Наира Косян, одна из самых актуальных и ярких фотографов современности провела в Риге мастер-класс «Авторский стиль», где впервые представила свой уникальный подход к раскрытию личности героев через кадр. На встречу с Наирой Косян пришли десятки сотрудников медиа, фрилансеров и стрингеров. Мастер-класс, даже для фотографов с большим стажем и авторитетом в профессиональном сообществе, стал открытием. О своем видении современной фотографии и о том, как увидеть через объектив незримое, Наира Косян рассказала в эксклюзивном интервью.
— Наира, каким авторским практикам вы обучали на мастер-классе слушателей? Что вызвало наибольший отклик?
— Основная идея, с которой я шла на
мастер-класс в том, что фотография — это не набор технических приемов, а способ
визуальной коммуникации, отражающий личность автора. Я показывала, как свет,
композиция, сюжет, цвет и настроение создают определенный характер снимка. На
занятии мы разбирали, что визуальный стиль строится на личных ценностях, опыте,
эстетике и мировосприятии фотографа. Я показала, как анализировать стиль других
фотографов — Марио Тестино, Питер Линдберг, Дэвид Ла Шапель,Стивен Мак Кёрри.
После мастер-класса я получила много отзывов о том, что исчез страх «не
соответствовать» трендам и появилось ощущение, что стиль — это путь
самопознания, а не «правильные настройки камеры». Многим было ценно, что мы
работали не только с техникой, но и с философией фотографии.
— Планируете ли вы продолжать преподавательскую деятельность?
— Да, безусловно. Я разработала свой авторский курс в формате мастер-классов и в будущем я собираюсь увеличивать их количество.
— А вы сами у кого учились? Какие из курсов, которые вы прошли у гуру фотографии, больше всего вам пригодились?
— За свою карьеру я посетила много курсов и мастер-классов у разных фотографов. И честно сказать, выделить кого-то одного непросто, ведь у каждого учителя ты забираешь свою важную часть. Но если всё-таки назвать имя, то, наверное, это Сергей Гунин. Благодаря его обучению я глубже поняла специфику света, а это, по сути, и есть главный инструмент фотографа. Всё остальное — это вкус, характер, предпочтения и очень субъективная творческая природа.
— Как вы пришли в профессию? Чем она вас привлекла?
— Фотография вошла в мою жизнь очень рано. Когда мне было 10 лет у нас дома появилась пленочная камера, и меня невероятно завораживал сам процесс: нажать на кнопку, пройти весь день с этой тайной внутри, а потом ждать, когда закончится пленка, нести ее проявлять и получать снимки, которые всегда были загадкой. Тогда мы не видели результат сразу, как сегодня, но даже сейчас для меня суть не изменилась: фотография — это способ остановить время и сохранить то, что однажды могло бы исчезнуть. Способ вернуться в чувства и воспоминания давно ушедших мгновений.
Училась я сначала абсолютно самостоятельно, методом проб и ошибок. Я много смотрела музыкальных клипов и модных журналов, развивала насмотренность и просто следовала своему ощущению кадра. Позже случайно узнала о фотокурсах в соседнем городе, это был мой первый осознанный шаг в профессию.
— Широко известны ваши фото селебрити, раскрывающие
звезд экранов и соцсетей в новом ракурсе. В чем особенности работы с
популярными личностями?
- Независимо от статуса человека, я думаю о
том, как передать его энергию, как подчеркнуть уникальность и сделать кадр
комплементарным и честным. За последние годы я работала с крупными блогерами, моделями
и артистами. Среди них — Маркус Рива, Артём Качер, и совсем недавно меня
пригласили снять кампейн с Максимом Буселом для нового аромата CHANEL.
Разница лишь в том, что популярные личности намного чаще сталкиваются с камерой и имеют большой опыт съёмок. Благодаря этому исчезают моменты зажатости или неловкости — они легко понимают задачи, чувствуют свет, позу, настроение кадра. Это делает процесс быстрым, точным и позволяет сосредоточиться на эмоции и истории, которую мы создаем вместе.
— Вы одна из лучших модельных фотографов. В
профессиональной среде особо высокие оценки получил ваш не имеющий аналогов
подход как раз к модельной съемке. За счет каких приемов вы передаете характер
и создаете акценты?
— В своей работе я всегда ставлю в центр человека — его энергию, уязвимость и
ту ненавязчивую красоту, которая проявляется, когда он начинает чувствовать
себя в безопасности. Для меня модельная съемка не просто про одежду или
позирование, это про состояние и историю, которую мы можем рассказать через
один взгляд или жест. Я много общаюсь с моделью до и во время съемки, помогая
ей расслабиться и быть собой. Когда человек перестает играть, он раскрывается — и в этот момент рождаются самые честные кадры.
— Ваши фотографии всегда
узнаваемы, как в блогах селебрити, так и на страницах модного глянца за счет
удивительно гармоничного сочетания чистой эстетики, минимализма и искренней
эмоциональности. Как вы добиваетесь такого эффекта в кадре?
— Я стремлюсь показать красоту человека
без лишних украшений и шумов, через честный взгляд, естественный жест, через
свет, который бережно подчеркивает форму и характер.
На съемках я создаю атмосферу, в которой человек перестает играть роль. Когда исчезает напряжение, появляются подлинные эмоции — мягкие, сильные, тихие, смелые. Именно эти моменты становятся сердцем кадра. Я избегаю лишнего. Лаконичные пространства, аккуратные цветовые решения, внимание к деталям. Это позволяет видеть человека, а не фон вокруг него.
То, что сейчас называют «стилем», для меня — результат моей чувствительности, эмпатии, долгих лет практики и искреннего интереса к человеку перед камерой.
— К вам записываются десятки желающих получить атмосферные фото. Как при таком потоке клиентов сохранить авторский подход?
— Несмотря на количество съемок, я каждый раз позволяю себе удивляться человеку, который стоит передо мной. Моя задача не просто «сделать фото», а увидеть героя настоящим. Чтобы сохранить авторский стиль, я всегда возвращаюсь к своим ценностям: честность, естественность, эмоции, свет, который не скрывает, а раскрывает. Эти принципы — моя внутренняя база, на которую я опираюсь, даже если меняю города, проекты или жанры. Я всегда говорю фотографам: чтобы научиться видеть, нужно позволить себе чувствовать. Когда ты честен с собой, ты честен и в кадре.
— Что помогает быстро
почувствовать человека?
— Эмпатия. Умение слушать, понимать то, что
человек еще даже не сказал. Это не про технику — а про сердце. Я начинаю не со
света и поз, а с контакта. С дыхания. С тишины. С ощущения, какое настроение он
принес с собой. И когда человек чувствует, что его видят, — он раскрывается. И
в этот момент я просто ловлю его настоящего.
Подпишись на наш канал в Telegram