7days.ru Полная версия сайта

Юлия Савичева. Семейное дело

Популярная певица о своих корнях, зауральском детстве и уроках жизни, полученных от бабушки и деда.

Юлия Савичева
Фото: Сергей Новожилов
Читать на сайте 7days.ru

Бабушка говорила мне «Главное — прощать» — и вспоминала свою маму, которая поучала ее молодую: если выбрала человека, так и люби его до конца, никто ведь замуж не гнал!

Сейчас такое время, что все гонятся за личной свободой, независимостью. Боятся не успеть попробовать всего, что ли?.. Легко ставят штампы в паспорт, дают клятвы в храме, а потом разбегаются и снова по кругу, но уже с другим человеком. Семья — самый надежный тыл, какой только есть на земле, — утратила свою значимость. Скажу честно, не хотела бы узнать, что такое развод или крах брака. Я совсем другая. Наверное потому, что иные примеры были перед глазами.

Когда я была маленькой, родители много работали. Жили мы в Кургане. Папа вместе с Максимом Фадеевым выступал в группе «Конвой», он барабанщик. Они с головой были в творчестве: бесконечно репетировали, составляли программы, выступали. Мама в музыкальной школе учила детей игре на фортепиано. Кстати, учеников у нее было очень много и каждого она дотянула до хорошего уровня. Пожалуй, кроме родной дочери — как и всех российских детей, меня постоянно отправляли к бабушкам-дедушкам. Поэтому творческое начало, что во мне есть, думаю, в большей степени передалось от старшего поколения, чем от родителей. Да и многие жизненные установки тоже.

Даже когда в 1994 году мы переехали в Москву (папу пригласил Фадеев, перебравшийся в столицу раньше), каждое лето меня отправляли в Курган. Поэтому детство у меня самое что ни на есть зауральское. Знаете, как говорят про Курган? Еще не Сибирь, но уже не Урал. Находится город за Уральскими горами недалеко от Петропавловска, а это, как известно, Казахстан. Курган — город талантливый, музыкальный. Я стараюсь родину не забывать, часто там выступаю. На моих концертах люди не стесняются танцевать, импровизировать, с лету включаются в любую программу. Каждый раз есть ощущение, что приехала домой, где некого бояться. И в то же время могу честно признаться — ни перед одним выступлением так не мандражирую. Очень волнуюсь, когда возвращаюсь в город, где впервые вышла на сцену. И каждый мой приезд в Курган — это немножко «камбэк» в беззаботное детское время.

Вокзал, хоть и стал современнее, по большому счету все тот же. Бабушка Женя (по маминой линии) там работала, объявляла о прибытии и отбытии поездов. В памяти сохранилась яркая картинка — стук колес по рельсам, аромат цветущего шиповника и улыбающиеся бабушки: «Приехала, наша маленькая!»

В Кургане протекает река Тобол, с ней тоже многое связано... Мой дедушка по папиной линии Борис Иванович чувствовал и ценил природу. Утро, тонкий туман над берегом, розовый рассвет, по поверхности реки тихо скользит дедова надувная лодка — самая простая. В первый раз он взял меня на рыбалку, когда мне исполнилось года четыре. Поплавок я называла «поклевком» (логичным ребенком была!). Дед стал учить меня рыбачить. Это было здорово! По берегам и в лодках с удочками сидят взрослые мужчины, одна я — малявка. В тот самый первый раз он вручил мне удочку, а сам сел на весла. Вскоре мы оказались на середине Тобола, и началась рыбалка. В детстве я вовсе не отличалась усидчивостью, но в этот раз хватило выдержки, чтобы терпеливо ждать клева. И что вы думаете? В итоге наловила рыбы больше дедушки! Говорят же, что новичкам везет!

Семейная легенда гласит: бабушка с дедушкой влюбились друг в друга мгновенно. Мой папа Станислав, бабушка, Оля, Кирилл и дедушка
Фото: из архива Ю. Савичевой

Дедушка был художником. Рисовал в основном пейзажи, ему нравилось изображать деревья, воду, туман. Однажды написал о своем творчестве полушутливое стихотворение:

Я ездил на алтайские пейзажи,
Природу я писал не для продажи,
В каких-то ящиках хранятся дома
С тех пор почетные дипломы.
Написанные мной портреты
Хвалили зауральские газеты,
Известный кавээнщик Масляков
Забрал одну картину — был таков!

С бабушкой Людмилой они на художественной почве однажды и встретились. Она была личностью очень творческой, массовик-затейник не по профессии, а по призванию. Руководила детскими кружками в клубе «Курганхиммаша». И вот перед очередными состязаниями в секции по шашкам потребовалась помощь профессиональных художников — нарисовать турнирную таблицу, — и бабушка, тогда старшеклассница Люда, отправилась к оформителям. А там работал дедушка — занимался на химмаше художественным оформлением: рисовал плакаты к различным мероприятиям, декорации для самодеятельного театра. Тут-то они и познакомились!

Семейная легенда гласит: влюбились друг в друга мгновенно, что называется, с первого взгляда. И с этого момента не расставались. Мой папа — их старший ребенок. Потом родилась Ольга, и последним — Кирилл. Бабушка не раз говорила, что мой дядя стал для них с дедушкой неожиданным подарком. На самом деле все их дети были своего рода подарком — удивительно творческие, не обделенные талантом. Папа с Кириллом с детства занимались музыкой, Ольга профессионально танцевала.

Мне у бабушки с дедушкой было здорово. Во-первых, потому что все способности, что во мне проклевывались, они однозначно поддерживали. Во-вторых, мне повезло быть первой внучкой, когда каждое слово ловится, смешные случаи взахлеб пересказываются... И поверьте, рассказать было что!

Говорить я начала очень рано, года в два или три использовала уже нормальные, полные предложения. Многие дети долго картавят, а я почти сразу начала произносить все чисто, правда, иногда путала слова. Бабушка Люда с удовольствием стала учить внучку смешным песенкам и частушкам, с которыми полагалось выступать перед гостями. Голосок у меня был тоненький-тоненький, как лезвие. Пела много и любила ответную реакцию слушателей — все сразу начинали улыбаться.

Однажды мама забирала меня от дедушки с бабушкой, было поздно, и деда Боря пошел нас проводить на автобусную остановку. Народу, как до сих пор помню, там было очень много, это сейчас все на автомобилях, а тогда в Кургане жили скромно. Стоял крепкий мороз, но небо чистое и масса звезд. Еще и дедушка подлил масла в огонь, сказал: «Какое сегодня красивое небо! Звездное!» И я от переизбытка чувств решила спеть. Затянула тематическую вещь из бабушкиного репертуара:

Люблю вспоминать картинки из своего детства
Фото: Сергей Новожилов

С неба звездочка упала
Прямо милому в штаны.
Чтоб ему все разорвало,
Лишь бы не было войны!

Стоявшие на остановке полегли от хохота. А дедушка сказал, что вообще с нами больше никуда не пойдет, потому что мы его вечно позорим. Наверное, бабушке за частушку потом тоже досталось.

Впрочем, следующий раунд остался за ней, и опять благодаря любимой внучке. Телевизоры тогда часто ломались, но это не так удивительно, как тот факт, что мужчины во многих семьях сами их чинили! Вот и дедушка мог. Однажды он в очередной раз увлеченно копался в телевизоре, пытаясь вернуть картинку. А я ходила кругами и не могла вспомнить сочувственное слово, которое надо сказать дедушке, который к тому времени начал лысеть. В конце концов я, по-дружески похлопав его по лысине, выдала: «Ой, деда, ты совсем окосел!» Естественно, тут же раздался заливистый бабушкин смех.

Вот говорят «мамина дочка, папина»... А я была бабушкиной внучкой, причем обеих бабушек сразу! Сладкое любила всегда, но сейчас по понятным причинам могу позволить себе десерт только раз в неделю. В детстве меня в конфетах тоже ограничивали, боясь диатеза, и сласти прятали. Когда же диатез все-таки случался, бабушки Люда и Женя пытались валить вину друг на друга. И я эту войну бабушек, как все дети, запомнила хорошо. Однажды меня привезли к бабе Люде, и первое, что я увидела на столе, зайдя в дом, — это конфеты. А хочется же!.. И я тоном маленького начальника начала возмущаться:

— Ну что же это такое?! Конфеты, и на видном месте! Но она же видит, она же хочет хотя бы одну!

— Кто хочет-то? — вытирая от смеха слезы, спросила бабушка.

— Юлька! — удивилась я ее непонятливости.

Если бабушки и дедушка меня в основном баловали, то дядя Кирилл и тетя Оля воспитывали и все-таки старались чему-то научить. Их уроки плавания незабываемы. Поначалу никак не получалось, но со временем я легко переплывала нашу речку. Тетя Оля тогда серьезно занималась танцами, выступала. Часто брала меня с собой и даже на сцену поднимала, я танцевала, и все мне аплодировали. На Олю и Кирилла я смотрела с восхищением и хотела равняться, они казались мне очень взрослыми и классными. Впрочем, иногда...

На очередное танцевальное выступление в клуб тетя Оля взяла меня с собой. А она втайне от бабушки покуривала. И как уже можно догадаться, я ее застукала. Тетя переполошилась и предложила сделку: «Если не скажешь бабушке, что видела меня с сигаретой, куплю тебе куклу». Я согласилась. Приходим домой, и я тут же пулей к бабушке! Залезла на колени и шепчу: «Бабушка, бабушка, а Оля курит. Только ты ей не говори, что я сказала, потому что она мне тогда куклу не купит, которую обещала, если ее не выдам». Конечно, от бабушки Оле досталось. А вот дедушка смог убедить дочь в том, что женщина и сигарета — понятия плохо совместимые. И представьте, Оля бросила!

У меня открылся талант — пеку торты. Думаю, это от бабушки Люды. Она всегда готовила их мастерски
Фото: Сергей Новожилов

На самом деле большая творческая семья — это здорово. Иногда очень скучаю по тому счастливому времени, когда все жили поблизости и были готовы делиться своими умениями. Дедушка учил меня рисовать, старался привить художественное видение. Очень нравится его работа «Ненастный апрель» — снега уже немного, он подтаявший... Или «Озеро Еткуль» — на мой взгляд, самое сильное его полотно, очень философичное. Он был пейзажистом, но написал и мой акварельный портрет, я его в Москву забрала. Художника из меня, как известно, не вышло, но любовь к изобразительному искусству от дедушки, несомненно, передалась. Не поверите, у меня даже почерк его!

Конечно, между ним и бабушкой всякое бывало. Шутка ли — полвека рядом! Однажды они меня очень сильно напугали. Как-то приехала в гости, а дед вернулся с работы не в духе. И на кухне начался разговор на повышенных тонах, который перерос в то, чего я никогда в жизни до этого момента не видела: скандал. Крики, ругань, пролетевшая через всю кухню и врезавшаяся в стену сковородка. Напугана я была серьезно. Спасаясь от семейного тайфуна, даже залезла под стул, большой такой, советский, со спинкой — пятилетняя девочка туда легко поместилась. Пряталась, пока не появился Кирилл и не вытащил меня. Потом бабушка с дедушкой еще несколько раз выясняли отношения подобным образом. Я не могла взять в толк, как два любящих человека могут друг на друга так орать? И только повзрослев, поняла, что каждый выбирает свой градус ссор. Избежать конфликтов, долго находясь в браке, невозможно. И если что-то не нравится, лучше говорить, кричать, но не копить в себе обиды. Люди же, знаете, придумают, накрутят еще, а потом ходят и молча сходят с ума. Я за диалоги! Бабушка говорила мне «Главное — прощать» — и вспоминала свою маму, которая поучала ее молодую: если выбрала человека, так и люби его до конца, никто ведь замуж не гнал! Мне кажется, раньше была очень правильная установка — на семью. Человеку свойственно меняться, уставать, раздражаться, но при всем при этом он остается тем же самым, кого ты когда-то полюбил. И ведь люди жили вместе по пятьдесят лет. И все оставались живы, несмотря на летающие порой сковородки!

Конечно, со временем семья разъехалась по стране. Ольга поселилась в Малоярославце, мои родители вернулись в Курган, Кирилл живет в Москве, играет на ударных. Я вообще чаще гастролирую, чем бываю дома. Кстати, несмотря на разные направления музыкальных коллективов, в которых мы работаем, с Кириллом частенько пересекаемся на гастролях.

С мужем Александром Аршиновым
Фото: К. Никитенко/7 Дней

Мне было приятно посылать дедушке и бабушкам маленькие подарки: дед очень радовался холстам, кистям, краскам. В свою очередь привычно уговаривал меня поберечься, не работать на износ. Важно поддерживать родственную связь, пусть даже какими-то мелочами. Как говорят мудрые, дерево без корней упадет в первый же ветерок.

Нет уже на земле ни бабы Жени, ни деда Бори... Дедушку под конец его жизни сильно подкосили болезни, и мы с Сашей Аршиновым думали, что он не сможет выбраться на нашу свадьбу. Но дед приехал. Тогда мы виделись с ним в последний раз...

А историю про дрозда, которого дедушка хотел нарисовать, мне рассказала уже бабушка Люда. Оказывается, это одна из самых неуловимых птичек. При появлении человека старается спрятаться. Дедушка долго охотился за ним с фотоаппаратом, но снять дрозда и написать его красками удалось только незадолго до смерти. А потом и вовсе случилось невероятное. Бабушка приехала на кладбище, стояла возле дедушкиной могилы, и вдруг подлетел дрозд! Он сел бабушке на плечо и заглянул в глаза. Сидел долго, ничего не опасаясь. Можно, конечно, по-разному это воспринять, но бабушка Люда убеждена, что птичка принесла ей привет от деда Бори...

Своего будущего мужа я возила в Курган, мне было важно его мнение о местах, которые люблю. Конечно, навестили там бабушек и деда. Знакомство со старшим поколением прошло иначе, нежели с родителями. Папе я представила Сашу в Москве, мне тогда было шестнадцать, поэтому он довольно сурово нас встретил: «Что у тебя общего с этим взрослым парнем? Тем более он играет такую музыку...» Папа действительно сложно, можно сказать настороженно воспринял и самого Аршинова, и его творчество. Когда же я привезла Сашу в Курган, мы уже были парой, проверенной временем, и все сложилось как нельзя лучше! Бабуля Люда, как всегда, напекла сластей и бесконечно нас фотографировала — наверное, от волнения.

Чем хороши мои близкие, так это тем, что лишний раз в мою жизнь не вмешиваются, допросов не устраивают и бесконечных советов не дают. Они знают, что последнее слово все равно будет за мной. Ну и конечно, Саша умеет понравиться. Бабушка хочет смонтировать любительский фильм в память о дедуле, и когда мы все собирались у тети Оли в Малоярославце, попросила разрешения взять для музыкального оформления песню, которую написал Аршинов, — «Мой путь». Очень она бабе Люде на душу легла. Мне было невероятно приятно это слышать. Саше, думаю, тоже. Она наговорила ему комплиментов и пожелала, чтобы интересного и серьезного материала было больше. Считается, что бабушки мечтают о внуках и просят поскорее их завести. Обычные — наверное. Но моя — сама творческий человек и понимает, что жизнь у нас сейчас непростая. Все будет, но не сразу.

Хороши мои близкие тем, что в мою жизнь не вмешиваются и советов не дают. Знают, что последнее слово все равно будет за мной
Фото: Сергей Новожилов

Кстати, внезапно у меня открылся новый талант — пеку торты. Думаю, это от бабушки Люды. Она всегда готовила их мастерски, ее фирменный — «Шапка Мономаха» — настоящее произведение искусства. Мне до бабушки далеко, но тяга проснулась, и я быстро учусь. Может, это и есть преемственность поколений?

Недавно в Кургане был мой концерт, но гастрольный график настолько плотный, что только с родителями едва успела повидаться. Папа вернулся на родину, потому что был там очень нужен, — уже болел дедушка, да и бабушка сдала. Ей было важно знать, что дети рядом, а не в какой-то там Тверской области, куда мои родители переехали много лет назад. Наверное, папа понял, что музыкантом можно быть где угодно, хоть на Северном полюсе. Сейчас он играет в коллективе и ведет учеников. Мой папа перепробовал самые разные занятия, но все равно всегда возвращался к музыке. Я ведь уже говорила, что творчество у нас в крови?

Благодарим Центр дизайна «Театр Интерьера» за помощь в организации съемки.

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: