7days.ru Полная версия сайта

В Большом театре поставили оперу-фэнтези и оперу-раритет

На главной музыкальной сцене страны зазвучали Вагнер и Сальери.

Сцена из оперы "Лоэнгрин"
Фото: Дамир Юсупов (Большой театр)
Читать на сайте 7days.ru

В Большом театре с разницей в несколько дней состоялись  премьеры двух уникальных для российской сцены опер. На Исторической сцене поставили «Лоэнгрина» Вагнера. Это одно из самых масштабных и вместе с тем поэтичных творений в оперном жанре, сочетающее тонкий лиризм и космический размах. А светлый «Свадебный марш» из «Лоэнгрина» часто сопровождает реальные свадебные торжества.

Сцена из оперы "Лоэнгрин"
Фото: Дамир Юсупов (Большой театр)
Сцена из оперы "Лоэнгрин"
Фото: Дамир Юсупов (Большой театр)

Молодой Вагнер сильно увлекался национальным немецким эпосом, в частности средневековым романом о рыцаре-лебеде. На основе разных легенд композитор написал либретто, в котором любовная линия переплетена с конфликтом христианского мировоззрения и сохранявшегося язычества.

Сцена из оперы "Лоэнгрин"
Фото: Дамир Юсупов (Большой театр)

Партитуру оперы с колоссальными хорами и раширенным составом оркестра (в «Лоэнгрине» усилен состав медных духовых — трубачи располагаюстя не только в оркестровой яме, но и на сцене и даже в зале) Вагнер написал быстро. Но премьера, запланированная в 1849 году в Дрездене, была отменена — из-за участия композитора в революционном восстании. Через год опера все-таки увидела свет в Придворном театре Веймаре под управлением знаменитого Ференца Листа (к слову, через несколько лет подросшая дочь Листа Козима бросит своего мужа, чтобы стать женой Вагнера). Но композитора там не было: он скрывался в Швейцарии. Так что Вагнер смог смог услышать «Лоэнгрина» только через 11 лет, когда оперу поставили в Вене.

Сцена из оперы "Лоэнгрин"
Фото: Дамир Юсупов (Большой театр)

В Большом «Лоэнгрина» исполняли не раз. Но со времени последнеего представления прошло 86 лет. Нынешняя премьера это совместная постановка с театром Метрополитен-опера (вторая по счету после черезвычайно удачной «Саломеи» Шатруса). «Лоэнгрина» создавала международная команда. Дирижер-постановщик — америкаенц Эван Роджистер, главный дирижер Вашингтонской нацоинальной оперы. Он признался, что самая большая сложность произведений Вагнера заключается в их масштабе: «В целом «Лоэнгрин» это 120 человек хора, 100 человек в оркестре, солиты. Иногда вместе нужно объединить 300 человек!» Постановщиком спектакля выступил канадский кинорежиссер Франсуа Жирар, уже не раз ставивший Вагенра на разных сценах мира. А сценографом и художником по костюмам стал Тим Йип из Гонконга (обладатель премии «Оскар» за фильм «Крадущийся тигр, затаившийся дракон»).

Сцена из оперы "Фальстаф, или Три шутки"
Фото: Павел Рычков (Большой театр)
Сцена из оперы "Фальстаф, или Три шутки"
Фото: Павел Рычков (Большой театр)

Вместе с  российскими членами команды  постановщики создали монументальный и зрелищный спектакль, соединяющий этстетику «фэнтези» и древнегреческой драмы (в первом и третьем действиях на сцене постоянно присутсвует хор, который комментирует события).  А «вневременные» декорации  дают понять, что история главного героя — рыцаря без страха и упрека, несущего в мир новую истину и не понятого окружающими —  вечная.

Если «Лоэнгрин» — редкий гость на российской оперной сцене, то комическая опера Антонио Сальери «Фальстаф, или Три шутки», которую поставили на Камерной сцене Большого, это подлинный раритет: она раньше никогда не звучала в Москве. Сальери можно назвать композитором-феноменом: его музыку мало кто знает, но его фамилия у всех на слуху, причем со «знаком минус». Удар по репутации Сальери нанес Пушкин, который в одной из своих «Маленьких трагедий» представил Антонио безжалостным завистником, отравившим друга-гения — Моцарта. Пушкин превратил сплетню о причастности Сальери к смерти Моцарта в легенду, в которую поверили все.

Сцена из оперы "Фальстаф, или Три шутки"
Фото: Павел Рычков (Большой театр)

На самом деле, это Моцарт должен был завидовать Сальери. Ведь в то время Антонио был очень популярным и состоятельным автором. А еще черезвычайно успешным педагогом, причем бедные таланты он учил бесплатно! Среди многочисленных учеников Сальери были Бетховен, Шуберт, Лист, Мейербер (а также сын Моцарта Франц Ксавер). Но трагедия Пушкина, а также вдохновленная ею пьеса Питера Шеффера и фильм Милаша Формана «перечекнули» репутацию музыканта. Дошло до того, что в конце 20 века Миланская консерватория инициировала судебный процесс на эту тему. В мае 1997 года суд, выслушав исследователей жизни и творчества Моцарта и Сальери, полностью оправдал Сальери. А  теперь премьера в Большом «Фальстафа...» знакомит публику с легкой и яркой театральной музыкой, созданной итальянским композитором.

Сцена из оперы "Фальстаф, или Три шутки"
Фото: Павел Рычков (Большой театр)

Опера был написана в 1799 году и имела большой успех у публики. Но потом о ней забыли. И только через 200 лет это произведение Сальери получило вторую жизнь. В наши дни «Фальстаф...» идет в Германии, Канаде, Австрии, и с недавних пор — в Москве. В основе либретто лежит комедия Шекспра «Виндзорские проказницы». Согласно традиции того времени, дирижер (Иван Великанов) не только руководит оркестром в ариях, дуэтах и ансамблях, но и играет на клавесине в речитативах (этот инструмент театр купил спецально для проекта).

Фото: Большой театр (Дамир Юсупов)

А вот образ главного героя решен режиссером Александром Хухлиным необычно. У Шекспира Фальстаф простодушный обжора и самовлюбленный гуляка. А в спектакле Большого — молодой и ироничный человек. Причем одет Фальстаф в шорты и махровый халате — прямо как Большой Лебовски из фильма братьев Коэнов. Самое же главное, он не боится жить, выдумывать, рисковать! И заражает этой энергией и жаждой жизни окружающих — светское обещство, которое было озабочечно только престижем и статусом. Под влиянием Фальстафа «офисный планктон» и его стильные дамы открывают для себя другую, настоящую жизнь. Но для самого героя история оборачивается жестоким унижением и разочарованием. 

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: