7days.ru Полная версия сайта

Ивар Калныньш о своих ролях, «романе» с Нонной Мордюковой и пяти детях

«После спектаклей к служебному входу подтягивались разведенные женщины — иногда прямо с детишками», — рассказывает Ивар Калныньш.

В фильме «Театр» Ивар Калныньш сыграл молодого любовника героини Вии Артмане. 1978 г.
Читать на сайте 7days.ru

«После того как в «Зимней вишне» я сыграл дипломата Герберта, который рассекает по Ленинграду на белом «Мерседесе», возраст моих поклонниц резко увеличился. Если раньше в гостиничные номера пытались проникнуть молоденькие девушки, готовые к одноразовым приключениям, то теперь после спектаклей к служебному входу подтягивались разведенные женщины — иногда прямо с детишками», — рассказывает один из самых красивых актеров советского кино Ивар Калныньш.

Кульминация «Зимней вишни», когда Вадим (Виталий Соломин) похищает у Герберта (Калныньш) его невесту Ольгу (Елена Сафонова) и ее сына. 1985 г.

— Вас прославил фильм «Театр», где вы сыграли молодого любовника героини Вии Артмане...

«По своей природе я однолюб и предан той женщине, с которой живу, но в моменты свободного плавания я мог позволить себе оторваться по полной программе»
Фото: Валерий Плотников

— Этот фильм снимался как ее бенефис по случаю 50-летия. И вся Рижская киностудия находилась в нервном напряжении. В 1978 году Москва выдала добро и деньги на съемки фильмов-бенефисов к юбилеям нескольких ведущих артистов. Например, Евгений Гинзбург снимал музыкальную картину «Бенефис Людмилы Гурченко», а мы в Риге пошли немного другим путем и в качестве бенефиса решили экранизировать роман Сомерсета Моэма «Театр». Если честно, по тем временам это был очень рискованный выбор. Мы не были до конца уверены, что эта история про стареющую актрису и ее молодого любовника не будет запрещена еще в процессе съемок, поэтому каждый кадр делали как последний. Но так как у Рижской киностудии все же был особый статус (например, именно здесь снимались почти все советские детективы по западным авторам), то процесс потихоньку набирал обороты. В какой-то момент мы осмелели настолько, что сняли два варианта сцены, в которой мой Том Феннел выходит из ванной навстречу Джулии, которую играла Вия. По сюжету с моих плеч спадало полотенце. Так вот, в первом варианте, который мы для себя назвали «шведской эротикой», полотенце падало на пол, и в кадр попадала моя голая попа. А второй вариант — «польский» — был более целомудренным, я успевал подхватить полотенце и показывал только спину. Я легко согласился играть эту сцену — и с полотенцем, и без него, потому что я совершенно не стеснялся Артмане. Ведь мы служили с ней в одном театре. Но слухи, что у нас с Вией роман не только на экране, поползли по Риге. «Уж слишком достоверно играют!» — считали наши коллеги по труппе в Театре имени Яна Райниса. Они были убеждены, что это Артмане пропихнула меня на эту роль как своего любовника. Слышать это было очень неприятно. Ведь я наравне с несколькими актерами проходил пробы. И если даже она и сказала слово в мою поддержку, увидев знакомое лицо, разве актриса не имела права выбрать в своем бенефисе на роль партнера того, кто ей нравился больше других? Потому и фильм состоялся, что наша симпатия была не фальшивая.

«Известие о том, что моего соперника Вадима будет играть Виталий Соломин, я воспринял с искренней радостью — мы уже снимались вместе в «Сильве» и с тех пор дружили». 1981 г.

— Жизнь рижского актера в те времена сильно отличалась от жизни московского или ленинградского?

— Только в некоторых вещах. На Рижской киностудии было больше свободы, ведь к нам было особое отношение. Мы считались такой советской Европой, Западом. Меня даже не заставляли вступать в комсомол и в партию. Хотя во всем остальном мы жили как обычные советские люди — получали скромные зарплаты, выбивали квартиры в исполкоме, давали шефские концерты, чтобы привезти домой лишнюю копейку. Но все это было нашей личной суетой, потому что, когда мы выезжали в другие города, тут же превращались в успешных аристократов, которых в основном и играли в кино. Я даже представить себе не могу, чтобы мой друг Юозас Киселюс, сыгравший в фильме «Долгая дорога в дюнах», вышел на творческом вечере, например, в Челябинске и сказал: «Вы знаете, а вот на прошлой неделе мы выступали на керамическом заводе и с нами расплатились глиняной посудой». Хотя так оно и было на самом деле, я сам иногда получал такие «гонорары». Но нет! Вне Риги мы были заграничными «принцами». Я могу понять выбор режиссера Игоря Масленникова, который пригласил меня в «Зимнюю вишню» на роль Герберта. Ему требовался актер, который мог быть и советским человеком, и иностранцем одновременно. Если «Театр» открыл мне дорогу в большое кино, то «Зимняя вишня» полностью изменила мой образ в глазах поклонниц. Из коварного соблазнителя я превратился в перспективного жениха. После того как в фильме появились кадры, в которых мой герой — положительный во всех отношениях дипломат Герберт — в 1985 году рассекал по Ленинграду на белом «Мерседесе», возраст моих поклонниц резко увеличился. Если раньше в гостиничные номера пытались проникнуть молоденькие девушки, готовые к одноразовым приключениям, то теперь после спектаклей, особенно на гастролях, к служебному входу подтягивались разведенные женщины — иногда прямо с детишками. Они, похоже, верили в то, что и им, как героине «Зимней вишни», может выпасть такой же шанс — уехать с принцем на белой иномарке в красивую жизнь. И когда я выходил вместе с другими актерами, чтобы сесть в обычный автобус, я улыбался им во все свои 32 зуба. Пусть эти женщины верят в то, что я тот самый принц. Разве не в этом предназначение актера — дарить радость и надежду?

«Каким-то чудом я состыковался не только с Андрейченко, но и с Еленой Сафоновой, хотя трудно найти более непохожих женщин, чем они». Кадр из фильма «Зимняя вишня». 1985 г.

— Да, вас просто обожали зрительницы! Жаль, что вы не баловали их частым появлением на экране. Вы ведь не так уж много снимались в кино...

— Из Театра имени Райниса не так-то просто было отпроситься на съемки. Наш директор вообще настойчиво внушал, что актерская профессия относится к сфере обслуживания — что-то вроде официанта. С той только разницей, что за чаевые в ресторане можно гораздо сытнее накормить семью. И вот перед этим директором надо было каждый раз унижаться, чтобы он отпустил тебя в кино.

«Мы прожили с Аурелией около семи лет, но так как оба были актерами, слишком много накопилось каких-то взаимных претензий и обид. По обоюдному согласию мы расстались». Ивар Калныньш со второй женой Аурелией
Фото: Сергей Буданов

— То есть женщинам СССР повезло, что вы смогли вырваться на съемки «Зимней вишни»?

— Да в этой истории для меня вообще много везения. Сначала главную роль в «Зимней вишне» должна была играть Наталья Андрейченко, но в это время она вышла замуж за Максимилиана Шелла и уехала за границу. Следом за ней пришлось искать замену и Сергею Шакурову, вначале игравшему Вадима. А так как я играл жениха героини, то вполне мог остаться за бортом, если бы моя физиономия не подошла по типажу к новой исполнительнице. Ведь именно так в советском кино подбирали пары муж — жена, любовник — любовница, раскладывая фотографии, как карты в пасьянсе, искали сочетаемые лица. Каким-то чудом я состыковался не только с Андрейченко, но и с Еленой Сафоновой, хотя трудно найти более непохожих женщин, чем они. А вот известие о том, что моего соперника Вадима будет играть Виталий Соломин, я воспринял с искренней радостью — мы уже снимались вместе в «Сильве» и с тех пор дружили. Я очень благодарен Виталию за то, что много лет спустя он пригласил меня в антрепризный спектакль «Биография — игра». Мы проехали много городов — больших и маленьких, часто преломляя один кусок хлеба и ночуя в аэропортах вповалку друг на друге… Ведь к роскоши наш брат-актер стал привыкать только в 90-е. И как-то сразу — слишком. Артисты стали вдруг отслеживать марки машин, которые за ними присылают на съемки, требовать бизнес-класс в самолетах, прописывать в контрактах уровень отелей, ресторанов и какие-то другие глупости. Причем актеры советской школы такого себе не позволяли никогда. Одной из самых любимых моих актрис, которой я всегда восхищался, была Нонна Мордюкова. Будучи для зрителей простой бабой из народа, каких она в основном играла в кино, на самом деле Нонна Викторовна имела манеры царицы.

Со старшей дочерью Уной. 2005 г.
Фото: Елена Сухова

— Вы с ней были знакомы? Пере­се­кались на съемках?

«Под утро Мордюкова сунула мне в руку маленькую матрешку: «Это тебе — за то, что у нас с тобой сегодня был роман»
Фото: Fotobank.ru

— Я был наслышан о ней еще в институте. Мой преподаватель актерского мастерства на театральном факультете Латвийской консерватории всегда приводил в пример именно Мордюкову: «Смотрите и учитесь, какая у нее «собачья» органика! Она же может сыграть все на свете, даже воздух и камень!» И вот на одном из первых фестивалей актеров кино «Созвездие» в Твери я с ней встретился. Тогда, в начале 90-х, в стране был «полусухой» закон, но на фестивальных банкетах действовали свои порядки. Помню, как мы возвращались после концертов и творческих встреч и всю ночь веселились за закрытыми дверьми. Это ведь было время больших надежд, время, наполненное ощущением свободы... Всем хотелось общаться! Затишье наступало лишь часов в девять утра, когда все разбредались по номерам, и официанты могли убрать грязную посуду, сменить скатерти перед обедом. В одну из таких ночей я поздно приехал после шефского концерта. И был таким уставшим, что, наплевав на этикет, решил спуститься в ресторан, одетый по-домашнему: в джинсах и свитере. И — как назло — организаторы взяли меня под локоток и провели к столику, где сидела Нонна Викторовна! Я сгорал со стыда! Хоть я и родился в простой рабочей семье, элементарные манеры мне прививали с детства. Мой отец не мог появиться в ресторане вечером иначе как в костюме. Он и меня к этому приучил. И тут такой позор, оказаться не при параде рядом с актрисой, которую считал богиней. Улучив минутку, я выскочил из-за стола, помчался в номер и переоделся в костюм. После чего вернулся в ресторан и только тогда смог расслабиться и спокойно общаться с Нонной Викторовной. С ней было легко и интересно. Не скрою, мне льстило, что она посматривает на меня заинтересованно и явно благосклонно. А под утро она сунула мне в руку маленькую матрешку: «Это тебе — за то, что у нас с тобой сегодня был роман». Я опешил. Роман? У нас? Тут Мордюкова обвела рукой зал, где допивали на посошок последние актеры. «Ты один среди них всех меня уважил. Никто бы не догадался для меня переодеться», — сказала она, царственно кивнула и удалилась к себе в номер.

«Лаура относится к тем редким женщинам, которых еще нужно уговорить выйти замуж. Мы сыграли свадьбу, только когда поняли, что она ждет ребенка». С женой Лаурой и дочерьми Вивьен и Луизой. Рига, декабрь 2014 г.
Фото: Филипп Гончаров

— С Вячеславом Тихоновым, ее первым мужем, вы ведь играли вместе в фильме «ТАСС уполномочен заявить…»

— Трудно сказать, что мы играли вместе — разве что наши фамилии обе указаны в титрах. Тихонова я впервые увидел, как и Мордюкову, на кинофестивале, где-то на крымском побережье. И я стал наблюдать за ним, мне было интересно: что же он за человек? Помню презабавнейшую сцену: Вячеслав Васильевич где-то в уголке усердно записывает в блокнот за Леонидом Ярмольником свежие анекдоты про Штирлица. Со стороны могло показаться, что люди обмениваются рецептами. И знаете, что меня поразило в этот момент? Простота и безыскусность актера, которого обожали миллионы. Артисты поколения Мордюковой вообще, видимо, не имели склонности к звездной болезни. Они мне настолько импонируют, что я не обижаюсь, когда меня самого причисляют к тому поколению — к актерам советского кино, хоть я и помоложе их буду. Об одном жалею, слишком мало я успел пообщаться со своими кумирами. Москвичам было проще — они могли собираться почти каждый день, в том же Доме кино. А я, если и оказывался там проездом, — все время спешил на поезд, домой, к семье…

— Расскажите о вашей семье. Вы ведь женаты уже не в первый раз?

— В третий. Да, в личной жизни меня трудно назвать ангелом. Хотя если бы я встретил свою нынешнюю жену — Лауру — в молодости, уверен, она была бы единственной. Но, видимо, так уж было начертано судьбой, чтобы я любил до нее других женщин и они дарили мне детей. От первого брака у меня дочери — Уна и Элина, во втором родился мой единственный сын Микус. А Лаура подарила мне еще двух девочек: Луизу и Вивьен. Просто мы с женой считаем, что если мужчина и женщина живут вместе, они должны рожать детей, иначе это союз двух эгоистов.

«Когда нашей дочке Луизе исполнилось четыре года, она пришла из детского сада, посадила нас с женой рядом и сказала: «Вы никогда не будете ссориться и никогда не разведетесь! Слышите?!» (Рига, декабрь 2014г.)
Фото: Филипп Гончаров

— Так из-за чего же вы развелись с первыми двумя женами?

— Знаете, у нас с Ириной Алферовой есть антрепризный спектакль «Чего же хотят мужчины?». Грустная комедия о паре, которая психологически надоела друг другу, и когда муж заводит собачку, жена из принципа изводит его ревностью даже из-за нее. В моей жизни была похожая ситуация с усталостью от отношений. Мы прожили с Илгой, моей первой женой, 20 лет. Это была большая любовь, иначе бы мы не были вместе так долго. Когда на первом курсе я женился, мой мастер говорил: «Подумай, не спеши, ты же еще слишком молод!» Но у нас сложилась настоящая семья, а проблемы начались намного позже. Выросли дети, и, как в той пьесе, оказалось, что нас уже ничего не связывает. Не было даже собачки, к которой можно приревновать. Однажды я вернулся домой с гастролей и обнаружил, что жена собрала свои вещи и уехала к маме. Без объяснений, претензий, скандалов, просто до определенного дня мы с Илгой ночевали под одной крышей, а после — в разных домах. Но я не переживал, ведь дочки остались со мной. Через год Илга вернулась, но уже было поздно. У меня появилась другая женщина, которая потом стала моей второй женой. Мы прожили с Аурелией вместе около семи лет, но так как оба были актерами, то слишком много накопилось каких-то взаимных претензий и обид, связанных в том числе и с профессией. По обоюдному согласию мы расстались. Так что к концу прошлого века, уже в пятидесятилетнем возрасте, я снова оказался холостяком. По своей природе я однолюб и предан той женщине, с которой живу, но в моменты свободного плавания я мог позволить себе оторваться по полной программе. Чем и занимался. Впрочем, подобное веселье длилось не больше года. Потом я начинал скучать по домашней обстановке, постоянной женщине, детям. Именно в такой вот переломный момент мы и познакомились с Лаурой. Мы прожили вместе несколько лет, прежде чем поженились. Лаура относится к тем редким женщинам, которых еще нужно уговорить выйти за тебя замуж. Она моложе меня на двадцать девять лет, но иногда мне кажется, что я еще ничего не смыслю в жизни по сравнению с ней. Мы сыграли свадьбу, только когда поняли, что она ждет ребенка — должна же у детей быть нормальная семья. Был важный момент, когда нашей дочке Луизе исполнилось уже четыре года: она пришла из детского сада, посадила нас с женой рядом и сказала: «Вы никогда не будете ссориться и никогда не разведетесь! Cлышите?!» Оказывается, она подружилась с девочкой, чьи родители не жили вместе, и это ее очень огорчило.

С сыном Микусом (справа) и внуком Валтом. 2005 г.
Фото: Елена Сухова
«В личной жизни меня трудно назвать ангелом. Хотя если бы я встретил свою нынешнюю жену Лауру в молодости — уверен, она была бы единственной»
Фото: Филипп Гончаров

— Вас в силу вашей профессии окружает много красивых актрис, у вас много поклонниц, считающих вас чем-то вроде принца на белом «Мерседесе». Лаура вас не ревнует?

— Ей часто задают этот вопрос — не ревнует ли она меня? Она спокойно отвечает: «Если бы ревновала, сошла бы с ума». И говорит, что даже не хочет ничего знать о том, что творится за пределами нашего дома — ей это неинтересно. Мудрость жены не в том, чтобы постоянно контролировать тебя, а чтобы сделать так, что, уехав по делам, ты стал бы скучать по ней через пять минут. Но мне пришлось пройти долгий путь, чтобы найти такую женщину…

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: