7days.ru Полная версия сайта

Мария Порошина: «Я многое делала наперекор»

«Уже к тридцати годам я сыграла преклонный возраст в трех фильмах. И это мне очень нравилось».

Мария Порошина
Фото: Филипп Гончаров
Читать на сайте 7days.ru

Мария — третье поколение артистической династии. Ее отец — певец Михаил Порошин — работал в ансамбле «Березка». Мать — заслуженная артистка Российской Федерации Наталия Красноярская. Она была певицей, актрисой, режиссером, руководила мимическим ансамблем Большого театра, снималась в кино (в том числе с дочерью в сериале «Всегда говори «всегда»-5»).

«Уже к тридцати годам я сыграла преклонный возраст в трех фильмах. И это мне очень нравилось, потому что помимо мамы и папы меня растили бабушка и прабабушка. Я с самого раннего детства понимала, как пожилому человеку бывает непросто, одиноко — когда он что-то не к месту говорит, медленно делает. Эти вещи я всегда очень тонко ощущала», — рассказала актриса Мария Порошина.

— Мария, у вас огромная фильмография. Но сериал «Родители» — особый, ведь вы в нем снимаетесь почти десять лет (16 сентября на телеканале «СОЛНЦЕ» стартует продолжение проекта — «Родители родителей», а 17 сентября сериал начнут показывать и онлайн-кинотеатры START и Okko).

— Да, наш с Сашей Самойленко (он играет отца семейства) «клан» Соколовых значительно разросся: сыновья обзавелись собственными семьями, сами стали папами — отсюда и название сериала-продолжения. А еще в «Родителях родителей» появились новые персонажи — симпатичные, милые, интересные...

— Скажите, ваши с Самойленко герои случайно носят те же имена и отчества, что и у вас в жизни?

— Если честно, не помню. По-моему, с самого начала так и было — Маша и Саша, но могу ошибаться... Когда десять лет назад перед кастингом я читала сценарий с этими коротенькими сериями, поняла, что это не скетчи, а маленькие полнометражные фильмы с хорошими сюжетами и очень смешными ситуациями. Кстати, я всегда проверяю сценарий на себе. Если хохочу в голос — так, что люди на меня оборачиваются, значит, это действительно забавно. Так же и с драматическими, трагическими сценами. Если я сама плачу над ними — как в «Анне Герман» или в «Дозорах», — значит, история настоящая, живая.

«Для меня «Родители» — один из любимых проектов. В нем показаны ситуации, которые могут произойти в любой семье. И все это преподносится легко, с юмором» С Никитой Митасовым и Анастасией Крыловой (слева от Марии) в сериале «Родители родителей». 2024 г.
Фото: пресс-служба онлайн-кинотеатра «START»

Порошина всегда восхищалась искусством балета, а в детстве маленькая Маша мечтала танцевать на сцене Большого театра. Благодаря отцу девочка начала заниматься танцами, ее приняли в коллектив «Спутник «Березки», где готовили будущих танцоров для прославленного хореографического ансамбля. Но поступить в хореографическое училище при Большом театре ей не удалось.

— Значит, удачный сценарий — гарантия хорошего фильма?

— Нет, еще режиссер и артисты должны правильно выполнить свою работу. На самом деле кино такая непредсказуемая вещь, что никогда не знаешь, что в итоге получится. Гени­альный режиссер может взять потрясающий сценарий, собрать прекрасную группу, замечательных артистов, а фильм не получится, зрителей не зацепит. А случается — и в сценарии вроде не все прописано, но режиссер додумал историю, актеры ее заполнили, и выходит удачное кино.

Для меня «Родители» — один из любимых проектов. Когда узнала, что у первого сезона будет продолжение, не сомневалась в сценарии, потому что его пишут одни и те же замечательные ребята. Не представляю, где они находят истории, как это все придумывают! Иногда говорю им: «Вот эта сцена общения с четырьмя детьми как будто списана с одного моего дня! Откуда вы знаете?!» Мне кажется, зрительский успех проекта вызван тем, что в нем показаны ситуации, которые могут произойти в любой семье. И все это преподносится легко, с юмором. А какие замечательные актеры приходят в наш сериал! Например, Ольга Волкова, которая сыграла мою свекровь. Я люблю фильмы Ольги Владимировны, видела ее в замечательном спектакле «Семейный ужин в половине второго». И на экране, и на сцене поражают ее юмор, трогательность и в то же время абсолютная искренность, умение в одну секунду сделать образ. В своем возрасте она даст фору многим молодым, но инертным актерам... Я очень люблю расспрашивать артистов ее поколения про то, какая раньше была жизнь, как снимали кино, про людей, с которыми она общалась. Впитываю эти рассказы как губка.

— «Родителей» снято уже пять сезонов. Что изменилось за эти годы? Ну, не считая того, что три ваших киносына сильно выросли...

— Жилье семьи Соколовых. Сейчас, когда дети выросли, они переехали в новый дом, где три отдельные зоны — родителей и двух старших сыновей (младший, любимец мамы и папы, пока живет с ними, и с этим в сценарии связано много разных шуток). Ведь на одной территории нескольким хозяйкам трудно ужиться, самое лучшее — селиться немножко поодаль... Интерьеры снимаем в павильоне, расположенном в Подмосковье. С одной стороны, это дарит прекрасные минуты единения с природой, свежий воздух, но дорога занимает иногда часа два. Однако за это время я успеваю сделать много дел: и почитать, и детей проконтролировать. А иногда и выспаться.

«Ольга Волкова сыграла мою свекровь. И на экране, и на сцене поражают ее юмор, трогательность и в то же время абсолютная искренность» С Ольгой Волковой и Александром Самойленко в четвертом сезоне сериала «Родители». 2020 г.
Фото: Телеканал «Солнце»

— В чем специфика работы в таких долгих проектах?

— Это как кинуться в творческий бой, потому что сцен очень много, а снимаются они не подряд! И надо четко помнить, какие события уже прошли, а какие еще впереди. Получается некая математическая задача со множеством вводных. Приходится быстро реагировать, соображать, быть находчивым, внимательным, не пропускать разные нюансы и детали. Если честно, иногда мой компьютер — мозг — в такой ситуации не срабатывает, что-то упускает. Но мне повезло: все сезоны «Родителей» снимает Александр Александрович Жигалкин — любимый всеми артистами режиссер. Он очень требовательный и не отпустит из кадра, пока ему самому не понравится результат. При этом он настолько любит профессию, артистов, что у него на площадке все расцветают, такая комфортная атмосфера создана им. Даже неуверенный в себе новичок сразу раскрывается.

— А вы с ним давно знакомы?

— Очень давно — еще со времен учебы в Щукинском театральном институте. Саша учился на курсе Юрия Авшарова, их дипломные спектакли долго жили и после того, как ребята окончили училище. А так бывает только у самых ярких учебных работ. На моем курсе Михаил Борисович Борисов поставил «Аршин мал алан», который мы после того, как окончили училище, еще год играли на сцене Театра Вахтангова. А когда моя старшая дочь Полина училась в Щукинском училище на курсе Валентины Петровны Николаенко, у них был прекрасный спектакль «До+вла=тов» в постановке Родиона Овчинникова. И он идет до сих пор, хотя прошло уже семь лет!

Так вот, после окончания института Саша Жигалкин с однокурсниками образовал маленький театр «Ученая обезьяна». Среди его постановок был «Город мышей» — музыкальный спектакль без единого слова, но с великим смыслом! Он прожил чуть ли не 20 лет, объездил всю нашу страну, несколько стран Европы и множество фестивалей. И я была счастлива, когда сразу после института меня позвали ввестись в него. Я играла там вместе с Сашей Жигалкиным, Сашей Коручековым и Эдиком Радзюкевичем — все трое сейчас успешно занимаются режиссурой.

«У меня в юности была ситуация, когда мне было страшно, я думала, что жизнь закончилась. Но драма обернулась для меня хорошей встряской» В сериале «Анна медиум». 2023 г.
Фото: Телеканал «Россия»

Потом мы с Александром не раз снимались. А еще мы дружим семьями. С женой Саши — замечательной актрисой и сестрой моей подруги Наташи Антоновой Светланой мы очень сблизились.

— Интересно, у вас есть возможность смотреть свои сериалы?

— Обычно удается посмотреть все на озвучании. Кстати, я очень люблю этот процесс — он дает возможность что-то подкорректировать, доделать в своей игре. Некоторые артисты озвучание не любят, считают, что живой, записанный на площадке звук лучше всего передает их непосредственную реакцию. Но у меня другое мнение! По этому поводу я даже однажды не совсем согласилась с Тимуром Бекмамбетовым — на съемках «Дневного дозора». В одной сцене мы с Гошей Куценко шли по полю и говорили друг другу очень сокровенные вещи. Дул сильный ветер. Мало того — для усиления драматизма сцены еще включили гигантский вентилятор-ветродуй размером больше человеческого роста, который сильно гудел. В общем, записать чистый звук было невозможно. 

Тимур сокрушался по этому поводу: мол, вы так хорошо сыграли, а звук придется отдельно записывать, и сцена получится другая. А я убеждала: «Не волнуйся, на озвучании мы сделаем сцену лучше». Он не верил: «Нет, не сделаете». — «Давай поспорим!» — «Да не стану я спорить, потому что не может быть лучше...» Когда мы встретились у микрофона, Тимур сначала побеждал: он хотел, чтобы были слышны тончайшие нюансы, вздохи, а добиться этого трудно. Но я тоже человек упертый, к тому же обещала сделать все максимально хорошо. И в конце концов добилась того, что Тимур остался доволен и даже сказал: «Да, ты меня убедила!» Пожал мне руку и добавил: «Но больше я так экспериментировать не буду».

— А ваши дети смотрят сериалы, в которых вы играете?

«Всегда проверяю сценарий на себе. Если плачу над ним, как в «Анне Герман», значит, история настоящая» С Екатериной Васильевой в сериале «Анна Герман». 2012 г.
Фото: Первый канал

— Если говорить о «Родителях», то дети его обожают, помнят в мельчай­ших деталях. Нередко спрашивают:

«Мама, а ты любишь нас или их?» — имея в виду моих киношных сыновей. А еще Глаша (ей сейчас восемь лет) и Андрюша (ему пять) часто играют в них — конкретно в Илью и Максима, когда те были детьми. Говорят сами себе «Камера! Мотор! Начали!» и разыгрывают сценки из сериала. Я очень удивилась, когда увидела это первый раз. К слову, дочки Гоши (Куценко. — Прим. ред.) — прекраснейшие Женя и Светочка — тоже очень любят «Родителей» и не раз говорили мне об этом! В общем, я рада, что играю в таком интересном сериале, где много юмора и добросердечности. В интернете у детей сейчас полно всего неправильного, а у нас история светлая!

— Мария, а какой вы были в детстве?

— Училась хорошо, хотя порой подзапускала физику или математику — потому что много времени у меня отнимали разные кружки. У нас была французская спецшкола с прекраснейшими педагогами. К тому же со стороны папы у меня все родственники — учителя: дедушка — по математике и физике, тетя — по английскому, а бабушка преподавала русский и литературу и еще работала завучем. Так что учиться плохо мне было стыдно... Вроде бы я была спокойным, послушным и разумным ребенком. Но в один период многое делала наперекор. Все девочки в праздник придут в школу в белых фартучках, а я в черном. А как я мучила свою любимую двоюродную сестру Юлечку! Мы ровесницы, я ее всегда любила. 

У меня же не было родных братьев или сестер, и я чувствовала себя немного одиноко: так хотелось кого-то нянчить, с кем-то играть. А сойтись с детьми в саду или в школе не всегда получалось — я была скромной и стеснительной. Поэтому все время просила у мамы братика или сестричку. А она отвечала: «Вырастешь, родишь сама...» Так вот, Юлю я обожала, она была мне как родная сестра. И при встречах я обнимала ее так искренне, так крепко — как краб клешнями, — что она из моих тисков не могла вырваться. И взрослым иногда приходилось разжимать мне пальцы! Мама говорила: «Ты обнимаешься как Буратино!» Но это было от большого чувства, от большой любви. Когда же нас фотографировали, я почему-то все время Юлю втихаря щипала! На наших совместных фото я всегда улыбаюсь, хохочу с прищуром, а сестричка плачет...

Курс, на котором училась Порошина в Театральном институте имени Щукина (выпуск 1997 года), стал одним из самых звездных в истории этого учебного заведения. Вместе с Марией на нем занимались Максим Аверин, Наталия Антонова, Ольга Будина, Антон Макарский, Кирилл Кяро, Ольга Погодина, Михаил Владимиров, Олег Кассин. Эти актеры оказались очень востребованы в кино и театрах.

С Гошей Куценко в фильме «Ночной дозор». 2004 г.
Фото: Базелевс-продакшн/Первый канал

В школе я шалила вместе с подругами. Одна сейчас стала известным дизайнером, а другая — переводчиком. Иногда мы с ними пропускали уроки — уходили домой, чтобы испечь торт или пожарить сыр. Просто у нас было приподнятое настроение, и нам казалось непозволительным оставаться в школе! Больше всего любили играть в игры с переодеваниями. Иногда надевали одну кофту на двоих и так ходили по школе со словами «Я — принцесса Агнесса». Сейчас уже не помню, из какого кинофильма эта принцесса и почему она так странно выглядит. Но нам было очень смешно! Часто мы наряжались и шли на улицу. У подруги было много привезенной из-за границы одежды. Мы брали ее без ведома родителей. Выглядели очень смешно: наворачивали на головы чалму, примеряли солнцезащитные очки, мамину обувь на несколько размеров больше, наматывали какие-то пояса. И в таком виде спускались в метро. И обязательно разговаривали на тарабарском языке! Французский мы знали не так хорошо, чтобы у нас речь лилась. Так что придумали свой язык и на нем общались, причем абсолютно понимали друг друга — по интонации! Люди смотрели на нас с удивлением.

— Вот когда начали проявляться ваши актерские способности!

— Наверное... С подружками мы придумывали разные сценки для культ­­массовых мероприятий. Я училась в музыкальной школе, играла на фортепиано, поэтому иногда мы делали музыкальные номера. При этом я исполняла самые разные роли. В «Джелато-чоколато» под песню Челентано я была мужчиной, который дарил девушке цветы и приглашал на свидание. Еще играла Миледи из романа Дюма. А в «Евгении Онегине» — старушку няню в чепце и очках. Кстати, когда я стала актрисой, уже к тридцати годам сыграла преклонный возраст в трех фильмах. И это мне очень нравилось, потому что помимо мамы и папы меня растили бабушка и прабабушка. Я с самого раннего детства понимала, как пожилому человеку бывает непросто, одиноко — когда он что-то не к месту говорит, медленно делает. Эти вещи я всегда очень тонко ощущала. И мне было так грустно, что приходилось уходить на учебу или на работу, а прабабушка оставалась дома одна. Еще тогда я задумала снять кино про старость и про юность, как они не понимают друг друга и в то же время как они дополняют друг друга, как друг без друга не могут жить. Надеюсь, когда-нибудь эта идея пригодится кому-то из моих детей — может, в виде дипломного фильма.

— Ваша старшая дочь уже стала актрисой...

— Недавно Полина ввелась в спектакль «Семейные тайны», который в свое время поставил Кшиштоф Занусси. Мы его играем много лет, а сейчас прекрасный режиссер Олег Ильин его немного трансформировал, вдохнул новую жизнь и краски. И Полина, как говорят, со своей ролью справилась очень хорошо. Кроме того, дочка с удовольствием преподает актерское мастерство и планирует получить профессию режиссера. Недавно она поставила со своими учениками отрывок из пьесы «Дорогая Елена Сергеевна». И я была в восторге от того, что нынешние подростки, которых сейчас вообще ничем не проймешь, так четко сыграли советское время, те взгляды, те идеи. И как Полине удалось все объяснить ребятам?!

Дочери Марии Порошиной — Полина, Серафима и Аграфена — на дне рождения мамы. 2023 г.
Фото: Юрий Феклистов

Другая дочка — Серафима — после школы тоже поступила в театральный, к прекрасным педагогам. А через год почувствовала, что это — не совсем ее. И решила уйти, хотя ей все говорили: «Сима, зачем? У тебя все получается!» Но она никогда не пойдет наперекор своим чувствам. Конечно, решение дочки было для меня неожиданным, я не понимала — почему так?! Но я Симу не отговаривала и поддержала. Такая смелость, решимость кардинально изменить свою жизнь меня даже подкупает. Сима — молодец, не озирается на профессию родителей, а ищет себя. И это правильно. В жизни бывают трудные вещи, которые заставляют человека пересмотреть свой взгляд на что-то. И, наверное, лучше это сделать раньше, чем позже.

У меня в юности тоже была в чем-то схожая ситуация. Мне было страшно, я думала, что жизнь закончилась, абсолютно не понимала, что делать дальше. Но драма обернулась для меня хорошей встряской, благодаря которой я смогла переоценить свое отношение к профессии. И благодаря которой в итоге попала в мое любимое Щукинское училище, к моему любимому педагогу Марине Александровне Пантелеевой.

Трое из пяти детей Марии родились в одном месяце — феврале. Старшая дочь Полина Куценко — 22 февраля 1996 года, третья по счету дочка Аграфена — 18 февраля 2010-го, а четвертая — Глафира — 3 февраля 2016-го. Вторая дочь — Серафима — празднует свой день рождения 27 сентября (она родилась в 2005 году). А единственный сын Порошиной, Андрей, появился на свет 11 января 2019 года.

«Дети ищут себя. И это правильно. В жизни бывают трудные вещи, которые заставляют человека пересмотреть свой взгляд на что-то. И, наверное, лучше это сделать раньше, чем позже» С дочерьми Полиной и Глафирой на премьере фильма «Непослушники». 2024 г.
Фото: Personastars.com

— Ваша третья дочка — Аграфена, кажется, тоже посещала театральный кружок?

— Да, а еще занималась танцами. Но теперь, в девятом классе, она настроена прежде всего хорошо сдать ОГЭ, поэтому сосредоточилась на занятиях с репетиторами. Говорит: «Сейчас буду усиленно учиться, а потом подумаем, куда поступать». А Глафира из первого класса перешла сразу в третий, и, кстати, у нее та же прекрасная учительница, которая была у Симы и Груни. Глаше очень нравится, когда ее хвалят, когда у нее что-то получается, — она иногда даже прыгает от радости. По-моему, здорово в таком возрасте уже быть настолько ответственной, стремиться к знаниям.

— А Андрей чем увлекается?

«С Сашей и Светой мы уже давно дружим» С Александром Жигалкиным и Светланой Антоновой на своем дне рождения. 2023 г.
Фото: Юрий Феклистов

— Сын поступил в музыкальную школу — на отделение фортепиано. Также он занимается футболом, ходит на хор и, как любой мальчишка, очень любит проводить всякие химические опыты. А еще он увлекается шахматами — как и Глаша. И Полиночка все детство играла в них...

— Закончилось лето. Вам удалось хорошо отдохнуть?

— У меня было много съемок. Поэтому отпуск был совсем коротким. А еще спокойным и уединенным: захотелось побыть в тишине, когда рядом только семья, море и солнце...

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: