7days.ru Полная версия сайта

«Паб «Старый дуб»: новая картина классика британского кино Кена Лоуча

В 88-й день рождения Кена Лоуча в кинотеатрах вышел его новый фильм, попавший в программу Канн-2023.

«Паб «Старый дуб»
Фото: кадр из фильма
Читать на сайте 7days.ru

В маленькой деревне на северо-востоке Уэльса все медленно приходит в упадок: для местных нет никакой работы, дома продаются за гроши, дети шляются по улицам, предоставленные сами себе. Когда-то деревня была шахтерской и процветала, но единственным напоминанием об этом остались старые фотографии на стене в зале паба «Старый дуб». Зал этот давно закрыт на замок, да и сам паб держится из последних сил: его владелец Ти Джей, явно работает себе в убыток. К неудовольствию жителей, им подвозят еще одну дополнительную «проблемку»: партию сирийских беженцев, которых тоже надо чем-то кормить и как-то с ними взаимодействовать.

Патриарх британского кино Кен Лоуч сделал себе имя в жанре, который у нас бы обозначили как «соцреализм», что неудивительно: Лоуч, как пишут статьи в интернете, был «на левом фланге социалистического движения» с начала 60-х. Как и герои его нового фильма, он переживал в своей карьере лучшие дни, когда фильмы про простых работяг, шахтеров, столяров, соцработников получали главные призы на кинофестивалях (так получилось, например, с картиной «Я, Дэниел Блейк» в Каннах).

«Паб «Старый дуб»
Фото: кадр из фильма

Впрочем, это была не просто мода: в отличие от советского, британский соцреализм Кена Лоуча всегда был обаятелен, полон юмора и не избегал простых человеческих реалий: его герои могли, например, отрабатывать срок за хулиганство на вискикурне в Глазго («Доля ангелов») или в измененном состоянии призывать дух футболиста Эрика Кантона («В поисках Эрика»). Это фирменное обаяние Лоуч с возрастом не утратил: его новый фильм «Паб «Старый дуб» с одной стороны подчеркнуто декларативный, но с другой — такой же трогательно-человечный, как все прежние. 

Хозяин паба возится со своей маленькой собачкой, местный интеллигент каждый день выкатывает на прогулку жену в инвалидной коляске, девочка-сирийка не расстается с фотоаппаратом, подаренным ей отцом, и фиксирует своих новых соседей за их нехитрым бытом. Неизбежный бытовой расизм в самых уродливых своих формах (мальчика-сирийца избивают в школе за то, что посмел обратиться к девочкам) объясняется Лоучем просто и без высокомерного назидания: «Почему им подарили велик? — спрашивает британский мальчишка у соцработника — Я тоже хочу велосипед, мне тоже нужно». 

«Паб «Старый дуб»
Фото: кадр из фильма

Беженцы поставлены в лучшие условия, чем местные: на встрече в пабе именно они угощают англичан блюдами восточной кухни. Местные раздражаются, но один из героев объясняет: «Почему мы всегда ищем виновных не наверху, а внизу, среди тех, кому еще хуже?» Этот ненавязчивый морализм дорогого стоит, он позволяет воспринимать фильм не как локальную британскую историю, а как нашу, вполне актуальную: мы тоже живем бок о бок с теми, кто бежал от кошмаров и угнетений, нам тоже нужно как-то с ними взаимодействовать — и поможет в этом не ненависть, а понимание того, что мы все, обычные люди, а беда может постучаться в абсолютно любой дом.

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: