7days.ru Полная версия сайта

Павел Рассомахин: «Воспитывать детей я начал в 14 лет»

Павел Рассомахин
Фото: Марфа Лескова
Читать на сайте 7days.ru

«Вы не представляете, сколько было съедено чипсов, сладкого, попкорна, пиццы… Случалось, режиссер командует: «Камера, мотор!» — а актер не может говорить, потому что его рот набит попкорном», — рассказывает Павел Рассомахин о съемках сериала «Одни дома», премьера которого состоится  22 сентября на телеканале «СОЛНЦЕ».

— Павел, какая роль вам досталась в проекте и чем она вас заинтересовала?

— Я играю дядю Витю, который вынужден присматривать за четырьмя детьми, чьи родители не смогли вернуться домой, став заложниками природного катаклизма на Камчатке. Мой герой в чем-то похож на Питера Пэна: он и сам еще, по большому счету, ребенок, не хочет взрослеть, и следить в итоге приходится за ним самим. Витя уже успел побыть взрослым, но не очень-то ему это понравилось, и он всеми силами пытается вернуться в детство. Дети ему в этом, конечно, помогают. Такой комический сюжет меня сразу заинтриговал, это очень интересно — прожить вместе с героем необычную историю взросления.

— Где проходили съемки, какую площадку вы «разносили» вместе с детьми?

— Квартиру выстроили в павильоне, но некоторые сцены мы снимали в торговых центрах и немного на натуре. Весь реквизит — настоящий. Вы не представляете, сколько было съедено чипсов, сладкого, попкорна, пиццы… Случалось, режиссер командует: «Камера, мотор!» — а актер не может говорить, потому что его рот набит попкорном. Все это придавало какого-то творческого веселья, так что квартиру мы действительно разнесли.

— В чем специфика работы с детьми на съемочной площадке?

— В этом нет каких-то трудностей, разве что определенные нюансы. Например, Саша Пинаев, наш самый маленький актер (ему 8 лет), очень включенный, живой, но из-за возраста быстро теряет внимание, особенно если требуется долго спокойно сидеть. Ведь вокруг столько игрушек, машинок! Нужно было находить с ним особый контакт, все время взаимодействовать. А вот Феодору Кирсанову, который играет Женьку, уже 12 лет. Он серьезный молодой человек, и лучший подход к нему — предложить посоревноваться.

— Хитро.

С братом Данилой (слева), женой Оксаной, племянниками Никитой и Ваней и женой брата Юлией (справа) в экодеревне. 2025 г.
Фото: из личного архива Павла Рассомахина

— Да, но это помогало и очень сильно мотивировало.

— А к Ане Изотовой, которая играет старшую сестру, какой подход применяли?

— Она очень ответственно ко всему относится, и как-то подстраиваться, а уж тем более воспитывать ее не приходилось. Недавно мы встретились на съемках рекламы, и она рассказала, что поступила в актерский колледж, — я за нее очень рад. С ней общаешься на равных, как с профессионалом, и даже в чем-то оберегаешь от младших ребят, для которых актерство пока скорее игра.

— Павел, а в вашей жизни были истории, схожие с сюжетом сериала? Вам приходилось в детстве оставаться без родителей?

— Однажды мне пришлось пережить интересный опыт. Помню, мы гуляли по набережной, я почему-то отстал от родителей с братом. Накатило волнение, пошли мурашки, но при этом само ощущение мне понравилось, а не напугало. Чем дальше они уходили, тем страх становился сильнее, а потом началась паника. Это ощущение потери и почему-то приятного волнения запомнилось навсегда. До сих пор люблю оставаться один. Сейчас, во взрослом возрасте, мне хорошо с самим собой. Могу в спокойной обстановке книжку почитать, фильм посмотреть, в крайнем случае поиграть в компьютер.

— Не зря говорят, что мужчины в любом возрасте остаются мальчиками. Кстати, а есть ли у вас опыт воспитания детей не в кино, а в реальной жизни?

— Да, у меня много племянников, мы постоянно общаемся, дружим. В 14 лет я стал крестным отцом Ростислава, сына моего старшего двоюродного брата, — вот с тех пор и начал воспитывать детей. Сейчас у родного брата Данилы двое гавриков — одному три, другому шесть. Они очень разные, мы не понимаем, кто в кого. К каждому нужен свой подход, каждый изначально личность. Помню случай: когда старшему сыну Данилы было два года, мы с братом нянчили его по очереди, на руках качали, а он потом смотрит на меня, на брата, на меня… И начинает плакать, потому что не понимает, где папа (Данила Рассомахин — брат-близнец Павла. — Прим. ред.). Юля, Данилина жена, забирает малыша, держит его на руках, говорит: «Успокойся, Ванюшка». Мы подбегаем опять вдвоем, он опять смотрит на нас и снова плачет. А вот младший сын Данилы, Никита, как-то сразу разобрался, кто из нас кто, и вообще не парился.

— Каким образом, как вы считаете, они научились вас различать? Это, например, удается не каждому режиссеру.

«Я играю дядю Витю, который вынужден присматривать за четырьмя детьми, чьи родители не смогли вернуться домой, став заложниками природного катаклизма на Камчатке. Мой герой в чем-то похож на Питера Пэна: он и сам еще, по большому счету, ребенок, не хочет взрослеть, и следить в итоге приходится за ним самим» С Екатериной Червовой, Анной Изотовой и Феодором Кирсановым на съемках сериала «Одни дома». 2024 г.
Фото: предоставлено пресс-службами «СОЛНЦЕ», START и Okko

— Как я понимаю, у младенцев есть такая способность. В ход идет все: аудиоинформация, визуальная, манера общения, мимика, даже запах. Это все считывается очень быстро, просто не сразу осознается. В принципе, мы с братом отличаемся, это только с первого раза можно не понять, кто есть кто. Со спины иногда даже жены нас путают, а вот дети все видят.

— Вы с Данилой были дружны в детстве?

— Да, очень. Кстати, мы уже тогда сильно отличались. Когда сражались на мечах, само оружие говорило о характере. Брат брал обычно какие-нибудь кинжалы, чтобы бегать, прыгать и скакать, а я брал большой дрын и раскручивал его, и нам всегда было интересно, что победит — ловкость или сила.

— Павел, а то, что вы близнецы, помогало или мешало вам обоим поступить в ГИТИС?

— С поступлением — интересная история. Мы еще в школе регулярно участвовали в конкурсах чтецов, получали призы, становились лауреатами, так что с чтением на экзамене у нас все было крепко. Но все же в первую очередь комиссия обратила на нас внимание потому, что мы близнецы. А потом смотрят — хорошо читаем, на гитаре играем, поем. Говорят: «Ой, как хорошо». В театральном надо сначала пройти три тура, а потом уже конкурс. Так нас с первого тура перебросили сразу на третий, то есть мы шли вперед с некоторым отрывом. А после, уже ближе к концу, возник вопрос: два однотипажных человека. Если совершить ошибку, то это будет ошибка вдвойне. Так что никаких поблажек нам в итоге не сделали. Важно еще, что нам надо было попасть на бюджет, потому что оплатить мы могли только полгода вдвоем. В итоге, набрав большое количество баллов на коллоквиумах, я прошел на бюджет — слетела одна абитуриентка, а я был следующий на очереди. А брата зачислили на платное отделение, и у нас появилась возможность оплатить не полгода, а год обучения. Позже его перевели на бюджет за отличную учебу.

— Через несколько лет на выпускном руководитель вашего курса Валерий Гаркалин сказал, что вам только предстоит узнать, насколько жестока актерская профессия. Он оказался прав?

— Абсолютно. Профессия жестока в первую очередь тем, что она обманчива. Многие молодые люди думают, что раз стали студентами театрального вуза, то дальше жизнь будет преподносить им все на блюдечке с голубой каемочкой. Идут по жизни с ощущением: «Со мной-то точно все будет хорошо». А ведь никто этого не обещал. Если у тебя цель — заработать деньги или стать знаменитым, то лучше вообще не идти в актерскую профессию. Не зря говорят: «служить в театре». Это на самом деле служение, а не работа в привычном понимании этого слова. Нужно изначально понимать и признавать, что ты готов быть скоморохом.

— Вам приходилось сомневаться в выборе профессии?

«Сначала я отмечаю праздник, а через 15 минут начинается день рождения брата. Мне 15 минут достаточно», — шутит Павел Рассомахин. Работать в тандеме и страховать друг друга братья привыкли со времен ГИТИСа, где оба осваивали профессиональное мастерство. «Закончился один проект, я пошел на другой — и меня подстригли. Вдруг срочные досъемки в прошлом проекте. Я говорю: «Ну хотите, есть мой брат Данила. План Б».

С братом Данилой. 1997 г.
Фото: из личного архива Павла Рассомахина

— В профессии — нет, а вот в самом себе — случалось. Ты актер, когда ты либо в кадре, либо на сцене, а в остальное время, например, когда смотришь на себя в зеркало, — просто человек. И после каких-то пауз между проектами у тебя бывает ощущение, как будто атрофирована мышца: «Смогу ли снова?» Иногда даже перепрыгнул какую-то планку, побил очередной собственный рекорд, а потом начинаются сомнения — удастся ли достичь таких же достойных результатов в будущем. И рефлексия может превратиться в настоящую бурю, приводящую тебя в состояние невроза. Но это нормально, часть профессии. На другой чаше весов — радость от побед, а я считаю победой каждый проект, в котором мне довелось принять участие. Важно, чтобы лавры не пустили корни тебе в голову, как сказал Станислав Ежи Лец.

— Павел, если говорить о лаврах, насколько вы готовы к тому, что критики, возможно, будут сравнивать проект «Одни дома» с легендарным фильмом?

— Стоит сказать, что «Один дома» — тоже не сильно оригинальный фильм. История про то, как ребенок остается один и пытается быть за всех, родилась очень давно, подобные сюжеты есть в сказках. В нашем сериале структура другая, несмотря на схожее название. Четыре ребенка и их дядя — не то же самое, что ситуация, которую играет Маколей Калкин. Это не калька, так что, думаю, такой критики быть не должно.?

— Существует теория, что в мире есть всего несколько сюжетов, а все остальное вертится вокруг них. Насколько вы с этим согласны?

— Так и есть. Сначала была версия, что таких сюжетов четыре: Осада города, Возвращение домой, Жертва и Поиск. Теперь считается, что их, если не ошибаюсь, семь. Наш сериал подходит к четвертому базовому сюжету — Поиск. Герои ищут и находят в себе взрослых, которые готовы нести ответственость не только за себя, но и за других. Хотя, судя по состоянию квартиры и тому, что с ней творили дети и дядя, это скорее история осады города, который штурмуют соседи. Пожалуй, это тот самый вечный сюжет, который мы постарались рассказать в сериале «Одни дома». И, кажется, у нас здорово получилось.

Смотрите комедийный сериал «Одни дома» с 22 сентября на телеканале «СОЛНЦЕ» в 20:30

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: