В октябре не стало актрисы, жизнь которой была похожа на сценарий умного и меланхоличного романа, где главные роли достались гениям. Китон никогда не была замужем, но среди ее возлюбленных — легендарные голливудские персонажи: Аль Пачино, Вуди Аллен, Уоррен Битти. Она продолжала с ними дружить и оказывать влияние на их жизни и карьеры и после расставаний — поистине редкий дар...
Дайан Китон, с ее эксцентричными шляпками, мужскими костюмами и пронзительным, незащищенным взглядом, который скрывается за улыбкой, всегда была особенной. Она выросла в обычной семье, и ее путь к славе начался не в Голливуде, а на театральных подмостках. После учебы в колледже Дайан отправилась покорять Нью-Йорк, где ее ждала судьбоносная встреча — она попала в бродвейский мюзикл «Волосы», а затем и в труппу самого Вуди Аллена. Это было начало не только блестящей карьеры, но и формирования той самой уникальной китоновской ауры — интеллигентной, чудаковатой и невероятно притягательной. Ее героини — женщины, распадающиеся на части, в чьих жизнях перемешаны взлеты и падения и которых легко соотнести с собой.
Спустя годы, оглядываясь назад, Дайан Китон с мудрым спокойствием говорила, что, вероятно, с самого начала не была создана для брака. И что ее великие возлюбленные, наверное, были рады этому. Дайан нашла свое главное призвание не в браке, а в материнстве. Она стала замечательной матерью для своих приемных детей — дочери Декстер и сына Дюка. История ее жизни — это история о том, как чувства, не сумев уместиться в рамках брака, могут переродиться во что-то большее: в творчество, ставшее классикой, в нежную дружбу, длящуюся всю жизнь.
Фрэнсис Форд Коппола, очарованный непосредственным комическим даром Дайан Китон, предложил ей сыграть многострадальную жену мафиозного босса Майкла Корлеоне в «Крестном отце». Чтобы эта героиня не оказалась чересчур прямолинейной, ей, по задумке режиссера, не повредила бы некоторая эксцентричность и странность. Решив участь жены Корлеоне, Коппола все еще сомневался, стоит ли вверять роль самого босса Аль Пачино. Да и студия категорически не хотела видеть низкорослого актера в этом образе. И это Дайан уговорила режиссера оставить сомнения и положиться на талант Пачино. Она с самой первой встречи безумно в него влюбилась, хотя признавалась: «Он не был любовью моей жизни... Он был любовью того периода моей жизни. Каждому мужчине принадлежит свое время. Аль необыкновенный, невероятный, обаятельный и говорит без умолку. Какой-то сумасшедший дикарь. Но абсолютно бесподобный!» Их отношения длились десятилетия, с 1971 по 1990 год, то прерываясь, то вновь возобновляясь. И окончательно завершились после съемок последней, третьей части «Крестного отца». Дайан тогда поставила возлюбленному ультиматум, который вечный бунтарь отклонил, отказавшись на ней жениться. В своих мемуарах Китон написала: «У Аля самое красивое лицо на свете. Я думаю, Уоррен Битти тоже был прекрасен, но лицо Аля... Он просто убийственно хорош!» Расставшись, они продолжали оставаться друзьями. Разочарование из-за нежелания Пачино стать ее мужем не помешало актрисе ценить и любить его. Но, несомненно, привело к выводу о том, что, пожалуй, ей вообще не стоит стремиться замуж. Китон никогда так и не стала главной героиней на свадьбе. Как не был ни разу женат и Аль Пачино.
Очевидно, они все-таки были друг для друга «любовью всей жизни» и знали об этом. В 2017 году Аль Пачино, вручая Дайан награду за достижения в искусстве, назвал ее «непреходящим чудом» и публично признался в чувствах: «Ты — настоящая большая артистка, Ди. Я люблю тебя и буду любить вечно». А Китон смотрела на него с невысказанной любовью, которая со временем превратилась в преданность...
По словам друзей 85-летнего актера, смерть бывшей возлюбленной (он всегда называл ее необыкновенной женщиной) сильно его потрясла. И в своем горе он перестал скрывать сожаление о том, что когда-то не женился на Дайан. Друг легендарного актера уверяет, что Пачино сожалел и будет сожалеть об этом до конца своих дней. «В течение многих лет после их разрыва Аль часто повторял: «Если я захочу вернуться назад и если это суждено нам, то ведь никогда не поздно?» Но теперь уже точно поздно...»
Через несколько дней после того, как семья актрисы объявила о ее кончине (от бактериальной пневмонии), Пачино собрался с духом и опубликовал трогательное посвящение Китон: «Дайан была моей партнершей, моим другом. Во многих случаях и ситуациях ее влияние вдохновляло меня изменить направление моей жизни. Дайан принесла мне очень много счастья. Через 30 лет после того, как мы расстались, воспоминания остаются такими же яркими. А сейчас, когда ее больше нет, они приобрели еще большую силу, стали еще более болезненными и в то же время трогательными». Аль Пачино написал о невероятной энергии Китон и о ее помощи молодым актерам, художникам и музыкантам. «Люди будут очень сильно по ней скучать. Ее будет очень сильно не хватать. Она оставила след, который не может поблекнуть. Она была неудержимой, стойкой, несгибаемой и вместе с тем необыкновенно, глубоко человечной... Я всегда буду ее помнить».
Однако актерскую судьбу Китон изменил не «Крестный отец» Копполы, а встреча с Вуди Алленом. Если Аль Пачино был пламенем, то Вуди Аллен стал для нее светом. Аллен увидел и обессмертил ее уникальность, ее особенный взгляд на мир. Их роман был недолгим, но творческий союз породил один из самых пронзительных фильмов о любви, где смех и грусть идут рука об руку. Именно он создал ее самую узнаваемую роль — Энни Холл, девушки неловкой, болтливой и бесконечно обаятельной. Роль, за которую Китон получила «Оскар», была не просто игрой — это была исповедь, списанная с их собственных отношений. Интересно, что Холл — ее настоящая фамилия, от которой она отказалась, взяв себе девичью фамилию матери Китон, потому что некая Дайан Холл уже существовала в гильдии актеров.
Все началось, когда из огромного множества актрис Вуди выбрал Дайан на главную роль в бродвейскую постановку своей комедии «Сыграй это еще раз, Сэм!». Дайан получила номинацию на высшую театральную награду «Тони» и через несколько лет сыграла в одноименном фильме Аллена, разглядевшего в ней свою безупречно взбалмошную героиню. Но после этого Китон целый год провела без работы. На нервной почве у нее началась булимия — из-за переживаний по поводу своей внешности и имиджа, которые, как она думала, и мешали получать роли. По совету и рекомендации Аллена она обратилась к психоаналитику и многие годы посещала его кабинет.
«Вуди невероятно сильный, он сделан из стали. Это он научил меня тому, что работать надо много и упорно. Он самый дисциплинированный человек из всех мне известных людей, не считая моего отца», — всегда восхищалась режиссером Дайан. Отношения Аллена и Китон вышли за рамки профессиональных после одного позднего ужина, который состоялся после затянувшейся репетиции. Какое-то время они жили вместе, но к выходу фильма «Сыграй это еще раз, Сэм!» разъехались по разным квартирам, как это обычно происходило со всеми его возлюбленными. Но завершение романа не помешало Дайан сняться еще в семи картинах Вуди, в том числе в «Манхэттене», включенном в список 100 лучших фильмов Американским институтом кино. Стиль ее героинь — трогательных, глуповатых и безалаберных — станет своеобразным антидотом к лощеным глянцевым киногероиням прошлого поколения. А фильм «Энни Холл» — поворотным моментом для карьеры Дайан. Аллен придумал и написал сценарий в качестве «валентинки» для своей музы и одновременно прощальной оды — в честь всех счастливых-несчастливых романов. Манеры ее героини в сочетании с шиком а-ля Чарли Чаплин (шляпы болеро, безразмерная одежда из твида, мешковатые брюки и шейные платки — Китон сама подбирала гардероб) сделались не только ее фирменным look’ом, но и превратили в икону стиля у дизайнеров во всем мире. «В «Энни Холл» я старался показать Дайан такой, какой я ее знал. Если люди смогут это увидеть, то полюбят ее так же, как я», — говорил Аллен, и он не ошибся. Всех обезоружила свободная, не от мира сего, но полностью заслуживающая любви молодая современная женщина. «Приходится признать — это и впрямь дружеская и благожелательная версия меня. Хотя я и не говорила никогда «ла-ди-да», как моя героиня, до тех пор, пока Вуди не придумал это. Но я никогда не умела толком закончить ни одно предложение», — смеялась Дайан. «Дружеская версия» Китон, созданная Алленом в «Энни Холл», принесла актрисе «Оскар». И Вуди тоже — за лучшую режиссуру...
Аллен, разумеется, не мог не воздать должное Дайан после ее смерти, опубликовав посвященное актрисе большое эссе. Как и Аль Пачино, он выразил благодарность бывшей возлюбленной за многие свои успехи в кино: «Со временем я стал снимать фильмы для аудитории, состоявшей из одного человека — Дайан. Никогда не читал рецензии, меня интересовало только ее мнение. Еще несколько дней тому назад мир включал в себя Дайан. Теперь ее в нем нет, остались ее фильмы. И ее потрясающий смех по-прежнему звучит в моей голове». Аллен отметил ее работу в качестве фотографа и писателя, режиссера и признанного декоратора: «Она была поразительной женщиной, великой во всем, что делала в жизни. И обладала бескомпромиссным и строгим эстетическим суждением. Могла не раздумывая критиковать самого Шекспира, если у него что-то «шло не так».
Режиссер вспомнил и их первую встречу в театре, когда Китон параллельно с участием в мюзикле «Волосы» подрабатывала гардеробщицей. «Если бы Гекльберри Финн был роскошной молодой женщиной, он был бы Дайан Китон», — первое, что подумал Вуди, увидев актрису, которую порекомендовал ему ее преподаватель актерского мастерства Сэнди Мейснер. Сначала они с трудом находили общий язык и на сцене, и в жизни. Аллен еще не раз назовет Дайан «провинциалкой» и «деревенщиной». А потом спустя годы не раз будет выражать восхищение ее превращением в «величайшую актрису и икону стиля». «Вместе мы провели несколько незабываемых лет, а почему расстались, могли бы, наверное, объяснить только Бог и Фрейд... Невозможность больше увидеть ее лицо и услышать ее смех — это настоящая трагедия».
Хамелеонская сущность Китон произвела впечатление на Уоррена Битти, еще одного «оригинала», не желавшего оставаться только любимчиком публики и востребованным звездным актером. Он мечтал доказать свой режиссерский талант. Битти предложил Дайан роль в своем амбициозном эпическом проекте «Красные». Она сыграла умную богемную политическую писательницу и журналистку Луизу Брайант, противостоящую герою, радикальному журналисту Джону Риду. За фильм Китон получила вторую номинацию на «Оскар», критики даже говорили, что это ее лучшая работа. Битти, в ту пору имевший оправданную репутацию закоренелого бабника, не способного хранить верность ни одной женщине, целых два года принадлежал Китон. Но проблема с ним, по словам Дайан, была в столкновении амбиций: «Я хотела быть с Уорреном Битти, а не просто его любить и восхищаться им. Это не в моей конституции — быть одной из половинок парочки знаменитостей. Я просто не создана для этого. В моем случае такие отношения всегда завершались достаточно быстро. Я не выдерживаю долгое время отношения под излишним давлением. Социально я не вписываюсь в этот круг. Не мое это все». После разрыва они с Битти продолжали часто встречаться. Когда он завел роман с Мэри Тайлер Мур, которая жила в башне напротив дома Китон в Нью-Йорке, буквально окна в окна, Дайан, по слухам, наблюдала за соперницей в бинокль.
Дружба — у них не было романтических отношений — с Джеком Николсоном, сыгравшим вместе с Китон в фильме «Красные», тоже сохранилась на всю жизнь. «Джек — невероятно умный и очень забавный. А я — неплохая аудитория», — улыбалась актриса. На съемках у Битти Николсон, будучи его ближайшим другом, не просто участвовал как актер, он помогал Уоррену осуществить свою мечту, вопреки всем трудностям. Китон говорила, что это было незабываемо, как Джек поддерживал Битти: «Он был для нас всех героем. Николсон — самый щедрый актер из всех актеров, с которыми мне доводилось вместе сниматься. Он всегда был рядом, всегда готовый помочь и никогда не подводил».
В 2003 году легендарная писательница и режиссер Нэнси Майерс сочинила для своего фильма «Любовь по правилам и без» роль специально для Дайан Китон. Майерс тоже считала Китон своей музой («Бэби-бум», «Отец невесты»). Нервная, трогательная, разведенная героиня, успешная сценаристка, находит любовь в лице немолодого холостяка и бонвивана в идеальном исполнении Джека Николсона. Поначалу Дайан посчитала, что этот сценарий обречен на провал. Однако в итоге называла картину одной из своих любимых. Она с удовольствием вспоминала любовную сцену с Джеком (ей было тогда 57 лет) и сюрприз, который актер ей устроил спустя два года. Когда Китон обнаружила в почтовом ящике чек на сумму с большим количеством нулей — проценты от успешного проката, то позвонила агенту и выяснила, что это Николсон отдал ей часть своих денег. В отличие от нее, у него в контракте был записан этот пункт.
Николсон называет Дайан великолепной актрисой, а их многолетнюю дружбу — источником вдохновения: «Она буквально освещала своим появлением любую комнату». И так же, как Пачино и Аллен, благодарит за то, что «изменила его жизнь». Последний раз Дайан виделась с легендарным актером на его дне рождения за полгода до своей смерти. По словам Николсона, его сердце разбито — он «потерял свою сестру»...
Как-то актриса сказала: «Я не думаю, что тот факт, что я не замужем, как-то обесценивает мою жизнь. Одна из причин, почему я не вышла замуж, — нежелание идти на компромиссы, без которых в браке нечего делать. Мне же всегда хотелось испытать как можно больше приключений только для себя одной». И, убедившись в том, что у нее уже не получится создать серьезные отношения такого рода, решила в одиночку испытать радости материнства. В 1996 году, в 50 лет, она удочерила девочку Декстер, а в 2001-м усыновила мальчика Дюка. Дайан вырастила прекрасных детей, столь же далеких от гламура и светской жизни, как и сама. Декстер уже вышла замуж и живет с мужем, тихо и уединенно. Сын занимается фотографией и тоже не стремится к славе. Дайан очень хотела стать счастливой бабушкой. Но дождаться внуков не получилось...
«30 лет журналу «7 Дней»! Для меня это звучит как 30 лет нашей дружбе. Дело в том, что мое рождение как актрисы почти совпало с рождением журнала. После мюзикла «Норд-Ост», сериала «Бригада» я сразу попала на страницы «7 Дней», и по сей день мы идем рука об руку. Благодарю издательство за неподдельный интерес к моей творческой жизни и за ненавязчивое, деликатное внимание к личной. На страницах вашего издания я с каждым годом «молодею», а мои дети взрослеют. Наш семейный альбом пополняется снимками благодаря вам — от первых фотографий Анечки и Алеши до нынешних. По публикациям можно проследить, как они росли, как менялись. И, конечно, ни одна моя яркая работа в кино или на театральной сцене не обходится без участия ваших изданий. Даже коллектив редакции — все настолько родные, знакомые, мы общаемся годами — и с фотографами, и с журналистами, и с редакторами. 30 лет вместе! Поздравляю вас с этой датой, как родных людей! Успехов и вдохновения!»
«Наша дружба с журналом — давняя, проверенная временем. Можно сказать, что мой сын Иван вырос вместе с читателями. Лет двадцать назад он, маленький мальчик, появлялся на ваших страницах как мой сын. А теперь вы пишете про него как про режиссера, представляете его первый фильм… Для меня интервью «7 Дням» — это возможность не только рассказать о том, что происходит в моей жизни сегодня, но и вспомнить своих учителей, тех выдающихся деятелей советского театра и кино, с которыми сводила жизнь и которых нельзя забывать. А еще журнал держит руку на пульсе — в каждом номере рассказывает о новых кино- и телепроектах. Иногда я сам из «7Д» узнаю о том, что мои коллеги работают над тем или иным фильмом или сериалом. Желаю журналу сохранить свою многолетнюю аудиторию и приобрести новых читателей!»
Подпишись на наш канал в Telegram