7days.ru Полная версия сайта

«На тебе сошелся клином белый свет»: артхаус о последних днях легендарной Янки Дягилевой

Авторское кино о культовой для русского панк-рока Янке Дягилевой без песен Янки Дягилевой.

«На тебе сошелся клином белый свет»: артхаус о последних днях легендарной Янки Дягилевой
Фото: Кадр из фильма
Читать на сайте 7days.ru

Янка прижимает лоб к оконному стеклу. Включает диктофон, выключает диктофон. Курит. Шляется по грязному весеннему лесу. Пытается разобраться в отношениях с бывшим и настоящим бойфрендами – хотя отношениями это можно назвать с трудом. Слышит голоса. Слушает голоса. Не поет. Вообще. Потом идет к реке и уже не возвращается. Яна Станиславовна Дягилева (или просто «Янка») – культовая персона российского панк-рока, «наша Патти Смит», прожившая всего 24 года и ставшая по-настоящему популярной только после смерти (ранняя гибель этому, конечно, способствовала). «Боевая подруга» Егора Летова, выступавшая с ним в составе «Гражданской обороны» и бывшая как бы в его тени, страдала от затяжных внутренних депрессий, о которых мало кто знал. Хохотушка в вечных штанах и с гривой густых рыжих волос – такой ее помнят друзья. Но совсем не такой она выглядит в фильме Игоря Поплаухина «На тебе сошелся клином белый свет» (2022).

«На тебе сошелся клином белый свет» (2021)
Фото: кадр из сериала

Янка в исполнении Киры Пиевской – тоньше во всех смыслах. За несколько дней до своей смерти она уже не здесь, а, кажется, в потустороннем мире – общается преимущественно с духами, а на окружающих ее людей смотрит непонимающе: «Что все они от меня хотят?» Фильм – артхаус в чистом виде, который довольно тяжело смотреть: он тягуч, весь наполнен какими-то смыслами, каждый кадр – отдельная картина (оператор Евгений Родин – полноправный соавтор режиссера). В реальной жизни люди так не ходят и не говорят, но авторов это мало волнует: новый фильм о Янке – и не о Янке вовсе, а о том пограничном состоянии, когда человек оказывается между жизнью и смертью. Еще это как бы портрет музыканта, увиденный глазами других людей (похожий прием использовал Гас Ван Сент в «Последних днях» – этот фильм о последнем отрезке жизни Курта Кобейна явно вдохновлял Игоря Поплаухина больше прочих). Все образы, конечно, собирательные – к примеру, лучшая (и, в отличие от Янки, условно «нормальная») подруга Катя – это Ирина Литяева и Анна Волкова, влюбленный мальчик Сережа – это одновременно и Сергей Шураков (лучший друг, погибший за несколько дней до нее самой), и Сергей Литаврин, последний Янкин бойфренд, бывший лет на десять ее старше и не имевший к музыке никакого отношения.

«На тебе сошелся клином белый свет» (2021)
Фото: кадр из сериала

Но самое главное, что нужно знать – в фильме про Янку нет ее песен. Ни одной (только на финальных титрах). Это намеренный прием – в самом начале картины, на запланированном концерте, у Янки случается срыв, она не может произнести ни звука. Потеря голоса – предчувствие потери жизни, потому что в случае с Дягилевой музыка и есть жизнь. Так что фанатам русского панка нужно просто смириться и ловить отдельные «пасхалки» – вроде буквальной цитаты из картины «Офелия» Данте Габриэля Росетти и короткого визита в кадр Егора Летова (в исполнении актера Максима Козлова), который в свое время как раз и посвятил Янке одноименное стихотворение. «…Нарядная Офелия текла через край – змеиный мед, малиновый яд».

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: