Какие фильмы могли понравиться одновременно Жюльет Бинош и Холли Берри? Теперь мы знаем ответ на этот вопрос: на днях в Каннах объявили победителей. На этот раз обошлось без сюрпризов, вроде прошлогодней «Аноры». Награды получили ровно те фильмы, на которые сделали ставки критики и первые зрители.
«Золотую пальмовую ветвь» взял иранский режиссер Джафар Панахи. У себя на родине режиссер фактически фигура нон-грата и политический заключенный: он был осужден на шесть лет, провел в тюрьме полгода и был выпущен под давлением общественности. Но власти отобрали у него паспорт и запретили снимать фильмы на двадцать лет! Панахи проигнорировал это требование: его первая, снятая под запретом картина с ироничным названием «Это не фильм», была вывезена контрабандой в Европу на флэшке, спрятанной в именинном пироге. Теперь он, каким-то чудом выехав за границу, привез в Канны политическую драму «Простая случайность». Фильм повествует о группе бывших политзаключенных, которые устраивают самосуд своему мучителю. Трудно даже представить, как отнесутся власти Ирана к этому решению Каннского жюри и что они сделают с режиссером, если он вздумает вернуться на родину.
О жертвах времени, в котором не повезло родиться, рассказывает и «Секретный агент» Клебера Мендоса Фильо (приз за лучшую режиссуру). Действие происходит в конце 70-х, на закате военной диктатуры в Бразилии. 40-летний Марсело (Вагнер Моура, «Падение империи»), возвращается в свой родной город, пытаясь скрыть часть своего прошлого.
Не о политических, но о личных переживаниях прошлого и настоящего, рассказывает «Сентиментальная ценность» Йоакима Триера (нет, это не тот Триер, и нет, даже не родственник). В этом фильме блудный отец и известный в прошлом режиссер (Стеллан Скарсгард) возвращается в разворошенное семейное гнездо, которое он когда-то покинул. Его старшая дочь-актриса полна обиды на отца. Но вместо того, чтобы попытаться вымолить прощение, главный герой решает снять в семейном доме фильм про свою мать с голливудской актрисой в главной роли. Если бы Бергман снимал в наше время, то возможно, он снимал бы как Триер. Как результат – Гран-при Канн.
Четыре поколения немецких женщин из фильма «Звук падения» Маши Шилински (приз жюри), переживают опыт своих предшественниц как свой собственный – болезненный и неповторимый. А у «Молодых матерей» братьев Дарденн (приз за лучший сценарий) своя попытка отрефлексировать прошлое, понять его и принять.
В целом, Канны-2025 именно про это – внутреннее примирение с собой и попытку жить дальше, даже если раны еще кровоточат, а будущее кажется невозможным. Мы тоже сможем приобщиться: большая часть фильмов-победителей Канн куплено для официального показа в российских кинотеатрах.
Подпишись на наш канал в Telegram