7days.ru Полная версия сайта

Екатерина Олькина. Несовременная девушка

Состоялся приватный разговор с человеком, который решал многое... Я выслушала его прямое...

Екатерина Олькина
Фото: Филипп Гончаров
Читать на сайте 7days.ru

Состоялся приватный разговор с человеком, который решал многое... Я выслушала его прямое предложение, сказала: «Нет» — и ушла. В спину неслось: «Дурочка...»

— Часто мое имя путают с фамилией, обращаются не к Кате, а к Оле. Когда окончила ГИТИС и снялась в своей первой картине «Течет река Волга», даже решила взять звучный псевдоним. В то время у меня как раз появилась агент Василина. Она сказала: «Ты с ума сошла?! Олькина — это же мило, смешно и сразу запоминается!» Рада, что прислушалась и от затеи отказалась.

— Катя, меня удивило, что вас практически нет в соцсетях. В «Инстаграме*» подписчиков немного, посты редко ставите. Как несовременно для молодой девушки!

— Если возникает порыв что-то сообщить миру, пишу. А просто так активничать в Сети — зачем? И моих фото в купальнике вы там не увидите. Проблема в том, что чаще всего меня воспринимают просто как привлекательную женщину. Да, мое актерское амплуа — героиня. Ей положено быть симпатичной. Но не хочется, чтобы люди, которым я нравлюсь на экране, заходили на странички Кати Олькиной в соцсетях и оценивали фотографии из спортзала или с пляжа. Я за интересное содержание человека, а не его оболочку.

— Выходит, мужским журналам лучше и не предлагать вам фотосессии?

— У меня мечта сняться для популярного мужского издания... в семьдесят лет! Вот это поступок! И серьезная мотивация держать себя в форме. Спортом занимаюсь в первую очередь ради профессии. В кадре мне уже приходилось обнажаться, были и постельные сцены, и даже... стриптиз. Скоро на Первом канале выйдет психологический триллер «Технарь», который жду с нетерпением. Фабула простая: мою героиню с девятимесячным ребенком ради шантажа ее мужа похищает маньяк, его играет Витя Добронравов. Он увозит нас в старый заброшенный дом. Декораторы оформили усадьбу под Москвой в виде жуткого квеста — с пыточными и гробами. Чего я там только не пережила! Сплошной ад! А в одной из комнат был установлен шест для стриптиза — пилон. Герой Добронравова извращенец. Он отнял у моей героини сына, спрятал в этом кошмарном доме и предложил: «Танцуй так, чтобы мне понравилось! Тогда верну ребенка».

У меня мечта сняться для популярного мужского издания... в семьдесят лет! Вот это поступок! И серьезная мотивация держать себя в форме
Фото: Филипп Гончаров

Мы разбирали эту сцену с режиссером Душаном Глигоровым, и я предложила:

— Давай возьму пару уроков на пилоне?

Потому что все мои познания о стриптизе сводились к фильму Пола Верховена Showgirls. Ну и для любимого мужчины когда-то танцевала, но это была импровизация.

Душан оказался категорически против:

— Не вздумай!

Танцевать следовало не для эстетического удовольствия зрителя, а для того чтобы героиня, находясь на грани нервного срыва, соблазнила психически нездорового мужчину. Но я не послушалась и пошла-таки на пилон. Понравилось! Это раскрепощает, оголяет чувства, эмоции и мышцы здорово подтягивает. Самое смешное, что в итоге из картины шест убрали и я танцевала без него. Возобновлю тренировки, когда будет перерыв месяца в полтора. Пока активно снимаюсь, не могу себе этого позволить — от шеста остаются синяки. Мне вообще нравится работать над собой и стремиться к идеалу, я перфекционистка.

— Многие красивые актрисы признаются, что страдали в детстве от низкой самооценки и долгое время не догадывались, что с внешностью все в порядке. Это ваш случай?

— Мне повезло, гадким утенком не была. Всегда находилась в центре внимания одноклассников. В школьные годы до меня доходили слухи, что на междусобойчиках мальчишки, обсуждая девочек из класса и всей параллели, говорили дружно, что самая-самая — Олькина. Но при этом, что удивительно, на свидания не приглашали и вообще не оказывали никаких знаков внимания. Почему?! Что не так? Меня это даже задевало. Уже с позиции взрослой женщины понимаю, что их отпугивала моя строгость. Родители так воспитывали: никакого флирта, с мальчиками можно только дружить. А им пуританство к чему?

К своей внешности всегда относилась спокойно, хотя и осознаю, что вполне ничего, симпатичная, не стану лукавить. Благодарна за это родителям и природе. Внешность однозначно помогает реализовываться в профессии.

Спортом занимаюсь в первую очередь ради профессии. В кадре приходилось обнажаться, были и постельные сцены, и даже... стриптиз
Фото: Филипп Гончаров

— Вам тридцать три года, и у вас почти столько же ролей. Это повод для гордости?

— Недавно для одного зарубежного кастинга пришлось посчитать все свои роли — европейцам нужно, чтобы актер часто снимался. Мне лично важно качество материала. Любимых работ не так много. Например кинодебют «Течет река Волга». Вспоминаю слова своего первого «киномужа» Николая Добрынина, с которым мы вместе снимались в этой картине. Он сказал: «Катя, ты даже не представляешь, насколько тебе повезло! Вчерашняя студентка — и уже главная роль, прекрасный сценарий, сильный режиссер Алексей Мурадов». Коля прав, мне действительно сразу же повезло в профессии.

Помню свой восторг от съемок. Мы жили под Калязином в каком-то убитом советском пансионате. Вечерами собирались всей группой и читали сценарий, вместе ужинали, без конца обсуждая роли. Тогда я дико переживала: получится ли?.. Особенно из-за совместных сцен с дедом Романом — актером Меньшовым. Очень люблю его картину «Москва слезам не верит». Не ожидала, что Владимир Валентинович окажется по-человечески простым, без звездности и ореола «Оскара» над головой.

Во втором любимом фильме — «Однажды в Ростове» — мне посчастливилось встретиться с Костей Лавроненко. Это теперь я называю его Костей и мы на «ты». А вначале, когда была утверждена на роль Нины в этой криминальной саге и впервые увидела в метре от себя Лавроненко, впала в ступор. Все перед глазами поплыло, руки затряслись.

Причина понятна: Костя снимается в фильмах моего любимого режиссера Андрея Звягинцева. И он — единственный российский актер, ставший обладателем приза за лучшую мужскую роль в фильме Звягинцева «Изгнание» на Каннском кинофестивале. Признаюсь: моя заветная мечта — сняться у Андрея Петровича.

Так вот, возвращаясь к Лавроненко. Он прошел мимо, а я в полуобморочном состоянии проводила его взглядом и подумала: «Как же нам сниматься вместе целую неделю, из кадра в кадр?..» Моя героиня приезжает к герою Кости в Москву и живет в его дворницкой на Котельнической набережной.

Первый съемочный день прошел в страхе — вдруг между сценами Костя заговорит со мной? Он такой глубокий, умный человек, потрясающий, высокого уровня артист. А я? Считала, что не поддержу разговора, растеряюсь, сморожу глупость.

Когда работали, волнение уходило. Звучала команда «Снято!» — все, снова мандраж. И я мчалась в свой вагончик.

После того как отсняли последнюю сцену, где моя героиня рассказывает о массовом расстреле в Новочеркасске, я, ни с кем не простившись, убежала. Мне казалось, что сыграла ужасно и вообще все загубила. Шла домой пешком, на ходу размазывая слезы. Дома, чтобы немного успокоиться, сыграла перед мамой ту же сцену. Не помогло, хотя мама уверяла, что все отлично и я себя накручиваю.

Фото: Филипп Гончаров

Нервы разошлись, до утра не могла уснуть. Когда пришла на площадку, первым, кого увидела, был Костя. Он обрадовался, подошел со словами: «Катюш, мы вчера даже не попрощались». И вдруг обнял! Тепло, по-дружески. И сказал такие душевные слова, что все сомнения и тревоги мгновенно растаяли. Он тонко чувствующий человек. Понял, что девочке необходимо одобрение, поддержка. Я выдохнула и дальше работала намного увереннее.

Мы сдружились с Лавроненко, даже делили один вагончик на двоих и очень много разговаривали о профессии и жизни. Его простая, казалось бы, фраза, что у каждого артиста свой путь и не следует пытаться кому-то что-то доказывать, будто расколдовала меня. Ушли зажатость, неуверенность.

Помог и его глубоко личный рассказ о собственной судьбе. О том, что в профессии не все сразу сложилось. Своего режиссера он ждал двадцать лет. Было время отчаяния, неверия, отъезда из столицы на родину в Ростов-на-Дону. Костя там начал практически новую жизнь. А потом его увидел Звягинцев... Я слушала, примеряла эту историю на себя и сделала вывод. Поняла, что главное — верить в свою счастливую звезду, честно работать на полную катушку, без оглядки на коллег, чужое мнение.

«Однажды в Ростове» — вообще очень важный для меня фильм. Я оказалась единственной никому не известной актрисой среди звездного состава, который собрал режиссер Константин Павлович Худяков: Жигунов, Вдовиченков, Раков, Беляев, Плетнев, Хаев, Бабенко. Мой «кинопапа» — прекрасный, добрый, сердечный Богдан Ступка, который звал меня Катрусей, доцецкой...

Признаюсь, было трудно, сомневалась, что справлюсь, ругала себя, внушала, что главное — работать как в последний раз.

Еще один незабываемый проект — «Семейный альбом». Действие происходит в моих любимых шестидесятых годах. Правильно вы заметили, что я несовременная девушка. У нас был гениальный художник по гриму Сергей Сирин. Он преображал меня настолько, что я не узнавала себя в зеркале. Все эти стрелочки на веках, густые челочки, распахнутый взгляд — то Софи Лорен, то Одри Хепберн. Но дело, конечно, не в гриме, это все девчачьи радости. Фильм запомнился тем, что мы с партнерами очень глубоко погрузились в сценарий. Часто даже переписывали сцены, если считали, что в жизни такого не бывает. У меня сохранились фотографии, где я сижу с тетрадями, — рядом раскрытая, с перечеркнутыми страницами.

Доходили слухи, что на междусобойчиках мальчишки, обсуждая девочек из класса и всей параллели, говорили, что самая-самая — Олькина
Фото: Филипп Гончаров

Старый дом снимали в знаменитом поселке Комарово на Финском заливе. В первый съемочный день мы сели на балконе — дружно, всей «семьей». С «папой», которого играл Игорь Скляр, «бабушкой» — Эрой Зиганшиной, «дедушкой» — Борисом Романовым и другими актерами. В голове мелькнула шальная мысль: не попросить ли Игоря Борисовича Скляра спеть «На недельку, до второго, я уеду в Комарово»? Но нет, нет, неудобно! И вдруг все переглянулись и дружно расхохотались. Оказалось, что об этом подумала не я одна.

Скляр вдруг сам взял в руки гитару и запел эту песню, а мы подпевали. И сразу возникло ощущение общности, тепла, уюта — крепкой семьи, одним словом.

Работать было очень легко. А благодаря Эре Зиганшиной я теперь знаю, к чему стремиться. Через много лет хочу выглядеть так же, как она. Эра Гарафовна потрясающая женщина! Однажды на съемки она приехала в теплых сапожках на плоской подошве. Мы снимали осенью на веранде, где было холодно и промозгло. И в этих же сапожках она поехала обратно в город. Приезжает домой, внук вышел ее встречать и внимательно посмотрев на ее ноги, выдал: «Бабушка, ну ты что? Сдалась?»

А Эра Гарафовна как раз из той породы женщин, которые в любом возрасте прекрасны: царские осанка, поступь и в глазах чертовщинка. Как же это здорово! Она осталась той самой Маленькой разбойницей, которую сыграла в пору юности.

— Катя, вы везунчик — десятки работ и сплошные главные роли! Это подарки судьбы или результат ваших усилий?

— Усилий не прикладываю, нет. Даже не хожу на тусовки, чтобы помелькать, попасть в прессу, завести полезные знакомства. То, что меня, вчерашнюю студентку, утвердили в уже упомянутый фильм «Течет река Волга», — однозначно подарок свыше. Конечно, я не сидела дома, а периодически носила, как все студенты театральных вузов, свои фотографии на киностудию «Мосфильм». И какая-то из них «выстрелила», попалась на глаза кастинг-директору. Что касается «Однажды в Ростове», с этой картиной вышла занимательная история, в чем-то мистическая. Агент предлагала меня, но последовал отказ: «Нет, к Худякову нельзя звать никому не известную артистку. Тем более что там одни звезды». И — вот же совпадение! — этот разговор произошел в кафе на «Мосфильме» в тот день и час, когда по телевизору шла «Волга». Когда я появилась на экране, агент воскликнула: «Взгляните! Это моя Катя!» А дальше — пробы. Тут уж надо было выложиться самой, не рассчитывая на повторное везение.

Когда была утверждена на роль Нины в фильме «Однажды в Ростове» и впервые увидела в метре от себя Лавроненко, впала в ступор. Все поплыло
Фото: Филипп Гончаров

— Простите за откровенный вопрос: сталкивались ли вы лично с непристойными предложениями власть имущих мужчин обменять свою к ним благосклонность на роль?

— Однажды столкнулась. Была утверждена в хороший проект, послезавтра — начало съемок, на руках график, на этом этапе актеров уже не меняют. Но состоялся приватный разговор с человеком, который решал многое... Я выслушала его прямое предложение, сказала: «Нет» — и ушла. В спину неслось: «Дурочка, ты не понимаешь, что за каждой актрисой кто-то стоит, сама по себе мало чего добьешься или готовься потратить на достижение всю свою жизнь...» Конечно, я была оскорблена, возмущена! Откуда эти вседозволенность и ложная уверенность, что деньги решают все?! Честно говоря, не думала, что может последовать наказание. Но вечером раздался звонок: «Катя, простите, но по распоряжению такого-то вы сниматься не будете. Взяли другую актрису». Скажу искренне: чем действительно горжусь, так это тем, что каждая моя роль заработана честно. Кастинг, пробы и никаких сомнительных мотивов. Никого не осуждаю, каждая актриса идет по ею же выбранной дороге. Скажу лишь одно начинающим: ну хорошо, окажетесь сговорчивой — раз утвердят, другой, и все. Никто не станет продвигать смазливую уступчивую барышню. Тогда какой смысл в такого рода сделках? К тому же огласки не избежать, да и операторскую камеру не обмануть.

Вообще, я уверена, что каждый хороший актер — глубокий, тонко чувствующий человек. Даже тогда, когда имеет имидж хулигана, бунтаря или этакого буки. Может, внутри у него незабудки цветут? Или сидит где-то в глубине испуганный ребенок? Такое тоже бывает.

— Кстати, о ребенке! Когда много лет назад вы, вчерашняя школьница, ехали с мамой из Самары в Москву поступать в эстрадно-джазовое училище, о чем мечтали?

— Занять место Уитни Хьюстон, никак не меньше. Но для начала — «В Москву, в Москву!» Отечественную эстраду не признавала, пела по-французски, по-английски. Я училась в самой сильной школе Самары — гимназии № 1, где выпускные экзамены засчитывались как вступительные в университет. Иностранные языки всегда давались легко. В старших классах получила главную женскую роль в российско-французском мюзикле «Другой мир». Кастинг проходил в Самаре, затем поездка в Москву, потом — во Францию на полтора месяца. Тогда я четко осознала, что мир полон возможностей и границы мы создаем сами себе, причем — в своих же головах.

Ни с кем не простившись, убежала. Мне казалось, что сыграла ужасно и вообще все загубила. Шла домой пешком, на ходу размазывая слезы
Фото: Филипп Гончаров

В общем, ехала я на поезде в столицу и представляла светлое будущее: вот поучусь лет пять профессии, а затем поеду на какой-нибудь международный конкурс, где в жюри будет сидеть Хьюстон. Ее поразит мой талант, и она объявит миру: «Вот Катя Олькина, моя преемница». Я была на сто процентов уверена, что круто пою, что ни у кого нет такого классного голоса, а кто так не считает, тот не прав. Интересно, что до сих пор ни в одной роли я не спела. Может быть, попробовать себя в мюзикле? Хотя той юношеской уверенности в своих особенных музыкальных способностях давно нет.

— То, что вы баловень судьбы, подтверждает еще один факт биографии. Намеревались стать певицей — а стали актрисой! Заблудились в Москве и случайно вышли к дверям приемной комиссии РАТИ, куда вас моментально и приняли.

— Видимо, так и есть, хотя мои педагоги в институте часто повторяли: «Олькина, ты не ищешь легких путей». В моей голове прочно сидит убеждение, что надо вкалывать, чтобы что-то получить. Не допускаю мысли, что счастье может упасть на голову с небес. А сейчас разговариваю с вами и понимаю, что нет, мне и правда нередко везет.

Когда мы с мамой свернули куда-то не туда и вышли к зданию с вывеской «Российская академия театрального искусства», я подумала: «А почему бы не попробовать?» Меня привлекают мюзиклы, а в них же нужно не только петь, но и играть. Как раз шли туры, я благополучно их прошла и стала студенткой.

Мама осталась со мной в Москве. Она сумасшедшая мать: я единственная дочь, то есть смысл ее жизни. И так было всегда. Помню, как в пору моего детства она с высокой температурой везла меня через весь город на танцы. Потому что если ребенок пропустил занятие, на экзаменах оказался бы не в первой линии, а где-нибудь за спинами других девочек. Мама понимала, насколько ее дочери важно стоять среди лучших, а не в последней линии. В общем, поступление в театральный изменило и мамину судьбу. Она не допускала даже мысли, что можно оставить девочку в чужом городе, позволить жить в общежитии. Быстро нашла работу по специальности, она у меня антикризисный управленец, сняла квартиру. И папа поддержал, переехал с нами.

В голове мелькнула шальная мысль: не попросить ли Игоря Скляра спеть «На недельку, до второго, я уеду в Комарово»? Но нет, неудобно!
Фото: Филипп Гончаров

Правда однажды случилось то, чего мама боялась, — я поселилась в общаге. Сбежала из дома, потому что надоели контроль, строгость, захотелось свободы. Мы делали отрывки, я играла Настасью Филипповну. И настолько, видимо, вошла в образ непокорной героини, с этим ее «А не то в прачки пойду!», что устроила дома бунт. Собрала вещи и перебралась сначала к однокурснице, потом выбила койко-место в общежитии. Но... Через неделю-две одумалась, вернулась к маме. Поняла, что сделала любимому человеку больно.

— Татьяна Владимировна всегда рядом с вами, а папа?

— Папа, Александр Михайлович, у меня тоже замечательный. Он много лет отдал Северу. Работал вахтовым методом, а это тяжелый труд. Месяц дома в Самаре, месяц на Севере. Недавно папа вышел на пенсию, но собирается снова найти себе занятие. Я пытаюсь удержать его дома, беспокоюсь о здоровье, но родители из тех, кто совсем не умеет отдыхать. Не знаю, как его переубедить... Главный аргумент в наших спорах — мой трехлетний сын Митя. Говорю папе, что настоящее мужское воспитание может дать только дед — с отцом сына мы в разводе. И тогда папа начинает строить планы, куда они поедут с внуком на рыбалку. Он уже детскую удочку Мите приобрел.

С семьей мне вообще повезло. Все друг друга поддерживают, я всегда чувствую родительскую любовь.

— А Митя — вашу? Готовы к таким же материнским подвигам, которые совершала ваша мама?

— Надеюсь, что сыну моей безмерной любви хватает. И внимания тоже, ведь я посвящаю ему буквально все свое свободное время. Если не снимаюсь, значит, я с сыном. Он очень подвижный мальчик, эмоциональный, непоседливый. Его надо постоянно чем-то занимать. Недавно начали тренироваться в манеже на лошадках, где-то вычитала о благотворном влиянии этих животных на психику детей. Мите сразу все понравилось, он уверенно держится в седле. Освоил многие элементы, например умеет переворачиваться на ходу, вставать, подняв руки вверх, или ехать спиной... Знаю по себе, что это очень трудно. Я брала уроки верховой езды для съемок в фильме «Золото «Глории», у которого, увы, так и не было широкого показа. Но конный спорт понравился, планирую в дальнейшем заниматься вместе с сыном. Надеюсь, что это все же не тот случай, когда родители навязывают детям свои собственные нереализованные мечты.

Скажу искренне: чем горжусь, так это тем, что каждая моя роль заработана честно. Кастинг, пробы и никаких сомнительных мотивов
Фото: Филипп Гончаров

Я за то, чтобы показать ребенку все, чем вообще можно увлечься, и пусть сам выберет. В этом копирую собственную маму. Она водила меня по всем кружкам, которые существовали в Самаре.

— На свой тридцатый день рождения вы сделали себе невероятный подарок — родили сына. Скажите честно, вы беспокойная мать? Соломку стелите?

— Нет, я адекватная мать. Выходим с Митей гулять в парк, он берет самокат и несется на крейсерской скорости вдаль. Я не запрещаю, не кричу: «Остановись! Упадешь!» Просто бегу следом. А что? Отличный фитнес. А если упадет, не причитаю и не дую на разбитые коленки, а говорю спокойно: «Ну ничего, бывает, вставай и катайся дальше, если хочешь».

— Понятно, в кого мальчик! На съемочной площадке выполняете трюки сами. То в ледяную воду ныряете, то падаете с обрывов, причем спиной, что еще страшнее. Откуда в вас эта безбашенность?

— Думаю, разжалась наконец внутренняя пружина. Я уже говорила о том, что меня растили в строгости и послушании. Всегда была правильной девочкой. Никаких подростковых бунтов, кризисов, метаний, поисков себя. И в студенчестве не увлекалась ничем таким, даже ночные клубы не любила. Мне интереснее посидеть в камерной компании, выпить вина, поговорить по душам, не перекрикивая громкую музыку. А когда стала зарабатывать, почувствовала себя полностью самостоятельной, вдруг появилась потребность в отчаянных поступках, в риске, в выбросе адреналина. Но рискую я лишь на съемках. В жизни проблем на голову не ищу, все в рамках здравого смысла.

— Что вам интересно помимо работы?

— Сейчас наступил интересный период: я наверстываю упущенное. Читаю запоем, смотрю советские фильмы. Год назад полетела в Америку на актерский тренинг к голливудскому коучу Бернарду Хиллеру и попросила своих новых знакомых, студентов из Los Angeles Film School, поделиться со мной списком лучших картин мирового кинематографа, которые они изучают на первом курсе. Меня не удивило, что среди сотни фильмов — наш «Летят журавли». Я была в курсе, что его знают и любят на Западе, что по нему учат актеров и режиссеров. А вот «Комиссар» с Нонной Мордюковой в главной роли оказался сюрпризом. Я даже не слышала об этом шедевре! В детстве советское кино прошло мимо меня, поэтому лишь сейчас открываю для себя Хуциева, Тарковского, Алексея Германа, Тодоровского и многих других.

Когда-то казалось, что проживу без профессии, если появится сильный мудрый человек, с которым захочется пойти, взявшись за руки
Фото: Филипп Гончаров

— Катя, вы регулярно ездите на международные актерские тренинги. А зачем?

— Хороший вопрос!.. Многие в моем окружении тоже этому удивляются. Какой смысл тратить деньги на подобное? Опыт приходит с практикой, какие еще коучи? Нет же ничего лучше русской театральной школы. Конечно, все базируется на системах Станиславского и Михаила Чехова. Но идет время, всему требуется обновление и трансформация. Такие вылазки на Запад позволяют мне примириться со временем, в котором живу. Раньше казалось, что родись я в пятидесятых — шестидесятых годах, была бы счастливее, а сейчас думаю, что нет. В профессии открываются фантастические возможности, расширяются горизонты. В фильме «Технарь», о котором я подробно рассказывала в начале нашей беседы, я снималась как раз после прохождения такого обучения.

— Катя, вы с таким восторгом рассказываете о своей профессии, что хочется спросить: а в чем подвох? Ведь у любой медали две стороны.

— Все, что я скажу, прозвучит пафосно. Профессиональный успех требует жертв. Причем серьезных. Например, когда уезжаю сниматься, подолгу не вижу своего ребенка.

Скажу страшную вещь, но я чувствую себя по-настоящему живой лишь тогда, когда полным ходом идут съемки, репетиции. И вопрос не в самореализации. Я не преследую цели получить «Оскар», «Золотую пальмовую ветвь» и войти в историю мирового кино. Хотя хотелось бы! Просто занимаюсь делом, без которого не представляю жизни. Наша профессия требует стопроцентной самоотдачи. Снова пафос в словах, да? Но как объяснить то, что невозможно отключиться и, к примеру, думать о роли лишь с девяти утра до шести вечера?

Екатерина Олькина
Фото: Филипп Гончаров
Екатерина Олькина
Фото: Филипп Гончаров

Подвох, как вы сказали, в том, что одержимость профессией, а я этим страдаю, приводит к одиночеству. Крайне мало примеров хороших актрис со счастливой личной жизнью. То детей нет, то мужа, то ни того ни другого.

Когда мы гуляем или играем с сыном, поверьте, я полностью отдаюсь процессу. Но... в голове крутятся мысли о новой роли. Ощущение, будто где-то нажата кнопка «Пауза»: я не в рабочем процессе, но в ожидании.

Екатерина Олькина
Фото: Филипп Гончаров

— Как выглядит ваш свободный день?

— Митя просыпается, вылезает из своей кроватки и тихонько заползает на мою. В полудреме приоткрываю глаза и вижу — совсем близко — его лицо. Вчера он внимательно меня порассматривал, а потом прошептал: «Какая красивая мама...» Представляете? Это же космос! Не описать словами те эмоции, которые прокатились теплой волной по моему сердцу. Так вот, мы долго валяемся, оба это обожаем, затем не спеша встаем, идем на кухню, я варю Мите кашу. Аппетит по утрам у нас не очень, так что приходится рассказывать сказки и кормить с ложечки его игрушечных друзей: целые спектакли устраиваю — и все ради того, чтобы ребенок съел тарелку каши.

Я счастливая мама, потому что Митя обожает садик и просит отвезти его к ребятам, даже если у меня выходной. Пока он в саду, продумываю, куда бы нам отправиться после обеда. Мы или идем гулять в городской парк, или в центр развлечений, где он радостно бесится с другими детьми. Недавно первый раз побывали в Цирке на Цветном бульваре.

Вообще, Митя — мамин сын. Ощущение, что ему постоянно меня не хватает. Возможно, это произошло из-за того, что он с раннего возраста с няней. А может быть, во мне говорит чувство вины? Я вернулась к съемкам, когда ребенку исполнилось пять месяцев. Снялась в фильме «Подмена», и почти сразу началась «Гадалка».

— Почему так рано вернулись на работу?

— Митя дважды перевернул мое сознание. Когда забеременела, обрадовалась: тридцать лет, пора... А потом вдруг в сердце вполз страх: жизнь изменится навсегда, но как именно? Смогу ли я стать хорошей мамой, а Ваня — хорошим папой? Хватит ли денег, чтобы поставить ребенка на ноги? В актерской жизни никакой стабильности. В общем, все девять месяцев дергалась, не успела ощутить всю прелесть и мимишность состояния. Когда Митя родился, я настолько погрузилась в малыша, что вдруг четко решила бросить профессию, сесть дома и заниматься исключительно сыном. Но поскольку нужно было зарабатывать, все же читала сценарии, которые мне присылали. И тут моя мама, как сканер, считала все скрытые помыслы и в один прекрасный день сказала: «Иди-ка ты, Катя, сниматься». Она испугалась, что я легко могу, как она сама когда-то, раствориться в ребенке. Но сыновьям не нужны такие жертвы, нельзя растить их под юбкой. Да я и сама себя потом изгрызла бы. Мама буквально выгнала меня на пробы. За что я бесконечно ей благодарна.

Если не снимаюсь, значит, я с сыном. Он очень подвижный мальчик, эмоциональный, непоседливый. Его надо чем-то занимать
Фото: Филипп Гончаров

Надеюсь, что сын, когда вырастет, станет мной гордиться. А иначе к чему вообще все? Занятая любимым делом мать обычно предоставляет ребенку свободу, не давит, не привязывает к себе тросом, не укоряет: я тебе жизнь посвятила, а ты!

Думаю, Митя это оценит. Хочется воспитать настоящего мужчину, поэтому держу себя в руках, чрезмерно не балую. Если хулиганит, капризничает, демонстрирую жесткость. Хотя тянет целовать и обнимать, я же безумно его люблю. Митя хитрюга — знает, как мной манипулировать, как залезть на колени и состроить умильную рожицу... К сожалению, в семье я единственный строгий полицейский.

— Как я поняла, ваше сердце абсолютно свободно? Скажите честно, на месте мужчины вы женились бы на Кате Олькиной?

— Какой классный вопрос! Однозначно да — я же идеальная жена. Умею любить, поддерживать, заботиться. А с другой стороны... Любовь — это умение отдавать. Но я и так всю себя отдаю — профессии, сыну, семье. Нечестно быть с мужчиной и выделять ему лишь остающиеся крохи.

Когда-то казалось, что проживу без профессии, если появится сильный мудрый человек, с которым захочется пойти вперед, взявшись за руки. А теперь, когда поездила по актерским тренингам, хочется все полученные знания и умения воплотить в новых ролях.

И все же я идеалист: верю, что если придет настоящая любовь, найдется чем делиться и не потребуется жертв. Пока, признаться, не готова. К тридцати трем годам научилась жить моментом: сейчас вот так, я одна, буду получать от этого удовольствие. Можно формулировать запросы в космос, мечтать, желать, но не будет ли таким образом проявлена неудовлетворенность сегодняшним днем? Продемонстрировано неуважение к настоящему? В эту самую минуту, за столом в кафе, попивая вкусный чай и беседуя на такие интересные темы, я действительно счастлива.

— Опишите мужчину, который может вас заинтересовать.

— Когда-то нравились плохие мальчики, непокорные бунтари. В противовес, видимо, мне — правильной девочке. Сейчас эта тяга вроде бы исчезла. В первую очередь мужчина должен быть единомышленником. Близким по духу. Страстно любящим кино. Круг сужается: это явно не банкир, учитель или врач. Люди других профессий не понимают, как это — жена обнажается в кадре, ее тело видит вся страна. Были встречи в моей жизни, когда мужчина на первом свидании задавал странный вопрос: а что, вы с партнером в кино по-настоящему целуетесь? И встреча становилась последней. Это же люди из другого теста. Такие и сами долго меня не вытерпят.

Хотелось бы, чтобы партнер развивался. И да — был бы талантливым! Похоже, у меня получилась идеальная картинка. Такие существуют?
Фото: Филипп Гончаров

Скорее всего, подойдет кто-то из нашего актерского братства. Лучше все же не артист, а режиссер, оператор, художник. Конечно, невозможное возможно. Была же замечательная пара Немоляева — Лазарев. Говорят, крепкий брак у Певцова и Дроздовой, у Боярской и Матвеева.

— Какие черты вы точно не потерпите?

— Категоричность, неумение идти на уступки, отсутствие чувства юмора, неуверенность. Не переношу успокоенности, когда все интересы — это работа — дом — работа, поел, попил, поспал. Вялые и скучные — не герои моего романа. Хотелось бы, чтобы партнер развивался. И да — был бы талантливым! Похоже, у меня получилась идеальная картинка. Такие существуют?

К тому же ему потребуется принять и полюбить моего сына. Честно говоря, буду рада, если встречу мужчину с ребенком. Во-первых, будет возможность оценить, хороший ли он папа. Во-вторых, ему будет понятна моя привязанность к сыну — значит, обойдется без ревности. И в третьих, мужчины с детьми душевнее относятся к чужим деткам.

— Вы были замужем за актером и музыкантом Иваном Замотаевым. Этот брак оказался коротким... В чем причина?

— Я описывала сейчас то, чего ожидаю от партнерских отношений. Совместное развитие, общие взгляды на искусство — все это у нас с Ваней было. До сих пор темы для разговоров не исчерпаны, когда он навещает сына, мы много разговариваем, обмениваемся мнениями о спектаклях, фильмах. Раньше вкусы были похожи, сейчас, когда дорожки разошлись, появилось различие.

— Как приятно слышать, что бывшие супруги дружелюбно общаются!

— Ну а как иначе? Недавно сделала фотоколлаж и повесила дома на стену — там есть и Ваня. Чтобы перед глазами сына всегда был его папа. Сама звоню, пишу бывшему мужу, сообщаю, что мы дома, спрашиваю, когда ему удобно навестить Митю. Нет никаких обид, виноваты в случившемся оба. Хочу одного — чтобы наш ребенок не ощущал ущербности и рос в любви. Когда мы отправляемся втроем гулять, сын встает между нами, берет за руки, виснет и смеется: «Мама! Папа!»

Рада, что у Вани появилась прекрасная девушка. Случается, она напоминает Ване о том, что пора позвонить сыну, навестить. Надеюсь, что так все и в дальнейшем будет. И когда у них появятся дети, Митя будет желанным гостем в доме, будет расти в большой дружной семье. Мы с этой девушкой однажды долго переписывались в соцсети и в конце разговора подытожили: как же Ване с нами обеими повезло!

Когда стала зарабатывать, почувствовала себя полностью самостоятельной, вдруг появилась потребность в отчаянных поступках, в риске
Фото: Филипп Гончаров

Думаю, у нас с Иваном мог бы получиться крепкий союз, если бы не два момента. Мне пришлось взять на себя мужские функции, а это оказалось непросто, да еще когда маленький ребенок на руках. Честно говоря, я просто устала. Несмотря на сильный характер, не хочу быть Пигмалионом: лепить, творить и навязывать свое видение мира. И второе... Знаете, я ни разу еще не озвучивала главную причину развода. К чему ходить вокруг да около и говорить общие слова? Решусь... Может быть, кого-то сказанное заставит задуматься. Получилось так: Ваня скрыл от меня то, что был когда-то женат и у него уже есть ребенок. Можно придумать причины, почему он на это пошел. Не хотел выяснений, боялся, что я уйду. Хотя с чего вдруг? Не знаю. Но когда правда открылась, я оказалась буквально раздавлена, посчитала молчание предательством. Как доверять теперь близкому человеку?

Мне же казалось, что он — моя судьба и смогу простить. Верила, что так и произошло. Но к сожалению, юношеский максимализм все же помешал прощению. Несмотря на то что мы поженились, стали семьей, появился Митя, взаимопонимания становилось все меньше и меньше. Я осознала, что не простила мужа. Надеюсь и верю, что случившееся стало для меня хорошим уроком на будущее. Если та ситуация повторилась бы сейчас, я повела бы себя иначе. Любишь? Прости! Хотя и теперь не могу представить, как можно не посвятить любимого человека в важную часть личной жизни, скрыть, что есть ребенок, что была семья. Дело, видимо, в том, что мужчины сильно отличаются от нас, женщин. Во многих не развит дух отцовства. Это следует принимать во внимание и вообще быть гибче. Не мыслить идеалистическими категориями, не рубить сплеча, не видеть все вокруг либо в черном цвете, либо в белом. Так жить гораздо проще.

Редакция благодарит за помощь в организации съемки Музей советских игровых автоматов и «Ретро гараж».

Подпишись на наш канал в Telegram

* Организация, деятельность которой в Российской Федерации запрещена

Статьи по теме: