7days.ru Полная версия сайта

Мария Луговая: «С синдромом отличницы, кажется, покончено!»

Страх ошибиться, не прийти первой преследовал долго, пока не поняла: «А судьи кто?» Что значит быть...

Мария Луговая
Фото: Михаил Королев
Читать на сайте 7days.ru

Страх ошибиться, не прийти первой преследовал долго, пока не поняла: «А судьи кто?» Что значит быть лучшей? Всегда найдется чья-то спина, маячащая далеко впереди.

— Маша, в июле вам исполняется тридцать два. Если абстрагироваться и посмотреть со стороны на Марию Луговую, этой девушке есть чем гордиться?

— Мне свойственно постоянно в себе сомневаться, ведь можно было лучше, выше, быстрее, сильнее, веселее. Мама нас со старшей сестрой так воспитывала, и мы с детства усвоили: нужно стремиться к совершенству. Психологи это называют синдромом отличницы. Он мотивирует, не позволяет расслабляться, но и травмирует. Страх ошибиться, не прийти первой преследовал долго, пока не поняла: «А судьи кто?» Что значит быть лучшей? Всегда найдется чья-то спина, маячащая далеко впереди.

Поэтому стараюсь жить по принципу: надо быть благодарной за то, что имею. Иначе можно сойти с ума, размышляя: «Вот этой артистке тридцать пять, а у нее уже сто картин, «Золотая маска». Этой всего двадцать семь — и уже троих родила!»

В детстве казалось: в тридцать все главное уже позади. Сейчас-то понимаю, что вступила в пору самого прекрасного возраста. Я еще молода и полна сил, накопила необходимый опыт, избавилась от иллюзий, а главное, пропало желание кому-то что-то доказывать. Наконец выбираю роли и решаю, сниматься или нет, только исходя из собственного интереса и возможности роста. Сейчас лучше посижу без работы, но однотипных героинь «а погоны ей к лицу» играть не стану.

Мария Луговая
Фото: Михаил Королев

Я рано начала принимать вполне серьезные решения. С восемнадцати пробовала жить отдельно от мамы, потому что поняла: для знакомства с собой необходима самостоятельность. Невозможно услышать свой внутренний голос, свои истинные желания, сформировать свою позицию, пока ты несвободен от мнения или советов тех, кто рядом. Речь не только о маме.

В двадцать пять прыгнула в неизвестность без всяких гарантий получится ли. Уехала из родного Петербурга в Москву, бросив налаженный быт — собственную квартиру — и Александринский театр. Причем уходила, сжигая за собой все мосты. Возвращение означало для меня поражение, так что решила: «Как угодно, только не назад!»

Мария Луговая
Фото: Михаил Королев

Мама, провожая, сказала: «Всегда знала, что уедешь. И остановить тебя невозможно, если что-то решишь». Представляю, как ей было непросто!

Москва тогда казалась совсем чужой... Пришлось начинать жизнь в буквальном смысле с чистого листа: сняла квартиру, заново заводила друзей, открывала новые места, осваивалась. Теперь понимаю: игра стоила свеч! Переезд притянул цепочку невероятных событий — и знаковые роли, и любовь.

— Кстати о ролях. Когда ждать новых, таких же ярких, как «Мурка»?

— Близкие тоже спрашивают: «Маш, что-то давно тебя по телевизору не видим! Где новые фильмы?» Несколько готовых проектов лежат в кинокладовках каналов. Когда выйдут? Артисты об этом не знают. «Мурку», между прочим, показали через три года после окончания съемок.

Договорились с Сергеем Лавыгиным поужинать. Я шла не на свидание, а на встречу с другом, предвкушая веселье, интересную беседу. Это было полтора года назад. И все, мы больше не расставались
Фото: Г. Авраменко

Для Первого канала сняли картину про летчиков «Журавль в небе». Роль интересна тем, что моя героиня проживает на экране жизнь от пятнадцати лет до тридцати пяти. Это рассказ о любви, способной творить чудеса, даже если нужно поднять самолет в небо. Прообразом моей героини стала Валентина Терешкова.

«Персональный ассистент» — психологическая история, снята тоже для Первого. Сюжет увлекательный — путь от позиции жертвы к палачу. На НТВ жду выхода сериала «Шпион № 1». Подобных героинь тоже еще не было в моем арсенале. Это такая Настасья Филипповна из девяностых. Роль чуть не свела меня с ума — у героини биполярное расстройство психики.

— Насколько бы фильм ни был успешен, всегда найдутся те, кто его с удовольствием покритикует. Критику болезненно воспринимаете?

— С годами, конечно, нарастает панцирь, но он все равно не защищает от боли. Актеры люди чувствительные, а зрители часто бывают жестокими. Искусство — дело субъективное. Представляя ту или иную историю, персонажа на суд зрителя, мы лишь предлагаем наше видение, нашу интерпретацию, не претендуя на то, что она единственно возможная. Это нормально, что спектакль или фильм может кому-то нравиться, а кому-то нет. Хочется только попросить: будьте добрее, даже если вам это не близко, не нужно обижать, просто пройдите мимо! Удивляет, когда незнакомые люди дают тебе советы как играть, кого любить, что носить, что есть и так далее. Другое дело — конструктивная критика, тогда я одно большое ухо.

Мария Луговая
Фото: Михаил Королев

— А чье мнение для вас важно?

— Раньше — мамино, но она не может давать советы в профессиональных вопросах. Тут мне важен взгляд Сережи (Мария встречается с актером Сергеем Лавыгиным. — Прим. ред.). Он также советуется со мной по поводу работы, рада, что наши мнения часто совпадают. Дома мы нередко обсуждаем профессиональные темы.

— Слушай, может, сняться все же? — начинаю я. — Сценарий, конечно, не очень, но работать же хочется!

— Маня, спокойно! — вступает Сергей. — Не торопись, твоя роль мимо тебя не пройдет.

Будь я одна, возможно, и побоялась бы отказаться. Раньше паниковала: чем занять себя кроме профессии? Что я могу, что умею? Теперь если возникает пауза в работе, наступает время саморазвития — балетный класс, чтение, встречи с друзьями, духовные практики. Это не безделье, а время накопления необходимого для профессии опыта.

— Современные девушки заточены на карьеру. Не спешат замуж, не стремятся поскорее стать мамами. Для вас профессиональный успех тоже превыше всего остального?

— В детстве я представляла, что к тридцати у меня будет просторный дом, муж, футбольная команда детей, собаки, весело носящиеся по саду... Не о профессиональных успехах мечтала. Оставалось только дождаться своего мужчину. Другое дело, что долгие годы не понимала, кого конкретно ищу. Так часто бывает у девочек, чьи родители развелись: у нас нет примера перед глазами. Путем проб и ошибок постепенно формировался образ «того самого мужчины».

Мария Луговая
Фото: Михаил Королев

— Опишете его?

— Я сторонник партнерских отношений. Не жду, что мужчина взвалит меня на свои плечи. Ошибка многих девушек в том, что ищут волшебника в голубом вертолете, который не только бесплатно покажет кино, но и решит все их проблемы.

Для меня важно, чтобы с партнером совпадали взгляды на жизнь в целом, а не «сколько детей родим и когда пойдем в ЗАГС». Мы с Сережей — за свет, добро и любовь. Оба стремимся договариваться, иначе никак — мужчины и женщины ведь абсолютно разные существа. Часто то, что очевидно для одного, непонятно и странно для другого.

— Маша, современные девушки уделяют огромное внимание финансовой состоятельности мужчины. А вы?

— Мне важно, чтобы возможности партнеров были равны. Если мужчина зарабатывает меньше женщины, он сам себя загрызет за несостоятельность. Что касается уровня жизни, то определенную планку я задала себе сама и не хочу ее опускать. Временно поддержать мужчину, когда у него возникли непредвиденные трудности, конечно, можно и нужно. Становиться поводырем или воспитателем — нет, я не из тех. Вдохновлять — да! Менять, воспитывать — нет. Тем более пилить: «Встань и сделай уже что-нибудь!» Хочу восхищаться своим мужчиной, любоваться, радоваться, что у него получается то, чего сама не умею, смотреть с гордостью: «Мой!»

Мария Луговая
Фото: Михаил Королев

— Что, например, умеет Сергей?

— Он потрясающий комедийный артист. Не представляете, как меня смешит! Встану, допустим, утром не с той ноги. Бурчу на кухне, тут выходит Сережа, что-то такое скажет или изобразит. Все! Уже смеюсь, настроение совершенно другое.

Часто я единственный зритель самых смешных и безбашенных этюдов в исполнении артиста Сергея Лавыгина. Прошу иногда:

— Ну дай сниму на телефон!

— Нет!

Если попадаем в компанию, где есть незнакомые люди, Сережу бесполезно умолять: «Ну покажи, покажи, ты же так классно это делаешь!» Сразу замыкается, он открыт лишь с близкими людьми.

— Почему вы с ним так долго скрывали отношения? И где познакомились?

— Не считали нужным выносить на всеобщее обозрение свои чувства, пока не уверились, что мы пара. Как все произошло? Очень просто — без холодного пота, учащенного сердцебиения, мук... Росла спокойная внутренняя убежденность: это он. Ощутила ее раньше, чем осознала. Внутренний голос твердил «Да», а разум — «Ну не-е-е-ет, еще проверить надо бы...»

Началось все лет шесть назад, я еще жила в Петербурге. С театром приехали в Москву на гастроли с ибсеновской «Геддой Габлер». Играли на сцене ТЮЗа. А Сергей там работал. Посмотрел спектакль и, как позже рассказал, отметил про себя, что Луговая — хорошая артистка.

Мария Луговая
Фото: Михаил Королев

Проходит полгода: Сережа увольняется, я перебираюсь в Москву и поступаю... в труппу ТЮЗа. Сереже сообщают об этом бывшие коллеги. И однажды в «Фейсбуке*» вижу сообщение: «Привет! Давай кофе попьем?» Смотрю профиль — кто пишет? Так это повар Арсений Чуганин из «Кухни»!

Встретились раза три и... расстались. Романа не состоялось, закрутили дела, работа. Но каждый запомнил: вместе было здорово! Прошло еще четыре года, и вот новое сообщение в соцсети: «Маш, возможно, покажется странным, но это я, Сергей». Пишу: «Сережка, рада слышать!»

Договорились поужинать. Я шла не на свидание, а на встречу с другом, предвкушая веселье, интересную беседу. Это было полтора года назад. И все, мы больше не расставались.

— Сразу поселились под одной крышей?

— Нет, что вы... Два месяца ходили за ручку, часами сидели в кафе или машине — на улице было холодно. Сережа провожал меня до подъезда, но в гости не напрашивался. Вот такие мы старомодные. Уже живя вместе, признались друг другу, насколько всякий раз было мучительно расставаться.

У Сережи тогда шли съемки параллельно в двух проектах. После смены он заезжал за мной, и мы отправлялись гулять до пяти утра. Не знаю, когда вообще спал! Но это подтвердило мою убежденность: для мужчины, если хочет быть с женщиной, не существует преград. Найдет возможность прилететь, приехать, приползти — как угодно. Сережа рассказывал, что вечером, падая с ног от усталости, думал об одном: «Хочу вновь ее увидеть».

Мария Луговая
Фото: Михаил Королев

Поскольку желание не расставаться было обоюдным, через два месяца стали жить вместе. Мы же оба снимались, и единственная возможность видеться — возвращаться в один дом. Планов «а вот теперь свадьба, потом дети» не строили. Мне кажется, это распространенная женская ошибка: только начали встречаться, а в мыслях уже примеряешь его фамилию к своему имени. Лучше пусть все идет как идет.

— Не означает ли это, что в ЗАГС вам не хочется?

— Ну почему же? У меня взгляды вполне традиционные — свадьба будет. Я и за штамп, и за смену фамилии, главное не торопиться.

— Легко нашли общий язык с сыном Сергея?

— Феде три года, и мы настоящие друзья. Он полностью мне доверяет: если упадет или ударится, бежит обниматься.

— Маша, наша фотосессия проходит в старинной московской гостинице. За свою жизнь вы их сменили немало. Читала, что иногда домом становился поезд, который вез вас из Питера в Москву и обратно. Что вообще означает для вас понятие «дом»?

— С восемнадцати лет я сменила немало квартир, и от неопределенности, когда крыша над головой есть, но чужая, на душе было как-то тревожно и неспокойно. А вдруг лишусь работы? Начала откладывать деньги на квартиру, получив гонорар еще за «Рыжую» (фильм вышел в 2008 году. — Прим. ред.). Когда ее купила, закончила ремонт — обрела свое пространство, Москва сразу стала родной. Теперь фраза «я дома» подразумевает, что нахожусь в столице. Когда еду в Питер, говорю, что к маме. Хотя двадцать пять лет там прожила.

Мария Луговая
Фото: Михаил Королев

В Москве все: любимый мужчина, дом, театр, друзья. Мне подходит столичный ритм, он быстрее питерского. А эти улочки, скверики, низенькие домики Замоскворечья... Так люблю! Но вообще, я не привязана к одному месту. Поскольку профессия связана с частыми переездами, как улитка, ношу домик с собой. И любое пространство, в котором живу — на съемках, на гастролях, — называю домом. Если же говорить о квартире, в которой живем с Сережей, считаю ее нашим храмом. Туда вхожи лишь самые близкие. Нам обоим проще встретиться с компанией в кафе, чем приглашать к себе.

Люблю наводить уют, готовить. Пока жила одна, спать не ложилась, пока все не перетру, не перемою. Сережа учит расслабляться. Скажем, поздно вечером начинаю возиться с посудой. Заходит: «Мань, оставь все это, пойдем спать». И я понимаю: ведь и правда — мир не рухнет от пары грязных тарелок в раковине. Так что с синдромом отличницы, кажется, покончено!

Благодарим Легендарный отель «Советский» и ресторан «Яръ» за помощь в организации съемки.

Подпишись на наш канал в Telegram

* Организация, деятельность которой в Российской Федерации запрещена

Статьи по теме: