7days.ru Полная версия сайта

Эдита Пьеха очень жалела, что обидела Лидию Клемент

«7 Дней» продолжает цикл публикаций об артистах ленинградской эстрады. Восьмого июля исполнилось бы...

Лидия Клемент 1960-е гг.
Фото: lidia-klement.ru
Читать на сайте 7days.ru

«7 Дней» продолжает цикл публикаций об артистах ленинградской эстрады. Восьмого июля исполнилось бы 85 лет Лидии Клемент. Она ушла из жизни почти 60 лет назад — в возрасте 26. Но ее песни живы до сих пор. На телеканале «Россия К» выходит фильм Дмитрия Маркова «Лидия Клемент. Яркая комета».

Личный феномен Лидии Кле­мент — как отражение феномена всей ленинградской эстрады эпохи 50—70-х. Тогда звездами становились лишь те, кто обладал настоящим ярко выраженным талантом, и для этого не обязательно было оканчивать консерваторию. В Ленинграде 60-х было три безусловных любимицы пуб­лики: одногодки Эдита Пьеха, Мария Пахоменко и Лидия Клемент. К Эдите популярность пришла чуть раньше, еще во второй половине пятидесятых — она начинала солисткой в популярном профессиональном ансамбле «Дружба». Для артистов того времени было настоящим событием достать или сшить концертный наряд. В Ленконцерте, конечно, это понимали и помогали чем могли. Для Пьехи сшили несколько костюмов, но когда она приехала на очередной сборный концерт, то увидела в одном из своих нарядов дебютантку Лидию Клемент. Эдита была неприятно удивлена. На что Клемент лишь смущенно ответила: «Я не знала, что это ваше платье. Мне его дали костюмеры». Спустя годы Эдита Станиславовна себя корила: «До сих пор жалею, что обидела тогда словом Лидочку Клемент. Если бы я знала, какая короткая жизнь отпущена этой замечательной певице…»

Вся жизнь Лидии Клемент прошла в Ленинграде, в доме номер 26 по Подольской улице. Еще в 1919 году ее бабушка со своими детьми поселилась там, переехав после расстрела мужа из Финляндии в Петроград. К моменту рождения Лидии квартира стала коммунальной — семья разрослась и родственники стали соседями. В комнатке этой самой квартиры будущая звезда со своей мамой Марией Гордеевной пережила блокаду. Мать уходила на работу, а маленькая Лидочка замирала на весь день у окна. Очень боялась бомбежек — от которых был разрушен соседний дом. Но им суждено было выжить... Отец будущей певицы, Ричард Клемент, эстонец из Таллина, скончался еще до войны.

«После удачного дебюта на телевидении композиторы косяком потянулись к восходящей звезде с творческими предложениями. Ведь стоило Клемент спеть песню — та сразу становилась шлягером»
Фото: lidia-klement.ru

В 1944 году Лида пошла в школу, где записалась в драмкружок. Довольно быстро проявились ее музыкальные способности, и девочка стала посещать музыкальную школу — училась игре на фортепиано, пела в хоре. Дома в комнате стоял огромный рояль, на котором она сама себе аккомпанировала, на слух подбирая музыку к песням, услышанным по радио. Лида мечтала связать свою жизнь с музыкой, сценой. Но семья была категорически против. По настоянию и рекомендации отчима, архитектора по профессии, Лидия в 1955 году поступила в Ленинградский инженерно-строительный институт. Тогда считалось, что надо получить специальность, которая тебя гарантированно прокормит, а уж потом думать о сцене. Но Лида не думать не могла — и первое, чем она стала интересоваться в институте, так это самодеятельностью. Надо сказать, что в пятидесятые годы в СССР самодеятельность получила мощное развитие. Из непрофессиональных творческих коллективов вышли не только отличные артисты, но и режиссеры, драматурги, позднее завоевавшие авторитет во всем мире. Вот и в ЛИСИ самодеятельность была на высочайшем уровне. При институте существовал оркестр, которым руководил пианист Наум Темкин, и Клемент сразу стала участницей этого коллектива. Оркестр неплохо знали в городе — студенты часто выступали в Домах культуры Ленинграда. Очаровательная способная солистка не осталась незамеченной — и ее пригласил в свой ансамбль Владимир Федоров, руководитель оркестра Дома народного творчества. Очень быстро Лидия получила прозвище Соловей ЛИСИ. Конкуренцию ей мог составить разве что Евгений Нестеренко, исполнявший в институтских концертах оперные арии. Будущий солист Большого театра, народный артист СССР по совпадению учился в ЛИСИ одновременно с Клемент.

Несмотря на постоянные репетиции и выступления, к основным занятиям в институте Лидия тоже относилась ответственно. Благо учеба давалась ей легко. Ее однокурсники вспоминали: у нее была отличная память. Стоило ей разок прочесть конспект — все запоминала. Ее выручало и необыкновенное обаяние — преподаватели относились к девушке с большой симпатией. А некоторые и вовсе были влюблены — например, педагог по сопромату. Лида могла вообще не учить этот сложнейший предмет, отлично было ей обеспечено. Что уж говорить о студентах — однокашники влюблялись в Клемент поголовно. Статная, красивая, улыбчивая — от нее исходил свет, даже когда она не пела. К тому же Лидия отличалась благородством и обостренным чувством справедливости — она всегда была готова прийти на помощь. Однокурсникам запомнился случай, когда на выборах секретаря комсомольского бюро один парень на бюллетене написал: «С большим удовольствием проголосовал бы за Эйзенхауэра». Несмотря на то что голосование было тайным, вольнодумца вычислили и раздули грандиозный скандал. Так вот Клемент не только вступилась за бедолагу перед комсомольской организацией, но в поисках справедливости не побоялась даже пойти в Смольный. К сожалению, это не помогло — парня выгнали из комсомола и отчислили из института.

«Спустя годы Эдита Пьеха себя корила: «До сих пор сожалею, что обидела тогда Лидочку Клемент. Если бы я знала, какая короткая жизнь отпущена этой замечательной певице...» Эдита Пьеха. 1975 г.
Фото: РИА Новости

Лида выглядела веселым, легким в общении человеком, но при этом в ее характере чувствовались некоторая отстраненность, даже закрытость, и потаенная грусть. Несмотря на очевидные сценические удачи и успехи в учебе, на выпускной фотографии она написала своей подруге Марианне Прохоровой: «От вечной неудачницы Лидии Клемент». Неужели чувствовала, что судьба ее не будет счастливой?

Но пока ничто не предвещало беды. Окончив ЛИСИ, Клемент примерно год проработала в проектном бюро, хотя радости и удовлетворения эта деятельность ей, конечно, не приносила. Параллельно она пела в коллективе при Дворце культуры промкооперации, где познакомилась с композитором Александром Колкером. Здесь же состоялась судьбоносная встреча с Анатолием Бадхеном — главным дирижером Ленинградского театра эстрады. Бадхен стал для Лидии музыкальным наставником, его вкусу она безоговорочно доверяла и следовала его советам. Так, например, с подачи Анатолия Семеновича в 1960 году Лидия Клемент записала свою первую песню для сборной пластинки — называлась она «Песенка почтальона», музыку сочинил Александр Колкер. Но все же до профессиональной сцены предстояло еще дотянуться — а как это сделать, когда каждое утро приходится отправляться на нелюбимую работу в Ленпроект? Спасло замужество…

С музыкантом Борисом Шафрановым Клемент познакомилась, когда они оба были еще подростками. Лида и Боря жили в соседних домах и занимались в одной музыкальной школе. Но роман, конечно, случился поз­же — Лида уже училась в институте, а ансамбль, в котором играл Шафранов, приезжал в ЛИСИ с выступ­лениями. Борис серьезно занимался джазом, но это не помешало ему увлечься красавицей певицей, работавшей совсем в другом жанре. Они поженились, и в 1961 году родилась дочь Наташа. Жили трудно — вчетвером ютились в комнатке коммунальной квартиры: молодожены, новорожденная и мама Лидии. Впрочем, их быт мало чем отличался от быта большинства рядовых ленинградцев. С маленькой Наташенькой Лида ходила гулять в сад «Олимпия», но чаще всего в безымянный сквер, граничащий с их домом. Продолжая мысленно репетировать, Лидия вполголоса напевала что-нибудь доченьке.

Фото: lidia-klement.ru

Долго усидеть в декрете Клемент не смогла и весной 1962 года вернулась к работе, но не в проектном бюро — она стала участницей квартета под управлением Румянцева. Этот коллектив сотрудничал с маститым Василием Павловичем Соловьевым-Седым — орденоносцем, лауреатом двух Сталинских и Ленинской премий, на тот момент народным артистом РСФСР. Под его авторитетным покровительством квартет имел возможность выезжать за границу. Лидии повезло оказаться на гастролях в Венгрии. Для нее это был первый — и единственный — выезд за рубеж.

В том же году Клемент пригласили певицей в кафе «Север» на Невском проспекте, где работал коллектив замечательных музыкантов еще довоенной джазовой школы, да и само кафе было с историей, когда-то носило название «Норд». Заведение это пользовалось популярностью у ленинградцев, особенно у творческой интеллигенции. Эдита Пьеха вспоминала, как туда порой выстраивались очереди, потому что там варили очень вкусный кофе, который подавали со свежими взбитыми сливками. Теперь помимо кофе в «Севере» появился еще один «магнит» — молодая красивая певица с чистым проникновенным голосом.

Клемент от других артисток той поры отличала какая-то внутренняя свобода, выражавшаяся в необыкновенной искренности, открытости, доверительности. Композитор Анатолий Кальварский считает, что именно Клемент «поломала» традицию довоенной эстрадной исполнительской школы, когда певица на сцену не выходила, а выплывала; облокотившись на рояль, многозначительно кивала аккомпаниатору и, закатив глаза, запевала что-нибудь патетическое, сопровождая это пафосными жестами… Клемент же держалась естественно и словно приглашала зрителя к диалогу — именно поэтому для каждого, кто впервые видел и слышал ее, она мгновенно становилась родной. Многие современницы-певицы учились у нее, копируя стиль, который привнесла на эстраду Клемент. При этом она вовсе не выглядела простушкой! Тот же Кальварский вспоминал: «Не забыть ее горделивую осанку. Я всегда любовался ее царственно поднятой головой. Она следила не только за собой, но и за своей интонацией — пела чисто, красиво, разнообразно ритмически, с пониманием того, что делает и о чем поет».

«Борис Гершт вместе с другом, актером Константином Григорьевым (позже прославившимся ролями в фильмах «Раба любви», «Трактир на Пятницкой»), написали стихотворение и положили его на музыку. Так у Лидии появился хит «Дождь на Неве» Лев Прыгунов и Константин Григорьев в фильме «Трактир на Пятницкой». 1977 г.
Фото: Legion-Media

Выступления Клемент на сцене кафе «Север» имели огромный успех, и однажды ее там увидел телевизионный режиссер Лев Цуцульковский, подбиравший участников для только-только зарождавшегося «Голубого огонька». Редактором «Огонька» был все тот же Анатолий Бадхен — он-то и пригласил Цуцульковского посмотреть на свою протеже. Правда, самого названия «Голубой огонек» еще не существовало — готовился всего лишь третий выпуск программы Ленинградского телевидения, именовавшейся «На огонек». Выступление Лидии, естественно, произвело впечатление на режиссера — как только она вышла на сцену, он мгновенно забыл про еду.

Так Клемент оказалась среди счастливчиков, отобранных для участия в программе. В День Военно-морского флота 28 июля 1962 года состоялась ее первая съемка. Снимали программу на открытом воздухе, а «декорацией» стали корабли, зашедшие в этот день из моря в Неву. Дебютантка Лидия Клемент спела песню Андрея Петрова «Здравствуй». С этого момента ее узнала вся страна.

«Сегодня у многих знаменитые строчки «Топ, топ, топает малыш…» ассоциируются с голосом Кристалинской. Но именно Клемент первой исполнила эту песню и сделала ее хитом» Майя Кристалинская. 1964 г.
Фото: РИА Новости

Андрей Петров на тот момент был уже знаменитым композитором — он написал песни к таким популярным фильмам, как «Человек-амфибия» и «Путь к причалу». Вот как описывал свое знакомство с Клемент сам Петров: «Это был ленинградский «Огонек». Он снимался прямо у Петропавловской крепости, на пляже. Меня познакомили с молодой певицей, которая в этой программе исполняла мою песню «Здравствуй» на стихи Фогельсона. Ее появление в кадре сразу приковывало к себе внимание зрителей и коллег. Она подкупала своим артистизмом, какой-то элегантностью и интеллигентностью, что встречается на нашей эстраде довольно редко. А самое главное — очень красивым тембром голоса и проникновенной, благородной, я бы даже сказал европейской, манерой исполнения. Когда программа вышла в эфир, на телевидение пришло очень много писем, касающихся необыкновенной певицы. В то время были частыми авторские встречи, концерты, и конечно же я сразу пригласил Лиду в них участвовать. Она замечательно пела песни «На кургане», «Я шагаю по Москве», а специально для нее я написал «Звезды в кондукторской сумке». Когда принес песню на радио и сказал, что хочу, чтобы ее записала Лидия Клемент, мне ответили: «Зачем тебе эта малоизвестная певица? Мы можем вызвать для записи любую артистку — хоть Майю Кристалинскую из Москвы!» Но я настоял на своем, и Лида отлично справилась с поставленной задачей. Потом «Звезды в кондукторской сумке» сняли для телевидения. Думаю, что это был один из первых телевизионных клипов, и в свое время он имел большую популярность. Потом Лида записала мою песню для фильма «Два воскресенья». Но, к несчастью, дальнейшим планам не суж­дено было осуществиться…»

Современники тех событий вспоминают: Петров был просто очарован талантливой певицей. Примерно в то же время она рассталась со своим супругом Борисом Шафрановым. Дочь Лидии Наталья Шафранова вспоминает: «Когда мне было около двух лет, родители развелись — и мама вернула себе девичью фамилию. Родители все время пропадали на гастролях, а моим воспитанием в основном занималась бабушка, мамина мама. Она меня очень любила и баловала...»

В сентябре 1962-го Лидия Клемент переходит солисткой в оркестр Ленинградского театра эстрады, куда ее пригласил, конечно, руководитель этого коллектива Анатолий Бадхен. После удачного дебюта на телевидении композиторы косяком потянулись к восходящей звезде с творческими предложениями. Ведь стоило Клемент спеть песню — та сразу становилась шлягером. На музыку Соловьева-Седого Лидия записала «Когда вам двадцать лет», Станислава Пожлакова — «Первые шаги». И хотя сегодня у многих знаменитые строчки «Топ, топ, топает малыш…» ассоциируются с голосом Майи Кристалинской, именно Клемент стала первой исполнительницей. Но всенародную славу и любовь ей принесла песня Александра Колкера «Карелия». О создании этого шлягера Колкер вспоминает в своей книге «Лифт вниз не поднимает». Сам композитор, поэт Ким Рыжов, драматурги Михаил Гиндин и Генрих Рябкин приехали с выступ­лениями в местечко Кирьявалахти под Сортавалой. Творческих деятелей разместили в большом номере гостиницы, которая была переоборудована из бывшего финского борделя для офицеров. Гуляя по берегу Ладожского озера, Ким Рыжов вдохновился красотой местной природы, и у него родились стихи:

«Алла Пугачева написала песню на стихи Осипа Мандельштама, которую посвятила памяти Лидии Клемент. Большинству слушателей эта песня известна как «Ленинград», но оригинальное название — «Монолог Лиды»
Фото: Анатолий Ковтун/ТАСС

В разных краях оставляем мы сердца частицу,
В памяти бережно, бережно, бережно встречи храня...
Вот и теперь мы никак не могли не влюбиться —
Как не любить несравненные эти края.

Долго будет Карелия сниться,
Будут сниться с этих пор
Остроконечных елей ресницы
Над голубыми глазами озер…

Колкер услышал эти стихи и безотлагательно принялся за дело. И в тот же день написал музыку, для чего ему пришлось запереться в гостиничном туалете — больше уединиться было негде. Изначально художественный совет Ленинградского радио песню не принял и не рекомендовал к исполнению: «Банальный дешевый вальсок!» Может быть, поэтому песню не взяла себе Мария Пахоменко — жена Колкера. Он сам, впрочем, рассказывал, что Пахоменко отказалась записывать песню потому, что в то время пела в составе квартета. Она, как и Клемент, не имела высшего музыкального образования и очень боялась начинать сольную карьеру. Словом, свою «Карелию» авторы предложили Лидии, и песня пришлась ей по душе. А как могло быть иначе, ведь для нее эти стихи были словно биографическими — после войны Лида каждое лето вместе с мамой, теткой и двоюродным братом проводила в Карелии. С кузеном они ходили в лес, собирали ягоды, грибы, а их матери пекли незабываемо вкусные пироги с черникой.

С мужем Борисом Шафрановым
Фото: lidia-klement.ru

«Карелия», попав на радио, сразу ушла в народ, сделавшись невероятно популярной (очевидно, мнение рядовых слушателей разошлось с мнением худсовета). Более того, это произведение стало неофициальным гимном Карелии. Было время, когда под нее с вокзала Петрозаводска уходили поезда в Москву. После ухода из жизни Лидии Клемент песню — правда, в несколько другой аранжировке — все же записала Мария Пахоменко. К тому времени она уже решилась начать сольную карьеру…

Еще одним безусловным хитом Лидии Клемент стала песня «Дождь на Неве». В 1963 году студент режиссерского курса Георгия Товстоногова Борис Гершт вместе с другом, актером Константином Григорьевым (впоследствии прославившимся ролями в фильмах «Раба любви», «Трактир на Пятницкой»), ставили на Ленинградском телевидении спектакль — музыкальное обозрение. Для него они написали несколько стихотворений, которые положил на музыку композитор Вадим Шеповалов. Были и такие стихи:

Не изменяя веселой традиции,
Дождиком встретил меня Ленинград.
Мокнут прохожие, мокнет милиция,
Мокнут которое лето подряд.

Дождь по асфальту рекою струится,
Дождь на Фонтанке и дождь на Неве.
Вижу родные и мокрые лица
Голубоглазые в большинстве…

Для записи песни композитор пригласил Лидию Клемент, она ведь была коренной ленинградкой. Когда Клемент записала первый дубль, авторы поняли: их ждет успех — таким красивым, нетривиальным, искренним и нежным было исполнение. Чутье авторов не подвело: как только спектакль вышел на экран — «Дождь на Неве» запел весь город, а потом и вся страна! Песня органично вошла в питерский быт — она точно выражала настроение города. А исполнительница стала олицетворением Ленинграда начала 60-х годов…

Жизнь Лидии оборвалась через год после записи «Дождя на Неве». Автор песни Борис Гершт вспоминал: «Спустя некоторое время после ухода Лиды мы отправились в шефскую поездку по воинским частям Забайкалья. И на первом же концерте пришло множество записок: «Дорогие ленинградцы, пожалуйста, исполните песню, которую мы часто слышим по радио в исполнении Лидочки Клемент…» Ее все и всегда называли Лидочкой… И мы на каждом концерте пели «Дождь на Неве», и всякий раз нас просили повторить песню на бис. А после концертов кто-нибудь из зрителей, бывало, спрашивал с укором: «Как же вы, ленинградцы, могли допустить, чтобы Лидочка ушла из жизни?»

«Последней съемкой Лидии стала запись песни Андрея Петрова «Я шагаю по Москве», написанной к фильму. В клипе певица ничем не выдала своей болезни. Такой ее и запомнили зрители — молодой и загадочно-прекрасной» Алексей Локтев, Галина Польских и Никита Михалков в фильме «Я шагаю по Москве». 1963 г.
Фото: РИА Новости

К несчастью, помочь Лидии Кле­мент было невозможно. Причиной ее ухода стала редкая болезнь — меланобластома. После случайной травмы банальная родинка на ноге вдруг стала увеличиваться в размерах, и, когда певица обратилась к врачам, ей буквально вынесли смертный приговор — наука еще не знала, как лечить подобную болезнь. Но ни сама Лидия — молодая, цветущая девушка на пике активности и успеха, ни окружающие не могли поверить в летальный исход, такое просто невозможно было представить! Супруга Андрея Петрова Наталья доставала редкие лекарства, лучшие врачи-онкологи консультировали артистку… Был шанс если не излечить ее, то хотя бы продлить жизнь — все верили, что молодой организм справится. Надеялась и сама Лида. После первого этапа лечения бросилась с головой в работу и уже не останавливалась до конца. Мало кто подозревал, чего ей это стоило. А она, возвращаясь с очередной записи, каталась от нестерпимой боли по кровати. Ее однокурсница Марианна Прохорова вспоминала: «Когда Лида лежала в больнице, я пришла ее навестить. Ей только сделали операцию, поэтому в палату меня не пустили, но Лида сама спустилась вниз. В хорошем настроении, улыбалась. Я спросила: «Как дела?» — «Да все в порядке, пока отдыхаю, жду вторую операцию…» Рассказывают, что в больнице между докторами разгорелась настоящая конкурентная борьба, каждый хотел быть лечащим врачом Лидии Клемент!»

Редактор Ленинградского телевидения Александр Бродский (Бредов) вспоминает: «Вдруг узнаем, что у Лиды неоперабельный рак. Это повергло в шок всех, кто ее знал! Тогда мне пришло в голову сделать на телевидении ее творческий вечер — это могло бы морально поддержать певицу. Я написал сценарий, включив туда самые лучшие ее песни. Лида согласилась, но попросила репетицию и съемку программы провести в один день. Помню, мы с коллегой переглянулись, оба почему-то почувствовали, что это одно из ее последних выступлений... В назначенный день я приехал за ней к дому, где она по-прежнему жила в комнатке коммунальной квартиры. Ради Клемент на телевидении мне даже выделили служебный автобус, что по тем временам было редкостью. Лида попросила меня не­много подождать, а сама вышла к соседке переодеться. Вернувшись, поставила перед маленькой дочерью тарелку с супом. В комнате была простенькая мебель, большой фанерный некрашеный шкаф. Почему-то я это навсегда запомнил… Автобус на студии мне выделили просто кошмарный: трясло на ухабах, казалось, этот видавший виды драндулет вот-вот рассыплется. Лида сидела со стиснутыми зубами — было заметно, как ей плохо. Если бы знал, в каком она состоянии, глупую идею с передачей я бы отмел. Репетицию, как договаривались, провели без света, Лиду изнуряла жара от софитов... Через час после репетиции был назначен эфир. И к этому времени певица преобразилась! В кадре она легко двигалась и была просто великолепна! Все, кто находились в студии, не могли глаз от нее оторвать. Домой я повез Лиду уже на другой, директорской, машине. Понимал, что второго путешествия в трясущемся автобусе она не выдержит. Через несколько месяцев Клемент не стало».

Менее чем за два года на сцене она записала более 40 песен. Послед­ней ее съемкой стала запись на Ленин­градском телевидении песни Андрея Петрова «Я шагаю по Москве», написанной к одноименному фильму. В этом клипе певица снова ничем не выдала ни своей болезни, ни своего душевного состояния, а было это за две недели до 16 июня 1964 года — дня ее ухода из жизни. Такой ее и запомнили зрители — молодой, лучезарной, загадочно-прекрасной…

В момент знакомства с Лидией Андрей Петров был уже знаменитым композитором — он написал песни к фильму «Человек-амфибия», например. Петров был очарован талантливой певицей 1983 г.
Фото: russian look

Прощаться с Лидией в ленинградский Театр эстрады пришел практически весь город — из-за огромного скопления людей на Невском остановилось движение. В этот день на Всесоюзном радио песня «Карелия» звучала двенадцать раз...

Композитор Вадим Шеповалов так вспоминал о Лидии Клемент: «В ее работе никогда не было видно труда — это как пение птиц, это шло от сердца. Не требовалось долгих репетиций: у нее было безошибочное чутье, чистая интонация, отменный слух, музыкальность и какая-то уди­ви­тель­ная природная культура — то, что не дается никаким специальным образованием». Может быть, поэтому даже спустя шестьдесят лет память об артистке живет. О Клемент до сих пор снимают фильмы — один из них выйдет на канале «Россия К», ей посвящают стихи и песни. Например, Алла Пугачева написала и посвятила ей песню на стихи Осипа Мандельштама. Большинству она известна как «Ленинград», но оригинальное название — «Монолог Лиды». Почитатели певицы создали сайт ее памяти, в рамках которого по крупицам собирают и систематизируют все, что могут о ней найти.

В 2014 году власти Санкт-Петербурга назвали безымянный сквер в районе Подольской улицы именем Лидии Клемент. Здесь когда-то певица гуляла со своей маленькой дочкой под таким привычным невским дождем. И мечтала — о сцене, о будущем...

Фильм «Лидия Клемент. Яркая комета» выйдет на телеканале «Россия К» 9 июля в 14:50.

Р. S. Редакция благодарит за помощь в подготовке материала модераторов и создателей сайта lidia-klement.ru.

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: