7days.ru Полная версия сайта

Все тайны Гленн Клоуз: что роднит ее с принцессой Дианой и Мерил Стрип

Мало кто из голливудских актрис в 77 лет так востребован, как Гленн Клоуз. Только в этом году...

В фильме «101 далматинец»
Фото: Legion-media
Читать на сайте 7days.ru

Мало кто из голливудских актрис в 77 лет так востребован, как Гленн Клоуз. Только в этом году выйдут четыре картины с ее участием. Неудивительно, что ее пригласили сняться в сиквеле популярнейшего фильма «Достать ножи» с Дэниелом Крэйгом в главной роли. И американцы, и британцы отлично знают цену актрисам такого уровня независимо от их возраста.

Гленн Клоуз часто сравнивают с Мерил Стрип, в том числе и внешне. Хотя ей это не очень и нравится: «Меня путают с Мерил, но, увы, только не на церемонии вручения «Оскаров». Лучше и не скажешь. Ведь при столь же очевидном и признанном таланте Клоуз была номинирована на эту награду целых восемь раз, но до сих пор не получила ни одной заветной статуэтки (в отличие от Стрип, удостоенной трех «Оскаров»). В этой связи Гленн Клоуз сравнивают еще с одним блестящим мастером актерского цеха — Леонардо Ди Каприо, которого словно не замечали больше 20 лет и лишь в 2016 году все-таки вручили «Оскар». Такое бывает — невидимое миру сопротивление академиков не поддается логическому осмыслению, хотя и вызывает у многих гнев и насмешки. «Настоящий балаган, посмешище. Клоуз необычайно точна в каждой своей киноработе, ее актерский талант отшлифован на театральной сцене. Она обладает очень редким качеством — им наделен Джек Николсон, — когда веришь, что, несмотря на внешний стальной самоконтроль, он может в любой момент сорваться, как лопается туго натянутая струна», — написал один из ведущих кинокритиков.

Эта картина стала прорывом и для Гленн, и для Майкла Дугласа. Фильм заработал в мировом прокате более 300 миллионов долларов С Майклом Дугласом в фильме «Роковое влечение». 1987 г.
Фото: Legion-media

Как и Мерил Стрип, Гленн Клоуз начинала карьеру в театре. И лишь в 35 лет (уже будучи известной театральной актрисой) получила первую роль в кино в фильме «Мир по Гарпу» — режиссер увидел ее на бродвейской сцене. Она сразу же удостоилась первой номинации на «Оскар», за которой последовали подряд еще две — за роли в отнюдь не проходных фильмах «Большое разочарование» (с Джеффом Голдблюмом и Томом Беренджером) и «Самородок» (с Робертом Редфордом и Робертом Дюваллом). Но добившись интереса со стороны продюсеров и директоров по кастингу, Гленн все равно пришлось биться за роль, ставшую ее визитной карточкой, — в фильме «Роковое влечение». Об этой картине до сих пор не утихают споры, она была и остается хитом и не теряет своего блеска. «Я никогда не играла героинь, которые являются соблазнительными, сексуальными. Но я знала, что смогу. А они были уверены, что нет. Они даже не хотели устроить мне пробу». Режиссер Эдриан Лайн действительно думал, что Гленн ему не подходит — ведь до этого она играла слишком милых, по-матерински приличных героинь. Но и просто взять и отказать трехкратной номинантке на «Оскар» тоже было нельзя. И она все-таки получила шанс. По словам Майкла Дугласа, игравшего в фильме главную мужскую роль, они «сделали большое одолжение» агенту Клоуз, позволив ей «почитать» вместе с ним: «Никто из нас не питал особых надежд. Гленн — великолепная актриса, но проецирует не­истребимо пуританский образ. Но стоило мне ее увидеть, я был потрясен». И не зря. Роль Алекс, недовольной окончанием короткой интрижки с женатым героем Дугласа и решившей в отместку уничтожить его вместе с семьей (в том числе вручив его дочери сваренного в кипятке кролика), принесла Клоуз очередную номинацию. Только теперь уже в категории «Лучшая актриса в главной роли». Увы, «Оскар» достался Шер — за роль в картине «Во власти Луны».

Но благодаря этой выдающейся со всех точек зрения работе ее карьера полностью изменила свою траекторию. Гертруда в «Гамлете», безжалостный главный редактор в фильме «Газета», изощренная и бессердечная интриганка маркиза де Мертей в фильме «Опасные связи». Кстати, режиссер Стивен Фрирз изначально настаивал — в этом образе он хочет видеть только Гленн. Звездная компания —

Джон Малкович, Ума Турман, Киану Ривз — не затмила Гленн Клоуз, и этот фильм был и остается культовым хитом. И за него (как и за «Роковое влечение») актриса была номинирована — и также безрезультатно — на «Оскар». Стоит отметить, что все остальные престижные награды («Золотой глобус», премия Гильдии киноактеров США, не говоря уже о театральной «Тони» и телевизионной «Эмми») Гленн получала с завидной регулярностью.

Гленн Клоуз изначально отказалась от роли Круэллы из-за конфликта с постановкой мюзикла — ее не отпускали сниматься. Затем продюсеры предложили эту роль Сигурни Уивер, которая тоже ответила отказом. Кэти Мориарти снялась в кинопробах, но ее сочли слишком пугающей для детского фильма. К тому времени Клоуз закончила выступление на Бродвее, и когда продюсеры снова предложили ей эту роль, она согласилась. Кстати, у Гленн аллергия на табак, поэтому весь фильм она курила травяные сигареты.

«Меня часто путают с Мерил, но, увы, только не когда вручают «Оскар», — иронизирует Клоуз С Мерил Стрип на церемонии вручения премии «Оскар». 2014 г.
Фото: Legion-media

Зато вместо «Оскара» Клоуз приобрела негласный статус самой убедительной злодейки. Или, если говорить более комплиментарно, сильной женщины, обладающей природным умом и аристократизмом, стремящейся держать все под контролем. Такое амплуа не предполагало роли романтических, страдающих и не способных постоять за себя героинь. Даже в небольших ролях Гленн играла властных и приковывающих к себе всеобщее внимание женщин — вице-президент Америки в боевике с Харрисоном Фордом «Самолет президента» (Форд лично выбрал себе в партнерши Клоуз), жесткий капитан полиции в сериале «Щит», межпланетный лидер в «Стражах Галактики», Круэлла Де Виль в «101 далматинце».

Клоуз сумела порядком усложнить образы и стереотипы таких «сильных героинь», играя их с поистине мужской брутальностью, твердостью, авторитарностью и даже агрессией. Что до нее явно не укладывалось в представление о такого рода женщинах на экране. Наиболее убедительно актриса продемонстрировала это в телевизионном сериале «Схватка». В течение пяти сезонов она играла адвоката, главу юридической фирмы, которая обладает всеми вышеперечисленными «маскулинными» свойствами в полном и временами устрашающем объеме. У ее Пэтти Хьюз поистине макиавеллевский дар манипуляторства, жажда власти и денег и весьма свободные представления о добре и зле. Кстати, образ написали специально для Клоуз.

Но и такие сильные женщины, случается, ломаются. И именно таких женщин предпочитает играть Гленн Клоуз в своих самых ярких ролях, в том числе на театральной сцене. Норма Десмонд из «Бульвара Сансет» — Гленн дважды ее играла на сцене и надеется сыграть (все еще) в кино. И Бланш Дюбуа из «Травмая «Желание» она показала по-своему. Не как мелодраматическую героиню, а как изначально сильную женщину, чье падение в бездну (потеря связи с реальностью) стало еще и поэтому столь трагически разрушительным.

В драме «Мир по Гарпу» Гленн исполнила роль решительной и эксцентричной женщины-феминистки. Ее героиня воспитывает сына, который вырастает в известного писателя со сложной судьбой. Ее экранного сына во взрослом возрасте сыграл Робин Уильямс — он был моложе актрисы всего на четыре года. Но это не стало преградой для пары выдающихся артистов: их химию отметили многие зрители и критики.

В фильме «Мир по Гарпу». 1982 г.
Фото: Legion-media
С Джоном Старком. 1991 г.
Фото: Legion-media

В жизни актриса предпочитает выражать свои чувства менее эмоционально: «Я не боюсь конфронтации, но не слишком хорошо умею атаковать в ответ — скорее застываю, словно «примерзаю». Клоуз признает, что женщинам выражение гнева публично обходится гораздо дороже, чем мужчинам. Но в то же время, сыграв столько женщин, охваченных злостью и агрессией, она может утверждать со всем знанием дела: «Гнев и ярость лишают силы и власти».

Откуда взялись именно такие свойства у актрисы Гленн Клоуз? По всем формальным признакам ее происхождение сравнимо с происхождением ее любимой актрисы Кэтрин Хепберн. Хорошо образованная дочь «белых протестантов, выходцев из северо-западных стран Европы», обеспеченных и со связями (для этой части населения Америки с «голубой кровью» издавна существует специальный термин WASP). Во время участия в популярном шоу «Найди свои корни» Клоуз узнала, что через семь поколений приходится родственницей принцессе Диане и отдаленно связана с Клинтом Иствудом. А также то, что некоторые из ее предков были рабовладельцами.

Предки Гленн Клоуз в основном родом из Англии, но в ее жилах течет и не­много немецкой, голландской, французской, шотландской и очень отдаленно итальянской крови. Среди ее дальних предков — Кэтрин Парр, королева Англии и Ирландии с 1543-го по 1547 год, ставшая последней женой (из шести) короля Генриха VIII. Также актриса может похвастаться родством через множество поколений с Клинтом Иствудом.

«Мне так много надо успеть, мне столько всего представляется интересным... Ирония в том, что иногда мы только в финале начинаем чувствовать себя комфортно в собственной шкуре» С Джоном Малковичем в фильме «Опасные связи». 1988 г.
Фото: Legion-media

Благополучное детство с матерью — светской львицей и отцом-доктором в Коннектикуте в окружении таких же сливок общества (в том числе семьи Кеннеди) закончилось, когда родители вступили в консервативную религиозную секту. Уильям Клоуз возил семью из одного религиозного центра в другой, пока не решил обосноваться в швейцарской «штаб-квартире» секты. Гленн было 13 лет, когда отец уехал в Конго, стал личным врачом тогдашнего правителя страны и открыл клинику для бедных. Девочка училась в частной школе-интернате в Швейцарии, изредка навещала отца в Конго. И в конце концов они с матерью вернулись в свой дом в Гринвиче, в Коннектикуте. Клоуз обладает отличным голосом (это тоже роднит ее с Мерил Стрип) и несколько лет ездила с организованной ею «девчачьей» музыкальной группой по всему миру — они выступали в «коммунальных» центрах своей религиозной секты. 

Потом она много играла в мюзиклах в Лондоне и на Бродвее — и в фильмах тоже всегда поет сама. Именно по­этому знаменитый композитор Эндрю Ллойд Уэббер доверил актрисе сыграть трагическую роль звезды немого кино Нормы Десмонд в своем мюзикле «Бульвар Сансет» на Бродвее. Спектакль получил множество театральных наград, и спустя 23 года Клоуз вновь блистала в «Бульваре Сансет» теперь уже в лондонском Вест-Энде.

С Аланом Бейтсом в фильме «Гамлет». 1990 г.
Фото: Legion-media

Во всех контрактах Гленн Клоуз непременно есть пункт, позволяющий актрисе оставлять себе все костюмы ее героинь. Когда в лондонском театре ей предложили заново сшить платья для роли Нормы Десмонд, но из более дешевых, чем раньше, материалов, она достала свои старые из собственного гардероба. А потом подарила их университету в Индиане.

К 22 годам Гленн нашла в себе силы выйти из секты и поступила в университет, где изучала в том числе драматургию, театральное мастерство и антропологию. «Я давно простила родителей за все. У них были свои причины поступать так, как они поступали. Я их понимаю. Хотя все это ужасающим образом сказалось на нас, детях. Но мы все стараемся выжить в этом мире как умеем. Думаю, меня лично спасло желание стать актрисой». Окончив учебу с отличием, Клоуз поступила в теат­ральную компанию в Нью-Йорке. Ну а в 35 лет начала кинокарьеру — после того, как сыграла в фильме «Мир по Гарпу» роль матери героя Робина Уильямса. Между прочим, она была всего на четыре года его старше.

С Биллом Смитровичем в фильме «Самолет президента». 1997 г.
Фото: Legion-media

Еще до поступления в университет Гленн вышла замуж за музыканта, тоже состоявшего в секте, как и ее родители. Этот брак был «скорее договорным» и развалился сразу же, как она вырвалась на свободу. Со временем Гленн узнала много печальных фактов о своих родных. Как во многих внешне благополучных семьях, в их шкафах таилось множество страшных скелетов — алкоголизм, депрессии, шизофрения, суицид, чего там только не было. Разумеется, благодаря пуританской «этике» и правилам высшего общества все это тщательно скрывалось. Например, она в детстве верила, что бабушка живет в отеле (а вовсе не в специальной больнице), потому что там вкуснее кормят. Недаром Гленн Клоуз использовала свою славу для привлечения внимания к проблемам ментального здоровья, создав управляемый ею благотворительный фонд.

Гленн научилась не попадать в ситуации, которые ей не по душе, и туда, где не получает удовольствия. Прежде всего это касается разного рода вечеринок. У нее не так много близких друзей, и в целом она ведет отшельнический образ жизни. И до сих пор предпочитает жить вдали от Голливуда. Неудивительно, что ее так часто сравнивают с Мерил Стрип, которая ведет точно такой же образ жизни. И свою единственную дочь Энни Старк Гленн растила на ранчо в живописном штате Монтана, максимально удаленном от гламура и городских соблазнов. Клоуз не довелось испытать счастья в замужестве, хотя выходила она замуж трижды. Два последних супруга (оба преуспевающие бизнесмены) не имели отношения к шоу-бизнесу, но и это не помогло сохранить браки. Самые теплые отношения сложились у нее вне брака — с продюсером Джоном Старком, от которого она и родила дочь. Познакомились они еще на съемках фильма «Мир по Гарпу», когда оба были не свободны. А о беременности Гленн узнала во время пересъемки финала в «Роковом влечении». На одном из дублей потеряла сознание и ударилась головой о зеркало. В больнице, куда ее немедленно отвезли, все и выяснилось...

В фильме «Газета». 1994 г.
Фото: Legion-media

Энни Старк окончила университет, но все же решила пойти по материнским стопам. У них с матерью очень нежные отношения, несмотря на то что актриса постоянно снималась и редко бывала дома. С отцом дочери (как, впрочем, и со всеми своими бывшими мужьями) Клоуз сохранила хорошие отношения, и он активно участвовал в воспитании дочки. Энни с детства дружила с Кэтлин Кеннеди, дочерью Роберта Кеннеди-младшего (племянника Джона Кеннеди), и с Румер Уиллис, дочкой Брюса Уиллиса и Деми Мур. Кэтлин Кеннеди была ее подружкой на свадьбе с Марком Албу, бизнесменом, создавшим успешную технологическую компанию. Они живут на ранчо в Монтане, Энни изредка снимается и ведет популярное кулинарное шоу прямо из дома. Сыграла в том числе молодую героиню Гленн Клоуз в картине «Жена». Тогда многие были уверены, что уж на этот раз Клоуз, номинированная за роль в этом фильме на «Оскар», просто обязана получить золотую статуэтку. Она блистательно сыграла супругу писателя, которая приехала с ним за Нобелевской премией и решила больше не жить в тени мужа, раскрыв тщательно скрываемый секрет... Но и в этот раз вожделенная статуэтка досталась Оливии Колман за роль в «Фаворитке».

В любом случае для Гленн ничто не сравнится с той оскаровской церемонией в 1988 году, когда она была на сносях и в дополнение умудрилась сломать лодыжку. Ее в тот год номинировали за «Роковое влечение». На церемонию она — в сопровождении своего гинеколога-акушера (на всякий случай) и его жены — опаздывала из-за плотного трафика. Пришлось пешком с палочкой ковылять до входа с дальней парковки. С трудом добравшись, она обнаружила, что по дороге потеряла сережку, и ждала, пока ее найдут. А когда, наконец, Гленн с Майклом Дугласом вышли на сцену, в зале раздался гомерический хохот. Ведь в «Роковом влечении» ее героиня Алекс повторяла герою Дугласа, что непременно родит ему ребенка...

Гленн Клоуз стала одной из первых актрис из голливудского списка «А», решившихся переключиться на телевизионные проекты. В 2005 году она согласилась присоединиться к сериалу о полиции «Щит». Гленн поняла, что наступила золотая эра телевидения и сериалы ничуть не уступают кино. Ее «подвиг» вдохновил многих голливудских звезд последовать этому примеру, ведь раньше телевидение было уделом талантливых, но не слишком известных или успешных в Голливуде актеров. Гленн не ошиблась и получила «в подарок» в сериале «Схватка» роль адвоката Пэтти Хьюз, о которой можно только мечтать. В 2022 году она изу­чала фарси для съемок в сериале «Тегеран», а в 2023-м сыграла легендарного главного редактора американского Harper’s Bazaar Кармел Сноу в сериале «New Look: Революция стиля» о Коко Шанель и Кристиане Диоре...

Гленн Клоуз часто сравнивают с еще одним непревзойденным мастером актерского цеха Леонардо Ди Каприо. Как известно, ему тоже долгие годы не давали «Оскара» (в течение почти четверти века). Но в отличие от Ди Каприо, которому огромная армия фанатов всякий раз устраивала бурную кампанию поддержки, придумав актеру мем «Бедняжка Лео», у Клоуз никогда такой поддержки не было.

На церемонии вручения премии Гильдии киноактеров США. 2019 г.
Фото: Legion-media
«Я еще никогда не чувствовала себя такой свободной, креативной и полной желаний. В этом заключается ирония, потому что приходится думать — сколько еще мне осталось?» С дочерью Энни Старк. 2019 г.
Фото: Legion-media

Мало кто из голливудских актрис в 77 лет так востребован, как Гленн Клоуз. Только в этом году выйдут четыре картины с ее участием самых разных жанров, где она играет в компании Джоша Бролина, Питера Динклэйджа, Джейми Фокса, Кэмерон Диас и других голливудских звезд. В мае было объявлено о воссоединении актрисы в новом проекте с Джереми Айронсом, ее партнером по фильму «Дом духов» (единственному фильму, где она снималась вместе с Мерил Стрип). Не теряет Клоуз надежды еще раз сыграть свою любимую героиню Норму Десмонд не на сцене, а в экранизации «Бульвара Сансет». Неудивительно, что ее пригласили почтить своим участием сиквел популярнейшего фильма «Достать ножи» с Дэниелом Крэйгом в главной роли. И американцы, и британцы отлично знают цену актрисам такого уровня независимо от их возраста.

Гленн Клоуз ощущает «явное несоответствие» между тем, как она сама себя видит и как, вероятно, выглядит в глазах людей. Однако, по ее мнению, «факт остается фактом — с возрастом вы только становитесь лучше. Большое заблуждение полагать, будто вы чувствуете себя менее живой и менее сексуальной». Она считает, что переживает «расцвет своей жизни»: «Я еще никогда не чувствовала себя такой свободной, креативной и полной желаний. В этом заключается ирония, потому что приходится думать — сколько еще осталось? Мне так много надо успеть, столько всего представляется интересным... Ирония в том, что иногда мы только в финале начинаем чувствовать себя комфортно в собственной шкуре. Но с на­деждой, что все-таки еще успеем воспользоваться плодами этой свободы».

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: