7days.ru Полная версия сайта

Ксения Суркова. Найти себя заново

Моя героиня в «Ольге» совсем непохожа на меня. И с мамой у Аньки Терентьевой отношения ужасные —...

Ксения Суркова
Фото: Сергей Новожилов
Читать на сайте 7days.ru

Моя героиня в «Ольге» совсем непохожа на меня. И с мамой у Аньки Терентьевой отношения ужасные — постоянно орут друг на друга. А у нас с Яной Трояновой* на съемках совсем наоборот — замечательные. Со многими девочками, которые пробовались на роль, у нее контакт не сложился. Сначала тоже подходила к Яне с опаской, но увидела, что она принимает, поддерживает.

За время съемок мы все стали одной семьей. Я по-настоящему сблизилась с актрисой Юлей Сериной, подругой моей героини. А с моим сериальным возлюбленным Сережей Романовичем были знакомы еще по ВГИКу — он учился у Игоря Николаевича Ясуловича на курс младше и я даже несколько раз преподавала у них актерское мастерство. На площадке шутили: «Встретились училка с учеником». Правда, особой дружбы у нас не возникло. После второго сезона Сережа сказал продюсерам, что по личным причинам больше сниматься не будет — у него другая дорога.

С моей Аней я прошла путь от ненависти до любви. Решила бросить себе вызов: здорово сыграть героиню, настолько непохожую на меня, а возможно и достать из глубины те качества, о которых не подозревала. Была в первом сезоне сцена с высокими сапогами, которые она напялила, чтобы произвести впечатление на любимого. Вот тут я наконец нашла свою принцессу из Чертаново — с большой болью в сердце и страхом стать похожей на маму. И хотя у меня в семье совсем другие отношения, что-то общее я в наших судьбах обнаружила: в восемнадцать лет так же влюбилась и бунтовала, даже из дома сбегала...

Мои родители Лариса и Игорь познакомились довольно современным способом: через сообщения. Правда не по Интернету, а по рации. Мама работала под Москвой радисткой, а папа через нее по долгу армейской службы передавал какие-то «пароли и явки». И они заинтересовались друг другом, встретились. Завязалась любовь, мама переехала к папе в Москву, где сначала родила меня, а спустя двенадцать лет брата Артема. Она выучилась на юриста, но не работала — занималась детьми, папа обеспечивал семью. Он стал краснодеревщиком и делал мебель на заказ. Мне потом рассказывал: «После школы серьезно думал — не пойти ли учиться на актера. Видимо, моя мечта тебе передалась».

Я непоседливая, с трех лет занималась балетом, была в группе старше всех, но самой маленькой. Такая уж физиология, преследует всю жизнь. Уже после института играла в фильме «Мой папа Барышников» толстую страшную балерину. Другим актрисам было по тринадцать лет, а мне двадцать два, женские формы присутствовали. Постановщик танцев сначала не разобрался и кинул:

— Девушка, что вы тут делаете? Вам место в ансамбле Моисеева!

Меня это задело:

— Я актриса, а не балерина!

Кстати, я и сейчас вместо спортзала хожу на балет — считаю, что это самый идеальный способ поддерживать себя в форме. Но никогда не жалела, что в семь лет ушла петь: одна из педагогов работала в театре «Домисолька» и пригласила попробоваться. Меня взяли — и это была очень важная часть моей жизни. Мы ездили на гастроли, и я впервые узнала, что такое сцена: с одной стороны — эйфория, с другой — волнение. Атмосфера в коллективе была дружеской, никто не конкурировал.

Я с детства понимала, что стану артисткой, но к кому поступать, понятия не имела.Выбирала мастера по фотографии!
Фото: Сергей Новожилов

Совсем другую картину я увидела сейчас, когда меня пригласили вручить награду на премии Муз-ТВ Kids Choice Awards: во-первых, детей красят и одевают как взрослых, во-вторых, родители настолько нацелены на результат, что взращивают в малышах непомерные амбиции!

И я благодарна своим родителям за то, что мое детство было счастливым. Хотя уже в семь лет начала зарабатывать: снялась в короткометражке «Дружок» в роли дочки героя Федора Добронравова, в тринадцать лет — в сказке «За тридевять земель», вела на телевидении передачи, озвучивала фильмы, рекламу, «Ералаши»...

Дом всегда был полон людей, папа называл его «Казанским вокзалом». В нашей однокомнатной квартире постоянно кто-то ночевал. Еще папа очень любил живность, у нас жили рыбки, собака ризеншнауцер, черный кот Багир с белым пузом, которого подобрали на улице. Он был моим лучшим другом — казалось, что это реинкарнация какого-то близкого человека из прошлой жизни. Спал рядом, обняв лапой, устраивался на голове и урчал, понимал все слова.

Багир гулял сам по себе — мы жили на первом этаже и он входил и выходил через форточку. Всегда возвращался, но однажды пропал на месяц. Появился с откушенным хвостом, с тех пор удали у него поубавилось. В тринадцать лет ослеп, врезался во все косяки и уже ничего не понимал. Нам было безумно его жалко, и мы приняли решение Багира усыпить — казалось, что это милосерднее, чем мучить. Но я страшно переживала и сказала тогда: «Больше котов у меня не будет!» Завела бы собаку, но пока сама не обрела своего дома, таскать животное по съемным квартирам не могу.

Еще одно счастливое место детства — городок Можга в Удмуртии, откуда родом моя мама. На лето меня отправляли к бабушке, и мы с местными детьми все время что-то затевали: ставили спектакли, продавали на дороге самодельный лимонад, устраивали дискотеки. Там лет в четырнадцать случилась и первая любовь. Тот мальчик был тоже приезжим — из подмосковного Королева, а еще он, как и я, носил красные штаны. Видимо, это нас и сблизило: сначала переглядывались и как бы невзначай ходили мимо домов друг друга, потом начали гулять вместе.

Запомнилось одно свидание. В городке горел дом, и мы пошли смотреть на пожар. Такая романтика: стояли в отблесках зарева обнявшись — оба в красных штанах! Были и признания в любви, и мечты о будущем, но его родители решили переехать в Испанию.

Спустя лет десять захотела его найти — просто пообщаться, узнать, как сложилась жизнь. Обнаружила в соцсетях, написала, но в ответ пришло: «Прости, я ничего не помню». Выяснилось, что парень попал в аварию и получил травму головы, из-за которой частично потерял память. Странно думать, что он забыл нашу романтическую историю. Но горевать из-за этого я не стала, тем более что в институте у меня очень скоро начался первый серьезный роман...

В финале обучения в Лос-Анджелесе играла сцену из фильма «Обвиняемые», где в главной роли — Джоди Фостер. Многие в Америке говорили, что я похожа на нее в молодости
Фото: Сергей Новожилов
Ксения Суркова
Фото: Сергей Новожилов

Я с детства понимала, что стану артисткой, но к кому поступать, понятия не имела. Выбирала мастера по фотографии! Больше всего понравилось лицо Игоря Николаевича Ясуловича, который преподавал во ВГИКе. Пробовалась, как все студенты, и в другие вузы.

Страшнее всего было отправиться в Щепкинское, от которого осталось удивительное впечатление из детства. Как-то я там занималась озвучкой, вечером шла по лестнице и вдруг — хрусть! — наступила на что-то... Под ногами — полчища огромных жуков! Как потом выяснилось, кто-то завез в училище мадагаскарских тараканов. Убежала с криком и мыслью: «Больше в «Щепку» ни ногой!»

А в отношении Ясуловича интуиция не подвела — он не только прекрасный актер, педагог, но и добрый, отзывчивый человек. Когда мы выпускались, Игорь Николаевич сказал: «Главное, оставайтесь людьми, что бы с вами ни случилось!»

Я безумно счастлива, что меня, студентку, взяла на роль в свой фильм «Одна война» Вера Глаголева. Именно эту работу считаю дебютной. Только тогда поняла, что такое актерская профессия. Съемки проходили в Карелии, в маленьком городке Питкяранта. Там было настолько скучно, что мы с другими актрисами: Аней Нахапетовой, Юлей Мельниковой и двумя Наташами — Сурковой и Кудряшовой даже съехались в одну квартиру. И до сих пор дружим.

Верой Витальевной я восхищалась и делала все, что скажет. Видела, что она проживает каждую героиню вместе с нами. Глаголеву еще на пробах зацепило мое окрыленное состояние. А связано оно было с тем, что я на первом курсе по-настоящему влюбилась. Алексей учился на третьем — и у нас закрутился студенческий роман.

Ксения Суркова
Фото: Сергей Новожилов

Сейчас понимаю, что это были отношения двух истеричных натур. Сколько раз наши ссоры заканчивались тем, что мы разбивали свои телефоны — швыряли их в стены. Мои родители постоянно повторяли:

— Ксюша, это нездоровые отношения!

Я воспринимала их слова в штыки, кричала:

— Не лезьте в мою жизнь!

Убегала из дома. Мама не знала, что делать, ведь я была послушной девочкой — и вдруг такой бунт! Но мы так чувствовали, эмоции хлестали из нас и в какой-то момент должны были привести к разрыву.

Леша предложил расстаться под Новый год. Я пришла к маме, легла к ней на колени, прямо как моя героиня в «Ольге», и сказала: «Он меня бросил». Прорыдала все новогодние праздники, а потом взяла и покрасилась в рыжий цвет! Приходила в себя долго... Только спустя года три мы с Алексеем встретились, душевно поговорили и простили друг друга. Я поняла, что этот человек меня не предал. Он любил, но расстались мы к счастью для нас обоих. Леша сейчас актер, режиссер и сценарист, у него семья — и я за него искренне рада.

А после того прекрасного разговора приехала на съемки сериала «Второе дыхание» — и почувствовала, что оно будто и у меня открылось! Хотя мужчин не подпускала к себе еще долго. Все свои чувства сублимировала в работу. И это к лучшему, я даже получила признание от педагога Ксении Юрьевны Кузнецовой, когда читала монолог Гретхен из «Фауста». Она тогда сказала: «Вот теперь ты актриса!»

Играли любовь с Лешей Воробьевым, возникла какая-то химия. Но я видела, что он вспыхивает легко и гаснет, сказала: «Давай просто дружить»
Фото: Сергей Новожилов
В городке горел дом, и мы пошли смотреть на пожар. Такая романтика: стояли в отблесках зарева обнявшись — оба в красных штанах!
Фото: Сергей Новожилов

После окончания ВГИКа хотела пойти только в «Мастерскую Петра Наумовича Фоменко». Он как раз набирал стажерскую группу, но на моем прослушивании заснул. Просто был уже стареньким, через год его не стало... Но я решила, что это из-за моей игры, и безуспешно пыталась разбудить его со сцены. Расстроилась, что в результате меня не взяли, а была страшной максималисткой: «Либо к Фоменко, либо никуда!» И отказывалась от прослушиваний в другие театры, хотя меня и приглашали.

Очень хотела сыграть девочку в фильме «Царь» Лунгина, но Павел Семенович честно сказал: «Ксюш, ты прекрасна и удивительна, но за мной сейчас столько актеров стоит, требуют внимания. Если я тебя возьму, то будешь задавать много вопросов, а мне нужен просто ребенок».

Во время съемок в сериале «Ефросинья» познакомилась с Валерием Золотухиным. Как раз вышел фильм про Высоцкого, который так не понравился всем друзьям поэта. И в моем лице Золотухин нашел благодарного слушателя, даже принес свою книжку про Высоцкого: «Почитай, как было на самом деле». Оставил памятную надпись.

Потом я сыграла эпизодическую роль девочки-эмо в «Закрытой школе», еще нескольких героинь в разных сериалах и почувствовала себя в тупике. Рассталась с агентом, а пока искала нового, работы стало мало... И занялась самобичеванием: «Видимо, я просто плохая актриса, выбрала не ту профессию!»

Чтобы хоть чем-то себя занять, устроилась консультантом в книжный магазин. Я очень люблю литературу и надеялась, что буду там целыми днями читать. Но никто не разрешал этого делать, и я как робот перекладывала книжки с полки на полку. Кроме того, по телевизору как раз показали «Ефросинью» и меня узнавали все бабушки. Однажды работала на кассе, к концу дня обнаружилась огромная недостача — видимо я давала людям слишком большую сдачу, с математикой всегда было плохо. Пришлось расплачиваться из своего скромного заработка.

Однако вытащила меня из эмоциональной ямы тоже книга! Я в отчаянии искала ответы на свои вопросы и прочитала труд американского преподавателя актерского мастерства Иваны Чаббак. Захотелось узнать, работает ли описанная ею система. Я взяла в долг денег, собрала чемоданы и уехала в Лос-Анджелес — учиться в школе Чаббак.

Честно говоря, город сначала произвел жутковатое впечатление. Я была до этого в Нью-Йорке, Сан-Франциско — прекрасные места, а тут единственная достопримечательность — надпись на Голливудских холмах. Смотрела на нее из окна и думала: «Что за помойка?!» За компанию со мной приехала подруга Настя, она мне как сестра.

И вот в первый день в Лос-Анджелесе сели в автобус и увидели некую прослойку местных жителей: черная женщина, которая мощно намазалась пудрой и притворяется белой, человек в самодельном костюме Бэтмена... А один немытый мужчина все время подтягивал штаны. В результате прямо перед моим лицом оказалась его голая задница. «Настя, куда мы приехали?» — в ужасе зашептала я подруге на ухо.

Поняла, что мне не нужны огненные волосы для того, чтобы гореть. Пусть свет идет изнутри
Фото: Сергей Новожилов

В Лос-Анджелесе никто не ходит пешком. Когда мы шли по улице, водители сворачивали головы с изумленным видом, явно считали сумасшедшими. Меня полюбил пугать чудаковатый бездомный: подкарауливал на пути в школу, выскакивал откуда-нибудь, и я убегала. Такая у нас была игра.

Но самое страшное, что я даже после своей английской школы не понимала языка — трудно было воспринимать местный акцент. Я пришла в ужас: «О боже, я же тут учиться собралась!» На первом занятии случилась паника: начало трясти, из глаз хлынули слезы... Подошла к нашему коучу:

— Не смогу заниматься, я просто ничего не понимаю!

Майкл ответил:

— Ксюш, ты же актриса и знаешь, что дело не в словах. Чего выделываешься? Главное уже совершила — приехала сюда. И теперь хочешь сдаться?

Я осталась. Но первая же сцена, которую дали играть, — огромный монолог Джулии Робертс из «Сбежавшей невесты». Майкл не давал мне расслабиться. И я справилась, постепенно стала понимать. В финале обучения в Лос-Анджелесе играла сцену из фильма «Обвиняемые», где в главной роли — Джоди Фостер. Многие в Америке говорили, что я похожа на нее в молодости.

Другой мой коуч Франц сказал: «Ты уже профессиональная актриса — найди болевую точку героини и напиши для себя ее внутренний монолог». Я так и сделала, вышла на сцену — и там случился катарсис! Никогда так не кайфовала от игры! В зале воцарилась тишина, зрители ловили каждое мое слово, а под конец разразились бурными овациями. Я не выдержала, разрыдалась и сказала своим коучам: «Спасибо, что помогли найти себя заново!»

Виза закончилась, я хотела остаться в Америке на какое-то время, но в моей семье наступил сложный период — развод родителей. К этому давно шло, они держались вместе только ради моего брата. Но Артем сам сказал: «Мам, я все вижу, не стоит притворяться, мне это не нужно». Я вернулась домой, чтобы поддержать их обоих.

Развод был непрост для нас всех, но вскоре меня закрутила работа. Энергия била через край. Не осталось и толики былой неуверенности в себе. И этот настрой будто открыл путь — тут же пришли хорошие проекты: и «Кризис нежного возраста», и сериал «Ольга», четвертый сезон которого планируют снимать летом.

Актерская известность пришла именно после роли Ани Терентьевой. Испытываю два полярных ощущения — и радость, и определенный напряг. Теперь спокойно на улицу не выйдешь, нужно быть постоянно при параде. А ведь иногда просто нет желания ни с кем общаться. В соцсетях некоторые поклонники начинают меня ненавидеть, ведь не нахожу времени всем отвечать.

Кроме того, моя героиня на десять лет младше и меня часто принимают за малолетку. Обращаются панибратски: «Эй, ты, подойди! Давай сфоткаемся!» Не могу же ответить: «Я взрослая девочка, мне скоро тридцать!» Но надеюсь постепенно отойти от подросткового амплуа.

Закрутился студенческий роман. Это были отношения двух истеричных натур
Фото: Сергей Новожилов

Недавно согласилась на театральную работу — играю Купаву в спектакле «Снегурочка». Поставил его в Театре Наций режиссер и актер Олег Долин, с которым мы работали в сериале «Кризис нежного возраста». Очень рада, что для меня заново открылась сцена!

И немного о личной жизни. После первого разрыва зареклась встречаться с актерами, хотя и у нас, и в Америке многие оказывали мне знаки внимания. На съемках сериала «Три дня лейтенанта Кравцова» играли любовь с Лешей Воробьевым, возникла какая-то химия. Но я видела, что Леша творческий человек, вспыхивает легко и так же быстро гаснет, поэтому сразу сказала: «Давай просто дружить».

В итоге все-таки опять влюбилась в актера. Стас Раскачаев тоже ученик моего мастера. Мы познакомились, когда один из педагогов собрал нас всех на Рождество. В результате три года прожили в гражданском браке. Вела я себя мудрее, чем в первых отношениях, хотя поняла, что по натуре точно не домохозяйка. Считаю, что мужчина не вправе требовать от работающей женщины, чтобы та тянула на себе весь быт. И хотя каких-то серьезных проблем у нас не было, сейчас сделали перерыв в отношениях — нам обоим нужно чуть больше воздуха...

И снова назрели перемены — после третьего сезона «Ольги» сказала продюсерам: «Больше не хочу краситься в рыжий». Нравилось быть яркой, я будто набиралась солнечной энергии от этого образа. Но сейчас наступил момент, когда поняла, что мне не нужны огненные волосы для того, чтобы гореть. Пусть свет идет изнутри.

Редакция благодарит за помощь в организации съемки интерьерный салон «Центр дизайна Affresco».

Подпишись на наш канал в Telegram

* Признан иностранным агентом по решению Министерства юстиции Российской Федерации

Статьи по теме: