7days.ru Полная версия сайта

Зорикто Доржиев. Воины и принцессы

Недосказанность, по-моему, одна из самых ценных вещей в искусстве. Кто-то стремится достичь в своей...

Выставка Зорикто Доржиева
Фото: из архива З. Доржиева
Читать на сайте 7days.ru

Недосказанность, по-моему, одна из самых ценных вещей в искусстве. Кто-то стремится достичь в своей картине или графике совершенства, я — нет. Куратор, помогавший мне делать экспозицию в Венеции, сказал: «Только не говори европейцам, что ты не всегда знаешь, каков будет результат твоей работы. Не поймут».

— С детских лет я представлял себе, что мир населен воинами и принцессами. Девочки и женщины — принцессы. Мальчики и мужчины — воины. Знаете, человек степной, когда он один, — философ: вокруг ровное пространство, вдали горизонт, над головой — бесконечное синее небо, как тут не задуматься о своем месте в мироздании? Но как только на горизонте появляется другой — это возможный противник.

Встретившись, двое мужчин способны договориться и даже подружиться, но поначалу оба — неприятели. Поэтому будь ты даже художником или музыкантом, ходишь ли с кисточками или с гитарой, меч или лук со стрелами не забывай.

— Жизнь главных персонажей ваших работ — кочевников — вам знакома?

— Воочию ее никогда не видел, поскольку родился и вырос в Улан-Удэ. В детстве каждое лето проводил с бабушкой в деревне, но в окрестностях не было ни юрт, ни табунов лошадей — обычный колхоз, зато мы с ребятами с утра до вечера играли на улице и в степи. Я придумывал игры и водил мальчишек в походы, представляя себя мудрым индейцем, знающим то, что неизвестно другим.

Когда прочитал запоем «Последнего из могикан» Джеймса Фенимора Купера, стал с друзьями собирать перья и делать из них головные уборы, мастерить томагавки. Еще мы представляли себя мушкетерами: срезали ветку с куста, насаживали на нее вместо гарды крышку от банки — и шпага готова, из занавесок получались плащи. После того как посмотрели очередной фильм про войну, принялись строить штаб в степи и бегать с автоматами.

— То есть вы были воином?

— Да, и обожал игрушечное оружие, самое разное. У меня образовался целый арсенал: наведывался сначала тайком, потом, когда бабушка смирилась, открыто в подвал, где хранились сокровища — дедушкины инструменты и доски. Мастерил из них по картинкам винтовки и пистолеты. С папой сделали деревянную копию автомата Калашникова, которой завидовали все деревенские мальчишки, но она стала и причиной моего страдания: свою драгоценность я никому не давал, за что прослыл жадиной и остался один, без войска. Правда ребята вскоре вернулись ко мне, и с тех пор я всем раздавал свои «стрелялки».

С детских лет я представлял себе, что мир населен воинами и принцессами. Знаете, человек степной, когда он один, — философ: вокруг ровное пространство, вдали горизонт, над головой — бесконечное синее небо. Как тут не задуматься о своем месте в мироздании?
Фото: из архива З. Доржиева
«Теория хаоса», 2016 год
Фото: из архива З. Доржиева

Тогда же с другом придумали занятный способ связи. Как известно, в семидесятые — восьмидесятые годы в городе телефоны были далеко не у всех, а в деревне и подавно. Мы решили подавать друг другу сигналы пугачами — самодельным оружием, начиненным спичечными головками, которое издавало громкие звуки и выбрасывало сноп искр.

Утром, помню, вышел на крыльцо и выстрелил. Страшный грохот прорезал утреннюю тишину! Во двор с улицы даже заглянули коровы. Послышался ответный выстрел, я стал ждать, когда появится друг. Он все не шел, и я, недоумевая, что случилось, побежал к нему. Товарищ встретил меня с забинтованными пальцами и показал заклеенный пластырем живот: выстрелом ему обожгло кожу. Так закончилась, едва начавшись, затея с пугачами.

Но игры в войнушку не отпускали даже в воображении. Как-то мне качелями заехали в ухо и я увидел, что у ребят, стоявших рядом, от ужаса округлились глаза: потрогал голову — рука запачкалась кровью. Приятель, подхватив меня под мышки, быстро повел домой, а оттуда уже родители — в травмпункт. Перед глазами все плыло, но я не плакал: представлял, что меня, как в фильмах, ранили на поле боя и несут в лазарет... Когда же врач стал зашивать ухо и вернулось ощущение реальности — вот тут я закричал. Зато остался «боевой» шрам, и я им ужасно гордился.

— А принцессы как появились в вашей жизни?

— Однажды, когда мне было двенадцать лет, в нашей мужской деревенской жизни возникла она. Помню, утром примчался друг, мы о чем-то болтали, но я видел: с ним творится что-то странное. Спрашивать воина, как он себя чувствует, другой воин не может, поэтому я не задавал вопросов. Тут будто между прочим товарищ бросил фразу: «К соседям приехала какая-то девчонка». И убежал поливать-пропалывать огород, хотя терпеть не мог этого занятия.

Вскоре я отправился к нему и подходя, услышал стук топора: неужели рубит дрова?! Вошел и помог складывать поленья. Управившись, сели передохнуть, друг не сводил глаз с окна соседского дома, я тоже воззрился туда. Кружевная занавеска затрепетала: наверное, кто-то невидимый, стоя за ней, смотрел на нас. Мы не шевелились. Неожиданно край занавески приподнялся и появился... большой рыжий кот.

Друг пошел доделывать дела, и тут в окне возникла девочка. Она взглянула на меня, расплывшегося в улыбке, нахмурилась, взяла кота и исчезла за занавеской. Но ее лицо — немного бледное, на фоне темноты внутри дома словно светившееся, с темными грустными глазами, черной густой челкой и косичками — так и стояло перед глазами.

Диптих «Здесь был Ян ван Эйк», 018 год.
Фото: из архива З. Доржиева
Диптих «Здесь был Ян ван Эйк», 018 год
Фото: из архива З. Доржиева

С тех пор ее облик не выходил у меня из головы. Я представлял, как на деревню напали враги и мы с другом защищаем и свои дома, и ее, принцессу. А вскоре ощутил, что сквозь мои фантазии — детские, наивные — пробивается иное чувство. Наверное, тогда начал взрослеть...

«Принцесса» часто играла с нами, даже приходила ко мне во двор, где собирались соседские мальчишки и девчонки, но заговорить с ней я не решался, наоборот, старался держаться подальше. Иногда ловил себя на том, что просто смотрю на нее, но едва ее задумчивый взгляд встречался с моим, отводил глаза. Разве мог я, представлявший себя мудрым индейским вождем, выдать свое волнение?

— Знаешь, — сказал однажды друг, — по-моему, мы больше не будем играть в наши игры. Потому что уже большие. И кажется, я влюбился.

— Это же здорово! — воскликнул я, похолодев: в ту минуту я ненавидел его.

— Не знаю, как ей рассказать. Может, написать записку? Только надо поторопиться, скоро ведь возвращаться в город.

Но зарядили дожди, игры на улице прекратились, и девочка не приходила. Перед расставанием — мы с бабушкой уезжали позже — друг протянул мне замусоленный листок: «Передай ей. Ты ведь тоже в нее влюбился, я понял».

Записку я так и не передал. На следующий день, стоя у окна, взглядом провожал друга и неожиданно увидел ее. Она с семьей тоже направлялась к станции. И вдруг посмотрела в сторону моего дома, даже показалось, что на меня... Спустя два года, когда мы с родителями на машине покидали деревню и поравнялись с заветным домом, из калитки вышла она, уже начавшая превращаться в красивую девушку. Взгляды наши встретились — и машина поехала дальше. Больше я не видел «принцессу», а на память о первой любви остался рисунок в тетрадке. Рисунок и выдал меня другу: темноглазая девочка с челкой и косичками стояла на фоне кружевной шторы в распахнутом окне.

— Когда вы начали рисовать?

— Я с детства жил среди красок, холстов, мольбертов. Мои родители Бальжинима и Римма Доржиевы — художники. Отец учился в Академии художеств имени Репина у известного живописца Евсея Моисеенко, и до моего поступления в школу мы несколько лет провели в Ленинграде, а потом вернулись в Улан-Удэ. Я рос в атмосфере творчества и привык подпитываться от него, даже идеи для игр с ребятами брал из кинофильмов, литературы, собранных родителями альбомов по искусству. Дома всегда под рукой были профессиональные материалы для рисования, которыми мне разрешали пользоваться.

Моя первая большая выставка в московском Музее Востока, называвшаяся по одной из картин «Степная история», сопровождалась своего рода спектаклем
Фото: из архива З. Доржиева

Папа быстро ручкой, фломастером или карандашом рисовал мне картинки наподобие комиксов. Вот маленький Зорик стоит в буденовке и с саблей, а перед ним Чапаев, который дает ему боевое задание. Или я с приятелем, у нас луки и колчаны со стрелами, термосы, кружки — мы собрались в поход. Я просил папу нарисовать, к примеру, лошадь — сам не умел, до сих пор ее изображение дается с трудом, все-таки я был городским ребенком.

Для степного человека, даже не художника, это нетрудно. Многие из тех, кто живет рядом с лошадьми, могут изобразить их на листе бумаги. Помню, мне в деревне соседская бабушка рисовала домашних животных: корову, овцу, кошку, кур — всех, кого видела каждый день, причем реалистично, с анатомическими подробностями, а у меня лошади напоминали собак или коров. Но рисовал я много — особенно как скачу, размахивая саблей, на коне, бегу с автоматом в руках и стреляю на ходу, стою у штурвала корабля или управляю самолетом.

Одноклассники на переменах собирались вокруг меня и просили что-нибудь нарисовать. Я чувствовал, что в эти минуты приобретаю даже некоторую власть над людьми, которых переношу в свой выдуманный мир. После восьмого класса по совету папы поступил в художественное училище в Улан-Удэ.

Костюмное дефиле на открытии выставки «Степная история» в Музее Востока. Москва, 2007 год
Фото: из архива З. Доржиева

Во время учебы, в начале девяностых, появилось и увлечение рок-музыкой. Тогда каждый второй парень играл на гитаре хиты советского рока. Вот и я ходил с длинными волосами, в рваных джинсах, с электрогитарой наперевес и чувствовал себя рок-героем. А какой рокер не сочиняет сам? Я фонтанировал стихами, тут же рождалась музыка. Как-то на посиделках, стесняясь, краснея, бледнея, исполнил одну песню. «Классная, — сказали. — Чья?» Ответил, что моя.

Песни, как у большинства тогдашних рокеров, были похожи на то, что делал Виктор Цой и группа «Кино», на «Алису», на «Чайф». Это рок-геройство, культ одиночества, стоицизма, противостояния миру всегда близки подросткам. Быстро нашлись единомышленники среди ребят в училище, и мы создали группу. Музицировали много, прогуливали художественные занятия, проводя время во Дворце пионеров. Нами руководил хороший педагог — мы же только вчера взяли в руки гитары, а он и учил играть технично, и помогал нащупать собственный путь. Говорил: «Перестаньте слушать «Кино», иначе не получится ничего своего».

У меня прямо-таки засилье женских образов. Главный мужской персонаж — господин, или нойон, женский — госпожа, хатан. Хатан появляется чаще
Фото: из архива З. Доржиева

Года три-четыре просуществовала наша группа. Названия у нее не было, выступали мы всего дважды, но я чувствовал себя «звездой». Уходили со сцены под аплодисменты и учащихся, и преподавателей. Сейчас понимаю, что пел плохо: вокальных данных никаких, голосом не занимался, выезжал за счет рокерской эстетики. И песни были так себе, недаром когда с подачи того педагога из Дворца пионеров записали их, мне услышанное не понравилось. Распространять кассеты вопреки уговорам я не стал, наоборот — закинул их куда-то на антресоли и забыл. А Цоя до сих пор с удовольствием слушаю, мне по-прежнему близка его самурайская этика, его жизненный кодекс воина.

— Но в девяностые, да еще в провинции не рискованно ли было чувствовать себя самураем?

— Конечно, мы, рок-герои, — худые, с длинными волосами, с гитарами — отличались от крепких ребят в спортивных костюмах. Но в шестнадцать лет жизнь весела, а если еще и немного выпить с приятелями... Мы знали, где всегда можно достать спиртное. Подходили, бывало, к какой-нибудь старушенции у автобусной остановки, произносили — несовершеннолетние ведь — кодовое слово, и появлялась бутылка.

Зимой в минус двадцать пять я шагал из центра города на свою окраину пешком — транспорт уже не ходил, в голове шумело... Не понимаю, как добирался до дома. Мама ругала, отец же мог посмотреть строго и потом со мной не разговаривать, это страшное ощущение. Но как-то проносило мимо серьезных приключений. Ухаживал за девушкой, она жила в пригороде, я каждый вечер провожал ее на вокзал, который был пристанищем самых разных людей, в том числе и тех, кто не понимал длинноволосых ребят с гитарами. Обходилось.

Вообще-то я старался не заглядывать в те районы, где хозяйничали «крутые пацаны». С друзьями, понятно, чувствовал себя в безопасности, но и на гулянках в училище, когда видел, что сейчас наступит «момент истины» и либо начнется драка, либо все пойдут искать приключений, понимал: пора валить. Товарищи потом смеялись: «Как обычно, Зорик слинял в самый разгар». Рассказывали, как «погуляли», а я думал: хорошо, что вовремя ушел. Даже как-то с собственного дня рождения испарился. «У нас была шутка вечера, — вспоминали приятели. — Где Зорик, именинник? Нет Зорика. Ну и ладно».

Постепенно сложилось мнение, что Зорика по поводу пьянок-гулянок лучше лишний раз не беспокоить: выпить — выпьет, но в меру и пойдет своей дорогой. У него, дескать, свои тараканы в голове. Но я был надежным товарищем, поэтому ребята моих «тараканов» уважали. А мне не нравились всякие похождения, граничившие с криминалом: куда-то залезть, подраться... Сообразил, что энергию лучше направлять в другое русло — живопись и рок-музыку.

Мне довелось поработать с Сергеем Бодровым на его картине «Монгол». На выставке Зорикто Доржиева в ЦДХ, в центре — куратор Константин Ханхалаев
Фото: из архива З. Доржиева

Музыка настолько меня затянула, что после училища не знал, на кого дальше учиться — на художника или музыканта. Решил поехать в Красноярск сдавать экзамены в художественный институт. О Петербурге, где когда-то учился отец, не помышлял: у нас в девяностые банально не было денег, чтобы снарядить меня в культурную столицу. Сейчас думаю: как справлялись с трудностями родители, никогда не знавшие изобилия?

До моих одиннадцати лет семья жила в деревянном бараке в однокомнатной квартире всемером: мама с папой, мы с сестрой, бабушка и мои тети. Печное отопление, туалет на улице. Только в конце восьмидесятых отцу дали трехкомнатную квартиру. И вот, чтобы отправить меня в Красноярск, он продал приятелю дорогой столярный инструмент.

В институт я поступил, так решилась моя судьба художника. Но электрогитару с собой прихватил. Общежитие давали от консерватории, оно было населено в основном музыкантами, мы, художники, составляли меньшинство — и на каждом этаже в фойе устраивали дискотеки. Я приобрел даже некоторую известность в общаге исполнением собственных песен. Но постепенно ощутил, что в музыке достиг потолка, «приплыл», а в живописи и графике все только начинается.

Учился легко, любимым предметом стала композиция: там надо было что-то придумывать, а фантазия у меня всегда хорошо работала. Приносил на занятия вороха эскизов, наработок. Даже студенты старших курсов приходили взглянуть на то, что я насочинял. Похвастался отцу, он сказал: «Представляешь, Моисеенко у нас в академии обо мне говорил «Идите и смотрите, как Джорджиев — он поначалу путал мою фамилию — работает над композицией».

Во время учебы я стал выполнять и первые заказные работы. Как-то такому заказу предшествовал курьез. Однажды к нам в комнату общежития зашли незнакомые ребята, двое из них оказались нашими земляками и студентами юридической академии. Взгляд одного упал на мою работу, висевшую на стене: лошади, которых я рисовал на ипподроме. Они напомнили ему родную деревню, и я, не раздумывая, картину парню подарил. В ответ гости стали вынимать угощения и напитки, пошло застолье. Мы задушевно общались, пели под гитару и радовались завязавшейся дружбе.

В какой-то момент будущие следователи похвастались тем, что им положено оружие — газовые пистолеты. Мы, сугубо штатские, вытаращили глаза, и нам тут же предложили пострелять. Открыли окно, выставили на подоконник пластиковые бутылки и принялись по ним палить. Бутылки с хлопаньем улетали наружу, мы смеялись, комната наполнилась запахом пороха. Студенты-юристы несколько раз выбегали в ларек за выпивкой, веселье нарастало.

«Сказки старшей сестры», 2018 год
Фото: из архива З. Доржиева

И тут один из новых друзей обнаружил, что пропал его пистолет. Бросились шарить по комнате — ничего, поиски на лестницах и в туалетах также успехом не увенчались. Лицо студента, лишившегося пистолета, приобретало все более холодное выражение, какое бывает у следователей, он принялся опрашивать присутствовавших. Между собой все уже переругались, подозревая друг друга. Глубокой ночью, скандаля и сыпля матерными словами, вывалились во двор, во тьму, и продолжили искать потерявшееся оружие.

Невероятно, но пистолет нашелся — недалеко от тропинки, в кустах, туда недотепа во время очередного похода за горячительным завернул по малой нужде. От хорошо начавшейся вечеринки не осталось и следа, было стыдно за ругань, мы молча побрели немного поспать перед занятиями. А в общежитии еще долго со смехом вспоминали стрельбу в нашей комнате и допросы.

С тех пор завидев милиционера, я старался избежать встречи с ним. К тому же у меня случалось неприятное общение с органами правопорядка: то, не поставив в паспорте штамп о прописке, я собрался на каникулы домой и был задержан на вокзале, то в студенческом билете нашли какие-то исправления.

Однажды, выходя из общежития, опять столкнулся с офицером и по звездочкам на погонах понял, что это полковник милиции. «Мне нужен хороший художник», — сказал он. Я догадывался зачем: художников иногда просили рисовать по словесным описаниям портреты преступников. «Издаю книгу, — продолжил полковник. — История милицейской формы. Заплачу по факту». Согласился. В милицейской форме времен Великой Отечественной я изобразил своих друзей и себя вместе с ними.

В институте ко мне вернулось детское ощущение мудрого, бывалого индейца. Друг, с которым делил комнату, был намного старше, и под его влиянием я стал читать запоем. Потом самому захотелось писать, и я начал сочинять сценарии: видел свою прозу переложенной на киноязык, наверное, динамичное изображение меня уже тогда привлекало.

У нас часто собирались студенческие компании, мы вели разговоры о высоком — литературе, философии, мифологии, о смысле жизни. За чашкой чая, а иногда и чего покрепче, рассуждали и спорили до глубокой ночи. Позднее один из друзей вспоминал: «Вы разговаривали о таких материях, что я потом заснуть не мог, думал — как жить дальше?»

В Венеции «Новая степь» как проект экспонировалась в действующей англиканской церкви. На период биеннале все пространства в городе становятся выставочными. Часть нашей экспозиции — пластиковые всадники — находилась на улице. Классное сочетание: коллажный поп-артовский силуэт всадника на фоне каналов и палаццо!
Фото: из архива З. Доржиева

Странно: я воспринимал эти беседы больше как игру, как способ понять что-то не морща лоб и возможность научиться говорить о важных вещах без пафоса. В мои песни, которые продолжал писать, в их героический самурайский дух стала вплетаться ирония. К примеру мог быстро сочинить что-нибудь о безответной любви: к нам захаживали персонажи, открыто страдавшие от неразделенного чувства.

— А сами в описываемое время уже пережили то, что называют несчастной любовью?

— С девушкой, которую еще в Улан-Удэ провожал из училища на вокзал, постоянно возникали разборки: то ли я ее не понимал, то ли она брала меня измором. Однако ощущения такой уж несчастной любви не было: несмотря на юношескую героизацию всего и вся и себя в том числе, мне больше нравилось играть перед друзьями роль страдающего влюбленного. Нравилось показывать это состояние в песнях, в рассказах, а в действительности все было легче и проще. Вероятно, я просто бессознательно старался не впускать подобные переживания глубоко в душу, чтобы они не завладели мной.

Самурайская ведь тоже этика. Погрузись я в страдания, не смог бы песни и картины писать, поскольку творчество требует владения собой, а если тебя захлестнуло, уже не до искусства. И когда возникла мысль о Красноярске, обрадовался, что закончится муторная история любви.

Наша комната № 933 в общежитии красноярской консерватории называлась «Клуб холостяков». Мы дружили с девчонками, но у нас было жесткое кредо: художник должен оставаться одиноким, чтобы воплощать то, к чему призван. Совсем как воин.

— Однако следовали воинскому кредо вы недолго. Как познакомились с будущей женой?

— Я за многими девушками ухаживал, но в какой-то момент взор свой сосредоточил исключительно на ней. Талантливая девочка из далекой якутской деревни, училась на керамиста курсом младше.

В Якутии сильна традиция давать детям старорусские имена. Когда мне сказали, что девушку зовут Мотрена, я даже переспросил, но необычное имя только подогрело интерес. После очередного свидания приходил в общежитие и друг Валентин сообщал:

— Пока ты гулял, у нас шла жаркая беседа, а ты все пропустил.

— Очень жаль, — отвечал я. — Но мне сейчас не до того.

«Клуб холостяков» стремительно разваливался. Ребята подсмеивались: бросил их, предал. А вскоре Валентин тоже стал ухаживать за девушкой, и женились мы на своих избранницах почти одновременно.

Вылепил фигурки из пластилина, их отлили в бронзе, я раскрасил. Назвал серию «Неудержимые»
Фото: из архива З. Доржиева

Дети меня спрашивают:

— Мы кто — якуты или буряты?

— Не знаю, — отвечаю им.

Интересное смешение кровей, культур... По ощущениям я, пожалуй, космополит, хотя нигде кроме родного Улан-Удэ подолгу не жил. Но ведь и степную жизнь знаю скорее как турист: образ кочевника, который постоянно возникает в картинах, — просто возможность говорить на близком мне языке. Гораздо большее влияние, нежели бурятская, оказала на меня мировая культура. Я же отношу себя к традиционной художественной школе: пять лет училища, шесть — института, два года стажировки в Академии художеств в Петербурге.

Помню, покидая ее стены, выдохнул: ну все, теперь буду писать что хочу, оторвусь по полной. А оказалось: весь багаж, который накопил еще с детства, когда листал дома альбомы по искусству, никуда не деть.

— Отсюда возник в вашей картине «Портрет мужчины в красном тюрбане» Яна ван Эйка?

— Да, из тех родительских альбомов. Сколько видел репродукций с картин старых мастеров, а «Мужчина в красном тюрбане» запомнился особенно. Но проявился он неожиданно.

У меня был проект «Теория хаоса»: я приклеивал к холсту драпировки, точнее — просто бросал их на смазанную клеем поверхность. Ткань легла по-своему, краска полилась по-своему — значит, так нужно. Один из моих любимых художников, американец Джексон Поллок, который создавал картины на первый взгляд хаотичные, сказал: «У меня под контролем каждая капля краски». Я же в работе над «Теорией хаоса» отчасти снял с себя ответственность за то, что получится. Хотелось зафиксировать момент случайности, нерукотворности, чтобы я как художник не прикасался к каждому квадратному сантиметру холста — чтобы Вселенная привнесла в мою работу свои штрихи.

И вот когда работал с драпировками, причем яркими, прежде всего красными, в сознании всплыл образ из детства: мужчина в красном тюрбане. Стал рассматривать картину и почувствовал: ван Эйк — родной мне художник. Спустя время понял: раз во мне это так переживается и горит, надо это ощущение во что-то претворить. Родился диптих «Здесь был ван Эйк» (отсылка к надписи, сделанной нидерландским художником в другой работе — «Портрет четы Арнольфини». — Прим. ред.). Однако процесс создания оказался мучительным и долгим. Копирование изображения — одно дело, и совсем другое — самостоятельное произведение. Тюрбан был написан, лицо закончено, а картина не складывалась. Полгода бился.

Зорикто Доржиев
Фото: из архива З. Доржиева
В Брюсселе в 2019 году проходила «Ne Москва». Европейские кураторы, объездив Россию, отобрали несколько проектов для этой выставки. Туда попала и моя работа «Lady Energy» — образ степной принцессы в виде опоры высоковольтной линии
Фото: из архива З. Доржиева

— Вы удивительно подбираете своим героям и героиням наряды, чувствуете ткань, силуэт. Где научились их одевать?

— Не знаю. Отец больше двадцати лет служил главным художником Бурятского театра драмы в Улан-Удэ, я постоянно ходил на премьеры. Может, любовь к костюму у меня оттуда?

Моя первая большая выставка в московском Музее Востока, называвшаяся по одной из картин «Степная история», сопровождалась своего рода спектаклем. Продюсер и галерист Константин Ханхалаев, с которым сотрудничаю уже пятнадцать лет, посоветовал устроить что-то вроде сценического действа. Тогда меня осенило: костюмы! Начал рисовать, получилось семь живописных «Наложниц», и по этим картинам сделали наряды. Шили их в Улан-Удэ, я участвовал в процессе — помогал подбирать ткани, обсуждал детали с модельером.

Кстати, готовясь к очередной выставке, мы с Константином заметили, что у меня прямо-таки засилье женских образов. Главный мужской персонаж — господин, или нойон, женский — госпожа, хатан. Хатан появляется в моих картинах гораздо чаще, но в мировой живописи нередко именно через изображение женщины художник изъясняется наиболее выразительно. Да и просто по-мужски я восхищаюсь женской красотой.

— Как вы стали работать с Сергеем Бодровым-старшим на его картине «Монгол»?

— Тогда я только закончил преподавать в институте, вернулся из Красноярска в родной город и устроил там свою первую небольшую выставку. На нее пришли Константин Ханхалаев с Даши Намдаковым — известным бурятским скульптором, живописцем, графиком. Даши работал с Бодровым и искал помощника. Я приехал в Москву, поселился у него в мастерской.

Даши с Константином куда-то уехали, никаких точных указаний мне не оставили, и я рисовал — днями, вечерами, ночами — что хотел. Сделал все костюмы для взрослых, думаю — дай-ка примусь за детские. Потом: а нарисую-ка я все доспехи и оружие! Затем — конскую упряжь, посуду... Вернувшись, Даши и Константин удивились: «Ничего себе, сколько сделал!» Показали Бодрову, он одобрил. На «Монголе» я был ассистентом, имя не вошло в титры, но свои вещи на экране узнавал.

Потом была работа с Гариком Сукачевым на «Доме солнца» — я сделал несколько эскизов для хиппи, и с Алексеем Федорченко, который снимал фильм «Небесные жены луговых мари».

Федорченко появился в моей жизни, когда в ней случилось какое-то безвременье: новых идей не было, я просто занимался своими рисунками и картинами. Культура, возникавшая у Федорченко, оказалась мне незнакома, но в ней была некоторая восточность, а главное — фильм рассказывал о разных женских судьбах, и я понял: это мое. «Небесные жены...» получили награду на кинофестивале, но я на вручении не был: началась бурная выставочная деятельность. Где-то в 2007 году впервые поехал за границу — и сразу в Нью-Йорк на «Арт-экспо».

Я за многими девушками ухаживал, но в какой-то момент взор свой сосредоточил исключительно на Мотрене. Талантливая девочка из далекой якутской деревни училась на керамиста курсом младше. Она стала моей женой. Дети порой спрашивают: «Мы кто — якуты или буряты?» «Не знаю», — отвечаю им
Фото: из архива З. Доржиева

— На прошлой биеннале в Венеции вы представили выставку «Новая степь», и скульптура монгольского всадника стояла на берегу канала.

— «Новая степь» как проект экспонировалась в действующей англиканской церкви. На период биеннале все пространства в городе становятся выставочными. Часть нашей экспозиции — пластиковые всадники — находилась на улице. Классное сочетание: коллажный поп-артовский силуэт всадника на фоне каналов и палаццо!

Одновременно с этим в Брюсселе проходила «Ne Москва». Европейские кураторы, объездив Россию, отобрали несколько проектов для этой выставки. Туда попала и моя работа «Lady Energy» — образ степной принцессы в виде опоры высоковольтной линии.

— Как вы начали делать бронзовые и пластиковые фигурки мальчиков с игрушечным оружием и мобильными телефонами?

— Рисовал маленьких воинственных пацанов и подумал: а почему не сделать их объемными? Прежде у меня со скульптурой не очень получалось, а тут сложилось. Вылепил фигурки из пластилина, их отлили в бронзе, я раскрасил. Назвал серию «Неудержимые».

Решили тиражировать не только в бронзе, но и в пластмассе — такие легче возить на выставку. Но делая своих юных воинов, не особенно вспоминал себя в их возрасте: времена изменились, большинство детей не бегают по улицам с палками или биноклями, не играют в индейцев или войнушку. Я скорее думал о некоем месседже им и их родителям и фантазировал, как проводил бы время, если бы сам был сейчас, в новой реальности, ребенком.

— Игровое начало ваших работ говорит о том, что в вас по сию пору жив тот ребенок, который носился с деревенскими приятелями по степи.

— Не так давно, глядя, как играет с друзьями мой девятилетний сын, я наделал им кучу луков и стрел. Еще автоматов, машинок, кранов — все с интересными придумками, все может двигаться. Научился у отца, который в моем детстве изготавливал мне луки, шпаги, самострелы. Мне тоже тогда хотелось, но я еще мало что умел, теперь наверстываю. И по-прежнему играю: сын с компанией чем-то занимаются, я прихожу к ним и легко включаюсь в процесс.

Старшая дочь была в детстве пацанкой: мы с ней гоняли в футбол, стреляли из самодельных луков по мишеням, ловили рыбу, разводили костры, лазали по каким-то скалам... Я, как мальчишка, ее подзуживал: «Пойдем поднимемся на ту гору!» — и она радостно соглашалась.

«Сансара», 2019 год
Фото: из архива З. Доржиева

Потом читала книжки про самураев, ниндзя, сказки разных народов — там же обычно говорится о людях красивых и смелых, о связи человека и природы.

Вспоминаю одно удивительное событие, произошедшее, когда я только поступил в художественное училище. Первокурсников сразу послали в совхоз собирать облепиху. Дали каждому брезентовую куртку, штаны, рукавицы, таз на ремне и «шмыгалку» — ручной инструмент, которым обдирали ягоды с веток. Из-за длинных колючек, покрывавших облепиховые кусты, мы ходили все поцарапанные, а от сока, пропитывавшего одежду несмотря на ее толщину, ссадины немилосердно щипало.

Стало холодать, мы мерзли, уставали и думали только о том, как бы поскорее слинять. Но едва выдались выходные, я домой не поехал — знал, что назад родители не отпустят, а мы с ребятами договорились закончить работу. В воскресенье вернулись те, кто уезжал, привезли городские продукты, и мы решили устроить пир.

Отправились в лес, развели костер и вывалили на расстеленное одеяло еду. Достали флягу с портвейном, пили по очереди из крышечки. Впервые в жизни я попробовал спиртное. Долго сидели у костра, разговаривали. Стемнело. Я поднял голову к небу — светила странно большая луна, окруженная ярким сиянием.

— Ореол вокруг луны, — сообщил я товарищам как бывалый индеец, — обещает похолодание.

Парни засмеялись:

— Вон же луна — позади тебя.

Обернулся... в темной вышине висел белый сияющий диск. Это что же — на небе две луны? Спустя секунду все уже крутили головами и вдруг разом вскочили. Луна позади меня была настоящей, а яркий круг, который я увидел вначале, медленно увеличивался и приближался к нам. Мы затоптали костер, похватали вещи и понеслись к поселку, оглядываясь на белый шар, все выраставший в размерах. Когда он стал огромным, от него вдруг отделился небольшой кусок и исчез.

Мы мчались прямо по полю, то и дело оборачиваясь. Шар начал уменьшаться. Наконец «луна» превратилась в сверкавшую точку. Влетели в поселок, а там народ высыпал на улицы и что-то возбужденно обсуждал: оказалось, все видели «две луны».

— Сейчас вы живете на природе? Из вашего окна степь бескрайняя видна?

— У меня в Улан-Удэ перед домом — хвойный лес. Я долго выбирал место, где будем жить. Выхожу со двора — и лес стеной, но я не гуляю по нему, чтобы посмотреть натуру. В моем воображении в любой момент может вырасти густая чаща, зашуметь море или разыграться степной ветер.

«Легенды осени», 2019 год
Фото: из архива З. Доржиева
Неосознанно, но я люблю отвернуть от зрителя или как-то закрыть лицо изображаемого человека, прячу его взгляд. Мой персонаж — ускользающий
Фото: из архива З. Доржиева

— Один на один со степью, с морем, лесом вы часто изображаете и взрослых, и детей. Люди у вас вообще явно ближе к природе, чем к себе подобным, они прислушиваются к ней и смотрят мимо нас, зрителей, или вообще повернуты к нам спиной. Почему мы не видим их лиц?

— Чаще неосознанно, но я действительно люблю отвернуть от зрителя или как-то закрыть лицо изображаемого человека, прячу его взгляд. Едва возникает контакт через глаза, мы начинаем думать о герое картины как о конкретном человеке и живопись превращается в литературу, а это мне неблизко. Лучше, когда есть загадка. Да, мой персонаж — ускользающий. Зрителю хочется взглянуть на его лицо. Мне и самому интересно это сделать.

Недосказанность, по-моему, одна из самых ценных вещей в искусстве. Кто-то стремится достичь в своей картине или графике совершенства, я — нет. Куратор, помогавший мне делать экспозицию в Венеции, сказал: «Только не говори европейцам, что ты не всегда знаешь, каков будет результат твоей работы. Не поймут». Да, в западной ментальности — поставить цель и идти к ней, а восточный художник не стремится контролировать каждую каплю краски, вспомните хоть живопись на шелке. Вот и я, начиная картину или графическую серию, хочу, например, сделать светлую, тонкую, зыбкую вещь, а потом изменится настроение, время года, погода за окном — и в работе поменяется все, от колорита до идеи. Если с иного моего холста снимать красочные слои, то в процессе обнаружится десяток картин одна под другой.

— В ваших картинах наряду с непреходящими сюжетами и мотивами немало примет нынешней жизни: мобильных телефонов, наушников, детских игрушек. У вас здорово получается о вечном говорить современным языком.

— Я очень люблю стрит-арт, который дает ощущение свежести и новизны, немузейности, в некоторых моих работах видно его влияние. Еще занимаюсь микроанимацией — делаю небольшие, секунд на тридцать-сорок, ролики и показываю их в специальных залах на своих выставках. Человек рассматривает картины, зашел в зал, там один за другим идут эти ролики, посмотрел — и опять к картинам. Живое общение с искусством.

Мир подвижен, в нем все перетекает друг в друга невообразимыми потоками. И мои воины и принцессы — вечное противостояние двух жизненных начал, сама жизнь, бесконечная, как небо над степью.

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: