7days.ru Полная версия сайта

Ольга Погодина: «Это только на вид они мягкие и пушистые»

Актриса рассказала о съемках в «Маргарите Назаровой», о главных принципах работы с хищниками и о том, почему, играя великую дрессировщицу, она отказалась от помощи дублеров.

Ольга Погодина
Фото: Сергей Гаврилов
Читать на сайте 7days.ru

Когда он с расстояния пары шагов, не мигая, неотрывно следит за тобой и ты ощущаешь его горячее дыхание — это впечатляет. Еще как!

— После съемок в фильме «Маргарита Назарова» меня часто спрашивают: страшно ли находиться с тигром в клетке один на один? Нет! Но при условии постоянной собранности и повышенного самоконтроля. Эти два качества придают внутренней силы. А вот если человек боится, он становится слабым и, значит, помимо своей воли представляет собой потенциальную жертву. Хищник инстинктивно почувствует этот страх и может напасть, даже если перед этим совсем не проявлял агрессии. Инстинкт-то ведь природное чувство, а с природой не поспоришь.

Об этом правиле мне рассказывал Эдгард Запашный. Мы давно дружим с ним и с его братом Аскольдом, они часто приглашали меня на свои представления. Можно сказать, благодаря им я и открыла для себя этот волшебный мир. Раньше была от него далека: мои родители, поклонники театра, не пропускали ни одной премьеры и брали меня с собой, а вот в цирк не водили.

Восемь лет назад Эдгард предложил мне зайти к тигру Мартину. Тогда это было полной неожиданностью, но я мгновенно согласилась. И вот наступил важный момент — я первый раз в жизни вошла к тигру в клетку. Чувствуешь оторопь. Когда он с расстояния пары шагов, не мигая, неотрывно следит за тобой и ты ощущаешь его горячее дыхание — это впечатляет. Еще как! И неважно, что вырос он в цирке, а не в дикой природе, и вроде бы неопасен. Есть много случаев нападения прекрасно выдрессированных животных на своих хозяев.

Мой муж Алексей Пиманов первым поверил в нашу с Эдгардом Запашным идею — снять такое глобальное кино
Фото: из архива кинокомпании «ОДА-ФИЛЬМ»

Дедушку Эдгарда и Аскольда — отца их мамы Татьяны, опытного циркового артиста, — тигр порвал за кулисами. Пошла гангрена, и не стало человека. На отца братьев, Вальтера Михайловича Запашного, тигрица Багира напала во время его первого выхода в качестве дрессировщика — закончилось все больницей. А Ирина Бугримова?! Признанный в мире дрессуры авторитет, более сорока лет успешно работала на манеже со львами, хищники не раз ее рвали. После очередного нападения, когда питомцы словно с цепи сорвались, легендарная дрессировщица все же ушла из цирка навсегда.

Так что никогда не стоит сбрасывать со счетов возможность несчастного случая. Кстати, вначале была идея снять кино о Бугримовой, такое предложение сделала мне режиссер Ольга Субботина, с этим я и обратилась к Эдгарду.

— Тут могут быть проблемы. У нее было одиннадцать львов, у нас столько нет, — ответил он, а потом спросил, улыбнувшись: — Ну а к Мартину-то еще раз пойдешь?

— Пойду! Мне понравилось. Контакт сложился! И очень хочу сделать фильм о цирке.

— А почему бы не снять кино о Маргарите Назаровой — первой в СССР укротительнице тигров? — предложил вдруг Запашный. — Тут и цирк, и любовь, у нее была потрясающая романтическая история с мужем Константином Константиновским. Это просто фантастика! Помнишь «Полосатый рейс»?

— Конечно, это же фильм нашего детства.

Тот самый уникальный номер
Фото: Ю. Феклистов/7 Дней

Тем же вечером пересмотрела картину. Была в восхищении от того, с какой легкостью играет исполнительница главной роли. Это не беспомощное трепыхание перед камерой, какое часто встречается даже у профессиональных артистов, нет — Маргарита Петровна создала точный и яркий образ при том, что никакого актерского образования она не получила. Вот тогда, за просмотром «Полосатого рейса», и пришло окончательное решение снять фильм именно о ней. Назарова была ярчайшим человеком, как раз о таких надо делать кино. Так же как и о великих явлениях искусства, каким, несомненно, был советский цирк. Он, как и балет, считался гордостью нашей страны, а за таким успехом стояли безумный, каторжный труд, эмоции, мастерство и отвага цирковых артистов. Об этом не стоит забывать.

Всегда хочется объять необъятное, а если уж кино делать — только о том, о чем прежде не снимала. Меня привлекают проявления человека в экстремальных ситуациях. Но про войну мне неинтересно, оружие не прельщает. Остается в космос полететь, ну или в клетку к тигру войти, остальное — обычно. Вот я и вошла.

С Эдгардом Запашным и тигром Мартином
Фото: из архива кинокомпании «ОДА-ФИЛЬМ»

Фильм «Маргарита Назарова» — серьезное большое кино. И создавалось оно непросто. Я ведь не только исполнительница главной роли, но и сопродюсер — человек, который создает проект с нуля. Есть такая поговорка — хочешь, чтобы получилось хорошо, сделай сам. Ею и руководствуюсь в работе. Если надо, пробиваю стены. А что делать? Такова жизнь — за просто так ничего не достается!

Я умею собой управлять. Как научилась? Очень просто — сильная воля и постоянный самоанализ
Фото: Сергей Гаврилов

Вот говорят: «Артист — нестабильная профессия, годами ждешь ролей». А я сама о себе забочусь, нахожу интересные роли — и вперед! Но как продюсер я отвечаю не только за свою игру, но и за все остальное.

Не всегда получается легко — но важен результат. Вот и тут случались недели, на протяжении которых я спала всего часа три! По часику, по полтора прикорну на диванчике в офисе или в цирке, где проходили репетиции, — и все. Некогда было спать. А если честно, то и не хотелось. В работе меня охватывает особое вдохновение, и пока оно есть, все получается, а перегрузки — такая мелочь. Сложно описать словами полет души, который бывает в такие часы, дни и недели. Когда снимали «Маргариту Назарову», я парила!

Почти два года мы готовились и потом год снимали. А когда только начинали работу, обнаружилось удивительное совпадение: до моего рождения родители жили в Нижнем Новгороде, там в цирке работала легендарная пара — Назарова и Константиновский. А папа мой в то время был главным инженером завода, на котором среди всего прочего по спецзаказу делали клетки для тигров. И мой папа общался с Константиновским, они даже иногда могли посидеть, выпить вместе.

Андрей Чернышов, сыгравший Константина Александровича, даже внешне на него похож, хотя это совершенно неважно. И вообще ложный путь гнаться за внешним сходством — надо рассказывать историю. Мысли не было о другом исполнителе. Только Андрей, без вариантов. Мы знакомы с ним и дружим более пятнадцати лет. По моему мнению, он лучший артист в своем поколении. Если бы Андрей отказался, я бы ни с кем другим это кино снимать не стала. Причина простая: не задумываясь пошла бы с ним в разведку — уверена в Андрее на сто процентов. А клетка с тигром — это та же разведка. Ошибется партнер — погибнешь ты. Ошибешься ты — пострадает партнер. Я могла доверить ему свою жизнь. А он доверял мне, и это бесценно... А еще — это просто его роль, только его из всех артистов этой планеты.

Маргарита Назарова с мужем — дрессировщиком Константиновским
Фото: KINO-TEATR.RU

Коля Добрынин сыграл дрессировщика Бориса Эдера, легендарного учителя Назаровой, так, что даже дочь Бориса Афанасьевича сказала, что он очень похож на отца.

Долго и тщательно выбирала режиссера. Почти полгода. Посмотрев фильм «Запрещенная реальность» Константина Максимова, позвонила своему ассистенту: «Найди этого режиссера! Где бы он ни был — хоть на другой планете, хочу, чтобы снимал он!» Помощница нашла. Мы встретились в ресторане, я посмотрела Косте в глаза и поняла: наш человек. У меня чутье на людей, никогда не ошибаюсь.

Костя пригласил своего друга Сергея Козлова — одного из самых серьезных операторов, он двадцать лет живет и снимает в Лос-Анджелесе. Прочитав наш сценарий, Сергей отказался от проекта в Америке и на год приехал к нам. Все складывалось само собой, словно кто-то свыше очень желал, чтобы картина у нас получилась.

С самого начала мы решили, что в фильме все должно быть по-настоящему. Никаких дублеров! Ведь цирк — самый честный вид искусства. Попробуй солги под куполом. Или рискни зайти в клетку неподготовленным. И уж раз мы говорим о самом честном искусстве, то давайте и в картине не притворяться. Зато декорации — ультракласса. Чтобы было видно даже профессионалу — мы не халтурим. Триста пятьдесят персонажей. Сто пятьдесят локаций — точек съемки. Построили цирк в натуральную величину. Масштаб! Зрители — около семисот человек массовки — тоже реальные, не нарисованные на компьютере.

Андрей Чернышов, сыгравший Константина Александровича, даже внешне на него похож
Фото: из архива кинокомпании «ОДА-ФИЛЬМ»

Несколько важных сцен предполагали снимать в Одессе. Но это стало невозможным. И я нашла выход — Одессу сняли в Италии! Это лучше, чем дорисовывать ее в кадре. У нас роскошная итальянская часть съемок.

Мы не экономили, как и не думали о том, что «опасно ведь, давайте оставим эти трюки специалистам». Сами шли и делали. Мы с Чернышовым совершили, в общем-то, чудо. Впервые в истории кинематографа артисты без дублеров выполняли трюки уровня высочайшей мировой дрессуры, да еще в таком объеме. В том числе, например, знаменитый трюк «Голова в пасти хищника»: мы с тигрицей Шакирой с помощью дрессировщиков Смирновых сделали его за три репетиции и попали в Книгу рекордов.

Задумайтесь, если бы в Америке Брэд Питт и Анджелина Джоли сделали то, что мы с Андреем, — весь мир стоял бы на ушах. Кричали бы на каждом углу, что они — настоящие герои: «Впервые! Артисты исполнили это! Трюки, за которые не каждый профессиональный дрессировщик возьмется!» Наверное, мы сделали это в едином порыве, получив ни с чем не сравнимое удовольствие, еще и для того, чтобы люди верили в себя и знали, что можно ломать стереотипы, что невозможного не существует.

— А разве Людмила Касаткина не работала без дублера на съемках «Укротительницы тигров»?

— Да она и близко к клеткам не подходила — боялась! Как раз Маргарита Петровна Назарова и дублировала актрису в этой картине. Собственно, так дрессировщица и попала в кино, а уже потом ее пригласили сыграть главную роль в картине «Полосатый рейс». Не без участия Хрущева.

Есть такая поговорка — хочешь, чтобы получилось хорошо, сделай сам. Ею и руководствуюсь в работе. Если надо, пробиваю стены
Фото: Сергей Гаврилов

Конечно, в смысле кадров, в которых присутствуют хищник и актер, можно что-то вспомнить. Например Чарли Чаплин в одной из своих черно-белых картин рядом со львом постоял. Но они не взаимодействовали. А у нас совсем другое дело. Мы рядом, глаза в глаза. «Садись!» — тигр садится. «Ауф!» — он выполняет команду. Полноценный контакт!

Съемкам предшествовала серьезная работа с животными. Мы и кормили их, и играли с ними. Чтобы они нас воспринимали, чтобы привыкли. Находясь в цирке каждый день, я наблюдала за Запашными. Вот уж кто удивительные трудяги, работают реально по двадцать часов в сутки. Они объединили цирк с театром, по сути создали новый жанр. А мне очень близки люди, которые созидают что-то новое, потому-то и сошлись наши пути. Советский, а потом и российский цирк не смогли уничтожить за эти двадцать лет лишь потому, что в нем работают такие профессионалы.

Эдгард все три года работы над фильмом был рядом, буквально «лепил» из нас с Андреем укротителей. В кадре видно, что мы управляемся с животными, они нас слушаются. Помогали дрессировщики Настя и Олег Смирновы, они поставили в нашей картине большинство контактных трюков «человек — тигр».

Кстати, со стороны кажется, будто «полосатые кошечки» мягкие и пушистые на ощупь. Но это не так, у них очень жесткая шерсть. Как щетина. Усы словно прутья. Характер у всех разный: вот добряк, вот скромняга, этот себе на уме, а тот эпикуреец...

С Андреем Чернышовым на съемках фильма «Маргарита Назарова»
Фото: из архива кинокомпании «ОДА-ФИЛЬМ»

У нас снимались одиннадцать тигров. Образ Пурша, любимого тигра Маргариты Петровны (именно он сыграл в «Полосатом рейсе»), воплотили четыре разных хищника.

Первым был Мартин. Тот самый, к которому я впервые восемь лет назад вошла в клетку, не став при этом его ужином. Он был настоящей звездой Цирка братьев Запашных, с Эдгардом и Аскольдом понимали друг друга с полувзгляда. И неудивительно — столько лет работали вместе. Мы тоже подружились с Мартином. Помню, он прихватил меня за коленку, совсем не больно, а даже нежно, не отпускал и, игриво заглядывая в глаза, осторожно крутил головой. Я невольно рассмеялась: ну не хищник, а прямо барышня-кокетка.

Но однажды Мартин заболел, и через несколько дней его не стало. Что делать, пятнадцать лет — преклонный возраст у тигров. Он был уже стареньким дедушкой, можно сказать. Я впервые видела слезы у Эдгарда и Аскольда, а ведь казалось, этих сильных мужчин ничто не может пронять. Но тут иной случай — они потеряли настоящего друга. Мы с Андреем тоже тяжело переживали смерть Мартина.

Но съемки не могли остановиться — и на роль Пурша ввели Шакиру. В рекордные сроки, за четыре репетиции, мы с ней сделали трюк «Качели», еще за три — «Голова дрессировщика в пасти тигра».

А умирающего Пурша сыграл молодой тигр Оззи, на момент съемок ему едва исполнилось десять месяцев. Но уже артист! Эдгард отдавал ему команду «Умри!» — и он послушно ложился, закатывая глазки. И еще у нас был очень серьезный тигр Джастин, он чаще работал с Андреем.

Ошибется партнер — погибнешь ты. Ошибешься ты — пострадает партнер. Я могла доверить ему свою жизнь. А он доверял мне, и это бесценно. . .
Фото: Сергей Гаврилов

С Шакирой мы сделали еще и знаменитую «Водную феерию». Когда-то этот номер гремел на весь мир, но после ухода из жизни Константиновского его никто не рисковал повторить, даже профессионалы. Опасно. Чтобы было понятно: лапа тигра так устроена, что когда она оказывается в воде, когти выпускаются. Длина их — двенадцать сантиметров. Представляете себе двадцать острейших ножей? Чуть зазеваешься, ошибешься, и зверь может случайно, просто гребя лапами, задеть когтем-кинжалом. Этот трюк делала Маргарита Петровна, а я его повторила. Я плавала с Шакирой! При выполнении номера требовалась максимальная точность. Но при этом нельзя было выходить из образа: действовать в характере моей героини.

Во время съемок часто звонила маме, обменивались с ней новостями. Она всегда интересовалась моими планами на день. Я отвечала:

— Еду к Шакире.

Звучало абсолютно буднично, словно речь не о тигре, правда! Мама привычно говорила одно слово:

— Осторожно!

Когда восемь лет назад меня впервые унесло в цирк, она наверняка переживала. Но постепенно привыкла. Мама хорошо меня знает: если я что-то решила — обязательно сделаю.

С родителями Станиславом Юрьевичем и Лией Александровной. Кстати, папа делал клетки для тигров Константиновского
Фото: Ю. Феклистов/7 Дней

— На пресс-конференции, предшествующей премьере, вы заходили к тиграм у всех на виду. В зале присутствовал ваш муж Алексей Пиманов. Было видно, что он нервничает. Как только он согласился отпустить вас в такой проект?

— Меня нельзя пустить или не пустить. Сколько себя помню (а помню я себя лет с трех), все решения принимаю сама. Прислушиваюсь, конечно, к мнениям близких людей, уважаю их позицию, но если речь о моей работе — слово всегда за мной. Ну, меня уже не переделаешь!

И потом, «пустить, не пустить» — это не про нас. Мы все же профессионалы и говорим на другом языке. Если нужно для дела, что обсуждать? К тому же Алексей не только мой муж, но и партнер — он сопродюсер. И я очень благодарна ему, что он первым поверил в нашу с Эдгардом идею. Алексей очень опытный, дальновидный и талантливый продюсер, поэтому он сразу понял, что такой силы любовная история на фоне ежедневной опасности — прекрасный материал. Оставалось только его снять.

— А случались ли ситуации, когда вы впадали в отчаяние?

— Нет, я очень хорошо владею своими эмоциями, можно сказать, делаю это виртуозно. У большинства людей две самые большие проблемы — самоорганизация и самовоспитание. А я умею собой управлять. Как научилась? Очень просто: для этого нужны сильная воля и постоянный анализ происходящего.

Но если об отчаянии речь не идет, то обидеться могу. Более того, обиды у каждого человека должны быть. Так же как и враги. Если нет врагов, значит, вы ничего в жизни не сделали. И наоборот — чем лучше вы что-то сделали, тем больше у вас врагов. А если речь идет о гении — то огромное число недругов просто неизбежно. Так устроен мир.

Маргарита Назарова в зените славы
Фото: Б. Рябинин/РИА НОВОСТИ

Примеров из своего опыта, уж позвольте, приводить не буду. Ни к чему. Это прошлое. Не надо тащить его ни в настоящее, ни в будущее, это портит и осложняет жизнь. Его надо проанализировать, сделать выводы — понять в первую очередь свои ошибки, чтобы начать их исправлять. А потом закрыть эту дверь и больше не открывать. В одном убеждена точно: если упав, ты не встанешь и не пойдешь дальше, то и этого «дальше» не будет.

— Те, кто постоянно работает с животными, часто говорят, что с ними приятнее, чем с людьми...

— Зачастую да, с животными проще. Но даже при всей моей жесткости суждений, прагматичном порой отношении к жизни я отдаю себе отчет: есть очень хорошие люди, ради которых стоит жить.

Два чувства правят миром — ненависть и любовь. Все на свете можно купить — почтение, власть, заботу, но только не любовь. Не всем суждено ее встретить, но она существует. И в наши дни, в нашем мире, и в других галактиках — везде, где существует жизнь, должно быть это чувство! Это единственное, во что стоит верить. Откуда возникает, рождается любовь — никто не знает. Но в этом и есть, наверное, смысл жизни — найти и разгадать.

У Назаровой и Константиновского была любовь. Мы уверены! И делая эту картину, я хотела поговорить в первую очередь о любви. Фильм «Маргарита Назарова», наверное, мой самый откровенный и честный разговор об этом чувстве.

Она не вела дневников. Уйдя, осталась загадкой. Поэтому в фильме — не изложение биографии Назаровой, а лишь наши представления о ней
Фото: из архива кинокомпании «ОДА-ФИЛЬМ»

— Судьба у вашей героини была трагической...

— Как у всех талантливых людей. Редко кто из них бывает счастлив всю жизнь — до конца дней. Она попала на драматическую смену эпох: когда СССР распался и возникла новая Россия, многие из прежних кумиров оказались забытыми. Это к вопросу о том, что, к огромному сожалению, нашей стране почему-то не нужны герои. А это неправильно, об этом стоит серьезно задуматься нам, ныне живущим...

Но гораздо большим горем для Назаровой стала смерть мужа. Это было для нее финалом. Остальное неважно. Будем считать, что она улетела на другую планету, где живут бесстрашные и честные люди. Я верю, что есть такое место.

Она не вела дневников. Уйдя, осталась загадкой. Поэтому и в фильме, чтобы вы понимали, — не подробное изложение биографии Назаровой, а лишь наши представления о ней и дань уважения, запечатленные камерой...

А недавно Маргарита Петровна мне приснилась. Выглядела цветущей, красивой, молодой. Наверное, там, где она сейчас находится, ей хорошо.

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: