7days.ru Полная версия сайта

Зоя Бербер: «Приняла решение быть верной себе»

«У меня был период в жизни, когда я хотела уйти из профессии. Боялась ходить на пробы, а мысли, что...

Зоя Бербер
Фото: Павел Шелковников/из архива З. Бербер
Читать на сайте 7days.ru

«У меня был период в жизни, когда я хотела уйти из профессии. Боялась ходить на пробы, а мысли, что мне придется кого-то изображать перед режиссером, вводили в ступор. И причиной тому были неудачные пробы».

— Зоя, с недавних пор вы состоите в труппе столичного Театра сатиры. Легко ли вам далось такое решение при вашей большой занятости в кино?

— Я не хотела состоять в труппе театра и немного сопротивлялась. Я играю в Губернском и Ермоловском театрах в спектаклях Сергея Землянского как приглашенная актриса, и меня устраивало такое положение дел. Но Сергей Ишханович Газаров, художественный руководитель Театра сатиры и Театра Джигарханяна, очаровал меня, и я согласилась. Он сказал: «У меня нет приглашенных артистов, только свои. И я зову в свой театр тех, в кого верю, кому доверяю. И ты одна из них». Я думала тогда: «Ах как мягко стелет». Но мне понравилось. Сергей Ишханович очаровательный, талантливый человек, и быть в его команде очень приятно. Хотя сразу его предупредила, что я лошадка непростая, мне надо везде успеть. Он ответил: «Я понял». Пока у меня только один спектакль «Арбенин. Маскарад без слов», а там посмотрим, буду стараться успевать везде.

Познакомились мы с Сергеем Газаровым два года назад. Он искал в Театр Джигарханяна, в котором стал художественным руководителем, молодых актеров, новые лица. Инга Оболдина, мы с ней работали в одном проекте, рассказала обо мне, показала мои работы. Он пригласил меня на встречу. Пообщались, но как-то не сложилось. Я заболела ковидом, а потом у меня начались съемки нон-стопом. Но мы были на связи, периодически созванивались. И тут звонит режиссер Сергей Землянский, с которым мы поставили два спектакля — «Калигулу» в Губернском театре и «Демона» в Театре Ермоловой, и говорит: «Сергей Ишханович стал еще и художественным руководителем Театра сатиры, где мы с тобой, Зоя, будем создавать спектакль — я буду ставить, а ты участвовать». Вот так я и попала в труппу Театра сатиры.

— Зоя, получается, вас взяли без проб...

— А вы знаете, есть люди, по которым сразу видно, какие они. Я потом уже узнала, что про меня говорили: честная, открытая, боевая, без гнильцы за душой. Вот, видимо, такая боевая героиня была нужна.

— Как вас приняла труппа?

— Точнее сказать, две труппы — Театра Джигарханяна и Театра сатиры. Их, можно, сказать, объединили. Они друг друга изучали, присматривались. А между ними встала я с режиссером Землянским. Я была при нем, а его все уважали, и никаких вопросов ко мне не возникало. В общем, стали репетировать, все увидели мою работу и приняли. (Улыбается.)

— Трудно представить, что вас могут не принять. Вы сразу к себе располагаете...

— Я всегда улыбаюсь и смотрю, кто улыбнется мне. Если человек улыбается в ответ, значит, мы с ним сработаемся. Порой слышу про себя неприятные вещи, например, что я лицемерка. Меня это обижает. Но, скорее всего, так могут судить о людях те, кто с этим сталкивался или сам является лицемером. Конечно, я же нормальный человек, не могу все время улыбаться и всех безгранично любить. Например, сегодня я могу увидеть вас в коридоре, крепко обнять, потому что располагаю временем, а завтра буду чем-то озабочена и пробегу мимо, крикнув только «привет». Это считывается так: вот она сегодня, когда ей надо, улыбается, а завтра может мимо пройти. Но и то, и то является искренностью и честностью в предлагаемых обстоятельствах.

С Сергеем Гармашом в сериале «Проект «Анна Николаевна», 2020 год
Фото: ТНТ

Мне раньше очень хотелось всем нравиться. Я искренне считала всех хорошими. Но на 501-й раз поняла, что люди разные. Приняла решение быть верной себе и своему настроению: если мне человек приятен, даже если о нем ходят какие-то нехорошие разговоры, он мне приятен. А если он мне неприятен, но все его любят, то он мне неприятен, и это неизменно.

Моя открытость и искренность приносила свои плоды в работе. Во второй сезон сериала «Триггер» я попала каким-то чудеснейшим образом. Смотрела первый сезон и была в полном восторге. На «Проекте «Анна Николаевна» мы с механиком камеры стояли рядом, болтали, и вдруг он сообщает:

— Завтра ухожу с этой площадки и вступаю в другой проект.

Я ему говорю:

— Жаль, что уходишь с середины съемок, было бы здорово до конца эту историю пройти.

Было интересно, ради какого проекта он нас покидает. Оказалось, что запускается второй сезон «Триггера» и он уходит туда. Я тут же набираю своему агенту и говорю: «Звони кастинг-директору, узнай, может, найдется маленькая роль, хоть дворника сыграю». Конечно, это был абсурд: проект запускался, значит актерский состав собран. Через полчаса мой агент перезванивает: «Ты не поверишь, кастинг-директор рассказала про тебя режиссеру, и он удивился: «Вот это совпадение!» Дело в том, что они не могли найти героиню на роль, как я ее называю, воцерковленной маньячки: девочки-святоши, которая оказалась настоящей паучихой. И тут звонит Бербер, которая: «Я могу, я хочу». И Игорь Твердохлебов утверждает меня на эту роль.

Это просто невероятно! Я действительно очень хотела попасть в проект, поработать с этой командой. С Александрой Ремизовой, генеральным продюсером, мы были знакомы с сериалов «Фарца» и «Анна Николаевна». В общем, она очень мощный и правильный продюсер. И попасть к такому человеку — большое счастье, потому что заведомо знаешь, что там все будет круто: хороший режиссер, идеальный оператор, талантливые актеры, которые все на своих местах. Тебе просто нужно прийти и сделать свою работу качественно. Но снимаясь в «Триггере», я волновалась и очень переживала. Все же в этот проект берут лучших из лучших — мощный кастинг. Тут даже мастодонт может появиться в небольшом эпизоде. А так на площадке находишь своих людей, с кем комфортно общаться. Я человек коммуникабельный, мне легко заговорить первой. Даже не могу вспомнить, чтобы мне было на съемочной площадке с кем-то некомфортно работать. Конечно, со всеми дружить невозможно, но это и не нужно. Для меня творчество и общение с коллегами никогда не было работой, только удовольствием.

— Вспомните партнера на съемочной площадке, с которым было не только комфортно работать, но и интересно за ним наблюдать.

Сергей Чирков — это первый, кто приходит в голову. Мы с ним работали в одном проекте «Девять жизней». Рядом с ним можно не играть. Он все сделает так, что реагируя на него, сыграешь очень правильно. Я была потрясена его работой, никогда не видела, чтобы человек так существовал в кадре. Говорят, если на сцене появляется животное или ребенок, все внимание приковано к ним. Про Сергея можно сказать то же самое. Он быстро переключается, разыгрывает любую ситуацию и всегда все четко и правильно делает. Вот он действительно меня удивил.

Есть люди, по которым сразу видно, какие они. Я потом уже узнала, что про меня говорили: честная, открытая, боевая, без гнильцы за душой...
Фото: Павел Шелковников/из архива З. Бербер

Еще запомнился Юрий Чурсин. Во время съемок «Фантома» у него включалась «минутка преподавателя». Мы делаем сцену, подходит режиссер, говорит свои комментарии, что-то поправляет. И пока режиссер Сергей Сенцов идет обратно, Юра быстро дает мне совет, например слегка повернуть или наклонить голову. Это все было ненавязчиво, я могла не прислушиваться к его советам, но каждый раз это было очень ценно и уместно. То есть режиссер со стороны камеры видит одну историю, а партнер со своей стороны — другую. И если правильно все соединить, то получится очень красивая удачная картинка. Это было очень классно. Я ждала эти «минутки» от Юры. Он просто искренне подсказывал, переживая за общее дело.

Мне понравилось работать с Юлей Ауг и Ириной Розановой. С Юлей мы пересекались в «Анне Николаевне», а вот поработать удалось на съемках клипа, в котором она была в качестве режиссера. Она, по-женски задевая тонкие нити, вытягивая их, включает душу. Мало людей, которые так могут раскрыть актера. А Ирина Розанова восхищает опытом, статью. Чувствуется мощь. Рядом с ней надо просто не пасовать, а быть честной. И все получится.

— В сериале «Везет» вы сыграли молодую любящую супругу героя Владимира Меньшова...

— Во время съемок мы, к сожалению, не пересеклись. Получилась яркая роль, хотя у меня было всего четыре съемочных дня. Я пробовалась вообще на роль, которую потом сыграла Светлана Ходченкова. Но не сложилось. А потом позвонили и предложили сыграть молодую беременную жену, у которой умер пожилой супруг. Я быстро сделала видеопробы: засунула под халат подушку, ела банан и что-то говорила — придумала сама такой образ.

На съемках Владимир Щегольков, режиссер, спрашивает:

— Почему у тебя говор пропал?

Я удивленно говорю:

— Какой говор?

Он продолжает:

— Во время проб у тебя был говор. Где он?

Я уже смеюсь:

— Так это был банан!

Режиссер продолжает настаивать:

— Верни, пожалуйста, свой говор. Если нужен банан — верни банан!

Вот получился такой образ наивной провинциальной девушки, которая попала в непростую ситуацию.

А как мы долго репетировали роды! Полтора часа Евгений Цыганов общался с акушеркой, старался понять, как он будет «принимать» у меня роды. У меня есть видео на две минуты, где я просто сижу на стуле, немножко растопырив ноги, а ассистент режиссера показывает Евгению, как он будет вынимать у меня ребенка. (Улыбается.)

— Евгений Цыганов довольно закрытый человек. Получилось найти контакт?

— Да, он закрытый человек, но у меня было к нему подключение с помощью прекрасного Максима Лагашкина. Мы с ним параллельно с сериалом «Везет» работали в проекте «Чума!». Он так и говорил, как только меня видел: «Партнерушка». И вот у меня первый съемочный день в «Везет», первая сцена. По сюжету я сижу на диване и плачу, а передо мной стоят Евгений и Максим. И я говорю Лагашкину: «Вчера я была на «Чуме!», играла девочку с челюстью вперед, завтра поеду на «Анну Николаевну» играть андроида, сегодня я здесь. Очень тебя прошу, если ты увидишь, что меня в одну или в другую сторону понесет, скажи». Мы с Максимом очень дружны и друг другу симпатичны. У нас с ним такая правильная партнерская любовь. Я чувствую, что он за меня переживает, когда мы вместе снимаемся. Мне это очень приятно. И вот я через Макса к Евгению подобралась. И он был не против. (Улыбается.)

С Сергеем Безруковым в спектакле «Казанова. Ars Vivendi». Московский Губернский театр. Премьера в 2021 году. Пьеса: Андрей Ларионов, режиссер: Сергей Безруков, сценография: Анна Матисон, Фонд Сергея Безрукова, 2021 г.
Фото: Галина Фесенко/«Казанова. Ars Vivendi»

— В «Чуме!» вы невероятно смешная. Совершенно непохоже на то, что вы играли раньше.

— На кастинг пришла с выдвинутой челюстью, с кухонным полотенцем на голове. Хотела подчеркнуть, что у меня высокий лоб, немного торчат уши, потому что в картине время действия — Средневековье. Мне очень хотелось сыграть что-то смешное. И продюсер, и кастинг-директор потом говорили: «Мы так хохотали, ты такая была непривычная!» В итоге я стала главной героиней — Мартой.

— Зоя, как вы относитесь к пробам?

— Пробы начинаются с открытия дверей, даже если режиссера нет в комнате. Но как ты входишь, видят другие люди, причастные к этому проекту. И они так или иначе будут участвовать в принятии решения — подходишь или нет. Надо собраться и показать, что ты умеешь работать. А работа ведь заключается не только в том, чтобы оттарабанить текст и хорошо сыграть, но и как ты существуешь в команде, реагируешь на стресс, справляешься с многозначностью.

Я часто приходила на пробы неготовая: текст не выучила, в голове — домашние бытовые вопросы, нервничала. Недавно произошел случай на пробах. Мне казалось, что я готова на все 100 процентов. А зашла в кадр, так все из головы вылетело. Вот, образно говоря, летели дротики мимо мишени. Возможно, тишина меня сбила, может, еще что-то. И я попросила своего агента договориться о еще одних пробах. Но режиссер ответил нет, сказав, что все было хорошо, просто я не подхожу для этой роли. Ну, проиграла. Жаль, потому что в следующий раз этот режиссер будет во мне сомневаться и может не позвать на пробы в другой проект. Ну, не судьба.

И тут не надо расстраиваться, рвать на себе волосы и сомневаться в своем таланте. Ничего хорошего из этого не выйдет. Но мне потребовалось время, чтобы это понять. У меня был период в жизни, когда я хотела уйти из профессии. Боялась ходить на пробы, а мысли, что мне придется кого-то изображать перед режиссером, вводили в ступор. И причиной тому были неудачные пробы.

Я пришла на встречу к режиссеру подготовленная на все сто: текст выучила, красиво оделась, накрасилась. До этого на пробы я особо не наряжалась и всегда проходила их как-то на бегу. А тут подошла к этому процессу серьезно. Сначала 40 минут меня держали в коридоре. Потом ассистент режиссера вежливо отказалась рассказывать сюжет картины. И вот я захожу в комнату, а режиссер мне говорит: «Ну что, читанем?» Поднял глаза, осмотрел сверху донизу оценивающим взглядом. Я попросила рассказать мне сюжет фильма, потому что на руках у меня были только слова героини. И он, делая мне одолжение, вкратце рассказал. Я растерялась. Было ощущение, что своей просьбой сильно обеспокоила его, напрягла... И настроения, конечно, уже не было. Но решила действовать до конца, хотя нужно было развернуться и уйти.

После этих проб я позвонила своему товарищу, который знал этого режиссера, рассказала в подробностях про эту странную ситуацию. И он мне объяснил: «Такой человек, славится тем, что любит надламывать людей». А это не просто неприятно, это больно. Мы с ним не были знакомы, никогда не работали вместе, и вести себя так по-хамски... С тех пор я боялась проб, не хотела вообще работать в кино. Долгое время, открывая дверь в комнату, где находится режиссер, возвращалась мыслями туда, где сидел тот равнодушный человек... Еще раз такое пережить я просто не хотела. Справиться со своим страхом мне помогли «Курсы прохождения проб». Американский тренер по актерскому мастерству Ивана Чаббак создала театральную школу в Лос-Анджелесе. И мои коллеги Владимир Моташнев и Дмитрий Чеботарев получили дополнительное образование в этой школе и стали эксклюзивными представителями техники Чаббак в России с правом преподавания. Создали курс, который состоит из двенадцати занятий. Интересная история: тебя учат правильно разбирать сценарный текст, объясняют, что значит дальний и крупный план, на что на пробах делаются акценты. В принципе, с опытом ты начинаешь разбираться в этом. А вот ребята из нашего потока не знали многих вещей. И эти курсы мне очень помогли.Теперь для меня пробы, даже неудачные, — это тренинг. Если мне не нравится проект и точно знаю, что не буду в нем сниматься, я все равно иду. Во-первых, надо попробовать, во-вторых, показать себя, потому что эти люди сегодня снимают эту историю, а завтра позовут в проект мечты.

Как только Надю запеленали, дали мне в руки и сказали: «Это вам на всю жизнь», произошел щелчок, и вся моя жизнь резко изменилась. Рождение дочери изменило все
Фото: Анна Дафтари/из архива З. Бербер

— От многих проектов отказываетесь?

— Мне многое не нравится из того, что предлагают. Например, очень непросто реагирую на комедию. Очень аккуратно отношусь к скетчкому. Все, что я видела, плохо. Меня зовут и ждут в такие проекты, но пока не иду. Кривляться? Ну зачем, пока есть возможность зарабатывать с любовью? (Улыбается.)

— Вам ближе драма или комедия?

— Мне, конечно, не хотелось ассоциироваться только с комедией. Хотя я хорошая комедийная актриса — уже могу так сказать, раньше не хватало смелости. С другой стороны, комедию терять нельзя, это же мой любимый жанр. Вот в «Проект «Анна Николаевна» меня утвердили из-за моего опыта работы в комедийном жанре. Продюсер Александра Ремизова настояла на моей кандидатуре, когда ей говорили, что есть актрисы намного симпатичнее и точенее. На что Александра им сказала: «Там нужно существовать по законам комедии, а Зоя это знает и умеет. Андроида не каждая сможет сыграть». И она оказалась права, как потом ей сказали. Я ей вечно буду благодарна. Анна Николаевна — мой любимый персонаж. Я даже по ней скучаю. Бывает, сижу в кафе и играю своего андроида: взгляд стекленеет, я начинаю сканировать и считывать людей — кто они, откуда, какое настроение. И у меня включается дедуктивное мышление. Одна проблема: моих стеклянных глаз периодически пугаются официанты. (Улыбается.)

Вообще, самым сложным в этом сериале было не моргнуть во время стрельбы. Ты же живой человек и реагируешь на громкий звук, на отдачу в руку. В конце концов, тебе просто страшно! Один раз мне прилетело два металлических осколка в лицо. Хотя меня уверяли, что это невозможно. А на следующий день во время грима обнаружили, что на подбородке у меня маленькая ранка, в которой застряла какая-то частичка, и уже началось воспаление. И все же я научилась не моргать, я — кремень! Правда, если присмотреться, можно увидеть, как мой зрачок во время выстрела сужается.

В «Проекте «Анна Николаевна» моим партнером был Сергей Гармаш. Я об этом даже не мечтала. Сергей Леонидович — роскошный, талантливый. Дико волновалась перед нашим с ним первым съемочным днем. Боялась ударить в грязь лицом. У нас был сложный кадр, который снимался в движении: машина едет, и ты должен, когда вы окажетесь в определенной точке, сыграть сцену. Не успел — машины разворачиваются и возвращаются в исходное положение. А у моей героини, так как она робот, особенная речь — я как будто чеканю слова и не должна ни в коем случае вздыхать. В общем, сижу в машине и трясусь. Раза три ошиблась. А потом Гармаш ко мне наклоняется и говорит: «Зой, я сам волнуюсь. Ты молодец». Я поняла: вот это уровень, он не только профессионал, но и джентльмен. И я начинаю произносить текст. На мне крупно камера, и Сергей Леонидович, пользуясь этим, вместе со мной мои слова произносит, чтобы я не сбивалась. Выучил их, пока я ошибки делала. Считаю, что Анна Николаевна — роль мечты!

Зоя Бербер в сериале «По колено», 2021 год
Фото: Пресс-служба онлайн-кинотеатра IVI

— Но путь в кино вам открыла роль Леры из «Реальных пацанов». Каково это, играть в сериале 12 лет?

— Я очень люблю этот проект. Мы недавно с ребятами смотрели последнюю серию «Друзей», когда актеры собрались спустя много лет в тех же декорациях. И кто-то из наших ребят сказал:

— Представляешь, десять лет они были вместе, вот это рабочая химия, вот это кайф!

И тут я вступаю в разговор:

— Да у нас самих точно так же!

Действительно, мы всей нашей командой друг друга понимаем с полуслова. И неважно, кто рядом — Валя, Маша или Коля. Мы просто настолько сроднились, чувствуем друг друга, что нам даже можно ничего не объяснять. Недавно мы снимались с Валей Мазуниной в проекте «Стендап под прикрытием», и режиссер, видя наши взаимоотношения, сказал нам: «Да вы все понимаете! Я вам даже ничего говорить не буду!»

Я не переживаю, будут меня ассоциировать с Лерой из «Реальных пацанов» или нет. У меня сейчас два имени, на которые я отзываюсь: Зоя и Лера. Но после «Реальных пацанов» были «Фарца», «Счастья! Здоровья!», «Проект «Анна Николаевна», «Чума!», где я играю абсолютно разных героинь.

Когда нам говорили о запуске нового сезона «Реальных пацанов», я каждый раз радовалась. Еще в самом начале нас убеждали, что это очень классный проект, что мы просто не понимаем, как нам всем повезло в нем участвовать. Сейчас я это понимаю. А тогда просто работала, получала от процесса невероятное удовольствие. Мне нравилась наша команда, все ребята были такими классными, веселыми и уже известными в Перми. Я попала в элиту, общалась с людьми, которых все знали, любили. Половина из них играли в КВН, другие устраивали модные вечеринки в клубах. Можно сказать, что я одна была никому не известна. «Реальные пацаны» для меня быстро стал приоритетным проектом. У нас много лет подряд в договоре было прописано, что если начинаются съемки, то мы должны все свои дела отодвинуть и не отвлекаться от съемочного процесса. Потом это условие убрали, но оно осталось в наших сердцах. И мы подстраиваем под «Реальных пацанов» все остальное.

На съемках «Реальных пацанов» я познакомилась с Александром, у нас родилась Наденька. И в Москву я перебралась к нему. Даже не знала тогда, что новый сезон будут снимать в столице. Это просто приятное совпадение.

Помню, что мой переезд случился 1 апреля. Я прилетела с двумя чемоданами, позвонила Саше и говорю:

— Я в Москве!

Он мне в ответ:

— Смешно.

А я ему:

— Давай смейся, у тебя есть полчаса на это, пока я на такси доеду до дома.

Первые полгода было крайне тяжело. Именно столько мне потребовалось, чтобы привыкнуть к столичному ритму, масштабу города. Я плакала почти каждый вечер, очень переживала. А потом ситуация резко изменилась. Я во всем разобралась, все поняла и привыкла. Нужно было дать себе время на адаптацию.

Считаю, актерам необходимо ходить к психологу. Мы, артисты, находимся в постоянном анализе: почему герой так себя повел, зачем он это сказал?
Фото: Павел Шелковников/из архива З. Бербер

— Зоя, если представить, что подходит к вам режиссер и предлагает сыграть любую известную женщину. Кого бы вы выбрали?

— Мату Хари, Аллу Пугачеву... Мне нравятся сильные независимые женщины. И было бы интересно попробовать сыграть их. У них у всех интересные судьбы. Почему женщины становятся сильными? Потому что у них не было другого выбора. Сильными их сделала жизнь. Есть такая фраза: «Я внутри такая наивная и хрупкая, что остается быть только сильной и смелой». У всех этих женщин был долгий одинокий путь, отстаивание своих интересов, себя. Алла Борисовна, наша примадонна, одна такая, другой нет. Она через себя пропускает все свои песни, влюбляет в себя. Вот таких женщин, как Пугачева, мне бы с удовольствием хотелось сыграть.

— Рождение дочери Нади вас сильно изменило?

— В первую секунду. Как только Надю запеленали, дали мне в руки и сказали: «Это вам на всю жизнь», произошел щелчок, и вся моя жизнь резко изменилась. Вот что называют послеродовой депрессией? Изменение гормонального фона у женщин. Но я бы такое поведение назвала перестройкой не женского организма, а жизни. Если раньше женщина думала только о себе, не о партнере, не о родителях или собаке, то теперь будет думать еще и о ребенке. И вот во время послеродовой депрессии капризы, истерики, слезы — это перестройка. Женщина как бы сопротивляется, ей тяжело принять эту реальность. Но приходится. (Улыбается.)

— Какая вы мама?

— Строгая и очень любящая. В воспитании дочери я руководствуюсь двумя принципами — безусловная любовь и безусловная дисциплина. Я считаю, что для ребенка очень важен режим. Сначала надо все ребенку организовать, а потом, как это японцы делают, отпустить его ручку и сказать: «Теперь сам». Надя хочет успеть везде: и рисовать, и танцевать. А недавно сказала, что хочет заниматься единоборствами.

— А вы воспитываете дочь так же, как воспитывали вас?

— Нет, немного по-другому. Мама, желая мне всего самого лучшего, настаивала на каких-то вещах, с которыми я не была согласна. Но последнее слово всегда оставалось за мной. И я не помню, чтобы она обижалась или как-то негативно на это реагировала. В этом плане мама — большая молодец. Единственно, она всегда была строга, когда дело касалось школы. Я плохо училась, не старалась и абсолютно бездарно тратила время. Маме, конечно, это не нравилось. Если мне сейчас приснится сон про школу, я проснусь в холодном поту. Меня до сих пор просто триггерит, когда я вспоминаю школьные годы. Не знаю, как выстроено наше образование, но мне эта система не нравилась и до сих пор вызывает вопросы. Ну, вот даже как ученики сидят в классе? Все смотрят на затылок впереди сидящего ученика. Ну что это такое? А где берется креативность? Ее нет. Вся система выстроена таким образом, чтобы учителю было удобно с ребенком работать, а не наоборот. Но ни один строй не несет в себе креативности. Мир держится так или иначе на двух составляющих — на креативе и на дисциплине. Значит, всему нужно найти место. Но этим никто не занимается, потому что так проще и легче. Школа подавила во мне все желание учиться. Помню, на уроке МХК я сказала:

С Дмитрием Чеботаревым в спектакле «Демон» в роли Тамары. Московский драматический театр имени Ермоловой, 2014 год
Фото: Виталий Белоусов/РИА Новости

— Мне это неинтересно, а вот это — интересно.

И учитель говорил:

— Подожди, сначала нужно это изучить.

А потом тебе становится неинтересно ничего.

Еще было сложно выстраивать отношения с одноклассниками. У нас ведь как все происходит: получаешь пятерки — с тобой дружат. А если ты перебиваешься с тройки на тройку, то к тебе выстраивается другое отношение. В общем, ты как бы не фонтан. Почему, ребята? Я снимаюсь в кино, дружу с прекрасными известными людьми, сериалы со мной идут на федеральном канале уже 12 лет, почему я была не фонтан? И они ведь тоже не виноваты, просто так принято.

Я знаю, что существует система образования с другим подходом. Я познакомилась с одним педагогом, ему 72 года, и он придумал свою систему образования. Михаил Иванович мне объяснил, как устроена школа и что она может убрать, а что привнести в головы детей. И вот то, что она может в ребенке убрать, меня напрягло. Но Надя все равно пойдет в первый класс. У дочки есть папа, родственники, которые не разделяют со мной мнение о нашей системе образования. У Александра, отца Нади, в семье все учителя. И конечно, они хотят, чтобы Надя училась как все. Но отходные пути у меня есть. С другой стороны, я тоже не могу лишить дочку этого. Надя потом мне скажет: «Мам, ты даже не дала попробовать». Ну как, это неправильно. Нет, в первый класс она пойдет, а потом посмотрим. Нельзя все решать без ведома ребенка, иначе это буду я, а не она. Вообще, считаю, что дочь должна пройти свой собственный путь. Я не из тех мам, которые будут что-то запрещать, настаивать на своем мнении... Например, если Надя когда-нибудь захочет уйти из института, я не устрою по этому поводу драму. Я, конечно, серьезно с ней поговорю, но предоставлю дочери самой делать выбор. Это ее жизнь, ее путь, и, как бы я ни хотела, не смогу его пройти за нее. Так что буду, может быть, кусать губы, но позволю делать, как она хочет. Иначе личность не сформируется. Нас же воспитывали по-другому, было много запретов, правил. А потом мы полжизни работаем над тем, чтобы себе что-то разрешить и самим себе установить правила. Кто-то правильно написал: «Когда родители говорят «Мы без терапевтов, без психологов выросли, и ничего, нормально», — хочется кричать чаечкой: «Какие вы нормальные? Где вы нормальные?»

— Надя на вас похожа? Вы такой же были в детстве?

— Да, Надя растет очень похожей на меня. Она видит мир по-другому, задает интересные вопросы. Но многим поведение Нади кажется странным. Например, мы были в Уфе на скачках. Я была на сцене, произносила речь. А Надя в это время подбежала к победителю скачек, 12-летнему парню, обняла его и сказала: «Ты меня восхищаешь!» Дальше она выбегает ко мне на сцену, что тоже не принято, и говорит: «Мама, я его обняла».

Ну, или, например, она говорит:

— Ты от меня что-то скрываешь.

Я спрашиваю:

— Что?

— Ну, я пока не буду говорить, походи подумай, что ты скрываешь, может быть, сама мне расскажешь.

С Максимом Лагашкиным в проекте «Чума!», 2020 год
Фото: Пресс-служба онлайн-кинотеатра IVI

Еще Надя очень любит внимание. Она так его любит, что мне иногда неловко. Вчера вдруг резко начала танцевать, и одна моя коллега сказала:

— Ой, яблочко от яблони...

Я говорю:

— А что, я разве такая?

— Конечно, все время! Все сидят, а Бербер танцует!

Но есть у Нади и свои, непохожие на меня черты. Она может придержать информацию, сохранить что-то в секрете. Я же всегда все выпаливаю как есть!

— Как дочь восприняла ваше расставание с Александром?

— У нас был непростой разговор. Дочь потом сказала:

— Мне очень жаль. Вы с папой не муж и жена?

Я объяснила:

— Нет, мы с папой друзья.

Мы пришли к тому, что и такое в жизни бывает, но это не значит, что мы перестали быть семьей. Просто наша семья перестроилась, и теперь каждый живет в своем домике. Сложно. В любом случае сложно для всех. И жаль, что у нас не получилось с Александром... Я старалась. Главное, чтобы Надя видела, как родители себя чувствуют, как они себя ведут. И если вокруг все спокойно и хорошо, то и ей спокойно и хорошо. Так сложилась жизнь, Надя теперь знает, что у взрослых так бывает. Зато теперь в нашем доме нет ссор, а Надя получает в два раза больше подарков. (Улыбается.)

— У вас тоже родители разошлись, когда вам было всего шесть лет...

— Для нашей семьи это был очень сложный период. Были грустные моменты. Но они правильно проживались и воспринимались: грустно — плакали. У нас с родителями очень искренние отношения, мы никогда не скрывали эмоций друг от друга. А потом стали все вместе собираться за большим столом: мы с мамой, папа со второй, третьей женой и их детьми. Мы все хохотали, вспоминали смешные истории. Мама говорит:

— Рудик, а ты помнишь, какой ты был дурачина...

А папа ей:

— Юля, а ты помнишь, как в первый раз выгнала меня из дома?

И мы сидим, разговариваем, что-то обсуждаем, смеемся, и я понимаю, что все было сделано правильно.

Маша родилась во втором браке у папы. Мы с ней лучшие друзья. Я недавно приезжала в гости к Кате, папиной третьей жене. В этом браке родились Яша и Анюта. Папы, к сожалению, не стало несколько лет назад. А мы держимся друг за друга, поддерживаем и дружим.

— Зоя, а правда, что вы поступили в театральный институт на спор?

— Да! После девятого класса я поступила в наш пермский швейный техникум. Не так чтобы очень люблю шить, но по крайней мере умею. А куда еще мне было идти с тринадцатью тройками в свидетельстве? Отучилась. А потом у нас произошел на кухне разговор с моим отчимом. Он работает ведущим артистом в Пермском академическом Театре-Театре. Молодой, яркий, харизматичный и, как мне казалось, часто выпивающий. Я на него за это ругалась: разве можно так часто пить? А он сказал, что работа актера непростая, требует много эмоций и сил. На что я ему ответила:

— В театре может каждый играть!

Он сообщил, что его худрук сейчас набирает курс в институте, и предложил:

С Максимом Лагашкиным мы параллельно с сериалом «Везет» работали в проекте «Чума!». Он так и говорил, как только меня видел: «Партнерушка»...
Фото: Павел Шелковников/из архива З. Бербер

— Попробуй поступить! Раз каждый может... — бросил мне вызов.

Мы поспорили. Отчим позанимался со мной три дня. Его эта идея увлекла, а мне было интересно попробовать свои силы. Он был уверен, что не смогу поступить, а я это сделала легко, можно сказать, играю-чи, даже без документов. Мне было уже двадцать — как бы старовата для абитуриентки актерского факультета. Но я упертая и когда «вижу цель, не вижу препятствий». Пришла поступать без документов, чтобы не увидели возраст и не выгнали с порога. Просто заявилась в аудиторию, где проходил обязательный творческий конкурс, сказала, что хочу показаться.

— Так что это был судьбоносный разговор на кухне...

— Это стечение обстоятельств. Недавно вышел мультфильм «Удача». Я всем всегда желаю удачи: во-первых, она всегда нужна, а во-вторых, когда ты искренне желаешь, тебе, как мне кажется, должно это вернуться. Так вот, удача — необходимый компонент в любом деле. Здесь сработала какая-то удивительная удача: этот разговор состоялся ровно перед вступительными экзаменами. Было всего несколько дней на подготовку, и наши занятия были очень продуктивными, я внимала каждому слову. Дальше мне удалось скрыть возраст. И к большому удивлению всех близких и родных, я поступила! Надо очень верить и благодарить удачу. Еще нужно сохранять легкость во всем. Я по себе знаю: если меня что-то тяготит и тревожит, у меня ничего не получается. А еще считаю, что актерам необходимо ходить к психологу. Мы, артисты, находимся в постоянном анализе: почему герой так себя повел, зачем он это сказал, как прошло его детство и так далее? И жить в таком потоке информации очень сложно. Мое общение с терапевтом мне очень помогает в профессии. Психолог смотрит на вещи под другим углом и рассказывает все своими словами. И я реально ее слышу. Для меня это важно. Стараюсь попадать к ней на прием раз в две-три недели, либо мы созваниваемся по видеосвязи.

Я помню свое самое первое общение со специалистом. Это было еще в юности, мама привела меня к своей подруге, прекрасному психологу. Мы зашли к ней в кабинет, и мама, взвинченная и нервная, попросила: «Марина, поговори с ней, я больше не могу, объясни ей». И вышла. Не помню, чем я так расстроила маму и почему она не могла со мной сама побеседовать.

Когда дверь закрылась, Марина на меня посмотрела:

— Значит так, сейчас выйдешь, ну, не сейчас, мы минут десять посидим, выйдешь и скажешь: «Мама, я все поняла, я постараюсь».

Я говорю:

— Чего?

А я тоже была на нервах, потому что мама всю дорогу мне твердила: «Тебе сейчас все объяснят, там все поймешь!» И я ждала, что мне будут что-то объяснять, после чего я должна что-то понять. Через 10 минут мама заходит в кабинет, я смотрю на Марину, потом — на маму и произношу: «Мама, я все поняла, я постараюсь». Сразу после моих слов мама успокоилась: «Марина, спасибо. Ты же понимаешь, я уже неделю ей говорю одно и то же, а она не понимает». И эта фраза потом работала во многих ситуациях, я ее часто применяла.

Считаю себя одиночкой, несмотря на то что окружена любимыми и родными — семьей, родственниками и друзьями. Люблю оставаться наедине с собой
Фото: Павел Шелковников/из архива З. Бербер

— Еще ваша мама не считала вас красавицей...

— Мама говорила: «Не красавица, но очаровательная, потому что мордашка миленькая. Зой, очарование, оно же в молодости, оно же может уйти, а дальше очарование берется мозгами, мудростью, знаниями. Поэтому ты тут не плошай». И я с ней соглашалась. Обиды совсем не было. И у мамы, и у меня есть определенный стандарт красоты, в который я не попадаю. Мама — женщина статная, атлетического телосложения, с черными длинными волосами. У нее музыкальное образование, выдающийся вокал и сильный характер. В 90-е годы у нее была своя фирма, когда многие мужики боялись организовать свое дело. И я рядом с ней — хохотушка, носик чешет, ну как бы не стать. Сергей Безруков про меня сказал: «Ну, ты такая, Зойка, простушка. Тебе играть героиню, а ты простушка». Мне не было обидно. Ведь статную героиню простушка сыграть сможет, а вот статная актриса сыграть простушку — никогда. Я могу всех вокруг пальца обвести: могу быть и простой, величественной и грациозной!

— Простушка вошла в пятерку самых сексуальных девушек России...

— Тут я удивилась. Я до сих пор говорю: «Ребята, по-моему это было подстроено, чтобы я согласилась сняться в откровенной фотосессии для мужского журнала». Но я так и не решилась. А потом участвовала в фотопроекте «Будь честна по отношению к себе». У нас прошла достаточно откровенная фотосессия, на которой я была полностью раздета. На площадке со мной была художник по гриму, с которой мы работали в нескольких проектах. Когда она меня увидела — очень удивилась. Она знает, как я не люблю откровенные сцены. А я ей говорю: «Подожди, я тебе объясню, тут по-другому поставлена задача — быть собой. Не быть красивой, а быть собой». Смеялась вся команда. Мне хотелось увидеть саму себя, и в итоге получились классные фотографии. Я там не в лучшем весе, но очень себе нравлюсь.

Всегда была пацанкой, бой-бабой, женщиной, которая все может сама. Одна из моих любимых героинь — это Wonder Womаn, сильная и самодостаточная женщина. В детстве я мечтала стать автомехаником и юристом. Многое воплотила в кино.

Сейчас я в себе начала будить ласковую, милую, трепетную диснеевскую принцессу. Она во мне была, но куда-то спряталась. Я сейчас над этим работаю. Хочу быть красивой, нежной и привлекательной.

— А можете ли вы назвать три интересных факта о себе?

— Считаю себя одиночкой, несмотря на то что окружена любимыми и родными людьми — семьей, родственниками и друзьями. Люблю оставаться наедине с собой, мне комфортно. Но при этом не интроверт, то есть мне хорошо среди людей. Если мне предоставят выбор: отметить день рождения в одиночестве или с компанией из пятидесяти человек, то не сразу отвечу на этот вопрос. Подумаю. (Улыбается.)

Я люблю больше зарабатывать, чем тратить. Просто не умею тратить деньги, а вот зарабатывать у меня отлично получается. На первый свой гонорар в «Реальных пацанах» я купила туфли, которые оказались очень неудобными. Причем мы их не купили для моей героини Леры именно по этой причине. А я вот купила на свою первую зарплату. (Улыбается.) За полчаса могу спустить огромную сумму, и это будет совершенно бестолковая трата. Например, накопив на первый взнос, купила в ипотеку квартиру. И только потом узнала, что попала в долгострой. Надо было все проверить, может, с кем-нибудь посоветоваться, а не идти в непроверенную историю. И это все случилось за три дня: сначала я решила купить квартиру, потом нашла неплохой вариант, как мне казалось, и подписала договор. А через месяц оказалось, что это долгострой. Обидно, но больше я так делать не буду. (Улыбается.)

Я в себе начала будить ласковую, трепетную диснеевскую принцессу. Она во мне была, но куда-то спряталась. Хочу быть красивой, нежной...
Фото: Павел Шелковников/из архива З. Бербер

И еще один факт: я ничего не продаю, только отдаю. Даже если вещь совершенно новая и мне не пригодилась, отдам. У меня есть друзья, которые все продают, и у них это получается. А у меня, видимо, такая договоренность со Вселенной — отдавать.

— Меня удивил тот факт из вашей биографии, что о своей популярности вы узнали только через два года после громкой премьеры «Реальных пацанов» на ТНТ...

— Да, во Владивостоке. Раньше перед каждым новым сезоном всей командой ездили по городам, чтобы рассказать о новых сериях. Мы посещали мероприятия, которые устраивал ТНТ, давали интервью. И вот приезжаем во Владивосток, а нас встречают толпы людей, буквально одежду срывали с актеров. Вот тогда я и поняла, что мы стали популярны. Мы же снимались в Перми, где нас все знали. Да, люди узнавали, но я не думала, что меня знают и в других городах России. Меня даже удивило, что смотрят ТНТ и наш сериал. (Улыбается.) А когда я переехала в Москву, узнавали и подходили ко мне не москвичи, а туристы. Самое интересное, что в тусовке меня не узнавали. Когда я стала ходить на светские мероприятия, ни организаторы, ни артисты, ни фотографы меня не знали. Они просто не смотрели наш сериал. Но меня узнавали вахтеры, гардеробщики, охранники, бармены, официанты. В общем, весь обслуживающий персонал знал, мне кажется, только меня. Зато я раньше всех была одета и раздета в гардеробе, всегда у первой был кофе или бокал шампанского, меня кормили и раньше всех сажали в такси. Для них я была своя. И спустя время я перестала переживать, что меня не узнает московский бомонд. Да, мне плевать! Главное, что люди знают и любят.

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: