовал и «тот» Шурик попал в наше время. Но за основу я, конечно, взял образ, созданный Александром Сергеевичем Демьяненко, добавив своей органики.
— Гайдай снял три ленты про Шурика: «Операцию «Ы», «Кавказскую пленницу» и «Иван Васильевич меняет профессию». На какую вы опирались в создании образа?
— На все три, притом что фильмы абсолютно разные. «Операция «Ы» — набор новелл, «Кавказская пленница» — целостное кинополотно, «Иван Васильевич...» — тоже полноценный киношедевр, но совершенно в другом стиле. В третьем фильме и герой другой: не пергидрольный блондин, у него уже естественная седина. Была задача взять трилогию и как-то объединить все эпизоды, нанизать их на общий «шампур».
А потом нашим креативным продюсерам и сценаристам Андрею Шелкову и Максиму Ткаченко пришла мысль внедрить в сюжет пародии на множество фильмов, не только на эти три киноленты. Они начали искать в отечественном кинематографе, а потом вдруг поняли, что Форрест Гамп — это такой же Шурик, только американский. Тогда они посадили его на скамейку, чтобы он вспоминал историю своей любви к «комсомолке и просто красавице». Так что один из слоганов нашей картины — это «Беги, Шурик, беги». Кстати, впервые на киносъемках мне пришлось так много бегать.
— Судя по трейлеру, на экране вы довольно похожи на Шурика Александра Демьяненко...
— Конечно, внешность, одежда моего героя были сделаны «по лекалам» Гайдая. Я даже к началу съемок отрастил волосы, чтобы потом их покрасить. Но меня остановили: «А ты знаешь, как тогда Демьяненко испортил себе волосы? Тебе это нужно? Тем более у нас съемки надолго, а у тебя потом сразу другие проекты будут». В общем, уговорили надеть парик.
— Что из «имиджа» Шурика запомнилось больше всего?
— Во-первых, кеды — оказывается, в них очень неудобно бегать. Мы привыкли к толстым подошвам кроссовок, а в кедах ты как будто босиком. На горной кавказской дороге ноги чувствовали каждый камешек! Во-вторых, очки — до этого я в них никогда не снимался. Но быстро приспособился, у меня до сих пор остался жест Шурика — когда он поправляет очки. Даже когда очков вообще нет, все равно рука тянется к переносице.
Но самая потрясающая деталь — это часы, потому что я снимался в тех самых, которые носил Александр Демьяненко! Их нашли в костюмерных «Мосфильма» и любезно предоставили нам. Я испытывал нечто невероятное, когда надевал их на руку. Правда, часы не ходили, стрелки у них все время показывали пятнадцать минут шестого. Но зато — те самые! В этом был символизм: часы как некая машина времени переносили меня в детство. Кстати, в каждом новогоднем проекте ТНТ присутствует какой-то оригинальный «артефакт» из фильма-первоисточника. В «Иване Васильевиче...» я снимался с посохом, который держал в своих руках Юрий Яковлев, — и это тоже вдохновляло и придавало сил.
— Вы упомянули, что съемки проекта шли долго...
— Для картины такого размаха мы все сделали невероятно быстро. От возникновения идеи и сценарной разработки до реализации прошло меньше года. Просто сами съемки заняли три месяца. Дело в том, что в фильме участвуют более 70 медийных персон — актеры, певцы, телеведущие, блогеры. И у каждого свой плотный график, в котором непросто найти свободный день для съемок.
— А какие звезды снялись в этом фильме?
— Все фамилии перечислить не смогу — как я уже сказал, их же более 70. Но набор фееричный! Тут и невероятный Филипп Киркоров в совершенно необычной для себя роли с отсылкой к «Побегу из Шоушенка». Клава Кока, Дима Билан, Полина Гагарина, Анна Асти. Еще Александр Шепс, Роза Сябитова, Анна Шатилова, Никита Кологривый, Юрий Кузнецов — знаменитый Мухомор из сериала «Улицы разбитых фонарей», Анатолий Котенев — кумир моего детства Борис Шубин из фильма «Секретный фарватер». Я был рад поработать с Ириной Горбачевой, давно мечтал об этом. В общем, для меня огромная честь стать неотъемлемой составляющей этого звездного «винегрета»!
— Какие сцены оказались для вас самыми сложными?
— Я повторил бессмертный трюк Александра Демьяненко, проплыв в спальном мешке по горной реке, — эти сцены снимали на Домбае, в Карачаево-Черкесии. Вода ледяная, поэтому не надо было изображать дрожь, меня и так трясло. А в один момент, когда мешок ушел под воду, я нормально так хлебнул воды из горной речки... Было страшновато: я же не мог сам расстегнуть мешок. Но я доверял нашим прекрасным каскадерам, которые поджидали меня ниже по течению, знал, что в случае опасности они меня спасут. Еще довольно много пришлось ползать по тоннелям, а страх застрять в трубе — одна из моих фобий.
— Это была главная психологическая трудность?
— Слова «психологическая трудность» мы перешагнули, когда вступили на священную территорию советской комедии. Наши главные страхи: осудят — не осудят, примут — не примут. Но мы их преодолели. Нам придавало сил то, что мы любим эти легендарные комедии и снимаем свои фильмы с любовью.
— Как вы думаете, продолжение следует? Будут еще такие новогодние фильмы на ТНТ?
— Очень на это надеюсь. Пока не знаем, каким будет следующий фильм, только шутим и гадаем между собой на эту тему. В общем, поживем — увидим! Знаю одно: новогодний фильм от ТНТ уже стал традицией, которую, я уверен, поддерживает и наш любимый зритель!
— В новогодних фильмах ТНТ всегда много музыки, песен. Ваш Шурик поет?
— Отдельную песню мне так и не дали, к большому моему сожалению. Продолжаю высказывать продюсерам свое разочарование по этому поводу: «Ну почему?!» Видимо, так случилось, потому что в фильмах Гайдая у Шурика песен не было. Вот и я только подпеваю Нине, которую сыграла моя прекрасная партнерша Марина Кравец. Я по-шуриковски влюбился в этого персонажа, и саму Марину еще больше полюбил. Это счастье — быть с ней в кадре, а особенно за кадром.
— Вы вообще любите петь?
— Очень — и свои песни, и чужие. Кстати, в шоу «Маска» я до финала допрыгал со своим Зайцем... Вообще, я сильно люблю музыку. В своем рюкзаке всегда ношу колонку. И куда ни прихожу, везде автоматически начинается дискотека или караоке, мы поем и танцуем. (Смеется.) Люблю самую разную музыку. Когда сажусь в такси, прошу включить радио JAZZ, дома с утра могу послушать и жесткий драм-н-бейс в сочетании с дэткором, и классику — особенно мне нравятся Шопен, Чайковский. Кстати, в новом сезоне шоу «Конфетка» буду участвовать в качестве одного из членов жюри.
— Тимур, возвратимся к теме кино. Когда были маленьким, хотели попасть в кино? Какие картины вам тогда нравились?
— Да, сниматься хотел, как и многие дети. А любимые герои и фильмы менялись с возрастом. В глубоком детстве нравились комедии, хотя представлял себя только Колей Герасимовым из «Гостьи из будущего» — в первую очередь чтобы познакомиться с Алисой Селезневой. (Смеется.)
Потом началась эра видеомагнитофонов, и моими кумирами стали Шварценеггер, Брюс Ли. Я не только смотрел фильмы с их участием, но и начал заниматься рукопашным боем. Когда повзрослел, комедийный жанр вернулся в область моих интересов. В моей жизни появился Джим Керри, который в свое время перевернул само понятие о кинокомедии (тогда я и не представлял, что через несколько лет озвучу Джима Керри в фильме «Я люблю тебя, Филлип Моррис»). Параллельно с Джимом меня пленили режиссерские работы Тарантино, Родригеса, Кэмерона, Финчера.
— А как вы пришли в кино? Вас пригласили на съемки как участника Comedy Club?
— Нет, что вы! Впервые я оказался на съемочной площадке в 17 лет, когда учился на первом курсе Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. Боже мой, это же было ровно тридцать лет назад! Американский режиссер Ричард Колла снимал в Питере фильм «Зоя» — о русской графине, которой пришлось пережить революцию. И я попал в массовку. Первые два съемочных дня в тельняшке и бескозырке играл революционного матроса, с оружием в руках вместе с товарищами брал штурмом Зимний дворец, ездил по городу на броневике. Во время перерывов у нас не забирали ружья, и мы ходили с ними в ближайший продуктовый магазин. А следующие два дня изображал солдата, который, наоборот, воюет за царя и защищает Юсуповский дворец. Это были съемки с размахом, с огромной массовкой, до сих пор ничего более масштабного в моей киножизни не случалось. А хотелось бы сняться в большом историческом кино!
— Понравились себе тогда на экране?
— Это был западный проект, у нас не показали. Потом я нашел «Зою» на просторах интернета. Фильм идет почти три часа, и у меня просто нет времени и терпения, чтобы отыскать те сцены, в которых я мелькал. Если вдруг кто их обнаружит, пожалуйста, скиньте мне тайм-коды...
Потом (это тоже случилось задолго до Comedy Club) мне досталась маленькая роль охранника в картине «Нож в облаках». Я тогда только вернулся из армии и заехал в Питер, чтобы попрощаться с друзьями, — уже решил, что буду переезжать в Москву. Как говорится, «я был молод, мне нужны были деньги». И тут знакомый актер Рома Агеев (он в это время снимался у Сергея Бодрова-младшего в картине «Сестры» в одной из главных ролей — отчима героини Акиньшиной) взял меня с собой на «Ленфильм», в актерский отдел. Там мы насочиняли, что я окончил театральный институт. Правда, я чуть не провалился, когда начали спрашивать, кто был моим мастером, какая у меня дипломная работа.
На ходу придумал какую-то фамилию и роль Василия Теркина. Мне поверили, и я попал в актерскую картотеку «Ленфильма». И буквально на следующий день мне предложили роль — охранника. Снялся, а спустя три дня уехал в Москву. Через какое-то время звонят: «Вам нужно прийти на озвучку». — «А я сейчас не в Питере». — «Да? Ну и ладно». И мою роль озвучил другой человек. Кстати, когда через несколько лет я показал эти фрагменты Гарику Харламову, он настолько впечатлился, что выложил их у себя в соцсети. Голос там не мой, но мне кажется, что вполне похож.
В тот период я побывал на кастинге у Алексея Балабанова в фильм «Война». Пробовался на главную роль. Как потом выяснилось, дорогу мне перебежал Алексей Чадов, которому при встрече я до сих пор это припоминаю. (Смеется.) На самом деле, Леша шикарно справился со своей ролью, объективно он сыграл лучше, чем я бы тогда смог это сделать.
— В каких новых фильмах, помимо «Невероятных приключений Шурика», вас можно будет увидеть в ближайшее время?
— В «Простоквашино» — это проект братьев Андреасян, ТНТ и «Союзмультфильма». В нем есть и мультипликационные персонажи, и живые актеры. Среди героев — сразу несколько почтальонов, живущих в разных уголках нашей страны. Одного из них, который обитает в Москве, играю я. Конечно, его интонации похожи на Печкина из всеми любимого мультфильма — как и у остальных почтальонов. Но мой персонаж не такой вредный и токсичный, как тот самый Печкин, он добрый. А собственно Печкина играет Иван Охлобыстин, прекрасный актер и сценарист, я его большой поклонник.
— Сейчас, когда снимают на цифру, у актеров есть возможность сразу после дубля посмотреть, как он сработал, что получилось. Вы так делаете?
— Никогда. Полностью доверяю режиссеру: он на площадке главный, и если решил, что ему достаточно, — все, так оно и есть. Если же начну смотреть на себя со стороны, то пойдет самокопание, ненужные сомнения. Я и так вижу свое отражение в зеркале каждое утро — когда брею это отражение. А наши новогодние шедевры снимают аж два режиссера — Роман Ким и Михаил Семичев. Так что конечный результат — это двойная профессиональная оценка. А наши «голоса свыше» — Тина Канделаки и Аркадий Водахов — зовут нас на заре.
— Тимур, в кино вас все-таки зовут прежде всего как «того самого парня из Comedy Club». Не обидно ли, не надоел этот ярлык?
— Мне нравятся все роли, которые предлагает судьба. И переживаний, что я застрял в каком-то жанре, у меня вообще нет. Например, летом снялся в одной из главных ролей в романтической ленте «Любовь, киты и пломбы», и там не только комедийные ситуации.
Я не стесняюсь, не комплексую по поводу того, что работал и работаю в Comedy Club. Это жизнеобразующий проект, который определил мою творческую судьбу. А с какими потрясающими людьми я познакомился благодаря этому шоу! Никогда не забуду, как к нам на эфир пришла Людмила Марковна Гурченко. Помню ощущение ее руки в своей и как она подставила щеку для поцелуя. Она мне говорила очень приятные вещи, а у меня в памяти всплывали фразы из ее ролей — вроде «Это мой натуральный цвет»…
Так что пусть для кого-то я «парень из Comedy Club». Главное, чтобы, посмотрев очередной фильм, они говорили: «Этот чувак из «Камеди» здорово справился с ролью!» Кстати, тот же Джим Керри тоже вышел из стендапа, в начале карьеры он выступал в шоу Saturday Night Live.
И вот что еще хочу сказать по поводу ярлыков. Недавно телешоу Comedy Club исполнилось 20 лет. За эти годы нами сыграно столько сценок, столько скетчей, что их вполне можно засчитать за четыре года обучения на актерском факультете. И, кстати, признание со стороны профессиональных артистов у нас уже давно есть. Мне вообще очень нравится общаться с дипломированными актерами, у нас гораздо больше общего, чем можно было предположить. Взять, к примеру, Максима Лагашкина. Это один из моих любимых партнеров, шикарный актер, мощный продюсер, мой дражайший друг. После наших совместных съемок в фильме «Иван Васильевич меняет все» жду не дождусь следующих проектов с ним.
— Тимур, некоторые звезды в последнее время жалуются на хейт в соцсетях. Даже словом года, по версии Оксфордского словаря, стало «рейджбейт» — от английского rage («гнев») и bait («приманка»). Так называют намеренно провокационный онлайн-контент, который используют, чтобы повысить популярность того или иного источника в интернете.
— В мою сторону, по счастью, негатива нет. Ну какой негатив, я же человек добрый, никому не насолил. Так что, когда ко мне подходят люди, слышу от них только приятные слова. И особенно дорого, что меня знают разные поколения. Когда с просьбой сфотографироваться подходят подростки, думаю: «Значит, я еще актуальный». Когда теплые слова говорят люди постарше, тоже радуюсь: «О, и они меня принимают!»
— Вы упомянули про юбилей Comedy Club. Скажите, как клубу все эти годы удается, с одной стороны, сохранять свой стиль, традиции, свое понимание юмора, а с другой — обновляться, соответствовать современным веяниям?
— Самое главное — держать руку на пульсе, слышать время, не бронзоветь. Да, времена меняются, меняются вкусы, допустимые границы юмора. Так, как безбашенно мы хохмили в самом начале Comedy, сейчас уже не шутят. Сегодня люди гораздо острей реагируют, легче обижаются, если затрагиваются национальные вопросы, чувства верующих. А двадцать лет назад это воспринималось не как оскорбления, а просто как юмор.
Сейчас время другое, общество изменилось. И нам надо просто помогать зрителям переживать жизненные трудности и невзгоды. Главное — смеяться вместе с человеком, над которым ты подтруниваешь! Шутка не должна выглядеть ни оскорблением, ни насмешкой, чтобы всем было хорошо.
— Тимур, не за горами 31 декабря. Можете вспомнить ваш самый веселый и самый грустный Новый год?
— Вы знаете, я устроен так, что запоминаю только хорошее — это свойство моей натуры. Так что все новогодние праздники для меня прекрасные. Пожалуй, только один раз «что-то пошло не так». Поздно вечером 31 декабря я ехал к бабушке и дедушке (это было в Подмосковье). И не рассчитал время, опоздал — бой курантов услышал на трассе. Ну и ничего страшного не случилось, я доехал, бабушку и дедушку поздравил. Вот считается, что как встретишь Новый год, так его и проведешь. Я вроде встретил не очень — за рулем, но год сложился отлично...
Для меня Новый год — прежде всего семейный праздник. Раньше в этот день вел корпоративы, потому что тогда хотелось заработать все деньги. А теперь отказываюсь. В течение года я так загружен работой, что меня неделями не видят родные. Поэтому в новогоднюю ночь, в этот главный общечеловеческий праздник, в наш «общий день рождения», хочется побыть с ними. Ведь нет ничего ценнее семьи, близких людей...
— В новогоднюю ночь принято загадывать желания. Если в сутках добавили бы час, на что бы вы его потратили?
— На сон — постоянно не высыпаюсь. Но на самом деле мне это состояние замота очень нравится. Был период, когда мне не хватало такой постоянной загруженности, востребованности, экшена. А сейчас наслаждаюсь тем, что столько работы, я нужен зрителю, режиссеры меня разглядели и на телевидении у меня новые проекты. И я сам теперь начал себя лучше понимать, осознаю, что и как могу дать этому миру — в ролях, песнях, сценариях...
Мы с вами знакомы много лет, и внутри у меня все тот же запал, как в тот день, когда я давал свое первое интервью «7 Дням». И у меня по-прежнему ощущение, что я только начинаю свой путь. Нет чувства, что чего-то достиг: я все еще в пути — вперед, наверх...
Подпишись на наш канал в Telegram