7days.ru Полная версия сайта

Ольга Погодина. Умей сказать «Нет»

Женщин мужчины зачастую хотят видеть марионетками... Это несправедливо.

Ольга Погодина
Фото: Филипп Гончаров
Читать на сайте 7days.ru

Женщин мужчины зачастую хотят видеть марионетками... Это несправедливо.

— Считается, что профессия продюсера — не женская.

— Многие мужчины убеждены: если женщина вторглась в «их» мир (хотя кто им его подарил?), нужно вести себя с ней по-хамски. Весь ужас в том, что шовинизм сильного пола в нашем обществе не имеет узкой направленности — проявляется повсеместно. Я общаюсь с огромным числом людей в разных сферах и пришла к выводу: у нас распространено взращенное многими поколениями удивительно неуважительное отношение к женщине. Простой пример: мужчина управляет машиной, и если ему вдруг показалось, что кто-то нарушает правила или его подрезал, то это непременно «баба за рулем», он догонит ее, опустит стекло и начнет орать и ругаться. Правда, если обнаружит, что его обидчик мужчина, инцидент будет исчерпан в секунду, в самом запущенном случае — одним бранным словом. На «бабу» же посыплются трехэтажные оскорбления.

Сталкивалась с этим лично. Забрала папу из больницы, стала выпарковываться, а дорога там узкая, одна полоса, и тут машина глохнет, сдохла сигнализация, двигатель не подцепляется и все! Машина встала поперек дороги на аварийке! Я хорошо вожу, у меня даже есть каскадерские права. Сколько же криков и оскорблений я услышала! Да, перегородила дорогу, но не нарочно же и не по неумению! Выставила аварийный знак, как положено! Все видели, что в машине сидит пожилой человек, который неважно себя чувствует, но ни один не спросил: «Может, чем-то помочь?» Стала вызывать эвакуатор, вырубился телефон, как назло, заглючило — так бывает... Апофеозом стало появление машины ГАИ, они остановились, даже не вышли, только опустили стекло. Я объяснила, что случилось, попросила:

Не должно возникать желания всем нравиться. Если четко знаешь, что нужно делать, и начинаешь требовать от других, сразу перестаешь нравиться
Фото: Филипп Гончаров

— Вызовите, пожалуйста, эвакуатор.

На меня странно посмотрели и сказали:

— Мы не техпомощь!

Окутанная выхлопными газами машина ГАИ скрылась из виду. Все это были мужчины.

Казалось бы, прогресс цивилизации должен смягчать такие проявления, а он их даже усиливает. Женщин мужчины зачастую хотят видеть марионетками... Это несправедливо. Моя подруга-журналист работала в одном крупном издании, где главный редактор каждое тридцать первое декабря, прямо в канун Нового года, почему-то не ходил в баню, а непременно вызывал кого-то из женщин и увольнял. Это было его излюбленным развлечением. Мужчины в поле его зрения по этому поводу не попадали. Не было известно, кто станет очередной жертвой, и все тряслись. Праздник превращался в экзекуцию. Моя отчаянная подруга, а по характеру она истинный гарибальдиец, решила положить этому конец. Она написала заявление об уходе и сама пошла к начальнику, нагло положив его перед ним на стол тридцать первого декабря. За словом в карман она тоже никогда не лезла, потому прозвучало это эпически: «Ну что, не вышел у тебя на сей раз, Данила-мастер, каменный цветок?.. Получи и распишись...»

«Никогда не забуду этот пожухлый, разочарованный, потухший взгляд — оно того стоило!!!» — рассказывала она мне потом. — Больше он этого не делал... Потерял вкус». Так что надо сопротивляться, правда жертвы при этом неизбежны...

Когда свежие, прогрессивные идеи звучат из уст женщины, мужчинами, как правило, они не воспринимаются, те делают вид, что не слышат, а через какое-то время, случается и такое, выдают их за свои. Так что проблема глубока и с бородой... Помните старый советский анекдот:

Сложно воспитать уважение, если весь женский пол считать кухарками. Неимоверных трудов стоит, чтобы тебя, женщину, просто услышали
Фото: Филипп Гончаров

— Послушайте, почему так плохо кормят даже в столовке ВЦСПС?

— А потому что все кухарки пошли управлять государством!

— А так вот почему так плохо управляют государством...

Не будем до конца вникать в смысл этого анекдота... но очень сложно воспитать уважение, если весь женский пол считать кухарками, даже не поварами — так уже называют мужчин... Неимоверных трудов стоит, чтобы тебя, женщину, просто услышали. Часто на это уходит вся жизнь.

Вот еще недавний пример. Летим отдыхать, проходим с мужем таможню. Утро, много людей, мы в шортах и кепках, нас не узнали. Ко мне привязался таможенник:

— Почему не задекларировали украшения?

— Потому что они недорогие, их не надо декларировать.

Он меня упорно не понимает, я терпеливо вежливо объясняю в третий раз, пятый, седьмой... Леше это надоело, подошел, подключился:

— В чем дело? Вам же все понятно объяснили!

Как только он это произнес, меня тут же отпустили. Женщина у нас не защищена, у нее нет прав, начиная от разводов и заканчивая разбойными нападениями.

— Как тут не вспомнить Харви Вайнштейна.

— Ну, эта проблема существует во всем мире. Если мужчина имеет высокий социальный статус, а женщина, наоборот, из необеспеченной среды, за ней никто не стоит, мужчина будет творить все что угодно, при этом чувствуя свою полную безнаказанность. Трудно рассчитывать на справедливость. Придешь в полицию и услышишь: убьют — звоните.

Что касается конкретно Вайнштейна, то тут речь идет, как мне кажется, не столько о харассменте, сколько о переделе большого бизнеса. Именно уголовное преследование Харви началось спустя двадцать лет, лишь теперь заговорила армия униженных им женщин, что наводит на мысль: его просто заказали.

Мы, наверное, мудрые — никогда не ссоримся по-крупному. Хотя каждый отстаивает свою точку зрения. Таких, как Леша, больше нет. Мне с ним повезло
Фото: Филипп Гончаров

— Когда принимаешь жесткие решения, окружающие нередко шипят: «Вот сволочь!» Это вам знакомо?

— Естественно. Не должно в принципе возникать желания всем нравиться. Ты же не червонец!!! Если ты возглавляешь производство, четко знаешь, что нужно делать, и начинаешь требовать этого от других, сразу перестаешь нравиться. Мне часто приходится говорить «нет», отстаивая свою точку зрения. Это не значит, что у меня никогда не возникает сомнений. Возникают! Но я должна сама с ними разобраться, выбрать дорогу и вот тогда уже уверенно по ней пойти. Если ты сам не уверен, как и куда ты поведешь за собой людей? Проявишь слабость — за тобой никто не пойдет. В моем новом фильме «Несокрушимый» снимались очень талантливые артисты. А такие люди не бывают белыми и пушистыми. Такие всегда с характером! А другие люди мне не интересны — люблю сложных, с огнем!

— Давайте об исполнителях ролей поговорим чуть позже. Как вообще возникла идея этого фильма?

— Идею подсказал сын моего мужа Артем. Он раскопал эту историю в Интернете, потом нашел документы, принес и показал. Согласитесь, это очень здорово, что молодой человек заинтересовался подвигом людей возраста его прадеда. Это очень трогательно. Великая Отечественная война — страшная рана наших людей... Именно людей: в каждой семье кто-то погиб, это чудовищная трагедия многих поколений. Мой дед тоже погиб...

И так случилось, что мы хотим посвятить эту картину недавно ушедшей маме моего самого близкого друга актера Василия Седых, он в ней играет одну из главных ролей. Причем играет так, что ком к горлу подкатывает. Это его звездный час. А мы не успели показать ей фильм, никогда себе этого не прощу... Людмила Ростиславовна была замечательной актрисой, прожила сложную жизнь, будучи из числа детей этой войны. Она реально запомнила ее страшной, лишенной всякого намека на романтизм. Поколение наших родителей знает, что это чудовищное, кровавое, ужасающее преступление против человечества. Фильм начинается со слов «Будь проклята война», он сугубо антивоенный. Я сделала бы новый жанр — антивоенное кино...Чтобы помнили и никогда не повторяли, самое главное слово — не повторяли...

Когда на тебя идут нарисованные танки, не так страшно, картинка холодная и глянцевая, хотя нарядная и современно-космическая
Фото: Кинокомпания «Ода Фильм Продакшн»

Так родился «Несокрушимый» — масштабная, дорогая картина с захватывающими своей реалистичностью танковыми боями и подлинными, очень живыми «неправильными» парнями. Это история подвига экипажа танка КВ-1 Семена Коновалова. Его фамилию решили не менять, она реальная, как и сам подвиг. Поверьте, изучив большое количество документов и литературы, сейчас могу сказать: совершить что-то подобное очень нелегко, потому что... просто хочется жить, и им хотелось, но в нужный момент они смогли принять единственно верное решение и отдать свою жизнь... Не знаю, это слишком глубоко, трагично, невозможно, страшно... Но так было и были такие люди. Отдельно можно поговорить о танке КВ-1 («Клим Ворошилов»), незаслуженно находящемся в тени знаменитого Т-34. В отличие от последнего, «Клим» был не таким маневренным, но без него наша армия не отстояла бы Москву. Он был очень тяжелым, и его броня была почти непробиваемой. «Танк-призрак» — так называли его немцы. Подбитые «кавэшки» они утаскивали с поля боя и восстанавливали — у немцев танков с такой мощной броней не было...

— Чудеса компьютерной графики использовали?

— Мы с режиссером Константином Максимовым снимали максимально вживую — это принцип. Безусловно, графика использовалась, ее много и она очень качественная и дорогая. Смысл в том, чтобы нельзя было отличить живую съемку и графику. У нас была задача максимально приблизиться к реальности и сделать картинку живой — от этого становится страшнее! Когда на тебя идут нарисованные танки, не так страшно, картинка холодная и глянцевая, хотя нарядная и современно-космическая! Но добиться эффекта абсолютного натурализма за счет битвы настоящих танков, когда реально плавится железо, пылает земля, горят и кричат люди, — это страшно, это война такая, какая она есть! И ты не видишь, где графика, а во рту чувствуешь кислый привкус гари и железа — вот это спецэффекты! И это дороже, надо вам сказать, во всех смыслах! Когда показывали фильм военным и они спрашивали: «Где тут нарисованное, а где настоящее?» — для нас это было самым важным показателем и оценкой. «А звук как в «Титанике», — сказал директор «Двадцатый Век Фокс». Я в этот момент заплакала, а он стал нашим дистрибьютором.

Великая Отечественная война — страшная рана. В каждой семье кто-то погиб, это чудовищная трагедия многих поколений. Мой дед тоже погиб
Фото: Филипп Гончаров

— Где нашли танк на главную роль?

— Было два исполнителя этой роли: один музейный танк — ветеран, единственный оставшийся на ходу, а вот его дублера, которому надо было гореть, взрываться, разваливаться на части, даже терять башню, пришлось делать с нуля. Сначала пытались заказать на военном заводе — не вышло. Затем трое угрюмых затейников в старом ангаре и ящик водки сотворили чудо, и нам явился, чуть поблескивая ржавчиной в броне, наш и только наш КВ-1! Как живой!

Тот, кто не бывал на съемочной площадке, не осознает, насколько это тяжелый труд. Сколько я сидела с инженерами над чертежами гимбла (устройство для павильона, имитирующее движение танка, чтобы люди в кабине вели себя естественно), которые они разрабатывали! Сколько времени проводила высчитывая, как блестящие предложения инженеров вписать в бюджет фильма. Иногда казалось, что придется продать все свое имущество, чтобы построить нужные декорации. И вот ломала голову, как не вылететь в трубу. Опыт имелся: на «Маргарите Назаровой» мы уже строили цирки.

На съемки в Подмосковье танки доставляли на тралах для перевозки спецтехники. Однажды двигались по Можайскому шоссе и неожиданно встали, кончилась солярка. Мы за это не в ответе — технику заправляли владельцы. Перегородили трассу, полностью парализовав движение часов на двенадцать. Люди с танками не ругались, а испуганно интересовались: «Война началась?!»

— Кому доверили роль Коновалова?

— Хотите верьте, хотите нет (смеется)Андрею Чернышову. Кстати, он принимал активное участие в написании сценария, это было очень полезно, Андрей внес много ценных предложений, его образ стал живым, подлинным. И абсолютно титанический труд проделал наш режиссер Константин Максимов! Чтобы написать эту историю, он изучил воспоминания танкистов, документы, техническую документацию, он знает о танках все! Основные сюжетные ходы, интрига картины — его заслуга. Про съемки я даже не говорю, это надо писать отдельную статью о том, как он это все придумал снять. Наводчика сыграл Володя Епифанцев. Фантастический артист, редкой харизмы и органики. Мы учились в «Щуке», правда не на одном курсе, но в одно время. Характер у Володи сложный: бывает бешеным, ругается, матерится, однако ради того, что потом видишь на экране, можно этого и не заметить. Он великолепен.

Муж уезжает в экспедиции, я там не появляюсь. Это называется доверие. Люди должны давать друг другу воздух. Тогда хочется возвращаться
Фото: Филипп Гончаров

Дату двадцать пятое октября не забуду никогда. Утром проснулись — за окном бело. А у нас-то дело происходит ранней осенью... Для кино это катастрофа. Надеялись, что первый снег через день растает. Не тут-то было! Леса, поля — все в снегу. А нам снимать сцену, где герой Епифанцева прыгает с дерева в озеро. Температура воды при этом опустилась до девяти градусов!

Володя уверяет: «Ничего, прыгну». А я понимаю: он, какой бы тренированный ни был, живой человек — заболеет к чертям собачьим. Что тогда делать? Встанем! Вызываем каскадера. Володя требует: «Покажите мне его». А герой должен сигануть к девчонкам в озеро голым. Епифанцев в шикарной форме, накачанный. Подбираем дублера похожего типажа. Артист ворчит: «Неидеально, но ладно, давайте попробуем». Парень прыгает два дубля. Володя за всем этим скептически наблюдает у монитора и вдруг в секунду сбрасывает одежду: «Я сам!» Мы даже не успели его перехватить. Вот настоящий профессионал! Об Епифанцева можно спички зажигать! Вообще актерский состав штучный: Олег Фомин, Сергей Горобченко, Василий Седых, Вася Степанов, Николай Добрынин, Володя Кочетков. Я обожаю хороших артистов — это моя слабость. Они душа картины. Без них все бессмысленно. Я слишком ценю актерский труд. Если мне нужен именно этот артист, я могу стоя на коленях умолять его сыграть роль... О каждом из этих артистов можно говорить часами.

Горобченко, сыгравший замполита, очень интеллигентный питерский артист, стал страшно популярен после «Бумера». Озвучиваем картину на студии, и я замечаю: сын нашего звукорежиссера второй день сидит с отцом. Оказалось, мечтает с Горобченко сфотографироваться, но попросить стесняется. Говорю Сергею: «Тут тебя второй день ждут». Он делает перерыв, выходит из комнаты озвучки и бросается к парнишке: «Слушай, хочу с тобой сфотографироваться!» У того чуть обморок не случился.

Фото: Филипп Гончаров

Гениальный Добрынин сыграл военврача. Жаль, это лишь эпизод, мы не смогли свести его по графикам, Николай безумно занят, но он наш талисман! И мы договорились, что хотя бы так появится, и даже сократили ради него роль, потому что никто кроме Коли — это святое!!! Вот такие отношения! Маленькой получилась и роль у Василия Степанова. Он произвел на меня сильное впечатление в «Обитаемом острове». Смотрелся шикарно, у него необычная внешность, а я это очень ценю. «Несокрушимый» стал его первой картиной после длительного перерыва. 

Но во время съемок произошла драматическая история. Включаю утром телевизор и прихожу в ужас: сообщают, что Вася выпал из окна. Вместо площадки он оказался в больнице. Лечение затянулось, а мы не могли ждать, пришлось сократить линию его героя. Бесподобный Олег Фомин — украшение картины, с его героем связан, наверное, один из самых эмоциональных и красивых моментов картины, большое счастье было работать с ним. Очень талантливый молодой артист Володя Кочетков, трогательный, чувствительный, умеющий искренне и очень по-мужски плакать, меня это потрясло. Я очень благодарна парням за эту картину! Вот видите, не все мужики сволочи!!!

— Любовная линия в фильме есть?

— А как же! Кино не может состояться без сильных эмоциональных взрывов, и бикфордовым шнуром чаще всего становится любовь. В фильме не обошлось без любовного треугольника, сторонами которого стали моя героиня и персонажи Чернышова с Горобченко.

— Алексей не ревнует вас к партнерам?

— Меня часто об этом спрашивают, наверное, это нормальный вопрос. Ревность — чувство, присущее каждому человеку в той или иной степени, мы слукавим, если скажем, что совсем нет! Но профессия и понимание ее сути берут верх над обычными человеческими эмоциями. У меня много фильмов с любовными сценами, в двух картинах Алексей сам был режиссером и руководил нами в эти моменты, только он знает, что чувствовал на самом деле. Но он никогда не говорил об этом. Так же, как и я.

Епифанцев сыграл в «Несокрушимом» наводчика орудия танка
Фото: Кинокомпания «Ода Фильм Продакшн»

Я снималась всего в двух картинах Алексея, все остальные свои фильмы он снимал без меня. У него играли другие актрисы. Муж уезжает в экспедиции, я там не появляюсь. Это называется доверие. Люди должны давать друг другу воздух. И никогда не держать. Тогда всегда хочется возвращаться.

Прежде чем стать супругами, мы несколько лет общались, и я убеждалась, насколько он прекрасный, добрый, глубокий человек.

— Но в жизни не могут не возникать конфликты...

— Конечно. Но мы, наверное, мудрые — никогда не ссоримся по-крупному. Хотя каждый уверенно отстаивает свою точку зрения. Таких, как Леша, больше нет. Мне с ним повезло. Но и ему со мной, наверное. Мы оба сложные люди, нас непросто понимать другим людям. Мы оба должны всеми силами ограждать друг друга от негатива, это залог счастливой семейной жизни. Не всегда получается, каюсь, но надо стараться.

Еще мы умеем делить проекты. «Несокрушимый» — полностью мой продукт по производству, муж на съемки ни разу не заглянул. Я могу попросить совета:

— Леш, посмотри ролики.

Он предлагает:

— Я бы сюда внес вот это.

И я вдруг понимаю: правильно! Почему сама не додумалась?! Точно так же Леша может показать мне свой материал: «Как тебе?» В общем, если люди слышат, уважают и берегут друг друга, они могут работать и жить вместе много лет.

— Алексей в программе «Человек и закон» занимается серьезными расследованиями. Приходилось сталкиваться с угрозами?

— Могу лишь повторить то, что отвечает на подобные вопросы сам Пиманов: он умный человек и умеет пользоваться информацией так, чтобы не подвергать свою семью опасности. Леша всегда знает, что делает. Ну а если все-таки потребуется, предпримем шаги для нашей безопасности. Я бы так сказала: не дождутся!

Ольга Погодина
Фото: Филипп Гончаров

— Как складывается прокатная судьба «Несокрушимого»?

— Его купили многие страны мира: от Франции до Кореи, от Германии до Японии. Правда, за рубежом картина выйдет под другим названием. «Несокрушимый» звучит красиво, но на другие языки это слово невозможно перевести адекватно.

Как всегда, переживаю за картину, поскольку отдала фильму почти три года жизни, выложилась полностью. Год писали сценарий, потом съемки, монтаж, кстати, режиссер монтажа легендарная Мария Сергеенкова. Звуком всегда занимаюсь сама. Музыку к фильму написал замечательный композитор Олег Воляндо. Саундтрек Гарика Сукачева.

Сейчас уже занимаюсь сериалом «Легенда Феррари». Он посвящен величайшей женщине, советской военной разведчице Елене Голубовской, она же Елена Феррари. В 1921 году именно она имела непосредственное отношение к грандиозному кораблекрушению: яхта барона Врангеля была раздавлена четырехпалубным итальянским лайнером «Адрия» и ушла на дно со всеми архивами. Специально для нас Главное разведывательное управление дало разрешение, чтобы материалы о ней рассекретили, так как прошло почти сто лет. Пусть люди знают не только о легендарном Штирлице — Исаеве, но и о женщине-разведчице, которой удалось построить европейскую и американскую резидентуры, они работают и по сей день.

Запустились с «Легендой» на канале НТВ. С превеликим удовольствием сыграю главную роль. Режиссером снова станет Константин Максимов — человек, за которого я безумно благодарна судьбе. Для актрисы и продюсера встретить близкого по духу режиссера — непозволительная роскошь!!! Основная интрига для меня на сегодняшний день — кто же станет главным героем этой совершенно свежей, ни на что не похожей, очень чувственной, опасной, насыщенной приключениями шпионской саги?..

Редакция благодарит за помощь в организации съемки салон американских интерьеров White House.

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: