7days.ru Полная версия сайта

Артемизия Джентилески. Бои без правил

Им мало было растоптать ее душу и уничтожить остатки репутации. В конце концов к ней применили...

Свою первую большую картину «Сусанна и старцы» Артемизия создала в семнадцать лет. Фото репродукции картины А. Джентилески «Сусанна и старцы»
Фото: Fine Art Images/Legion-Media
Читать на сайте 7days.ru
Фото репродукции картины А. Джентилески «Автопортрет в образе аллегории живописи»
Фото: Fine Art Images/Legion-Media

Им мало было растоптать ее душу и уничтожить остатки репутации. В конце концов к ней применили пытки, чтобы убедиться, что не лжет. Едва не теряя сознание от боли, она продолжала выкрикивать одно и то же: «Это правда! Правда, правда!»

Процесс по делу Артемизии Джентилески начался в марте 1612 года и длился несколько месяцев. Но для художницы он не закончился до самой ее смерти. Отзвуки пережитых унижений послужили своеобразным вдохновением для творчества. Картины Джентилески обличали мужское насилие и воспевали женский протест и силу духа.

Артемизия родилась в Риме восьмого июля 1593 года. Отец Орацио Джентилески, сын тосканского ювелира, был достаточно популярным художником. Его жена Пруденция умерла, когда дочери исполнилось двенадцать, и на плечи девочки легли домашние хлопоты и забота о младших братьях. Довольно быстро Орацио разглядел в Артемизии способности к рисованию и взялся сам ее учить. Надо заметить, что жанрами, приличествующими женщине, являлись тогда разве что натюрморты да пейзажи. Изображение человека не слишком поощрялось, а уж об обнаженной натуре и помыслить было невозможно. 

Впрочем, Артемизия, наделенная изобретательностью, которую современники заклеймили бы как непристойную, находила довольно пикантные возможности для изучения анатомии: делала наброски собственного отражения в зеркале, а еще подглядывала за купающимися юношами и наблюдала на вечеринках за художниками, веселящимися с девицами легкого поведения. Все это ей однажды припомнят...

Орацио Джентилески с детьми обитал в квартале художников, где помимо богемы ошивались воры, пьяницы и проститутки. Впрочем, и среди живописцев попадались люди разные. Например Караваджо. Все знали, что Микеланджело Меризи — человек опасный, повеса, скандалист и драчун. Но признавали, что гений. Он частенько бывал в доме Орацио, проводя время за ужином и беседой, одалживал какие-то вещи в качестве реквизита для эскизов — корзину, кувшин или связку птичьих перьев, задумав изобразить крылья ангела. Караваджо первым после отца заметил искру таланта в дочери приятеля. 

Все знали, что Микеланджело Меризи Караваджо — человек опасный, повеса, скандалист и драчун. Но признавали при этом, что гений. Фото репродукции картины неизвестного художника «Портрет Микеланджело Меризи Караваджо»
Фото: Fine Art Images/Legion-Media

Именно у него юная художница переняла принцип рисовать библейских и мифологических героев как обычных людей. Свою первую большую картину «Сусанна и старцы» Артемизия создала в семнадцать лет, в каком-то смысле предсказав собственное будущее. Согласно легенде, за купающейся в саду Сусанной подглядывала пара почтенных судей, которые затем пытались шантажом принудить ее к связи, угрожая ложным обвинением в прелюбодеянии. Но и под страхом смертного приговора девушка не согласилась. Спас ее от расправы пророк Даниил.

Помимо Караваджо у Орацио имелось немало друзей сомнительных моральных качеств. Они охотно пользовались гостеприимством щедрого художника, а заодно наблюдали, как растет и хорошеет его дочь. Заигрываниями и полушутливыми ухаживаниями дело порой не ограничивалось. Первым посягнул на дочь друга Козимо Куорли. Попытка сорвалась. Это удалось другому...

Агостино Тасси — с ним вместе Джентилески расписывал папский Квиринальский дворец — был человеком ярким и привлекательным. Ему-то за неимением времени Орацио и доверил дальнейшее обучение дочери. Отец видел в таланте Артемизии прежде всего практическую выгоду: она поможет в работе, это позволит брать больше заказов. Почему Орацио впустил этого человека в дом и поручил ему свою дочь — загадка. Как и Караваджо, Тасси, считая общепринятые правила устаревшими предрассудками, много пил, был весьма любвеобилен, наделал долгов... Остается предположить, будто Джентилески по наивности не допускал мысли, что друг способен злоупотребить его доверием.

Художник Агостино Тасси был человеком ярким и привлекательным. Ему-то Орацио и доверил дальнейшее обучение дочери. Кадр из фильма «Артемизия»
Фото: AF archive/Alamy Stock Photo/ТАСС

На сцене в этот момент появилась еще одна героиня. Отец нанял Артемизии гувернантку. С одной стороны, семнадцатилетняя дочь нуждалась в опеке опытной женщины, с другой — Орацио полагал, что Туция станет преградой для мужчин, слетавшихся как пчелы на мед на очарование распускающейся красоты юной девы. Дуэнья из компаньонки быстро превратилась в первую в жизни подругу художницы. И последнюю.

Первой работой Артемизии после кошмарного процесса стала «Юдифь и Олоферн». Эту картину художница написала, едва ей исполнилось двадцать. В конце зимы самое известное полотно Джентилески на два месяца привезли в Пушкинский музей

Нравился ли ей новый учитель рисования? Не исключено. Взрослый, опытный, хорош собой, умен, он умел соблазнять. Тем не менее девушка держала оборону, не разрешая себе ответить на пылкие речи и ухаживания. Однако Тасси не сдавался. Обладавшему несокрушимым обаянием шалопаю и прохвосту не составило труда подружиться с гувернанткой. Возможно, сыграли свою роль и несколько звонких монет, но майской ночью 1611 года, воспользовавшись отъездом хозяина, Туция впустила воздыхателя в спальню своей подопечной. Вскоре оттуда послышались крики о помощи, но дуэнья осталась к ним безучастна.

То ли Тасси и впрямь ненадолго увлекся, то ли испугался последствий, но наутро поклялся жениться. Туция же по понятной причине убеждала воспитанницу молчать и верить обещаниям. Однако Орацио быстро обо всем узнал. Агостино заверил и его в том, что намерен восстановить утраченную честь девушки в церкви, и почти год с удовольствием пользовался привилегиями жениха, заодно продолжая учить невесту живописи. А потом выяснилось ужасное: Тасси женат!

Джентилески с дочерью решились на немыслимое: жалобу, суд, процесс. Сама жертва, согласно закону, не могла выступать истицей, поэтому ее представлял отец, его задачей было доказать «повреждение собственности» и снижение «бартерной рыночной стоимости» дочери, вызванное потерей невинности. Ничего более унизительного женщина того времени не могла представить. На суде Тасси уверял, что девушка небезгрешна, напротив — отличается легкомыслием и доступностью. Поначалу он вообще все отрицал, но затем избрал иную тактику. В XVII веке считалось, что если женщина не невинна, то и изнасиловать ее невозможно. 

Поначалу отец хотел отправить Артемизию в монастырь. Но затем передумал и выдал замуж. Фото репродукции фрагмента гравюры «Орацио Джентилески». Частная коллекция
Фото: www.bridgemanimages.com/Fotodom

Дружки Агостино рассказывали суду, мол, в квартале художников знают: Артемизия имела множество связей, да и ее отношения с отцом весьма сомнительны, он-де писал ее обнаженной. Туция с постной миной уверяла, что ничего не ведала и не заподозрила дурного, даже когда наутро увидела глубокие царапины на лице Агостино. В прошлом Артемизии не осталось ни единой подробности, которую не вытащили бы на свет и не исказили. В заключение ей, жертве и обвинителю, назначили последнее испытание, чтобы установить правдивость показаний, — пытки. Мужество и стойкость, проявленные несчастной, впечатлили и скептиков, и ярых обвинителей.

Двадцать седьмого ноября 1612 года Тасси осудили за лишение чести Артемизии, подкуп свидетелей, клевету на синьора Джентилески и за то, что пытался присвоить несколько его картин. Во время процесса выяснилось, что Агостино уже дважды судим. Он косвенно приложил руку к убийству первой жены. Судья Джероламо Феличе огласил вердикт: пять лет принудительных работ или изгнание из Рима. Тасси выбрал второе, но не покинул Вечный город. Влиятельные покровители-заказчики взяли преступника под крыло, и вскоре торговки и лавочники судачили на улицах, что он победил, а Артемизия проиграла. И с энтузиазмом полоскали имя вруньи-потаскухи, едва не погубившей отличного парня.

Орацио был совершенно раздавлен и назначил дочь ответственной за все свои беды. Вдруг римляне не захотят больше иметь дело с носителем скандальной фамилии и он лишится заказов? К слову, основную работу давно уже выполняла Артемизия, отец лишь подписывал картины и получал гонорары. Но перспектива лишиться талантливой помощницы теперь Джентилески не пугала.

В 1638 году Карл I пригласил Артемизию расписывать потолок в Гринвичском дворце королевы Генриетты Марии. Оказалось, придворным художником там служит Орацио. Вплоть до своей кончины отец трудился с дочерью бок о бок, забыв старые обиды
Фото: www.bridgemanimages.com/Fotodom

Поначалу он хотел отправить дочь в монастырь. Но затем передумал и выдал замуж за живописца Пьерантонио Стиаттеси, выступавшего, кстати, в защиту девушки на суде. Супруг, к которому Артемизия не питала нежных чувств, увез ее во Флоренцию. По сути, на изгнание в итоге обрекли не Тасси, а художницу. Все, кому она верила, ее предали. В день свадьбы Артемизия отказалась и от фамилии мужа, и от отцовской, взяв дядину — Ломи.

Первой ее работой после кошмарного процесса стала «Юдифь и Олоферн». От картины исходит ощущение мрачной решимости и торжества. Впрочем, и в дальнейшем главной темой Джентилески стали сильные духом женщины, кого бы она ни изображала — Клеопатру или Лукрецию, Вирсавию или Марию Магдалину.

Ее талант удивительным образом сам пробивал себе дорогу, несмотря на скандальное имя. Художницу представили герцогу Тосканскому Козимо II. Она была частой гостьей в доме Микеланджело Буонаротти-младшего. Ее полотна покупали испанский король Филипп IV и вице-король Каталонии Фернандо Афан де Рибера. С мужем между тем жилось непросто. Артемизия родила ему двух сыновей и дочь, но Пьерантонио постоянно попрекал жену своим благородством и ее позором, при этом однако охотно тратя все, что она зарабатывала, и не отказывая себе в маленьких и больших радостях.

В 2017 году на парижском аукционе «Автопортрет в образе святой Екатерины» был продан за 2,7 миллиона долларов, в июле следующего года это полотно Джентилески выкупила Лондонская национальная галерея уже за 4,6 миллиона долларов
Фото: M. Park/Alamy Stock Photo/Legion-Media

Здесь, во Флоренции, она наконец испытала глубокое чувство. От романа с дворянином Франческо Марией Маринги осталось несколько страстных писем, полных грамматических ошибок и нежных признаний. Увы, Франческо был женат, и когда об их связи узнали, грянул новый скандал. В 1621 году Артемизии вновь пришлось уехать. Дальнейшая жизнь художницы была полна испытаний: она окончательно порвала с опостылевшим мужем, оба сына умерли. Денег вечно не хватало, душили долги. Вторую дочь, рожденную вне брака, по тогдашним законам следовало отдать в приют, но Джентилески опять не побоялась пойти против правил и отстояла свое право на материнство.

В 2014 году «Мария Магдалина в экстазе» ушла с молотка на Sotheby’s за 1,2 миллиона долларов. Фото репродукции картины А. Джентилески «Мария Магдалина в экстазе»
Фото: A. Acastra/Alamy Stock Photo/Legion-Media

Она ездила в Рим, Геную, Неаполь, Венецию, Лондон — в любой город, где можно получить заказ, часто сталкиваясь с обманом и унижениями. Заказчики, получив от Артемизии эскизы, передавали их другим художникам для работы над большим полотном, чтобы меньше платить.

Ни отец, ни братья не торопились поддерживать блудную дочь. Шанс помириться представился в 1638 году, Карл I пригласил Артемизию расписывать потолок в Гринвичском дворце королевы Генриетты Марии. Оказалось, придворным художником там служит Орацио. Вплоть до своей кончины отец трудился с дочерью бок о бок, забыв старые обиды. Последнюю работу старый мастер подписал «Орацио и Артемизия Джентилески».

Грядущие годы окажутся для художницы сложными и одновременно яркими. Артемизия стала первой женщиной, принятой в члены флорентийской академии живописи, и единственной получавшей в XVII веке гонорары за свои полотна. Она переписывалась с Галилеем и дружила с Ван Дейком, вот только несмотря на обширные знакомства и талант жилось ей все труднее. Джентилески хваталась за любую работу, но платили за картины до обидного мало. Дочерей она выдала замуж, отдав в приданое почти все, что удалось скопить. В Неаполе у нее была большая мастерская, но южный приморский город ей совсем не нравился: художница часто сетовала на это в письмах. Именно в Неаполе, охваченном чумой, она, по одной из версий, умерла в бедности и одиночестве в 1656 году.

Имя Артемизии было надолго забыто, даже биограф ее отца в своей книге уделил ей лишь строчку. Но как говорится, время все расставляет по своим местам. Сегодня о ней пишут книги, снимают фильмы и ставят спектакли, ей посвящают стихи. Ее именем даже называют духи. В конце 2017 года на парижском аукционе «Автопортрет в образе святой Екатерины» был продан за 2,7 миллиона долларов, в июле 2018-го его выкупила Лондонская национальная галерея уже за 4,6 миллиона. За три года до этого «Мария Магдалина в экстазе» ушла с молотка на Sotheby’s за 1,2 миллиона долларов.

Артемизию Джентилески многие называют первой феминисткой, бесстрашно отстаивавшей свое достоинство и рискнувшей сразиться с мужчинами на их поле. Она победила — пусть и спустя века.

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: