7days.ru Полная версия сайта

Русские амазонки

Историки искусства — кто с иронией, кто вполне серьезно — давно обсуждают, отчего мир знает немного...

Выставка-ретроспектива работ Зинаиды Серебряковой в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке
Фото: В. Прокофьев/ТАСС
Читать на сайте 7days.ru

Историки искусства — кто с иронией, кто вполне серьезно — давно обсуждают, отчего мир знает немного громких имен женщин-художниц. Размышляют о непростой женской доле, невозможности доступа к образованию, порой о степени дарования, не идущей ни в какое сравнение с талантом прославленных творцов-мужчин. При этом произведения, созданные женщинами, вызывают неподдельный интерес у коллекционеров и многочисленных любителей живописи.

Впервые о ней заговорили в 1910-м — именно тогда посетители выставки Союза русских художников, проходившей в Петербурге, увидели автопортрет «За туалетом» — невероятно нежный, пленявший своей необычайной естественностью. И что удивительно, оказавшись среди грандов отечественной живописи — Валентина Серова, Бориса Кустодиева, Михаила Врубеля, — Зинаида Серебрякова не только не потерялась, она произвела настоящий фурор. «Автопортрет Серебряковой несомненно самая приятная, самая радостная вещь... — восторженно писал Александр Бенуа. — Здесь полная непосредственность и простота: что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное... Особенно мило в этом портрете то, что в нем нет никакого «демонизма», ставшего за последнее время прямо уличной пошлостью... Есть что-то ребяческое в этом боковом взгляде «лесной нимфы», что-то игривое, веселое... И как самое лицо, так и все в этой картине юно и свежо...»

Скупой на похвалы Валентин Серов также отметил, что «Автопортрет» — «очень милая, свежая вещь». Более того, настоятельно рекомендовал руководству Третьяковской галереи приобрести картину. Вслед за мэтром критики принялись на все лады расхваливать двадцатипятилетнюю художницу, обнаруживая в ее работах «волнение, радостное, глубокое и сердечное, которое все создает в искусстве и которым только и можно истинно чувствовать и любить мир и жизнь». Серебрякову приглашали в галереи и на вернисажи, однако Зинаида, в одночасье вдруг ставшая звездой, сбежала из суетного Петербурга в любимое имение Нескучное неподалеку от Харькова, в дом, где прошли ее детские годы.

Родившись в 1884 году, она с ранних лет была окружена атмосферой, наполненной искусством. Отец Евгений Лансере — знаменитый скульптор, мать Екатерина — дочь архитектора Николая Бенуа и сестра известных художников Альберта и Александра. Будучи довольно замкнутой, девочка все свободное время проводила за рисованием и по окончании гимназии поступила в студию, организованную в Петербурге княгиней Марией Тенишевой.

В революцию мир Зинаиды рушится: те самые крестьяне, герои многих ее картин, разграбили Нескучное. Она с детьми чудом успела сбежать в Харьков. Выставка Зинаиды Серебряковой в Третьяковской галерее
Фото: К. Каллиников/РИА Новости

В 1905 году она вышла замуж за кузена Бориса Серебрякова. Несмотря на то что близкородственные браки не одобрялись церковью, все же нашелся священник, согласившийся за взятку в триста рублей обвенчать влюбленных. Вскоре молодые отправились в Париж, там Зинаида некоторое время училась в Академии де ла Гранд Шомьер и познакомилась с новейшими течениями в живописи. Вернувшись из Франции, Серебряковы поселились в Нескучном, там родились их дети — Евгений, Александр, Татьяна и Екатерина. В Петербург супруги перебирались лишь на зиму.

В 1910-е годы, после громкого успеха автопортрета «За туалетом», появилась целая серия работ, считающихся лучшими творениями Серебряковой. Среди них «Купальщица» и «Баня», на которых женская нагота изображена на редкость целомудренно, «Беление холста», где будничный деревенский труд превращен в ритуальное действо.

В революцию мир Зинаиды стремительно рушится: те самые крестьяне, герои многих ее картин, разграбили Нескучное. Она с детьми чудом успела сбежать в Харьков. Художница оказалась в крайне тяжелом положении, а муж, служивший в то время в Сибири, не мог ничем помочь... Они встретились лишь в начале 1919-го: буквально на несколько дней Борис вырвался в Харьков. В марте того же года по пути домой из командировки он заразился тифом и скончался на руках у жены.

«Всегда казалось, — писала Зинаида в отчаянии подруге, — что быть любимой и быть влюбленной — это счастье, я была всегда как в чаду, не замечая жизни вокруг, и была счастлива... Так грустно сознавать, что жизнь уже позади, что время бежит и ничего больше, кроме одиночества, старости и тоски, впереди нет, а в душе еще столько нежности, чувства».

Дядюшка Александр Бенуа поспособствовал ее переезду в Петроград, помог с работой и жильем. И хотя на фоне царившего авангарда неоклассическая живопись Серебряковой казалась неактуальной и слишком реалистичной, иногда все же удавалось получать заказы. «Зикино счастье, что она портретистка, — замечала мать, — находятся желающие дамочки иметь свой портрет и платят по двести тысяч...» Еще недавно такие деньги считались целым состоянием, но в начале двадцатых на них можно было купить лишь еду. «Живем по-прежнему каким-то чудом, так как фантастические миллионы, которые теперь стоит жизнь, все растут и растут», — сетовала Зинаида. Разглядывая работы тех лет, сложно поверить, что они созданы художницей, испытывающей крайнюю нужду: настолько легкие и светлые портреты писала тогда Серебрякова. А ведь порой ее семья ела только картофельные очистки...

На закате дней Зинаиду не покидало ощущение, что жизнь рассыпалась как карточный домик, который пытались построить дети на одной из ее картин. Выставка-ретроспектива работ Зинаиды Серебряковой в Государственной Третьяковской галерее
Фото: Е. Никитченко/ТАСС

Переломное событие в жизни произошло в1924 году: в Америке открылась масштабная выставка русского искусства. В экспозицию включили четырнадцать работ Серебряковой, две были проданы. Судьба одной из них — «Спящая девочка на красном одеяле» — долго оставалась неизвестной. Лишь летом 2015 года картина появилась на торгах Sotheby’s, став самой дорогой работой художницы — ее цена взлетела с пятисот тысяч до трех миллионов восьмидесяти тысяч фунтов стерлингов.

Окрыленная успехом за океаном, Зинаида отправилась в Париж — там предложили расписать большое декоративное панно. Во французской столице она надеялась устроить персональную выставку и получить больше заказов. Чудом собрав необходимые документы, в августе 1924-го, надеясь вскоре вернуться, она оставила детей матери и покинула Россию. Как оказалось, навсегда. «Мне было двенадцать, когда мать уезжала в Париж, — вспоминала много лет спустя дочь Татьяна. — Мама считала, что уезжает на время, но отчаяние мое было безгранично, я будто чувствовала, что надолго, на десятилетия расстаюсь с матерью...» Во Францию позже удалось переправить только Шуру и Катю.

Увы, и в Париже ее творчество не пользовалось спросом — мир искусства стремительно менялся, чуть ли не каждый день появлялись новые имена и направления, работы русской эмигрантки считали уже «вчерашним днем». «Непрактична, делает много портретов даром за обещание рекламировать, но все, получая чудные вещи, ее забывают и палец о палец не ударяют», — сетовал Константин Сомов.

И все же Зинаиде удавалось иногда показывать свои работы, причем не только во Франции. В 1928 году ее картины экспонировались в Бельгии на выставке «Старое и новое русское искусство», которую посетил Альберт I. Дочь Серебряковой Екатерина, незадолго до этого переехавшая к матери, вспоминала: «Среди сопровождавших... был барон Броуэр, который увидел, что король остановился перед мамиными работами, и решил заказать ей портреты своей семьи. У него большие имения в Марокко, и он предложил, что отправит ее туда рисовать, оплатит ей дорогу. <...> Мама должна была отдать ему все работы, которые он выберет».

Несмотря на то что картины, написанные в Марокко, зрители и критики встретили весьма благосклонно (Серебрякову даже стали называть «мастером европейского значения» и «одной из самых замечательных русских художниц эпохи»), настоящий успех по-прежнему обходил ее стороной: в моде было совсем другое, далекое от реализма искусство.

В дягилевской антрепризе Наталия Гончарова оформляла многие спектакли. В том числе балет «Жар-птица» на музыку Игоря Стравинского. Экспозиция, посвященная 100-летию «русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже, в Третьяковской галерее на улице Крымский Вал в Москве
Фото: AKG/East News

«Вспоминаю свои надежды, «планы» молодости — сколько хотелось сделать, сколько было задумано, и так ничего из этого не вышло — сломалась жизнь в самом расцвете», — писала она матери.

Вероятно, и на закате дней Зинаиду не покидало ощущение, что жизнь рассыпалась как карточный домик, который пытались построить дети на одной из ее знаменитых картин.

Она умерла в сентябре 1967-го в Париже. За два года до кончины Серебряковой в СССР впервые за многие годы состоялась выставка, организованная стараниями старшей дочери и прошедшая с огромным успехом в Москве, Ленинграде и Киеве.

В то время, когда Зинаида Серебрякова в Париже с трудом сводила концы с концами, неподалеку от нее жила Наталия Гончарова, которую сегодня называют одной из самых ярких фигур русского авангарда. Более того, ей принадлежит своеобразный рекорд на арт-рынке: с 2008 по 2013 год Гончарова неизменно возглавляла список самых дорогих женщин-художниц мира — за ее «Цветы» на торгах аукционного дома Christie’s заплатили более пяти с половиной миллионов фунтов.

Она родилась в 1881 году в семье архитектора. До десяти лет жила в Тульской губернии, затем семья переехала в Москву. Девочка поступила в гимназию, окончила ее с серебряной медалью и некоторое время не могла определиться с выбором «дела жизни»: записалась на медицинские курсы, но через три дня сбежала — «душа не вынесла», полгода посещала историко-филологический факультет Высших женских курсов, но и там стало скучно. Поиски «дела жизни» в итоге привели Наталию Гончарову в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на отделение скульптуры. Там, по одной из версий, произошла встреча, определившая ее дальнейшую судьбу: Гончарова познакомилась с Михаилом Ларионовым, который убедил девушку заняться живописью. Начинающий художник стал не просто ее мужем, но и тем, кого она впоследствии называла своей «рабочей совестью».

«Я вдруг поняла, что то, чего мне не хватает в скульптуре, есть в живописи... есть — живопись», — признавалась Гончарова, поступив в 1904 году в класс Константина Коровина. Скоро пришло и первое признание: работы двадцатитрехлетней художницы появились на выставках Московского товарищества художников...

Родители были не слишком рады тесной дружбе Наташи с Ларионовым. А уж после того как Михаила исключили из училища (причина — «следование принципам французских импрессионистов, а не своих руководителей»), и вовсе категорически запретили дочери с ним встречаться. В ответ строптивая барышня ушла из дома, и с того дня влюбленные жили вместе.

В 2009 году на выставке работ Александры Экстер во французском Туре практически все картины оказались фальшивками
Фото: Vostock Photo

«Мастерской нет — просто пустынная комната в какой-то мрачной квартире, — вспоминала художница Валентина Ходасевич. — Для чаепития и закуски имеется небольшой стол, но чаще друзья садятся на пол, подстелив под себя бумагу. Тарелок мало, есть стаканы и веселые цветные чашки. Эта неналаженность в хозяйстве никому не мешает. Здесь царит искусство — дерзкое, настоящее, молодое, и о нем все помыслы, разговоры, споры».

Судя по работам второй половины 1910-х годов, Гончарова увлекалась Гогеном, переняв его палитру, даже некоторые сюжеты. Впрочем, в ее тогдашнем творчестве заметно влияние и «других знаменитых французов», у которых «в начале пути более всего училась», — Матисса, Ван Гога, Сезанна.

Вместе с Михаилом они неустанно экспериментировали. Их выставки неизменно сопровождали эпатаж, провокация, скандал, шумиха в прессе, которую ловко организовывал сам Ларионов. В 1912 году он «изобрел» новое направление, назвав его лучизмом, и, по сути, открыл эру беспредметности в живописи. Художник, провозглашалось в манифесте «Лучисты и будущники», должен изображать не предметы, а отраженные от них свето-цветовые лучи.

Вскоре бунтарь Ларионов заявил: ему «прискучило быть новатором только в живописи. Он хочет сделаться законодателем мужской моды... Для начала решил популяризировать лучистую окраску лица». Через несколько дней шокированные москвичи увидели на улицах странных людей с физиономиями, разрисованными непонятными символами и знаками. Среди участников «акций» наблюдалась единственная женщина — Наталия Гончарова.

Молодая эпатажная художница к этому времени была весьма востребована: ей заказывали картины и театральные декорации, она иллюстрировала книги футуристов Алексея Крученых, Велимира Хлебникова, создавала эскизы женских туалетов. После Осенней выставки 1913-го несколько ее полотен приобрела Третьяковская галерея, через год Наталию пригласил в Париж Сергей Дягилев — оформить оперу-балет «Золотой петушок». Во Францию она поехала вместе с Михаилом.

Дягилев называл ее «самой знаменитой из передовых художников»: «Гончаровой нынче кланяется вся московская и петербургская молодежь. Но самое любопытное — ей подражают не только как художнику, но и внешне. Это она ввела в моду рубашку-платье — черную с белым, синюю с рыжим. Она нарисовала себе цветы на лице. И вскоре знать и богема выехали на санях — с лошадьми, домами, слонами — на щеках, на шее, на лбу».

Эскиз костюма А. Экстер
Фото: AKG/Vostock Photo

После «Золотого петушка» супруги вернулись домой — руководитель Камерного театра Александр Таиров ставил «Веер» и просил известных авангардистов оформить спектакль.

Летом 1915-го Дягилев вновь позвал Гончарову и Ларионова — на сей раз в Швейцарию — срочно требовались декорации к гастрольным спектаклям «Русских сезонов». Выехали спешно, дома остались холсты, эскизы, начатые проекты.

Выполнив швейцарский заказ, Гончарова с Ларионовым отправились в долгое путешествие по Европе. Летом 1916 года они оказались в Испании. Страна совершенно покорила художницу своим колоритом, она бесконечно зарисовывала узкие улочки, кованые решетки, гордых сеньор в кружевных мантильях.

В 1918-м пара вновь оказалась в Париже. Поселились на Левом берегу Сены в старинном доме на рю Жака Калло, в заказах недостатка не было. Они по-прежнему активно сотрудничали с Дягилевым, вплоть до его смерти в 1929-м, выставлялись в разных галереях. Предполагали ли Наталия с Михаилом, что останутся на чужбине до конца своих дней?.. Наверное, нет. Как и Серебрякова. Иначе не писала бы Гончарова: «Как мне дорога каждая весть из Москвы. Начинаешь понимать китайцев, которые, как говорят, зашивают, уезжая из дома, горсть земли в подошвы туфель...»

В тридцатые годы до Европы из-за океана докатилась Великая депрессия и финансовое положение пары сильно ухудшилось: картины почти не продавались. Затем грянула Вторая мировая война. Лишь в 1948-м ситуация несколько изменилась: состоялась ретроспективная выставка подзабытых русских художников и критики объявили их первооткрывателями абстрактного искусства. Многие из тех работ Гончарова продала, когда Михаила разбил инсульт и потребовались деньги на лечение.

Они провели вместе большую часть жизни, а поженились спустя полвека после знакомства, в 1955-м. Причиной, по которой решили узаконить отношения, было беспокойство за судьбу картин, архивов, богатейшей коллекции старинных гравюр и книг. Лишь состоя в браке, Наталия и Михаил могли наследовать друг другу. Оба мечтали, чтобы все это оказалось в России.

Гончарова умерла семнадцатого октября 1962-го, и вскоре Ларионов женился на своей давней знакомой Александре Томилиной, которую, кстати, прекрасно знала Наталия. У нее, впрочем, тоже было «сердечное увлечение» — адвокат Орест Розенфельд. После оккупации Парижа его отправили в концлагерь, и художница делала все возможное, чтобы вызволить друга из ада, доказывая, что Розенфельд — не еврей. Освободили его только в конце войны...

Эскиз костюма А. Экстер к спектаклю «Саломея»
Фото: AKG/Vostock photo

Михаила Ларионова не стало в 1964-м году. Его вдова, вступив в права наследства, начала переговоры о возвращении в Советский Союз картин обоих художников. Томилину, по ее словам, крайне раздражало, что чиновники, для которых термины «лучизм», и «абстракционизм» были чуждым, тревожным явлением, не выказывают особого рвения. После ее смерти в конце восьмидесятых вся коллекция знаменитых авангардистов перешла в собственность России.

Невероятная многоликость Гончаровой сыграла с ней злую шутку: в конце ХХ века рынок наводнили фальшивки, которые выдавали за оригинальные произведения. Самый громкий скандал разразился в 2011 году: в Европе почти одновременно вышли две книги о Гончаровой — Энтони Партона и Дениз Базету. Казалось бы, прекрасный повод для радости и гордости за нашу соотечественницу, столь ценимую на Западе. Однако выход каталогов вызвал шок у российских искусствоведов. По их мнению, более шестидесяти процентов заявленных картин не имеют к героине никакого отношения! Фактически с помощью «авторитетных» изданий были легализованы десятки подделок.

Выяснилось, что авторы даже не потрудились обратиться в наши музеи, например в Третьяковку, обладающую крупнейшим мировым собранием художницы. Описывая работы, якобы созданные в период ее жизни в России, Партон и Базету уверяли, что эти холсты из собраний неких генералов НКВД, живших где-то в Казахстане. Сама мысль, что именно там, в органах, служили настоящие ценители творчества Наталии Гончаровой, кажется абсурдной!

К сожалению, наследие многих представителей русского авангарда пострадало от бесчисленных фальсификаторов. Этой печальной участи не избежала и Александра Экстер. В 2009 году на выставке ее работ во французском Туре практически все картины оказались фальшивками.

Ася Григорович родилась в 1882 году в Белостоке, детство и юность провела в Киеве, там два года в качестве вольнослушательницы посещала занятия в художественном училище, всерьез «заболела» авангардом и в 1907-м отправилась учиться живописи во Францию.

К этому моменту барышня уже превратилась в замужнюю даму, и величали ее Александрой Экстер. Как и Зинаида Серебрякова, она вышла за кузена. Избранником Аси стал адвокат Николай Экстер, чью фамилию отныне она носила. Сложно уследить за бурной деятельностью Александры в те годы: то она в Париже оживленно болтает в кафе с Пабло Пикассо и Гийомом Аполлинером, то вдруг срывается в Киев, чтобы познакомить друзей-художников с экспериментами их безрассудных европейских коллег. А буквально на следующий день участвует в открытии очередного парижского Салона Независимых, на котором представлены и ее работы, и параллельно договаривается с берлинской галереей. В Риме показывает свои картины на Международной футуристической выставке.

«Венеция» стала самым дорогим полотном Александры Экстер. В 2009 году на аукционе за него заплатили более миллиона фунтов стерлингов. Фото репродукции картины А. Экстер «Венеция». Третьяковская галерея
Фото: SuperStock/Vostock Photo

Казалось, еще чуть-чуть — и неукротимая Экстер покорит всю Европу, но ее честолюбивым планам помешали мировая война, революция и внезапная смерть Николая от холеры. Александра оказалась без средств к существованию, жилья и своих картин — свекор, с которым после смерти мужа случился конфликт, попросту не пустил ее в дом. Но Экстер не пропала — не такой имела характер! Открыла студию в Киеве, в 1920-м переехала в Москву, вновь вышла замуж — за актера Георгия Некрасова. Работала, как и Гончарова, с Александром Таировым, делала эскизы костюмов для фантастического фильма «Аэлита» Якова Протазанова, преподавала во ВХУТЕМАСе.

По счастливому стечению обстоятельств в 1924 году Экстер поручили оформление советского павильона на XIV Международной выставке в Венеции, а затем — советского отдела Всемирной выставки декоративных искусств в Париже. Закончив работу над проектами, художница и ее муж в Советский Союз не вернулись.

Значительную часть жизни она провела во Франции, но еще с юности любимейшим из городов оставалась Венеция. Кстати, одна из первых картин, написанных после переезда в Париж, была посвящена именно ей, Светлейшей, Серениссиме. Она же стала самым дорогим полотном художницы — в 2009 году на аукционе за «Венецию» заплатили более миллиона фунтов стерлингов.

Творческая энергия Экстер, казалось, не ведала границ: она преподавала в Современной академии Фернана Леже, сочиняла костюмы и декорации для балетных постановок во Франции, Италии и Англии, иллюстрировала книги Артюра Рембо, Омара Хайяма, античных авторов. И конечно, писала картины. Умерла одна из самых ярких художниц XX столетия в марте 1949 года в Фонтене-о-Роз, всего на несколько лет пережив мужа Георгия Некрасова. Сейчас о «неукротимой» Александре помнят лишь знатоки и коллекционеры.

Гадать, как сложились бы судьбы трех талантливых женщин, останься они в Советской России, дело неблагодарное. Наверное — трудно, возможно — трагично... Несомненно одно — и Зинаиде Серебряковой, и Наталии Гончаровой, и Александре Экстер удалось разрушить веками бытовавшее представление о том, что женщина неспособна стать настоящим художником. Пусть каждая и пришла к славе своим путем...

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: