7days.ru Полная версия сайта

Мария Порошина. Быть мамой непросто

Разное случается, но стараюсь воспринимать жизнь с надеждой и верой. У меня нет права, да и времени...

Мария Порошина
Фото: Сергей Гаврилов
Читать на сайте 7days.ru

Разное случается, но стараюсь воспринимать жизнь с надеждой и верой. У меня нет права, да и времени на уныние или отчаяние...

— Весной каждой женщине хочется перемен. В это время чаще всего делают новые прически, обновляют гардероб. Вы кардинально сменили имидж? Не припомню вас с короткой стрижкой.

— Я носила ее лет десять назад, когда играла следователя во втором сезоне сериала «По горячим следам». В первом продюсеры видели женщину-полицейского более романтичной, с длинными волосами, а потом решили, что она должна выглядеть жестче. Для чего и потребовалась стрижка.

— Вам с ней было комфортно?

— Не очень. Я с трудом на нее решилась и потом долго привыкала. Расставаться с длинными волосами достаточно сложно для любой девушки, если только это не связано с кардинальными переменами в жизни, как хорошими, так и плохими. Многим кажется: стоит изменить прическу — и все переменится. Но этот трюк работает недолго, через неделю-другую все возвращается на круги своя.

В данном случае у меня не было другого выхода. Волосы просто отпали. Пришлось подстричься.

— Как отпали?

— А так... На съемках одного проекта меня превратили в платиновую блондинку. Волосы и так были повреждены окрашиванием, а их еще постоянно завивали, и они не выдержали нагрузки. Стали буквально отпадать на расстоянии нескольких сантиметров от корней.

Вылечила их замечательный трихолог из Санкт-Петербурга, где я снималась в сериале «Медиум». И волосы ожили, стали мягкими, послушными, чем я уже давно похвастаться не могла. От природы темноволосая, но много лет красилась в блондинку, что очень вредно. Теперь стала внимательнее относиться к этому вопросу.

В жизни мне, в принципе, все равно, в каком цвете ходить. К своей внешности отношусь без фанатизма. Но в разных проектах хочется быть разной. Вот смотрите, вчера снимали актеров нового сезона сериала «Склифосовский», и меня в том числе...

— Вы тут просто неузнаваемая с короткими темными волосами!

— Это нестойкая краска, смываемая. Ее наносят для съемки.

Когда подстриглась, мнения разделились. Одни сказали: «Ой, как тебе хорошо!» Другие — «Ужас! Скорее отращивай волосы!» Я-то не вижу себя со стороны. Но в любом случае, новая прическа — это данность, и с ней надо как-то уживаться.

— Со сменой образа у женщины обычно меняется самоощущение и поведение.

— Со мной такое регулярно происходит в спектаклях, когда надеваю костюм и парик. В театральных институтах учат идти от внешнего к внутреннему и от внутреннего к внешнему. Сегодня примеряла костюмы для новой постановки, которую репетируем с Андреем Ильиным. Там три новеллы о любви, и у меня три персонажа. Нужно их сделать непохожими — и внешне, и актерски.

Кстати, идея моей фотосессии для «Каравана» навеяна легендарным французским фильмом «Шербурские зонтики», сделавшим звездой Катрин Денев. И одна из героинь нашего нового спектакля будет одета в ее стиле. Бывают же совпадения! Удивительная картина, красивая, романтичная, так приятно к ней прикоснуться! «Шербурские зонтики» очень любила мама — не только за прекрасную музыку, но и за глубину и неоднозначность трактовки самого понятия любви...

Когда готовишься к роли, перебираешь самые разные образы. В институте мы каждый день приносили какие-то «наблюдения». Специально ходили по улицам, ездили в метро и выискивали ярких персонажей. Все шло в копилку.

— Вы всегда были героиней? Характерные роли не предлагают?

— В кино мне на них не везет, а в театре я играю и комических персонажей, и женщин с ярким характером. Не хочется называть их стервами, не люблю это определение. Конечно, всегда интересно подальше уйти от себя. В основном это удается на сцене. В кино — разве что в каком-то костюмном историческом проекте.

Идея моей фотосессии навеяна легендарным французским фильмом «Шербурские зонтики». Удивительная картина, красивая, романтичная, ее любила мама
Фото: Сергей Гаврилов

— Смотрите фильмы и сериалы со своим участием? Многие актеры не любят.

— Если честно, смотреть их тяжело. Но я это делаю, чтобы находить ошибки. Никогда не забуду, с каким ужасом ждала своих сцен в «Ночном дозоре». Мне очень понравились сценарий и предложенная роль, но после проб долго не было никакой реакции и я горевала: «Наверное, этот проект пройдет мимо меня! А какая интересная вещь, как здорово написана!» Когда через полгода позвонили: «Маша, все хорошо, ты утверждена», просто прыгала от счастья!

Работала в удовольствие. Естественно, переживала: как лучше сыграть, чтобы моя героиня была ранимой и трогательной. А на премьере, увидев «Ночной дозор» на большом экране, была просто ошарашена и обрадована его мощью!

Всегда смотришь свои фильмы затаив дыхание, ведь не знаешь заранее, что получится. Очень многое зависит от монтажа, света, работы художников. То, что мы видим на экране, — совокупность работы огромного числа людей, направляемых режиссером. Успех «Дозоров» — бесспорно заслуга Тимура Бекмамбетова.

— Расскажите про «Медиум». Название звучит интригующе.

— Это история о женщине, чьи способности и некая «особенность» позволяют предотвращать сложные ситуации и даже преступления. Много лет она скрывала свой дар, жила обычной жизнью и была счастливой женой и матерью трех дочерей. Возможно, никогда и не применила бы, если бы не опасная история, в которой пришлось спасать людей.

Я играю главную героиню — Анну Островскую. Сама она считает свои способности каким-то изъяном, мешающим жить нормальной жизнью, и достаточно долго не знает, что с ними делать.

— Вас можно поздравить — наконец-то новая тема, новое амплуа?

— Да, тема новая. И она меня очень смущала в морально-этическом плане. Я долго думала над ролью, примеряла ее на себя и даже советовалась со своим духовником. Он не запретил сниматься, хотя и высказал сомнение в целесообразности участия в таком проекте. Церковь неодобрительно относится ко всему магическому и потустороннему. Я для себя решила, что наша история о сострадании и бескорыстной помощи людям, и постаралась транслировать это по максимуму в своей работе. Мы долго говорили с режиссером Еленой Владиславовной Николаевой. Она меня поняла. Надеюсь, удастся донести этот посыл до зрителей.

Вообще, «Медиум» — адаптация известного американского сериала, где главную роль играла Патрисия Аркетт. Я ее очень люблю, смотрела оригинальный вариант. У нас, конечно, все иначе в силу других возможностей и менталитета. Но Николаева такой смелый и талантливый режиссер, что результат наверняка будет впечатляющим. Работать с ней всегда огромное удовольствие.

У Елены Владиславовны снялась уже в четвертом проекте, до этого были «Девочка», «Не отрекаются любя...» и «Контригра», где я играла Ольгу Чехову. Интересная роль, жаль, не очень большая. Я мечтала сыграть эту необыкновенную женщину в какой-нибудь биографической истории, тем более что она оставила мемуары. Была такая задумка, но нас опередил другой продюсер...

Еще давно мечтаю о классике — экранизации какого-то произведения Достоевского, Толстого, Чехова либо сериале о той эпохе.

— Классику сейчас почти не снимают...

— Иногда снимают, но я туда не попадаю. Даже проб не бывает.

— Вы сугубо современная героиня?

— К великому сожалению. В деревенских историях меня тоже не занимают. Только в «Участке» играла сельскую учительницу.

— А как оказались в «Склифосовском»?

— Меня туда приглашали еще в самом начале. Не помню, какая часть снималась, кажется первая. Дали почитать синопсис, собирались попробовать в паре с Максимом Авериным. Я с ним давно хотела поработать.

Мария Порошина
Фото: Сергей Гаврилов
Мария Порошина
Фото: Сергей Гаврилов

— Вы ведь вместе учились в «Щуке»?

— Да! И это моя мечта — чтобы весь наш курс снялся в каком-то проекте или сыграл в спектакле. Есть постановка, где мы играем втроем — я, Наташа Антонова и Дмитрий Мухамадеев — «Когда ангелы шутят». Но этого мало.

Курс у нас замечательный, очень талантливый и успешный. Почти все снимаются: Максим Аверин, Антон Макарский, Олег Кассин, Михаил Владимиров, Кирилл Кяро... Мы дружны, постоянно общаемся. Следим за успехами друг друга, поздравляем с праздниками в своем чате. Встречаемся раз в год обязательно.

В кинотеатре на премьере какого-нибудь зарубежного фильма безумно приятно услышать голос Ильи Бледного или Антона Макарского — они часто дублируют иностранных артистов. Иногда не могу сдержаться и радуюсь вслух: «Это же наш Илюша (Антон)!» На меня шикают: «Женщина, тише!» Не видят причин для бурной радости. С огромным удовольствием смотрю фильмы с Олей Будиной. А как здорово, когда у ребят выходят новые спектакли! Оля Баландина — ведущая актриса театра Анатолия Васильева «Школа драматического искусства». Максим Аверин служит в Театре сатиры вместе с Мишей Владимировым и Олегом Кассиным, моя подруга Екатерина Решетникова — у Льва Додина в Петербурге.

— Насколько понимаю, до проб с Авериным дело так и не дошло?

— У нас обоих был плотный график, к сожалению, не сошлись. Но в сериале возникли другие прекрасные героини, которых сыграли замечательные актрисы.

— Не жалели, что не сложилось?

— Никогда не жалею о какой-то упущенной роли. Что ни делается — все к лучшему. Если роль не досталась, значит, не твое. Или ты до нее не доросла. Прошло время, и однажды я все равно оказалась на съемочной площадке «Склифосовского».

Сериал снимает Юлия Краснова, с которой мы работали в «Монтекристо» и «Челночницах». Режиссер она сильный, с достаточно властным характером, трансформирующий актера и внутренне и внешне, фонтанирующий идеями. То, что делает Юля, всегда интересно смотреть. У нее не бывает проходных сцен. Драматургически все здорово разобрано, и актерам есть что играть. Это самое главное.

— Проб не было?

— Нет. Не знаю, насколько моя героиня «приживется» в этой истории. Сценарий постоянно корректируют. Неизвестно, будет ли у сериала продолжение, а от этого зависит содержание финальных серий.

Я играю главврача поликлиники, у которой завязывается общение с героем Максима Аверина — Олегом Брагиным. Мне всегда нравились взаимоотношения главных героев в сериале «Доктор Хаус». Думала: «Вот бы сыграть такую роль, как Лиза Кадди!» Яркую, умную, свободолюбивую женщину, мечтающую о любви и в то же время опасающуюся сильных чувств. Ее отношения с доктором Хаусом — настоящий поединок. Градус противостояния необыкновенно высок.

— Между вами и Брагиным будет нечто подобное?

— Не знаю. Мы в начале истории. Но, по-моему, такие непростые и противоречивые отношения всегда интересны — желание быть рядом и понимание невозможности такой ситуации, стремление помогать близкому человеку и необходимость держать дистанцию. Знаете, это похоже на роман в письмах — нечто мучительное, но и вдохновляющее.

— Роман у вас будет?

— Мы спрашивали. Юля отшутилась: «Посмотрим на ваше поведение!» Но думаю, все равно краеугольный камень сериала — отношения Брагина с Мариной Нарочинской, которую играет Мария Куликова, их семья, выстоявшая в многочисленных испытаниях. Просто покажут какие-то другие аспекты жизни героя, через которые он должен пройти. Посмотрим, куда нас выведут сценаристы и чем порадуют.

— Впервые играете врача?

— Нет, у меня уже была такая роль в замечательном сериале «На пути к сердцу» с Сергеем Шакуровым, Толей Белым, Игорем Гординым и Маратом Башаровым. Сюжет там интересный. И режиссер Абай Карпыков очень подробно все разбирал, мы снимали сериал как художественный фильм — по три сцены в день, с репетициями, что сейчас встречается редко. Обычно режиссеры работают в другом темпе, приходится под него подстраиваться и существовать в других категориях.

В театре я играю женщин с ярким характером. Не хочется называть их стервами, не люблю это определение. Конечно, всегда интересно подальше уйти от себя
Фото: Сергей Гаврилов

— Мы почти год не общались. Как вы пережили непростой период, связанный с пандемией?

— Периодически накатывали грусть и тоска. Правда пауз в работе практически не возникало. Я плавно переходила из проекта в проект. Помимо сериалов возникли «Танцы со звездами», которые многому научили. Безумно благодарна этой программе и творческим людям, которые ее делают.

Думаю, многие в этот период пережили переоценку ценностей. Меня давно мучил вопрос, доколе будет продолжаться эта тотальная вседозволенность. Раньше существовали какие-то ориентиры, духовно-нравственные ценности. Сейчас все разрушено, все смешалось. Особенно пугает, что детям внушают сомнительные идеи, которые они не в силах осмыслить и критически переварить. Было ощущение, что люди должны остановиться и задуматься. Кризис этому способствовал так или иначе.

Дочери Симе в детстве нравилась одна популярная песня. Когда она распевала во дворе «Я знаю пароль, я вижу ориентир, рекою разноцветной любовь спасет мир», бабушки на лавочке умилялись: «Боже, какая девочка! Какие правильные слова!» Хочется верить в победу любви и добра, но все не так просто.

— У вас колоссальный педагогический опыт как у мамы пятерых детей. Впору книжки писать!

— И все же я не назвала бы себя хорошим педагогом или психологом. Не могу сказать, что нахожу ключ к каждому ребенку. Просто люблю их всех и стараюсь всегда быть рядом, а жизнь сама подсказывает какие-то решения и способы общения. Универсальных подходов не существует. То, что работает с одним, не срабатывает с другим. И вообще, я не понимаю, откуда эти люди ко мне пришли, эта банда, они абсолютно разные!

Когда родилась Сима, думала: «Ну понятно, Полина и Сима — два мира. Черный и белый», не имея в виду, что кто-то из них хорош, а кто-то плох. Просто небо и земля. Потом на свет появилась Груня — совершенно другая личность. А через несколько лет Глаша — еще одна! До этого казалось, что такого разнообразия женских психотипов быть не может. В нашей семье все возможные уже представлены!

Пятилетняя Глаша по темпераменту — вылитая Надежда Бабкина. Мы так и говорим в семье: «Выступает народная Глаша!» Говорит громко, много. В принципе, слушается, может чем-то заниматься, если заинтересована, но вообще человек-ураган. Знакомые периодически интересуются: «Ну как там Глаша? Из садика еще не выгнали?»

Хотя если посмотреть видео из детской хоровой студии, где она занимается, можно подумать, что это необыкновенно тихая и прилежная девочка. Так внимательно слушает Юлию Ивановну, преподававшую еще у Полины и Симы. Старшие в свое время тоже пели в хоре. Юлия Ивановна — человек творческий, настоящая подвижница. Постоянно ездит куда-то с детьми, проводит концерты.

Ребята ее обожают, и Глаша на хоре тише воды ниже травы. Вытягивает все нотки нежным голоском. Дома, исполнив для меня песню про ангела, говорит:

— Ну все, мам, теперь давай споем «А я не буду плакать подруге в жилетку!».

— Господи, откуда это?

— «Русское радио».

— Где ты его слушаешь, когда?!

Всегда ставлю что-нибудь классическое — «Орфей», Jazz, чтобы Глаша слушала хорошую музыку. Но как только ухожу, она включает «Русское радио». Глашина душа требует драйва, активного движения.

— У вас все музыкальные?

— Полина и Сима окончили музыкальную школу, Грунечке там еще год учиться. Правда у нас периодически вспыхивает дискуссия: зачем это надо?

Раньше она еще танцевала в ансамбле «Юность». В связи с отменой занятий пришлось сделать перерыв, а когда все вроде бы открылось, Груня решила пойти... на карате.

— С кем сражаться собирается?

— С сестрами и братом, наверное! У нас дома стоит такой резиновый столб для занятий боксом, по которому можно лупить руками и ногами. Мы его купили для двухлетнего Андрюши, но получилось, что и для Груни тоже. Андрей постоянно пробует на прочность кулаки и голову. Я даже задумалась: не футболист ли подрастает? Все время пытается что-нибудь или кого-нибудь боднуть.

Не назвала бы себя хорошим педагогом или психологом. Не могу сказать, что нахожу ключ к каждому ребенку. Просто люблю их всех и стараюсь быть рядом
Фото: Сергей Гаврилов

Сима, кстати, в свое время тоже просилась на карате. Наверное, это неплохая разрядка для ребенка, особенно в подростковом возрасте. Серафима — очень эмоциональная девушка. Обычно выплескивает эмоции за пианино, любит поиграть.

Как и Груня, хорошо танцует. На карантине самостоятельно освоила хип-хоп.

— С кем проще — с маленькими или большими?

— Эмоционально и психологически — конечно, труднее с детьми переходного возраста. У нас это Сима, которой в сентябре исполнится шестнадцать, и одиннадцатилетняя Грунечка. Тоже потихонечку входит в этот период. Приходится вести разъяснительные беседы, делиться примерами из собственной жизни, подключать Полину. Сестры к ней прислушиваются.

Глаша говорит:

— У меня две сестры — Сима и Груня — и братик Андрюша.

— А Полина? — напоминаю. — Она тоже твоя сестра.

— Нет, твоя.

Приходится объяснять в который раз, что Полиночка моя дочь. Не живет с нами, поскольку уже взрослая и у нее есть молодой человек. Хотя часто бывает с младшими и дома, и на прогулках. Глаша вроде бы прислушивается, но все равно не верит: «Раз Полина только приезжает и командует, значит, она твоя сестра!»

Забавно наблюдать, как Глаша и Андрюша сидят вдвоем вечером после программы «Спокойной ночи, малыши!». Я прошу их сильно не баловаться, чтобы хорошо спать. Объясняю, что нужно отдыхать и правильно питаться, чтобы глазки были красивыми, зубки белыми. Пытаюсь приучать к здоровому питанию, фруктам, овощам, рыбе.

Глаша, правда, рыбу недолюбливает, Андрюша ест все. За пельменями бегом бежит. Груня маленькой тоже их любила и называла «толи». Мы ее спрашивали:

— Ну что же тебе приготовить? Пельмени, что ли?

Она запомнила это «что ли» и отвечала:

— Толи, толи, — показывала на холодильник.

— Пельмешками домашними балуетесь? По прабабушкиному рецепту?

— Не всегда, слишком трудоемкое блюдо. Надо либо самой пятьсот штук слепить, что невозможно, либо упрашивать детей помочь, что редко получается из-за разнообразных кружков. Сима, например, приезжает не раньше шести вечера, а ей еще уроки делать.

В этом году она перешла в другую школу, частную. Мы хотели, чтобы она рисовала, и Сима помимо общеобразовательной три года проучилась в художественной школе, а потом год в Строгановке. Но поняла, что не настолько сильно хочет стать художником, чтобы трудиться в полную силу. Приняли решение пока повременить и чужое место не занимать.

Школа у нее прекрасная, с широким выбором интересных предметов. Ребята учатся невероятно способные, некоторые — победители всероссийских и международных олимпиад. Классы — не больше пятнадцати человек, масса факультативов. Сима ходит на музыку, философию и японский язык.

— Она типичный гуманитарий?

— Думаю, да. Замечательно пишет доклады и рефераты по литературе и истории, русский язык сдала прекрасно. А математику запустила в младших классах из-за болезни и по моей родительской вине. Пробелы в знаниях пытались заполнить за счет занятий с репетитором. Многое удалось скорректировать и подтянуть, но не все.

— Сима еще не думала, куда пойти после школы?

— У нее все стремительно меняется. Со мной было то же самое когда-то. Лишь немногие дети в таком возрасте могут четко определиться и упрямо идти к цели. Сима еще не совсем понимает, чего хочет, и немного разбрасывается в увлечениях. Что из этого выйдет, непонятно. Время сейчас непростое. Многие профессии могут вообще уйти в прошлое.

Надеюсь, когда-нибудь Сима осознает, что хорошо рисует и ей не зря дана эта способность. Можно ведь по-разному ее использовать — не только писать картины. На сериале «Медиум» у нас работал замечательный оператор Илья Демин. Оказалось, у него своя школа. Он так увлеченно и интересно о ней рассказывал, что даже мне захотелось больше узнать об операторской профессии. Возможно, и Симе стоило бы ею заинтересоваться. По-моему, талантливый оператор сродни художнику — так же чувствует красоту природы и человека, строит кадры по законам изобразительного искусства.

Труднее с детьми переходного возраста. У нас это Сима и Грунечка. Приходится вести беседы, делиться примерами из собственной жизни
Фото: Сергей Гаврилов

Но это мое желание. Опять же, мы не знаем, что произойдет в жизни Серафимы в ближайшие полтора года. Может, захочет стать педагогом. Ей нравится общаться с детьми. Мне, конечно, тревожно, я беспокоюсь за дочь.

— С Полиной было по-другому?

— Да тоже непросто. В пятнадцать она перешла из обычной школы в «Класс-Центр» Сергея Казарновского, и это изменило ее жизнь. Сделалась более открытой, смелой, увлеклась актерской профессией. Наверное, задатки были, но глубоко скрывались. В первой школе Полина вела себя иначе, была слишком мягкой и стеснительной. Носила детям свои игрушки, чтобы те играли с ней! Всю себя отдавала. Некоторые даже пугались и бегали от нее. Добрых и открытых людей порой считают странными.

— Полина ведь, как и вы, окончила Щукинское? Так и двигается по актерской линии?

— Да. Их курс с большим успехом до сих пор играет спектакль «До+Вла=Тов», поставленный Родионом Овчинниковым. Полина занята в спектакле «Lё Тартюф. Комедия» в Театре на Таганке. Cейчас репетирует «Капитал» Карла Маркса.

— Что, простите?..

— Вы не ослышались. Говорит, очень интересная интерпретация.

Еще они вместе с Яном Яновским, ее молодым человеком, преподают на театральном факультативе в одном из московских вузов. Поставили со студентами «Фантазии Фарятьева», начинают работу над «Пигмалионом».

— Ян однокурсник Полины?

— Нет, он учился на другом курсе — актерско-режиссерском, но тоже в Щукинском.

Молодому режиссеру, конечно, нелегко. Ставку в основном делают на уже известных мастеров. Начинающим остается только потихонечку делать свою работу в надежде на лучшее.

— Как долго они вместе?

— Недавно я заметила:

— Полиночка, а ведь у вас скоро шесть лет совместной жизни.

— Ты что, считаешь? — удивилась она.

— А что в этом странного? Я же твоя мама!

В феврале ей исполнилось двадцать пять. На юбилей дочери приезжал Гоша (Гоша Куценко — первый муж Марии Порошиной и отец Полины. — Прим. ред.). Было очень весело.

— Вы в двадцать пять уже были мамой!

— Периодически спрашиваю:

— Полиночка, когда же вы кого-нибудь родите?

— Подожди, еще твоих не дотянули, — отшучивается она.

Любит детей. Но у них с Яном столько планов и творческих замыслов, что пока откладывают. Все очень сложно. Я их понимаю, сама впервые снялась в кино в двадцать шесть, в небольшой роли. Когда Полина сокрушается:

— Да когда уже пойдет настоящая работа? — отвечаю:

— Хочешь все и сразу? Так не бывает. Все достается трудом, потом и кровью. Постепенно наладится.

Наши педагоги в «Щуке» говорили: «Интересен процесс, а не финал».

— Актерской профессией определенно занимаются ради процесса. Результат невозможно предсказать. Пока никто из детей, кроме Полины, не проявляет интереса к лицедейству?

— Груня хочет быть артисткой. В принципе, она девочка артистичная, общительная, поет, танцует. Но я не отношусь к тем мамам, которые с младенчества готовят ребенка к актерской карьере, отдают в специальные школы, водят на кастинги и ищут проекты. Лучше пусть потом поступит в театральный! Значит, так тому и быть. Человек должен окрепнуть эмоционально, духовно, физически и делать выбор в сознательном возрасте. Ощущать потребность в профессии. А если выбирает от нечего делать или потому что родственники тем же занимаются, ничего хорошего не выйдет.

— У вас у каждого ребенка есть семейное прозвище? Глаша — Надежда Бабкина. А Андрюша?

— Как назвала его одна знакомая — Андрюша-чинуша. Я запротестовала: «Нет, нет! Не надо нам чинуш! Пусть лучше станет военным или батюшкой». Пути Господни, конечно, неисповедимы. Мы можем что-то планировать, о чем-то мечтать, жизнь все равно распорядится по-своему. Но у Андрюши определенно задатки руководителя. Уже пытается мне сказать, куда нужно пойти, что делать и в каком порядке: умыться или сначала выпить кофе.

Сидят как-то младшие после «Спокойной ночи, малыши!», и Глаша спрашивает: «Андрюша, ты ведь женишься на мне?» Брат нерешительно кивает: «Да»
Фото: Сергей Гаврилов

Как-то убегала на репетицию и чтобы не травмировать сына, постаралась сделать это незаметно, пока гуляет, но столкнулись у лифта. Сидящий в коляске Андрей сказал:

— Мама, идем домой!

— Андрюшенька, сынок, мне нужно на работу! Скоро вернусь!

— Хоцесь хлеб? Суп? Идем!

Сима у нас «философ». Любит порассуждать на разные темы. А Грунечка — солнце ясное! Она очень общительная, открытая и добрая. Конечно, в связи с возрастом время от времени показывает характер, но надеюсь, это не обернется какими-то серьезными проблемами. Во всяком случае, Груня понимает, что мне непросто и нам всем надо быть вместе. Старшие маленьких обожают. Андрюшу все зацеловывают.

Сидят как-то младшие после «Спокойной ночи, малыши!», и Глаша вдруг спрашивает:

— Андрюша, ты ведь женишься на мне?

Брат смотрит вопросительно и нерешительно кивает:

— Да.

Она расцветает:

— Ты мой принц! Спасибо, спасибо! Мы поженимся!

Он уже более уверенно:

— Да, да!

Не понимает, о чем речь, но думает, что сестра предлагает что-то интересное. Проходит минут пятнадцать. Малыши не могут поделить игрушку, вспыхивает ссора, Глаша дразнится, Андрюша плачет и головой бьет сестру в лоб. Та хватается за нос и кричит:

— Все, ты мне не брат! Я на тебе никогда не женюсь! Даже не думай! — поворачиваясь ко мне, вопрошает тоном королевы: — Где мой лед?!

Бежит к холодильнику, достает кусок замороженной курицы, заматывает в полотенце и прикладывает к носу.

— У вас не соскучишься!

— Куда там! Нарочно не придумаешь такие разные женские характеры! И они проявляются даже в раннем возрасте. В детском теле особенно смешно наблюдать соперничество, желание выделиться, построить отношения с мужчиной, пусть и маленьким.

Малыши уже пытаются шутить! Андрюша показывает на голубой костюм и говорит:

— Жотый.

Я удивляюсь:

— Какой же это желтый? Голубой.

Сын смеется:

— Ха-ха, конеся, бубой!

Глаша специально путает слова в песне, чтобы нас насмешить.

— У вас не бывает приступов отчаяния, когда вы не знаете, как справиться с этой командой?

— Пытаюсь работать над собой и уходить от грустных мыслей и безысходности. Разное случается, но стараюсь воспринимать жизнь с надеждой и верой. У меня нет права, да и времени на уныние или отчаяние. Раньше рядом была мама, она нас всех объединяла. У меня как у дочери были поддержка и защита, друг и мощнейший учитель. А теперь все держится на мне.

— Тяжело без мужского плеча? Некоторые женщины не могут без «пары».

— И мне сложно, я человек домашний, семейный. Одиночество для меня — испытание. Но с другой стороны, своего рода отдохновение. Я благодарна судьбе за этот этап. Что дальше, не знаю... Полноценная семья — огромное счастье, безусловно, когда есть муж, отец. Второй половинки не хватает, тем более что я всегда была замужем. Но если сейчас переживаю этот сложный момент, значит, он для чего-то предназначен. Что-то я должна понять и изменить в себе. Это не «почему», а «для чего».

Детям необходимо мужское воспитание. Мама может многое, но не все. Дочери совсем иначе слушают и слушаются отца. Женщина есть женщина, мужчина — совсем другое, это сила, защита. Мужской авторитет — не пустой звук. Особенно для детей переходного возраста.

— В свое время ваш муж Илья очень помог вам с Полиной, вы рассказывали...

— Да, безусловно. Но и Гоша был постоянно рядом. В этом смысле Полине повезло — у нее было два папы. Оба интересные, мудрые. Гоша не оставлял дочь ни на секунду и до сих пор держит руку на пульсе. Зачастую знает о ней больше, чем я. Как мама общаюсь с ней в основном на женские темы, а он ее «сканирует» по всем направлениям.

Да и остальные мои дети в каком-то смысле под Гошиным контролем. Недавно беседовал с Симой, и она прямо растаяла, слушала его с открытым ртом. Мужчина в доме — великая сила. Особенно такой продвинутый, интересный, обаятельный, как Гоша. Молодежь его любит, и он умеет разговаривать с молодыми. Симу сразу ободрил, чем-то порадовал и мгновенно установил контакт. Теперь она спрашивает:

Мария Порошина
Фото: Сергей Гаврилов

— Когда же опять придет Гоша?

— Ну, мы можем сами поехать к нему в гости.

— Наверное, это целая история — куда-то вывезти такой кагал? И дома постоянный шум и гам?

— Подруги смеются: «Итальянская семья!» Дети говорят все вместе, требуют внимания, о чем-то спорят. «Час пик» у нас после шести, когда все возвращаются из школы и кружков. Иногда параллельно приходится общаться с друзьями, которые заезжают из Шереметьево. Мы от него сравнительно недалеко находимся. Подчас сложно уделить всем время.

Не каждый может так жить. Одна женщина как-то сказала: «Хорошо вам детей рожать. Можете пятерых прокормить, а многим семьям с одним ребенком не хватает на хлеб». Я не стала спорить. Не объяснишь ведь, что у артистов тоже случаются аховые ситуации. Когда-то и мы сидели без денег, курицу позволяли себе раз в три дня. И ничего. Конечно, хлопот много, но как показывают социологические опросы в самых разных странах мира, многодетные семьи — самые счастливые.

— Конечно, придешь домой в плохом настроении, а тебя как подхватит детский ураган — и дурные мысли сразу улетучатся!

— О да! Андрюшу надо искупать и уложить, Глаше прочитать сказку, с Груняшей поговорить, к Симе завернуть. Обычно наши беседы растягиваются часа на полтора и не всегда заканчиваются консенсусом...

Быть мамой непросто. Но я уверена, что любовь и вера в своих детей помогут все преодолеть. Знаете, в одном из посланий апостола Павла говорится: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует и не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла...» Часто повторяю в трудную минуту эти слова, они дают силы и помогают обрести душевный покой...

Благодарим отель Mercure Арбат, салон цветов и подарков «Вереск» и Джон Булл Паб за помощь в организации съемки.

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: