7days.ru Полная версия сайта

Иосиф Райхельгауз: «Я никогда не упускаю возможности»

Она была человеком настроения, а я как руководитель театра — человеком планирующим. У нас гастроли...

Любовь Полищук
Фото: СЕРГЕЙ ИВАНОВ/РИА НОВОСТИ
Читать на сайте 7days.ru

Она была человеком настроения, а я как руководитель театра — человеком планирующим. У нас гастроли через месяц, а ей в это время другой режиссер предлагает быстренько сыграть в его антрепризе. Люба вдруг отменяет у нас спектакли.

— Есть нечто, что сделало мою жизнь колоссальным подарком. Это встречи с фантастическими людьми. Среди них есть имена никому не известные, а есть те, кого знает весь мир. Например Булат Шалвович Окуджава, Константин Михайлович Симонов, Андрей Андреевич Вознесенский, Чингиз Торекулович Айтматов, а дальше я перейду к огромному списку артистов, и мы с вами не разойдемся неделю. Благодаря таким встречам я сочинял перспективу собственной жизни, которая в итоге стала реальностью, но не сразу, а спустя двадцать — тридцать лет. Вообще, мне в жизни очень повезло.

Первый подарок — это знакомство с фантастическими художниками Ивницкими — Михаилом Борисовичем и его женой Зоей Александровной. О них почти никто не знает, но эти два человека определили мою судьбу. Мне было всего тринадцать, когда я впервые попал в их дом в Одессе и увидел стены — от пола до потолка заставленные книгами. Услышал всякие незнакомые слова: Пастернак, Цветаева, Ахматова, Блок...

Когда Зоя Александровна села к роялю — до этого я никогда даже не видел рояля! — и заиграла «Лунную сонату», из моих глаз полились слезы. Впервые в жизни плакал от музыки... Я понял тогда, что неправильно живу. Мне было жутко стыдно за то, что не знаю ничего! Хотя учился уже классе в седьмом.

Я, конечно, не собирался быть режиссером, думал поступать в Одесский институт инженеров водного транспорта либо в Высшее мореходное училище. Учился плохо, но был уверен, что должен руководить каким-то кораблем. Еще была одна тайная мечта — стать писателем. С первого класса я писал поэмы и отсылал их в редакции газет. Оттуда мне вежливо отвечали, что не стоит продолжать.

Моя карьера режиссера началась в «Современнике»
Фото: фото предоставлено пресс-службой Театра «Школа современной пьесы»

Все же я окончил ГИТИС и еще на четвертом курсе попал в «Современник». Театр на Таганке, «Современник», какое-то время Театр имени Ленинского комсомола, пока там был Анатолий Эфрос, были тогда самыми модными драматическими театрами Москвы. Эти театры дружили, приходили друг к другу на дни рождения и обменивались капустниками. В «Современнике» капустники ставили в основном штатные режиссеры — Валерий Фокин и я.

Недавно в Интернете выложили один из таких юбилейных капустников: поздравление «Современника» в честь десятилетия Таганки. Там я кудряв, черноволос, строен, молод, сегодня неузнаваем. И вспомнил, как за две недели до этого Таганка поздравляла «Современник» с восемнадцатилетием. Я ставил этот капустник и репетировал с Владимиром Высоцким. Перед выходом на сцену Владимир Семенович передал мне бумажку с текстом, который он исполнял. Это была его автопародия: «Ни Любимов, ни ВолчЁк, ничего не свято, вы молчок и мы молчок... все не так, ребята». Я не сохранил эту бумажку, к сожалению. Но запомнил текст на всю жизнь.

Мы делили в «Современнике» крошечный кабинет с моим товарищем, прекрасным режиссером Валерием Фокиным, там сочиняли инсценировки, встречались с артистами. Чтобы вы представили размер, скажу, что сразу от двери вы попадали за стол, а когда поднимались из-за него, то сразу выходили. Потом я работал штатным режиссером у Юрия Петровича Любимова несколько лет. Любимов был в самом расцвете, окружал себя талантливыми молодыми режиссерами — нас было человек десять, почти все стали серьезными профессионалами: Анатолий Васильев, Сергей Арцибашев, Юрий Погребничко и другие.

Очень везло мне и с артистами. В «Современнике» в моем первом спектакле «Из записок Лопатина» играли Табаков, Даль, Райкин, Богатырев, Галина Борисовна Волчек, Мягков и так далее. За эту работу я как режиссер-постановщик получил высшую театральную премию. В середине семидесятых не было никаких «Золотых масок», были премии правительственные, государственные. Практически все мои первые работы оказались отмечены наградами.

Алексей Баталов, Владимир Меньшов, Вера Алентова, Михаил Державин, Александр Ширвиндт на юбилее Веры Алентовой
Фото: Елена Сухова/7 Дней

— С чем связан такой прорыв, как вы сами расцениваете? Много талантливых ребят пробивают место под солнцем, но не всем везет.

— Первое — это подарок судьбы, как я уже сказал. Ведь мог не оказаться, не сделать, не познакомиться, не узнать. Второе — я обладаю одним важным качеством, простите, что это звучит хвалебно, но мои фантазии практически всегда реализуются. Поясню: допустим, я воображаю некую ситуацию, которая нормальному человеку будет казаться глупостью, иронией, «не может этого быть!», а для меня — возможностями. Я их не упускаю.

Тридцать с лишним лет назад я шел вместе с моей хорошей знакомой, чиновником управления культуры Мариной Дружининой по Неглинной и остановился у дома 29... Подумал неожиданно, что в этом старинном обветшалом особняке вышел бы неплохой театр. В то время там располагалось издательство «Высшая школа», а до того — зубная поликлиника. Говорю Марине: «А давай-ка зайдем!» Зачем и что я там скажу — не имел ни малейшего представления.

На входе стоял охранник. Он спросил:

— Вам куда?

Я почему-то ответил уверенно, что в профсоюзный комитет.

— Вас что, там ждут?

— Да, конечно ждут.

Он куда-то позвонил, мы поднялись по лестнице, навстречу вышла женщина. Я представился, сказал, что режиссер «Современника» и хочу создать свой театр. Рассказал, что только что снял телевизионный фильм «Пришел мужчина к женщине», где сыграли знаменитые артисты Альберт Филозов и Любовь Полищук:

— Смотрели? Я хотел бы этот спектакль играть в вашем помещении, здесь ведь есть сцена?»

Дама ответила, что сцена непрофессиональная, неудобная, а зрительный зал заставлен диссертациями, там склад. Я говорю, что это ничего, нас устроит даже три-четыре ряда. Ее заинтересовал «Современник»:

— Знаете, нашему издательству через полгода исполняется пятьдесят лет, мы готовим большой концерт. Может быть, вы поможете нам и привезете несколько артистов — Евстигнеева, Ахеджакову, Гафта?

Юрий Богатырев и Марина Неелова
Фото: предоставлено пресс-службой театра «Школа современной пьесы»

Я говорю, что не просто помогу, а сделаю концерт, которому позавидует Кремлевский дворец съездов:

— Я вам гарантирую хоть Пугачеву, кого хотите, при одном условии, что вы дадите нам здесь играть.

Она подняла трубку и сказала:

— Михаил Иванович, я зайду к вам с товарищами.

Мы отправились в кабинет к директору «Высшей школы», где сидел немного выпивший Михаил Иванович. Дальше я все пропускаю, но через неделю мы начали репетировать «Пришел мужчина к женщине». Каждую неделю я заходил с бутылочкой коньяка к этому Михаилу Ивановичу. И с каждым моим посещением зал увеличивался на один ряд, а стена издательства сдвигалась.

С Альбертом Филозовым и Любовью Полищук на репетиции «Пришел мужчина к женщине»
Фото: предоставлено пресс-службой театра «Школа современной пьесы»

Вскоре мы открылись как театр «Школа современной пьесы», начались счастливые годы. Если вы посмотрите прессу тех времен, то прочитаете, что на шлягер «А чой-то ты во фраке?», где играли Филозов, Полищук и Алексей Петренко, не могли попасть даже члены ВТО. И директор Дома актера Маргарита Эскина просила меня сделать спектакль специально для артистов. У нас всегда были переполнены залы. Неожиданно люди очнулись от голода, продовольственных талонов, проблем и пошли в театр. После «А чой-то ты во фраке?» мы выпустили «Уходил старик от старухи» с Михаилом Глузским и Марией Мироновой, «Без зеркал» с Мишей Ефремовым и Ольгой Яковлевой.

— Иосиф Леонидович, похоже, вы следуете тактике: «Ввяжусь в бой, а там видно будет!» С чего вдруг знаменитые на всю страну актеры пошли выступать на юбилее какого-то там издательства? Или вы пообещали и не сделали?

— Всех, кого пообещал, привез. Кроме Пугачевой. Я работал с огромным числом артистов, у меня в «Современнике» вышел к тому времени десяток спектаклей. Кроме этого, я всегда был убедительным, это моя профессия.

— Артисты выступали бесплатно?

— Бесплатно. Самым сложным оказался Евстигнеев, он сказал: «Понимаешь, старик, я никогда не участвую в концертах...» — и рассказал байку о том, как его, студента театрального, освистали на целине. Из кузова грузовика с опущенными бортами он стал читать работягам сложнейшую прозу, и они минут через пять закричали: «Сука, уйди со сцены».

Гафт играл Лопатина —главную роль в моем первом спектакле. Мы часто говорили о литературе, на этом и сошлись
Фото: Андрей Эрштрем/7 Дней

Я сказал: «Евгений Александрович, я вас люблю. Вы же ко мне хорошо относитесь? Давайте тогда договоримся так. Вы просто выйдете в этом концерте, не скажете ни единого слова, поклонитесь и все. Но вам будут долго рукоплескать». Он удивился и... согласился.

И вот — концерт, который проходил в здании Дома политпросвещения на Трубной площади. На сцену выходили звезды за звездами: Гафт, Леня Филатов, Валера Золотухин, Марина Неелова, Костя Райкин, Любовь Добржанская — вы ее помните по роли мам Жени Лукашина и Юрия Деточкина. Певцов полно было. Пугачевой не было, но был Леонтьев. Перед тем как пригласить на сцену Евстигнеева, я вышел к публике: «Знаете, я очень хотел, чтобы к вам пришел артист, которого вы все приветствовали бы шквалом аплодисментов. Дело в том, что этот артист принципиально не выходит на эстраду, не читает стихов и рассказов. Но мы с вами совсем недавно посмотрели фантастический фильм «Собачье сердце», поэтому актер все же выйдет к вам!» Начались безумные овации, зрители ликовали. Евгений Александрович Евстигнеев смущенно стоял и кланялся.

— В начале девяностых вышел спектакль, который стал визитной карточкой ШСП — «А чой-то ты во фраке?» с Филозовым и Полищук. Как вы их заполучили?

— Они были безработными. Филозов до этого играл у Анатолия Васильева, выдающегося режиссера, с которым мы дружим со времен ГИТИСа. И вот Васильев с Филозовым расстался. Мой гениальный друг считает, что артист и режиссер не могут работать вместе дольше трех-четырех лет, поэтому менял труппу, периодически всех увольнял. Я ему говорил:

— Что же ты увольняешь Алексея Петренко, Васю Бочкарева, Альберта Филозова, Юру Гребенщикова, Аллу Балтер, Милу Полякову, это же большие артисты?!

А он отвечал:

— Понимаешь, они перестают удивляться мне, моей новой находке, перестают меня слышать, им со мной скучновато.

С Константином Райкиным мы были дружны
Фото: пресс-служба театра «Школа современной пьесы»

Васильев — гений. Но Филозов остался без работы и однажды пришел ко мне в «Современник». Сказал — помоги, сделай какую-то антрепризу, чтобы денег заработать, надо семью кормить. Мы с ним начинали когда-то в Театре Пушкина замечательную пьесу Семена Злотникова «Пришел мужчина к женщине». Я хотел, чтобы ее сыграли Альберт Филозов и Вера Алентова. Но мы ей не понравились — ни я, ни Филозов, она сказала, что мы какие-то сексуальные маньяки.

— Чем вы шокировали Веру Валентиновну, стесняюсь спросить?

— Я стал ей рассказывать, о чем думает женщина, когда вечером с бутылкой вина к ней приходит мужчина. Она сравнивает этого мужчину с другими, которые были до этого. Для Алентовой это было откровением. Она сказала, что вышла замуж всего один раз, еще студенткой, за Меньшова, и никого ни с кем не сравнивает, это же невозможно!

Я начал рассказывать о жизни одинокой женщины, о том, что перед тем как к ней придет мужчина, она проверяет шкаф, смотрит, целые ли простыни, отглажены ли, нет ли дырочек на них.

Кстати, когда уже позже я ставил этот спектакль в Швейцарии, артистка сказала:

— Господин режиссер, возле кровати стоит тумбочка, я же должна туда главное положить.

— Что?

— Презервативы.

Я смутился, но сказал, что хорошо. А тут смутилась Вера Алентова и сказала, что мы с Филозовым маньяки. Ее шокировало буквально все. Даже первая реплика.

— Какой у вас рост? — спрашивает героиня.

— Рост?.. В смысле... в каком?..

— В прямом.

— В прямом у меня нормальный рост.

Когда мы начали репетировать, Филозов покраснел, Алентова выбежала, бросилась к главному режиссеру и сказала, что с этими маньяками она работать не будет. И мы забыли о пьесе на несколько лет.

Все это я вспомнил, когда увидел Филозова. В то же самое время из Театра миниатюр, сейчас он называется «Эрмитаж», ушла Любовь Полищук. Я знал ее много лет и даже в ГИТИС заставил поступить на курс к Олегу Павловичу Табакову. Она была без образования, жутко ругалась матом, вернее только матом и разговаривала. Любу я заметил в Театре миниатюр, куда она пришла из «Мюзик-холла». Была вся такая красавица и ничего толком на сцене не умела. Но, правда, очень смешно читала монологи Жванецкого. Так вот, я позвал ее играть с Филозовым пьесу «Пришел мужчина к женщине».

Судьба мне делала подарки. Ведь мог не оказаться, не сделать... И я обладаю важным качеством — мои фантазии всегда реализуются
Фото: предоставлено пресс-службой театра «Школа современной пьесы»

— Я слышала, что Жванецкий никому из женщин, кроме Полищук, не писал. Рассказывали, что она ему очень нравилась.

— Да... Люба Полищук была с бешеной внутренней энергией. Бешено эмоциональна, бешено конкретна, очень объемна. Даже тогда, когда молчала. Она из тех актрис, которые не создают персонаж, Люба — и есть персонаж. Если я беру ее на роль Дездемоны, то понимаю, что вот — это Дездемона, а не артистка Полищук, понимаете?

Как-то предложил ей играть в «Чайке», которую уже поставил в Америке. Спросил, читала ли она пьесу, она ответила, что нет. Дня через два говорит: «Слушай, это такая фигня, скучища невозможная, три страницы осилила и заснула». А дальше произошла смешная история. Вдруг случайно попалось на глаза ее интервью. На вопрос про творческие планы она вдруг говорит:

— Наш главный режиссер Иосиф Райхельгауз предложил мне главную роль в пьесе «Чайка».

Ведущая уточняет:

— В этой пьесе две равные роли, Аркадина и Нина, вы кого будете играть?

Она твердо повторила:

— Главную роль.

Ведущая упорствует:

— Как режиссер ставит? Как историю об Аркадиной или о Нине?

И тут Люба выдала:

— Я что, непонятно сказала? Я буду играть главную роль!

Она пьесу до того момента так и недочитала.

Люба была очень импульсивна, необузданна и... необразованна. Она хотела стать другой, но у нее долго не получалось.

— Какой?

— Манеры изучала, запоминала, где лежит ложка на столе, где вилка. Наш театр был популярен, мы ездили на гастроли, нас принимали в посольствах, необходимо было держать фасон. Как-то полетели в Израиль. В самолете стали разносить выпивку: женщинам вино, мужчинам водку.

— В эконом-классе?

— В экономе конечно. Слышу Любин голос: «И мне водки!» Бортпроводница говорит, что у нас тут все строго, женщинам вино. И вдруг со всего самолета мужчины стали передавать Любе водку. Я не успел опомниться, как она уже метала одну за другой, пока не рухнула. Не могла остановиться. Люба была веселой и лихой. И... неоднозначной. Иногда я очень на нее обижался.

С Галиной Волчек и Василием Мищенко
Фото: предоставлено пресс-службой театра «Школа современной пьесы»

— За что?

— За то, что она была человеком настроения, а я как руководитель театра — человеком планирующим. У нас гастроли через месяц, а в это время ей другой режиссер предлагает быстренько сыграть в его антрепризе. Люба вдруг отменяет у нас спектакли. Она мне честно говорила: «Мне за один выход заплатили столько, сколько ты мне платишь за месяц, а я давно хотела купить вот эту кожаную куртку». А у нас государственный репертуарный театр, это не место заработка. Хороший артист должен ценить ансамбль, режиссера, место, атмосферу, уровень. Для меня это принципиально.

Я ее стыдил: «Люба, мы же с тобой и с Филозовым этот театр придумали, ну как так можно?!» В результате все же разошлись... Непросто руководить труппой, где одиннадцать народных артистов и пятнадцать сверхзвезд. Кого-то нужно уволить, чтобы остальные вели себя нормально.

До того как создавать этот театр, я много лет проработал рядом с Галиной Борисовной Волчек, а потом еще несколько лет с Юрием Петровичем Любимовым. Я поставил несколько спектаклей в крупнейших театрах мира: в национальном театре Израиля, в Швейцарии, во Франции, в Нью-Йорке. Одним словом, имел опыт, чтобы руководить большой труппой, и давно понял, что не стоит играть с коллективом ни в какие игры, все должно быть ясно, понятно, открыто.

После того как мы расстались с Любой Полищук, Таня Васильева стала ведущей артисткой нашего театра, она и до сих пор ею является. Но Таня в отличие от Любы если сказала да, то мир может перевернуться — она сдержит слово. Таня точна, внятна, последовательна и вообще умница и красавица. Я ее знаю со студенческих лет. Самое главное для меня, что Таня никому не завидует, она ни с кем не соревнуется, уверена в своем уровне. Они с Полищук дружили до последних Любиных дней.

Филозов остался без работы и однажды пришел ко мне. Сказал — помоги, сделай антрепризу, чтобы денег заработать, надо семью кормить
Фото: МИХАИЛ КЛЮЕВ/7 ДНЕЙ

— В этом году Полищук исполнилось бы семьдесят три. Если вспомнить какую-то наиболее яркую историю о ней, что первым приходит в голову?

— Как мы в первый раз прилетели в Израиль в феврале 1990-го. В Москве разруха, нет еды, магазины пустые, а в Израиле солнце, тепло. Нас поселили в гостинице на берегу моря. Сидим на набережной, выпиваем, греемся на солнышке, вода плещется, хорошо... За соседним столом расположилась группа израильских военных, и вдруг от них нашему столу передают шампанское, потом розы. Говорят, что просили передать вот этой женщине.

Дальше к нашему столику подошел человек, который представился генералом, командующим военно-воздушными силами. Сказал, что приехал из России двадцать лет назад, но смотрит все русские фильмы, знает Любу и что та — женщина его мечты. Она выслушала, засмеялась и сказала, что если ты такой умный, то вызови вертолет. Поразительно, но спустя несколько минут на набережной приземлился военный вертолет и унес Любу вместе с генералом в небо. Они полетали, Люба вернулась за столик. Она была свободной — внутренне свободной... Это уже спустя годы встретила своего будущего мужа, Сергея Цигаля, и остепенилась.

— Вы успели с ней проститься? Ведь Полищук долго болела...

— Ее болезнь была здесь, в этом театре. Мы ей сколотили специальную жесткую кушетку, на которой она лежала в антракте. Тянули время, не давали третий звонок, чтобы подольше отдохнула. Ей было очень трудно двигаться, но она играла и как безумная снималась. Я спрашивал — ну зачем?! Она уже проходила химиотерапию, носила парики. Но ей очень хотелось играть, и кажется, она не верила в то, что не сможет выкарабкаться.

— Как она себя вела в тот тяжелый период своей жизни?

— Сопротивлялась. Со мной то же самое было, когда пять лет назад сказали, что у меня онкология, четвертая стадия, проживете максимум полтора-два месяца. Попечительский совет театра оплатил мое лечение, я перенес четыре операции. После каждой меня приводили в чувство дочери и сестра, которые были все время рядом. Я был слаб, но даже в бреду присутствовала уверенность, что жив и здоров, что буду работать дальше. Так и Люба... Ей очень помогал ее замечательный муж, мой товарищ. Сережа ездил с нами на гастроли, он очень ее любил.

Михаил Глузский и Мария Миронова в спектакле «Уходил старик от старухи»
Фото: предоставлено пресс-службой театра «Школа современной пьесы»

— Иосиф Леонидович, у меня такое ощущение, что Татьяна Васильева — человек резкий и непростой. Я ошибаюсь?

— Для меня она идеальна. Расскажу о недавней нашей совместной работе. К нам в театр пришла пьеса Олега Маслова «Бешеный хворост». Я прочел и подумал, что это грандиозно. Позвал Васильеву, Веденееву, других своих любимых актрис и прочитал им пьесу. Все как одна сказали, что это скучища, фигня. Спросил Васильеву: мол, как твое мнение? Она говорит, что слабый текст, неинтересно. Тогда я говорю двум Таням:

— Я уверен, что получится спектакль, на который будет ломиться народ, который получит много премий. Ваше право согласиться со мной репетировать или отказаться, но я точно буду это ставить.

Первой ответила Васильева:

— Мы с тобой уже выпустили столько спектаклей, у нас не было ни одного провала, но я честно скажу тебе — не верю, что получится что-то хорошее. И все же — ставь! Я участвую.

Так же мне чуть позже сказала и Веденеева — давай попробуем. Мы с ними на «ты», это мои подруги. Они репетировали, до последнего прогона говоря, что это завал. А я им: «Девки, вы дуры». Мы позвали зрителя и получили восторг, аплодисменты. Спектакль аншлаговый, каждый раз зал забит битком.

— Мне «Бешеный хворост» тоже понравился, не понимаю, почему Татьяны в него не верили. Они обе репетировали в полную силу?

— Играли как я просил. Надо отдать должное и одной и второй: уже после первого спектакля обе сказали, что я победил и они потрясены. С ними играют и мои студенты, главную роль — студент третьего курса Рузиль Минекаев, у него это вообще дебют.

— Васильева вам досталась после Театра сатиры?

— Она досталась уже от всех. Она и в Сатире, и в Маяковке играла, у нее была куча проектов. Наше сотрудничество по большому счету вышло случайным. Люба Полищук в результате не стала репетировать «Чайку». Я ее поставил в Нью-Йорке, получил там театральную премию, вернулся в Москву. Запись спектакля, в котором играла одна голливудская звезда, показал Васильевой без задней мысли, потому что вообще не собирался возвращаться к чеховской «Чайке». У нас все же «Школа современной пьесы». Неожиданно Таня сказала, что хочет, чтобы я поставил эту пьесу с ней. Была убедительна, говорила, чтобы я придумал что угодно, ей хочется в этом сыграть.

С Михаилом Глузским, Владимиром Качаном и Львом Дуровым в фойе театра, 1990-е годы
Фото: предоставлено пресс-службой театра «Школа современной пьесы»

Тогда я решил взять пьесу Бориса Акунина* — детективный сиквел чеховской комедии, а потом еще решил, что надо заказать Александру Журбину мюзикл — и у нас будет не одна «Чайка», а три! «Тебе придется все это играть», — сказал я Тане. Она согласилась и сыграла грандиозно трех Аркадиных в разных жанрах.

— Давайте вспомним замечательного Альберта Филозова, у которого в этом году был бы юбилей. Когда я смотрю фильмы с его участием, каждый раз ловлю себя на мысли, что он будто бы не вписался в новое время.

— Может быть... Мы с ним дружили много лет, со времен Театра Станиславского. Альберт играл в «Автопортрете», первом моем спектакле, который я считаю одним из лучших в своей режиссерской жизни. Потом я назначил его на главную роль в спектакле «Взрослая дочь молодого человека». Мы дружили до его последних дней, я сидел у его кровати, а он умирал от онкологии... Когда заболел, его вылечили, сказали, чтобы каждый год проверялся. Когда через год врачи подтвердили, что все нормально, остановился, решил, что опасность миновала, а зря.

Альберт был религиозным, молился, читал специальную литературу. Наши дома расположены по соседству, в одном поселке. Недалеко маленькое сельское кладбище, где похоронены мои родители, мы с ним туда летом ездили на машине. Он ложился на траву рядом с могилами и говорил, что ничего страшного в смерти нет. Мы часто разговаривали на эту тему. Я признавался, что завидую ему, он сразу в рай попадет, да и вообще знает, что дальше будет. Я же нахожусь в полной уверенности, что на могиле родителей когда-нибудь просто появится третий камень, и все.

Альберт часто приходил в гости, когда были живы мои родители. Он их любил... Выпивал с папой, с удовольствием ел то, что готовила мама, приводил своих дочек купаться в нашем бассейне. Жил в своем измерении, иногда странновато проявлялся. Например приезжаем на гастроли, нас сажают в автобус и водитель включает какую-нибудь радиостанцию с плоскими шуточками. Альберт визжал: «Немедленно выключите» — он от подобного просто с ума сходил.

Вскоре мы открылись как театр «Школа современной пьесы», начались счастливые годы
Фото: предоставлено пресс-службой театра «Школа современной пьесы»

— У всех актеров расшатанная нервная система.

— Точно. Он много лет пел в церковном хоре, еще и поэтому не воспринимал многие вещи, на которые обыватель смотрит просто. Человеком был замечательным, высоконравственным, образованным. Очень много читал, слушал музыку, любил джаз. Если в каком-то театре, где мы гастролировали, видел пианино, садился и играл. Час, два... Играл средне, но зато с любовью. Он был прекрасным педагогом, преподавал до конца жизни, студенты его обожали.

— Деньги ему были важны?

— Нет, никогда. Он ни разу не спросил, почему у него такая-то зарплата. Это Люба интересовалась, ей казалось, что я артистам недоплачиваю. Она нередко просила Альберта, чтобы он ее поддержал в своих требованиях, он отказывался, ему было неловко.

— До конца жизни в «Школе современной пьесы» проработали и легендарные Михаил Глузский с Марией Мироновой.

— Миронова умерла в тот день, когда должен был идти спектакль «Уходил старик от старухи». Я думал, что зрители сдадут билеты, но нет, был полный зал, все вошли и сели на места. Я попросил, чтобы платье Марии Владимировны вынесли на сцену, где уже была установлена декорация. Мы — Глузский, Филозов и я — вышли и стали рассказывать о Мироновой. После ее ухода мы попробовали ввести на эту роль Вию Артмане. Спектакль на двоих «Уходил старик от старухи» очень любила публика, но вышла ерунда. Вия еле говорила по-русски, давно забыла язык. Я попросил ее почитать текст. Она начинала строчку и останавливалась, что-то вспоминая. О том, как работала в Риге, как там плохо относятся к русским и как ее лишили квартиры и машины.

Глузский с ума сходил! В очередной раз, когда они стали читать, Артмане вдруг сообщила: «Вы знаете, когда я была молодой, мы были на гастролях в Театре Вахтангова. После спектакля за кулисы пришел ваш министр культуры и предложил мне работать в Москве. Не помню, кто был тогда министром...» Глузский не выдержал: «Что тут помнить, Луначарский!» Называл он ее исключительно Вией Фрицевной.

Татьяна Веденеева, как и Васильева, — моя подруга. Мы с ними на «ты»
Фото: предоставлено пресс-службой театра «Школа современной пьесы»

С самим Глузским была невероятная история, когда он лежал в больнице, причем в реанимации, у него почти отнялись ноги, а у нас заявлена «Чайка» и все билеты проданы... Его герой по действию пьесы вставал с инвалидного кресла и убегал. Понимаю, что надо все отменять, и позвонил за день до спектакля Михаилу Андреевичу предупредить. Он вдруг говорит: «Попрошу сына, он меня выкрадет и привезет. Ставь декорации». И действительно уговорил своего сына Андрея, тот за час до начала привез отца в «жигулях», мы на руках внесли Михаила Андреевича и посадили в кресло. Так и сыграл. Когда начались аплодисменты, он вдруг неожиданно встал, поклонился и не смог дальше идти... Его подхватили, унесли за кулисы, отвезли в больницу, в ту ночь ему ампутировали ногу, через месяц он умер.

— Какая мощь в человеке!

— Я так его любил... Вы бы слышали, какие они с Мироновой шуточки отпускали! Я рассказываю об этом в своих книгах. Гастроли в Риге, мы в Юрмале. Раннее утро, море. На пляж выходит Глузский в длинных трусах. Вдруг я вижу, что в белой ночной сорочке на балконе появляется Миронова. Говорю Глузскому: «Вон, смотрите, ваша Джульетта».

Он без секунды сомнения разворачивается в ее сторону:

Им по незнанью эта боль смешна.
Но что за блеск я вижу на балконе?
Там брезжит свет. Джульетта, ты как день!..

И она отвечала ему шекспировскими строчками! Я чуть не плакал, наблюдая за великими стариками...

В этот момент подъехал мотоциклист, на сиденье за спиной у него была привязана охапка роз. Останавливается и сообщает, что министр культуры Латвии просил передать розы для Марии Мироновой. Она, услышав, отреагировала. «Ромео, я жду тебя!» — крикнула парню.

Когда я привел Миронову первый раз в наш театр и решил зачем-то объяснить, что это за уникальное историческое здание, она меня прервала: «Деточка, когда не то что тебя, когда твоих родителей не было на свете, вот здесь, в большом зале ресторана «Эрмитаж», стояли пальмы, столы с накрахмаленными скатертями, у каждой тарелки лежало по девять вилок и ножей. Мой папа приводил нас на воскресные обеды. В этой ложе пел Шаляпин, Качалов читал стихи, а мы учились есть и слушать, поэтому не надо мне рассказывать, где и что здесь».

С Альбертом Филозовым мы дружили долгие годы
Фото: предоставлено пресс-службой театра «Школа современной пьесы»

Мария Владимировна была и мастером розыгрышей. Мы приехали в Таллин играть в русском театре. Сидим за кулисами, артисты отдыхают, чай пьют. Вдруг входит девочка и говорит:

— Извините, я из газеты «Молодежь Эстонии», хочу взять интервью у руководительницы театра госпожи Райхельгауз.

Я только хотел сказать, что я не госпожа, как Миронова говорит уверенно:

— Да, пожалуйста, я вас слушаю.

— Госпожа Райхельгауз, я хочу спросить, какие у вас творческие планы?

— Я не просто режиссер театра, еще и актриса... Вы пьесу «Гамлет» читали? — Девочка сказала, что да, она знает эту пьесу. — Вот я хочу ее ставить и играть в ней. Там, если помните, есть интересная сцена, когда Гамлет протыкает ковер и зритель слышит звук падающего тела. Это тело я и сыграю. Это моя творческая мечта.

Мы повалились от смеха!

— С Мироновой было сложно в общении?

— Нет. Я обо всех артистах могу сказать, что мне с каждым было очень легко. Чем артист мощнее, талантливее, индивидуальнее, тем он лучше и правильнее общается с режиссером. Чем круче артист, тем проще с ним работать.

— Но кто все же был самым сложным?

— Гафт. Еще у меня была стычка с Олегом Далем, я ему предлагал определенный рисунок роли, но он не соглашался, делал по-своему, и мы расстались. Назначил на эту роль Константина Райкина, с которым мы очень дружили. В юности, когда приезжали куда-нибудь на гастроли, жили в одной комнате, обсуждали самые разные вопросы. Я был в курсе его влюбленностей, он — моих.

Несколько раз я приходил к ним домой на обеды. Я уже был режиссером театра «Современник», но глядя на сидевшего во главе стола великого Аркадия Райкина, смущался, волновался. Он говорил: «Попробуйте вот этот салатик». Но никакой салатик в горло не лез, конечно.

Татьяна Васильева и Рузиль Минекаев в спектакле «Бешеный хворост»
Фото: предоставлено пресс-службой театра «Школа современной пьесы»

— Вы вроде бы дружили и с Богатыревым?

— С Юрой Богатыревым я жил вместе в одной коммунальной квартире на восемь комнат в общежитии «Современника». И когда ночью звонил Гафт, чтобы я ему напомнил эпиграмму, просыпались все. Богатырев чаще всего не спал, поэтому шел к телефону. Гафт говорил: «Иосю позови» — и Юра меня будил. Я брал трубку и слышал: «О, старик, хорошо, что не спишь». Я до сих пор помню ряд эпиграмм Гафта, которые нигде не были опубликованы.

Гафт играл Лопатина —главную роль в моем первом спектакле. Мы часто гуляли вместе, говорили о литературе, на этом и сошлись. Он много раз меня посылал куда подальше, дискредитировал, объявлял профнепригодным, но через несколько минут называл гением, лучшим режиссером мира, знатоком. Я первым опубликовал в газете «Молодежь Эстонии» штук двадцать эпиграмм Гафта и написал к ним целую статью.

— В чем трагедия Богатырева, как вам кажется?

— Богатырев очень талантливый... Однако по тем временам его нетрадиционная ориентация была осуждаемой. Он это, кстати, не скрывал, а мы тогда ничего в этом не понимали. Мы с Юрой очень дружили, он был очень интересным человеком. Посмотрите его фильмы, они замечательные. Мы хотели сделать спектакль по потрясающей пьесе Саши Ремеза, где он сыграл бы художника и на сцене создавал бы портрет, Юра был прекрасным художником. Эту пьесу я показал Волчек, она ничего не поняла, ставить не разрешила. Потом я уже ушел в свой театр, Юра — во МХАТ, мы редко встречались.

Знаю, что он часто выпивал, болел под конец, сердечные все эти дела... Ефремов заставлял его много работать, он и работал. Я заходил несколько раз в его новую квартиру, там было то же самое, что и в общаге: все завалено рисунками, эскизами, набросками, книгами. Когда ему было лет двадцать пять, они подружились с Волчек, та была его старше лет на пятнадцать. Они гуляли, рассказывали друг другу что-то. Стены ее кабинета были увешаны картинами Юры.

Иосиф Райхельгауз
Фото: предоставлено пресс-службой театра «Школа современной пьесы»

— Вы сказали, что не сошлись с Олегом Далем характерами. Столько лет прошло с его ухода, больше не появилось актера такой же тонкой природы, органики?

— В нем было нечто, что нельзя объяснить до сих пор. Я написал о Дале небольшую статью, которая называлась «Сейчас я встретился бы с ним по-другому». Теперь понимаю, какого он был масштаба, одаренности, а тогда — нет, поэтому и надавил — делай так и так. Он меня выслушал и сказал: «Можно я покажу вам, как это надо играть?» И показал — очень интересно. Но я был самоуверенным, поэтому не преминул настоять на своем: либо мой рисунок в пьесе, либо нет. Олег Иванович ушел. Как я уже рассказал, его роль досталась Косте Райкину.

С Далем мы встретились и на спектакле «Двенадцатая ночь», который ставил английский режиссер Питер Джеймс. Я был ассистентом. Даль жутко злился. Он считал меня бездарным мальчиком, который непонятно как проник в «Современник». Он волновался, почему мне дают ставить, а ему — нет. Все время уходил из театра, уезжал в Ленинград, опять возвращался. Коллеги его не понимали и недолюбливали. В очередной его уход Гафт написал эпиграмму: «Уходит Даль куда-то в даль, не затерялся б там вдали, немаловажная деталь — он все же Даль, а не Дали».

— Вы рассказали о людях крупного масштаба, каждый из которых достоин огромного количества отдельных статей. С кем из них вам хотелось бы сейчас оказаться рядом и обсудить сегодняшнее время?

— Со всеми, о ком мы говорили. И с Филозовым, и с Полищук, и с Далем, и с Гафтом, и с Мироновой, и с Глузским. Я пока еще фурычу, а их нет. В то, что мы когда-нибудь ТАМ встретимся, — уже целая труппа собралась — я не верю.

Хотелось бы, но не верю... Я знаю, что Господь Бог находится внутри нас. Каждый человек — автор своей собственной жизни, каждый достоин журналиста, который возьмет у него интервью...

Подпишись на наш канал в Telegram

* Признан иностранным агентом по решению Министерства юстиции Российской Федерации

Статьи по теме: