7days.ru Полная версия сайта

Елена Этуш: «Его жизнь стала моей»

Нас с мужем вела сама Судьба. Оглядываясь назад, вижу, что все события, которые мы пережили за наши...

Владимир Этуш
Фото: Владимир Персиянинов
Читать на сайте 7days.ru

Нас с мужем вела сама Судьба. Оглядываясь назад, вижу, что все события, которые мы пережили за наши общие восемнадцать лет, будто сплетены в один узор. Мне кажется, что я появилась на свет специально для Владимира Абрамовича...

— Мы прожили вместе ровно восемнадцать лет. Пятого марта 2019-го отметили очередную годовщину, выпили дома по бокалу любимого просекко, а девятого марта мужа не стало.

Эти годы пролетели как миг. Я сказала в тот наш последний праздничный день: «Знаешь, все как будто вчера случилось... Жизнь такая стремительная».

Наверное, если дни человека наполнены хорошими и интересными событиями, они и проносятся быстро. Когда тянешь лямку, время ползет медленно.

Наша история началась много раньше, еще в 1988-м... Если вы помните, в советский период седьмое ноября было праздничным днем. Следующий день был тоже нерабочим, поэтому решили с подругой пойти в театр.

Мне было двадцать три, я училась на вечернем отделении в Московском областном педагогическом институте имени Крупской на факультете иностранных языков, изучала английский, жила в подмосковной Апрелевке и ездила на занятия через станцию метро «Киевская». Там, прямо в метро, стояла будка театральной кассы, и мы с подружкой решили подготовить себе культурную программу. Увидели афишу спектакля «Будьте здоровы» Театра Вахтангова, и я вспомнила, что друзья — заядлые театралы — хвалили эту постановку. Кассирша сообщила, что в главной роли Этуш, и выложила перед нами два билета в первый ряд. Пятое и шестое места.

В то время в самом театре на Арбате ремонтировали люстру и спектакль проходил в ДК имени Горбунова. Вот тут судьба меня и настигла!

Как оказалось впоследствии, Владимир Абрамович играл этот спектакль в очередь с Шалевичем и в тот день мог играть именно он. Но как я уже говорила — судьба! Восьмого ноября на сцене оказался Этуш. Довольно продолжительные мизансцены с ним были слева, как раз перед нашими с подружкой глазами.

Такой большой артист рядом — только руку протяни! И все же это не было любовью с первого взгляда. Вернее так: я влюбилась, но не во Владимира Абрамовича, а в Театр Вахтангова. Захотелось посмотреть и другие постановки. С того дня стала завсегдатаем, некоторые спектакли пересматривала по несколько раз. Так продолжалось три года подряд. За это время я успела познакомиться со всеми работниками театра, меня уже узнавали в в лицо.

Здесь на мне траурная брошь с профилем мужа. Сделала на заказ после его смерти
Фото: Александра Авдеева

Очень часто кассирша театра повторяла: «Обязательно посмотри «Закат» по Бабелю! Великолепный спектакль с потрясающей музыкой Журбина».

Но как-то не получалось. И вот двадцать второго февраля 1991 года наконец купила билет. В тот вечер я увидела Этуша в другом амплуа. Он играл Арье Лейба, раввина. Сцену не покидал все два с лишним часа — то читал отрывки из Торы, то пел, причем а капелла и в движении — с проходом от одной кулисы к другой. Физически это непросто.

До этого я воспринимала любимого актера, как и большинство зрителей нашей страны, как комедийного. А тут драматическая роль. Я была сражена наповал, играл он потрясающе! На «Закат» приходила еще несколько раз. Смотрела только на Этуша, даже не сразу заметила, что кроме него на сцене, оказывается, еще много других актеров.

В конце спектакля все они выходили на авансцену, садились перед зрителями, и Владимир Абрамович завершал спектакль словами: «Эту историю рассказал вам я — Арье Лейб, раввин с Молдаванки». И участники подхватывали нараспев: «Молдаванка, Молдаванка! В перстенечках оборванка...»

Забегая вперед, расскажу, как однажды он оговорился и произнес: «...раввин с Мандавалки». И хор подхватил: «Мандавалка, мандавалка...»

В тот раз Владимир Абрамович страшно рассердился, думал, что он-то сказал все правильно, а коллеги нарочно пропели не то. Эту историю рассказывает Юля Рутберг в книге «Наш Этуш», которая скоро появится на прилавках книжных магазинов.

— Лена, после «Заката», испытывая сильные эмоции, вы хотя бы подошли к любимому артисту?

— Нет. Продолжала дарить цветы, и все. Мысли не было познакомиться. Хотелось знать о нем больше — это да. Но в то время не было Интернета и источниками информации выступали журналы, газетные подшивки. Не помню, когда и как я узнала, что Владимир Абрамович воевал. По крохам собирала о нем информацию. В девятнадцать лет, несмотря на бронь, Этуш ушел на фронт добровольцем: воевать и если понадобится, умереть. Он рассказывал, что решение пришло во время спектакля «Фельдмаршал Кутузов». Этуш выходил на сцену в массовке, насчитал в зале всего тринадцать человек и понял: сейчас артисты стране не нужны. Нужны солдаты.

Не помню, когда и как я узнала, что Владимир Абрамович воевал. В девятнадцать лет, несмотря на бронь, ушел на фронт добровольцем
Фото: UtCon Collection/Alamy Stock Photo/ТАСС

Вначале меня поразил масштаб его актерской личности, потом, все больше и больше узнавая биографию Этуша, я постепенно осознала — это не только большой артист, но и мощный человек. Глыба! Скала!

— Есть такое выражение: если вам нравятся картины художника, не знакомьтесь с ним самим!

— Это верно, потому что очарование может смениться разочарованием. В случае с Владимиром Абрамовичем это правило не сработало. В очаровании прожила всю жизнь. Повторюсь: он был велик не только как артист, но и как человек.

— Лена, когда же вы решились подойти к любимому артисту?

— Лет через пять, после какого-то спектакля как обычно преподнесла цветы, но не сразу поехала домой, а подошла к служебному входу у седьмого подъезда. Владимир Абрамович вышел, увидел меня и сказал игриво:

— Ваше внимание меня настораживает.

— А зря, — ответила я строго — я не безработная актриса. И в Щукинское училище не собираюсь поступать — мне уже поздно. Так что не настораживайтесь.

Он рассмеялся, его как будто отпустило. А дальше... Все шло своим чередом. Меня уже узнавали служащие театра, в билетной кассе мне как поклоннице Владимира Абрамовича оставляли билет в первый ряд на двенадцатое место. Или сажали на стульчик там же, по центру.

— Какие душевные люди работают в Театре Вахтангова!

— Да, все очень тепло ко мне относились. Даже сейчас воспринимают как свою, как члена команды. Тогда обо мне уже многие знали, были в курсе, что работаю учительницей английского языка, что приезжаю из Апрелевки. Позже Владимир Абрамович рассказывал, что когда по каким-то причинам я отсутствовала, его спрашивали: «Где твоя Лена?»

«Твоя» — это в шутку, отношения были платоническими.

Иногда артисты во время спектакля незаметно для других махали мне рукой или подмигивали.

— Однозначно считали своей!

— Да, мне Владимир Абрамович однажды сказал, что когда мы поженились, его коллеги говорили — «взял из своих», не «из публики». Есть в театре такие выражения.

— О чем вы, молодая тогда девушка, мечтали?

— Плыла по течению: как есть — так есть. Скажу откровенно: о том, чтобы связать жизнь с любимым артистом, не думала. Он был женат. И в других мужчин я не влюблялась. Даже когда от достойных парней звучали предложения руки и сердца, отказывала. Не было желания видеть кого-то из них рядом с собой.

В спектакле «Будьте здоровы» с Григорием Абрикосовым
Фото: из архива Е. Этуш

Я была поклонницей Этуша с 1991 года, а стали вместе жить только через десять лет.

— Когда вам уже было уже за тридцать.

— Да. У меня была своя жизнь, работа, которую я очень любила. До сих пор вспоминаю то время с благодарностью. Даже периодически встречаюсь с бывшими учениками. Первый год, когда мы уже поженились, я продолжала несколько раз в неделю ездить в Апрелевку. Из школы сразу уволилась, но занималась с детьми как репетитор.

— Вы оставили работу по просьбе мужа?

— Это было нашим обоюдным решением. Чтобы Владимир Абрамович мог служить искусству, я должна была положить к его ногам всю себя, без остатка. По-другому никак. Если любишь человека, то очень хочется облегчить ему жизнь, верно? Школу, которая мне давала живое общение, заменил театр. Это же энергия, мощь! Со дня нашей свадьбы мы с Владимиром Абрамовичем не разлучались практически ни на час. Во всех гастрольных поездках, на репетициях, спектаклях я была рядом с ним. Триста шестьдесят пять дней в году, двадцать четыре часа в сутки...

За эти восемнадцать лет я поняла, что на одной любви семью не построить. Экзюпери сказал: «Любить — это не значит смотреть друг на друга. Любить — значит смотреть вместе в одном направлении».

Мне всегда было интересно наблюдать за тем, что делает Владимир Абрамович, и участвовать в этом. Его жизнь стала моей. Не искусственно, а так вышло само по себе.

Я прагматик, но при этом точно знаю, что нас с мужем вела сама Судьба. Оглядываясь назад, вижу, что все события, которые мы пережили за наши общие восемнадцать лет, будто сплетены в один узор и разрушить рисунок не получилось бы. Скажу больше: мне кажется, что я появилась на свет специально для Владимира Абрамовича... Наверное, кто-то там, наверху, так решил. Теперь, когда его нет, моя роль — сохранить память о нем.

— Лена, вас с мужем разделяло больше сорока лет. О чем разговаривали в самом начале отношений?

— Уже и не вспомню. Часто после спектакля Владимир Абрамович на служебной машине подвозил меня к метро «Киевская», откуда я ехала на электричке домой. Минут двадцать было на то, чтобы о чем-то поговорить. Чаще он меня расспрашивал: как живу, чем занимаюсь, о моих учениках.

Владимир Этуш в спектакле «Закат»
Фото: предоставлено пресс-службой Театра имени Евгения Вахтангова

Пару раз я приезжала в Щукинское училище на студенческие спектакли, заходила в его ректорский кабинет.

— Никаких шагов к сближению взрослый мужчина не предпринимал?

— Ну а какие могли быть шаги у женатого? Владимир Абрамович был человеком с внутренним стержнем и четкими принципами.

Двенадцатого декабря 2000 года, через три месяца после смерти жены, он пригласил меня к себе на дачу. За рулем был сам. С той поездки начался новый этап отношений. В тот день мы попали в серьезную аварию. Неслись по бетонке на большой скорости, он не справился с управлением и влетел в столб. В последний момент я поняла, что сейчас произойдет, и крепко уперлась ногами в пол. Машину развернуло вокруг столба именно моей стороной, и дальше мы покатились по склону, а потом трижды перевернулись. Ощущения незабываемые, я вам скажу! И единственная мысль: «Конец». Словцо вырвалось позабористее, как вы понимаете.

Когда очнулась и повернулась в сторону Владимира Абрамовича, увидела, что он сидит с закрытыми глазами. Не сразу поняла — жив ли. Дверь заклинило, но через стекло увидела бегущих в нашу сторону людей. В голове возникла картинка, как обычно бывает в кино: машина переворачивается и взрывается. На счастье, этого не случилось. Но пока нас пытались вытащить, почувствовала, что зубы изнутри как бы срезали слизистую верхней губы и она повисла. Пришлось засунуть ее обратно языком и прижать к зубам. Вроде приросла.

До сих пор на лице остались шрамы, если присмотреться. Но самое главное — травмировался позвоночник. У Владимира Абрамовича не оказалось ни единой раны, кроме сломанной ключицы. Приехала скорая, отвезла нас в больницу. Новый год отмечали не вместе. Тридцать первого декабря Владимир Абрамович навестил меня дома, в Апрелевке, и уехал. А в начале марта он вдруг заболел.

Рано утром раздался телефонный звонок: «Лена, мне так плохо, приезжай, пожалуйста».

Машины у меня не было, поэтому добиралась долго. Когда приехала, обнаружила его в очень плохом состоянии: грипп, высокая температура. Несколько дней ухаживала, а потом как в фильме «Покровские ворота»: «Оставайтесь, Савва Игнатьевич!»

С этого момента мы стали жить вместе. Год не расписывались. В Апрелевке у меня осталась трехкомнатная квартира, я переехала к Владимиру Абрамовичу. И ровно через год, пятого марта, мы поженились.

Я переехала к Владимиру Абрамовичу. И ровно через год мы поженились. На колено не вставал, миллион алых роз не дарил
Фото: из архива Е. Этуш

— Предложение прозвучало романтично?

— На колено не вставал, миллион алых роз не дарил. Хотя он был ласковым и внимательным, никогда я не была обделена вниманием. Но Владимир Абрамович не был сентиментальным. Порядочным — да! Всю жизнь думал, как будет лучше МНЕ, а я — как будет лучше ЕМУ. Часто заговаривал на тему, как буду жить без него. Беспокоился...

Расписались в Черемушкинском отделении ЗАГСа. Торжеств особых не устраивали. Взрослые уже люди — мне тридцать шесть, ему семьдесят девять. Собрались с друзьями в ресторане и отпраздновали.

— Как ваше окружение отреагировало на новость о том, что вы выходите за Этуша?

— Родителей и бабушки уже не было в живых, а друзья шутливо говорили: «Смотри не посрами нашу Апрелевку!» Они видели, что я очень его люблю, и радовались.

Недоброжелательного отношения не встречала. Кстати, Владимир Абрамович очень любил компанию моих апрелевских друзей, мы не раз приезжали в Подмосковье, встречались с ними.

— Его не смущала разница в возрасте?

— Владимир Абрамович очень любил общение с молодыми: тридцать — сорок — пятьдесят лет. У него менталитет был не стариковский — на катере прокатиться, в волнах покувыркаться, на снегоходе промчаться. Сидеть на завалинке в тулупе — это не про него. Хотя он непросто сходился с людьми, но к тем, кто ему нравился, тянулся. Он очень любил жизнь во всех ее проявлениях.

В 2007 году мы сделали в Италии уникальную операцию на сердце, которая продлила качественную жизнь Владимира Абрамовича. Оперировал доктор, входящий в пятерку лучших врачей ангиопластики в мире, профессор Коломбо. Я переслала туда документы, и вскоре мы получили вызов в Милан. Наши врачи в то время ничего, кроме поддерживающего консервативного лечения, предложить не смогли. Говорили: «Живите так».

Но речь шла о качестве жизни! На следующий день после четырехчасовой операции он уже встал и предложил прогуляться. Мы вышли на улицу. От былой одышки не осталось и следа. Ходили туда-сюда, разговаривали.

После выписки мы решили навестить итальянских родственников. С определенной опаской я спросила доктора — можно ли на море.

— Нужно!

— А если муж захочет бокальчик игристого?

Елена и Владимир Этуш
Фото: из архива Е. Этуш

— Дать!

Я ожидала запретов, жесткой регламентации, правил, но от итальянского профессора их не последовало. Надо жить красиво! Вот мы и жили... Ясно, что литрами вино муж не пил. Он вообще никогда не увлекался алкоголем.

Нашими ангелами-хранителями долгие годы были Абрам Львович Сыркин, светило кардиологии, и моя подруга — великолепный терапевт Инта Валентиновна Ларина. Они тоже никогда не запрещали своему именитому пациенту есть и пить то, что хочется. В разумных пределах. При том что разных тяжелых хронических заболеваний было полно. Но все равно в будущее Владимир Абрамович чаще всего смотрел оптимистично.

Хотя иногда все же прорывалось:

— Я устал жить...

Меня это расстраивало и обижало до слез:

— Вовуша! Как ты можешь ТАК говорить?! У тебя все есть — получай удовольствие от каждого дня.

Моя подруга-врач в таких случаях говорила: «Лена, вспомни, сколько ему лет...» Но я не хотела думать на эту тему и отказывалась поддерживать разговоры на миноре. В последнее время повторяла ему: все идет из головы, поэтому давай смотреть не назад, а вперед. Не концентрироваться на сегодняшнем плохом самочувствии, а строить планы. Та-ак! Куда бы поехать летом? К племяннице в Италию? Отлично. Начинаем искать билеты, созваниваться с Катей и мечтать, как по утрам будем ходить на море, сидеть в тени, есть мороженое, пить холодное игристое.

Или — ой, какая интересная пьеса попалась! Будем думать о новой роли.

Разные пессимистические темы пресекала на корню. Говорила: не жди от меня сочувствия, когда начинаешь разговоры про «пора помирать». В любых начинаниях «за жизнь» — я с тобой!

Думала, что до столетия мы точно доживем... Говорила: «Мы должны обойти Зельдина!» В идеале — Бориса Ефимова, который прожил почти сто восемь лет.

Была такая надежда...

Владимир Абрамович был жизнелюбом. Ему все было интересно. К нам до последнего приходили в гости друзья, забегали соседи. Мы выходили на разные мероприятия. Шутили: «Оденемся красиво! Пойдем на людей посмотреть, себя показать». Последний раз вышли на юбилей Василия Ланового, всего за месяц с небольшим до смерти мужа. Конечно, как раньше он уже не мог долго общаться, уставал.

Он был ласковым и внимательным. Всю жизнь думал, как будет лучше МНЕ. Часто заговаривал на тему, как буду жить без него. Беспокоился...
Фото: О. Хаимов/из архива Е. Этуш

Чаще муж передвигался на коляске, которую везла я, но неходячим он не был. На небольшие расстояния ходил, а коляска помогала не бояться, что он устанет и не сможет идти.

— Не комплексовал по этому поводу?

— Психологически сдавать позиции трудно. Первый раз было сложно уговорить хотя бы попробовать. Я упрашивала начать с аэропортов: это же так утомительно — бегать по длинным терминалам. Показывала на молодых, которые по разным причинам сидели в инвалидных колясках: «Ну посмотри! Они же не стесняются».

Однажды удалось его уломать: он сел и сразу понял — красота! Можно силы беречь.

Коляска помогала нам в путешествиях, мы любили летать в Европу. Позавтракаем в отеле и до обеда уходим гулять. Обедали в уличных кафе. Закажем по бокальчику вина и сидим глазеем по сторонам: что вокруг, кто куда пошел. Мы наслаждались жизнью! Последние четыре года с нами ездил Миша, друг семьи. Помогал управляться в дороге, оставался с Владимиром Абрамовичем, когда я уходила в магазин за продуктами. Как-то после отпуска, который мы провели в доме племянницы и ее мужа в Италии на море, их соседи восхищенно сказали: «Как твоего дядю его дети любят! Как они за ним ухаживают!» Это о нас с Мишей. И Катя, давясь от хохота, стала объяснять соседям, что мы вовсе не его дети.

— Вас не задело?

— Нет. Откуда людям знать, что мы супруги? Разницы больше сорока лет, конечно, не скрыть. Мы и не старались. Наоборот, слова незнакомой синьоры порадовали. Значит, даже со стороны были видны сердечные отношения между нами. Но сам Владимир Абрамович, думаю, переживал на эту тему, потому что не раз спрашивал:

— Ты не стесняешься меня?

— Да ты что?! Я горжусь, что у меня ТАКОЙ муж!

Статный, видный, всегда одетый с иголочки — красавец! Он не был стариком, понимаете? До последнего своего дня он был МУЖЧИНОЙ.

Вот это и было моей задачей: заниматься мужем и его здоровьем. Он, к примеру, ездил на американском трехколесном велосипеде для взрослых или — если непогода — крутил педали на велотренажере трижды в день по пятнадцать минут. Плавал в море или бассейне, каждый день проходил тысячу шагов. Не по улице — так по дому. Почти до девяноста лет сам водил машину. С трудом уговорила его перестать садиться за руль. Мы поменялись местами... Ему нравилось, как я вожу. Говорил, что гордится. Я отвечала: «Еще бы! Ведь ты сам меня научил!»

Мы любили путешествовать
Фото: фото: из архива Е. Этуш

Подшучивал над гаджетами, называя планшет доской: «О! Опять с доской сидит!» С удовольствием читал на этой самой «доске», когда я находила что-то интересное. Кстати, читал без очков.

Он легко срывался с места, откликался на интересные предложения. Когда я звала посмотреть какое-нибудь нашумевшее кино, которое горячо обсуждали в Сети, с удовольствием подключался. Приведу еще такой пример. Мы оба любили Мирей Матье. Когда она выступала где-нибудь в Европе, покупали билеты и летели на ее концерт. Кстати, Мирей и Владимир Абрамович были знакомы, и она оказалась одной из первых, кто мне позвонил, когда мужа не стало, выразила соболезнование и поддержку...

Знаете, я только недавно осознала, до какой степени не принадлежала себе. Вся моя жизнь была подчинена мужу и его интересам. Это я говорю не в ключе «Ах, какая я бедная-несчастная!», а чтобы было понятно — сейчас мне удивительно новое состояние: с трудом учусь жить для себя.

С подружками встречалась у себя же в доме, чтобы не оставлять мужа одного. Куда-то ехать посидеть в кафе и поговорить «о своем, о девичьем», как любят многие женщины, не было никакой потребности.

Даже когда мы находились на даче и Владимир Абрамович уходил днем в спальню отдохнуть, бегала каждые двадцать минут проверять: не проснулся ли, может, что-то нужно?

Соседи, с которыми мы дружим, не дадут соврать: такого, чтобы я зашла в гости и задержалась дольше чем минут на двадцать, не было. Все встречи и разговоры происходили, только если муж рядом.

— Лена, вы часто говорите «мы». Будто ощущаете себя единым целым. И все же, вы скорее были капитаном или гребцом?

— Почти до последнего капитаном был муж. Главой семьи, стержнем. Ключевые решения всегда принимал он. Роли поменялись только в самое последнее время. Мы были едины. Так бывает, когда встречаются две половины одного целого. Конечно, пришлось привыкнуть к его вспыльчивости. Ну чего вы хотите? Актер, темпераментный мужчина.

При этом он любил меня так, что получаса не мог вытерпеть, если я куда-то уходила. С ума сходил! Так же, как и я. Когда его клали в больницу, я занимала соседнюю койку. И представить себе не могла, что останусь дома. Где он, там и я — его жена.

Владимир Абрамович катался на специальном велосипеде
Фото: фото: из архива Е. Этуш

Как-то раз у него проходил показ в училище, а я поехала на медицинское обследование. Договорились встретиться уже дома. Сказала: «Закончишь, иди домой, я приду как только освобожусь».

Владимир Абрамович освободился раньше, по привычке позвонил в дверной звонок и насмерть перепугался, когда я ему не открыла. Со страху забыл о ключах, о договоренности, о моих делах. Побежал в отделение милиции напротив дома, поднял всех по тревоге, потребовал объявить розыск. Они там обалдели, старались успокоить: да объявится ваша жена!

Когда я наконец вернулась, опутанная проводами холтеровского монитора, он был страшно напуган, лицо белое, руки трясутся.

— При том что он, вероятно, был вполне самостоятельным?

— Конечно, мог поставить чайник, сделать себе бутерброд. Но муж очень боялся того, что со мной что-то случится. Он не пережил бы!

— В вашем «мы» еще звучит интонация матери. Так женщина часто говорит о ребенке: мы ходим, мы читаем...

— Владимир Абрамович первое время звал меня Мамкой. Однажды оговорился: «Мумка». И нам обоим так это понравилось, что Мумка закрепилась. При этом между нами не было отношений «мама — сын». Партнеры — да.

— Лена, меня удивило то, что на памятнике ваша с ним совместная фотография... Вы не суеверны?

— Нет. К тому же я получила благословение батюшки. Он сказал: «Делайте, как просит душа» Знаете, такое решение мужа — быть захороненными вместе — для меня оказалось очень важным. В 2003 году он установил памятник на Новодевичьем кладбище, который и сейчас там стоит. Это семейное захоронение — родители Владимира Абрамовича, его бабушка и тетя, все вместе. Теперь с ними и он...

Согласитесь, имеет значение не только то, с кем ты проходишь земной путь, но и с кем хочешь перенестись в вечность. С самого начала, когда Владимир Абрамович обдумывал идею памятника, предполагал, что делает его для нас двоих. В нише углубление для двух урн с прахом, на камне он собирался выгравировать наши профили. Передал художнику фотографии для эскизов, но Владимиру Абрамовичу не понравилась его работа. Слишком буквально, в лоб, а он хотел легкий условный набросок, хотя и с узнаваемыми чертами.

Думала, что до столетия мы точно доживем... Говорила: «Мы должны обойти Зельдина!» В идеале — Бориса Ефимова
Фото: Наталья Зиганшина

Прошлой весной, когда я разбирала комнату мужа, все эти рисунки, чертежи и сами фотографии нашла.

Волшебная сила «Фейсбука*»! Через Сеть познакомилась с художником Сергеем Загаровским, которому удалось воплотить замысел мужа. Хотя изначально он тоже нарисовал портрет с точным сходством. Но потом все же понял идею и сделал именно так, как представлял Владимир Абрамович.

— А ваш профиль получился?

— Я решила использовать нашу совместную фотографию. Какой уж у меня профиль? Ничего выдающегося.

— Вы сказали, что памятником Владимир Абрамович занялся в восемьдесят лет. И прожил после этого еще шестнадцать. Лена, он думал о неизбежном?

— Думал... Как я уже сказала, очень долго он оставался в отличной физической форме. Когда-то я рассказала ему, как умерла моя бабушка, и Владимир Абрамович сказал, что завидует ей. Не всем Бог посылает такую счастливую легкую смерть. Бабуля, которая меня растила, дожила почти до восьмидесяти пяти. Однажды ей стало плохо, я вызвала скорую. Врач ничего страшного не заметил. Две последующие ночи я ее сторожила, а днем работала в школе, причем в две смены. От усталости на третью ночь заснула, а когда утром заглянула к ней в комнату, увидела бабушку, замершую на стуле у окна. «Легкой жизни я просил у Бога, легкой смерти надо бы просить».

Так вот, Владимир Абрамович ушел легко. Это мне плохо, тяжело, ужасно... Но когда спрашиваю себя, хотела бы, чтобы муж жил, но стал бы лежачим, с угасшим сознанием, понимаю: «Наверное, нет».

Я хочу, чтобы когда придет мой черед покинуть землю, за мной пришел бы именно он. Взял бы за руку и сказал: «Пойдем со мной».

— Лена, Владимир Абрамович сумел вас обеспечить?

— Конечно. Он очень волновался, как я буду жить без него, поэтому все восемнадцать лет нашего официального брака мы откладывали все, что зарабатывали. Не крохоборничали, позволяли себе удовольствия. Но, скажем, до 2017-го ни разу не покупали билеты в бизнес-класс, только в эконом. Считали, что лучше деньги отложить. Иногда нас пересаживали на места получше. В последние два года уже тратились на комфортный перелет.

С другом семьи Михаилом и внучатым племянником Лео на отдыхе в Италии в доме племянницы
Фото: из архива Е. Этуш

— Насколько был занят в театре в последние годы народный артист СССР?

— Играл в Театре Вахтангова четыре спектакля — это раз восемь в месяц. Гастролировали с антрепризой.

Когда мы еще ездили на гастроли, Владимир Абрамович был моложе и сильнее и совершенно не мог обходиться без работы. В какой-то момент я убедила его потихоньку снижать нагрузку. Тридцать первого декабря 2018-го он вышел на сцену в последний раз, это произошло за два месяца до смерти.

— Какие главные черты были присущи вашему мужу?

— Совершенно не терпел подлости. Мог в лицо сказать: «Вы — подлец!» и не подать руки. Ему не нравились глупые люди, болтливые. Он и сам был не особенно разговорчивым, но если чувствовал родственную душу, приоткрывался. Не переносил людей без чувства юмора.

Его и боялись, и любили. Он был строгим, даже грозным. Занимал ректорское кресло Щукинского училища шестнадцать лет. И все же боязнь учеников исходила из уважения. Полистайте книгу «Наш Этуш», которую я уже упоминала. Друзья, коллеги, ученики Владимира Абрамовича рассказывают о том, каким они его запомнили.

Когда муж умер, мне буквально каждый сказал: напиши о нем. Но я была категорична — нет, не хочу. Потому что в таких случаях получается рассказ о себе. Антон Прохоров, заместитель директора Театра Вахтангова, подбросил идею. В разговоре произнес: «Наш Этуш». И все, меня осенило! Буквально за несколько месяцев друг нашей семьи Ольга Белан собрала десятки интервью, мы их обработали, но из-за карантина застряли на этапе верстки. Подписи к фотографиям переправляла в издательство в мессенджерах.

— Дочь Владимира Абрамовича рассказывала в интервью нашему журналу о том, что ее отец был человеком очень нетерпимым и трудным в общении.

— Если бы мы с Раей были сестрами, можно было бы сравнивать наши ощущения. Но отношения между отцом и дочерью и мужем и женой — абсолютно разные. И мужчине лучше жить с женой, чем с детьми. «Я ни за что не поменял бы расстановку», — так муж однажды сказал.

— При вас они часто встречались?

— Я была свидетельницей их встреч с 2008-го года. Он был рад каждому приезду дочери. При мне все было хорошо.

— Раиса упрекала отца в плохом отношении к матери...

— За всю нашу совместную жизнь я ни разу не услышала от Владимира Абрамовича хотя бы одного нелестного слова в адрес покойной жены. Наоборот! Он всегда вспоминал ее с большим уважением. Но если дочь говорит, что между ними случались скандалы, они плохо ладили и она даже предлагала матери уйти от него... Что ж, наверное, Раисе виднее. Мне нечего сказать, я же не была свидетелем этих событий.

С Мирей и Моник Матье, Эрве Марком Руйоном и Александром Бастрыкиным
Фото: из архива Е. Этуш

— А как вы собираетесь строить дальнейшие отношения с дочерью Владимира Абрамовича?

— Конечно, было бы достойно и красиво, если бы мы выступали, как говорится, единым фронтом, как близкие люди. Но даже если наши дороги разойдутся, в этом тоже ничего страшного нет. Это жизнь. И она все расставит по своим местам.

— Лена, чему вас научил Владимир Абрамович?

— Правильному отношению к жизни. Человек не должен быть размазней, надо иметь внутри стержень. Научил стойкости. Сам он был смелым и рисковым. Ничего и никого не боялся. Сейчас проверяю, хорошо ли усвоила урок. Он не учил меня специально, ничего не навязывал. Я смотрела на него, впитывала все, что он говорил, запоминала, как вел себя в непростых ситуациях, и становилась такой, какая есть сейчас. Оставшуюся часть жизни хочу прожить так, чтобы ему не было стыдно. Но буду стремиться к тому, чтобы он мной гордился...

— Вы упомянули, что видите смысл своей жизни в том, чтобы хранить память о Владимире Этуше. Кроме выпуска книги что еще в планах?

— Правление «Аэрофлота» присвоило имя Владимира Этуша одному из самолетов. Конечно, до этого пришлось провести большую работу. И вот — случилось!

Осенью или весной, если из-за неблагоприятной ситуации массовые мероприятия не будут разрешены, откроем на доме в Гранатном переулке мемориальную доску. Уже прошло ее утверждение на художественно-экспертном совете. Кто видел, что у нас получилось, восхищены — настолько сильно портретное сходство: Владимир Абрамович будто живой. Скульптор — Филипп Трушин, молодой парень, очень талантливый, большой профессионал. Он же будет работать над памятником, который мы планируем открыть к столетию.

— Будет монумент?

— Нет. Камерный... Размером чуть выше роста человека, на небольшом постаменте. Это будет уникальный памятник — актеру-фронтовику... Если удастся это воплотить, я буду счастлива.

Свою задачу вижу в том, чтобы квартиру в Гранатном переулке, где много лет прожил Владимир Абрамович, сохранить в том виде, который был при нем. После моей смерти хочу, чтобы здесь открылся музей-квартира. Даже подумать не могу о том, что сюда вселятся посторонние люди, поэтому для меня вопрос решен.

Статный, видный, всегда одетый с иголочки — красавец! Он не был стариком, понимаете? До последнего своего дня он был МУЖЧИНОЙ
Фото: Наталья Зиганшина

Еще я учредила премию имени Владимира Этуша — «Путевка в жизнь». Ее будут давать молодым актерам Театра Вахтангова за лучший дебют. Это денежная премия из моих личных средств. И продолжу по возможности помогать дому престарелых в Костромской области, которому мы с Владимиром Абрамовичем помогали.

— Лена, вам тяжело дался этот рассказ. В глазах не высыхают слезы. Не могу не спросить: но вы же понимали, что когда-то смерть разлучит вас?

— Ключевое слово «когда-то»... Никогда нельзя подготовиться к уходу любимого человека. Поверьте! Думаешь — потом, но не сегодня, не сейчас и не завтра. Любые воспоминания до сих пор причиняют боль. Иногда советуют: вспоминай только хорошее. Так именно от этого и кровоточит рана, потому что этого хорошего у меня уже нет и никогда не будет.

— Понимаю ваше горе и сочувствую. Но вы осознаете, что вам выпало большое счастье? Не всем везет встретить большую любовь.

— Хороший вопрос! Недавно я задумалась над двумя философскими вопросами. Что лучше: иметь и потерять или вовсе не иметь? И еще: любовь такой силы, которая была между нами, — подарок или наказание?

Первые четыре месяца после ухода Владимира Абрамовича я провела в полном кошмаре. Второй раз мне бы подобное не пережить. Я не плакала, нет. Я орала, выла по шесть часов кряду, без перерыва. Как темнело за окном, так это со мной и начиналось. Ад! И все же я ответила на свои вопросы: лучше иметь и потерять. И любовь была подарком. Нам обоим... Владимир Абрамович не раз повторял: «Ты самое лучшее, что случилось в моей жизни».

— Кто был с вами рядом в то трудное время?

— Очень помог театр, в котором Владимир Абрамович служил с 1945 года. Директор, Кирилл Игоревич Крок, вообще трепетно относится к артистам старшего поколения. Многое из того, что уже получилось, мы сделали вместе. Это дорогого стоит. Поддерживали друзья семьи и соседи. Но все же иногда одной мне было легче. Общение отнимало силы, которых у меня тогда совсем не было. Боль не стихала. Однажды наш знакомый ясно дал понять, что со мной стало слишком сложно общаться, что я чересчур гружу посторонних своим горем. Что оно затянулось и пора брать себя в руки. Я не обиделась, нет. Поняла, что другим действительно со мной рядом непросто: постоянно плачу, говорю только на одну тему. Ни о чем другом — как заезженная пластинка.

Те слова меня отрезвили. Я смогла собрать силы. Начала принимать лекарства. Они пригасили внутренний пожар, иначе я не выжила бы, меня разорвало бы на части. И хотя внешне выгляжу, наверное, вполне оптимистично, внутри сидит все та же боль. Не сжалась, не пропала. Но я научилась ее не демонстрировать. Тем не менее вы видите, что стоит чуть зацепить воспоминания — и снова слезы. Думаю о муже все время, чем бы ни занималась. Момент светлой печали так и не наступил.

Подпишись на наш канал в Telegram

* Организация, деятельность которой в Российской Федерации запрещена

Статьи по теме: