7days.ru Полная версия сайта

Александр Самойленко: «Актерством невозможно было зарабатывать деньги, думал, что надо поменять профессию»

«Я не поклонник «Слова пацана», но у сына там замечательная роль, он очень хорошо играет. Не...

Александр Самойленко
Фото: предоставлено телеканалом «Супер»
Читать на сайте 7days.ru
«Я был довольно успешным студентом на своем курсе, где учились Макс Суханов, Аленка Яковлева, Коля Стоцкий, многие стали замечательными артистами». Александр Самойленко — студент Щукинского училища, 1985 год
Фото: из архива А. Самойленко

«Я не поклонник «Слова пацана», но у сына там замечательная роль, он очень хорошо играет. Не понимаю такого количества хайпа вокруг этого сериала. С трудом посмотрел две серии, просто заставлял себя. Досмотрю, потому что там играет Саня, у него там как раз один из самых удачных образов, и он очень неплохо работает. Но честно, не понимаю ажиотажа вокруг этого произведения. Что там может нравиться?»

— Александр Валерианович, несколько лет назад я видела вас в спектакле «Тартюф», шедшем на сцене Театра на Малой Бронной. Поклоны. Выходит Агриппина Стеклова — овация, появляется Ольга Ломоносова — аплодисменты чуть тише. И после этого исполнитель заглавной роли Виктор Сухоруков не рискнул выходить к публике в одиночестве, вы появились на поклонах вместе, потому что в тот вечер вы его, что называется, переиграли. Сухоруков это почувствовал, интуиция его не подвела. Ваш Оргон был намного ярче, чем его Тартюф, что и подтвердила овация в зале. Присутствует ли театр в вашей жизни сегодня?

— Да, я играю два спектакля — в «Современнике» и в антрепризе. В «Современнике» идет «Идеальный расчет» по ранней пьесе Джона Пристли «Ракитовая аллея» в постановке Дмитрия Креминского. Автор хорошо известен нашим зрителям, в свое время Владимир Басов снял трехсерийный телефильм «Опасный поворот» по другой пьесе Пристли с детективным сюжетом. В «Идеальном расчете» он тоже есть, но там присутствуют и элементы легкой комедии. Уже год мы играем этот комедийный вариант, который пользуется успехом у зрителей.

А еще с моей однокурсницей по Щукинскому училищу Аленой Яковлевой мы играем «Скамейку» Александра Исааковича Гельмана.

— Антрепризные спектакли по определению ставятся для того, чтобы много возить их на гастроли по стране. Только так они становятся коммерчески выгодными. А для артистов, занятых в таких проектах, это многочисленные перелеты и переезды, жизнь в поездах и самолетах, а также в гостиницах, в основном далеко не пятизвездочных. Удается ли принимающим сторонам достойно обеспечивать вас условиями, прописанными в ваших райдерах?

— К сожалению, ездить я не люблю, хоть и приходится. Со «Скамейкой» мы только начали это делать месяца три назад. А что касается моего райдера, в нем нет ничего такого уж суперсложного и невыполнимого. В основном его условия касаются комфорта во время передвижения: нам важно с удобствами долететь или доехать до места, где играем спектакль, чтобы не измучиться в дороге, выйти на сцену и хорошо, в полную силу сыграть. Вот и все. В моем райдере прописаны какие-то элементарные вещи для удобства, не более того. Я в принципе супернепритязательный человек.

— Знаю из первых уст: когда Евгений Стычкин снимался на Кубе в сериале «Золото «Глории», в его райдере был пункт, по которому в перерывах между дублями ему должны были заваривать чай.

«В свое время именно я привел Сашу на пробы сериала «Родители», где играл с Марией Порошиной. Он тогда учился в 11-м классе, и это была моя инициатива, чтобы сын снимался». Александр Самойленко с сыном Александром, 2019 год
Фото: предоставлено телеканалом «Супер»

— Не самая большая прихоть была у Жени.

— Соглашусь, только достать чай в Гаване стало проблемой, поскольку Куба — страна кофе в любых количествах. С вами таких курьезов не случалось?

— Еще нет.

— На экраны вышел фильм «Золото Умальты». Почему согласились сниматься, чем привлекла роль?

— Прежде всего потому, что мне нравится режиссер Андрей Богатырев. До этого я снялся у него в комедии «За Палыча!», сыграл небольшую роль зятя главного героя — десантника (в ней появился Сергей Шакуров). Может быть, это не самое потрясающее кино, в котором мне довелось сниматься. Но до этого я посмотрел замечательный фильм Андрея под названием «Красный призрак» и стал его поклонником. Я считаю, что это один из мощнейших фильмов про войну, он о том, как советская войсковая часть попала в окружение и как с нацистами расправился снайпер по прозвищу Красный призрак, на которого те вели охоту. Тема серьезная, при этом я не могу сказать, что фильм получился тяжелым, он снят в стиле вестерна, где есть очень просто рассказанная история. Тем не менее она захватывает.

Короче, я получил огромное удовольствие, посмотрев картину, и, скажем так, влюбился в этого режиссера. Когда от него поступило предложение сыграть в «Золоте Умальты», конечно же, согласился. А еще мне очень понравился сценарий, и предложенная роль оказалась интересной. Не могу сказать, что никогда не играл исторических персонажей, но таких не играл точно. Мне там досталась роль золотопромышленника, у которого оказывается потерянной целая телега золота, и в конечном итоге он собирает команду бесстрашных людей и едет ее разыскивать. Действие картины происходит в 1917 году, а для меня играть в историческом материале, тем более поданном в таком приключенческом формате, всегда интересно. Зная Андрюшу, я был уверен, что он сделает из него прекрасный фильм. Монтаж будет интересным, взаимоотношения героев будут захватывающими, кроме всего прочего, отдельную роль в картине играет потрясающая природа, которую сняли замечательные операторы — Александра Ромм и ее муж. Ни минуты не сомневался, что картина получится очень прикольной, приключенческой, мейнстримной, красивой.

— Где отыскали прекрасную природу?

— По сценарию события фильма разворачиваются в Хабаровском крае, но снимали, конечно, не там. Ни один бюджет не выдержит сегодня таких расстояний, потому что дороговато было бы группе и артистам туда летать. Так что снимали в Карелии и под Питером и Выборгом, там нашлись безумно красивые места. Я еще раз открыл для себя Карелию и Выборг. Хорошо было бы вернуться туда не в связи с работой, а приехать просто отдохнуть, но пока это мечты.

— Сложно приходилось во время съемок? Все-таки картина сложнопостановочная — другое время, другие герои.

«Младший сын, 15-летний Прохор, живет в Барселоне, они переехали туда, когда бывшая жена вышла замуж за испанца. Но мы с ним каждый день общаемся по телефону, поэтому я в курсе, что у него происходит». Жена Наталья, внучка Алиса и сын Прохор, 2017 год
Фото: из архива А. Самойленко

— Съемки — это, не побоюсь такого слова, вообще довольно нудноватый процесс, когда актер все время должен повторять одно и то же, пока режиссера не устроит сыгранный дубль. А еще независимо от того, сложно это или не сложно, актер должен выполнять то, что его просят. Так как мы снимали в горах, на сопках, то, конечно, физически это давалось нелегко. Тяжело было даже добираться до съемочной площадки, дорог там иногда не было вообще. Но все искупала хорошая компания, которая мне очень нравилась. В картине снимались замечательные актеры — Леша Шевченков (в любимом «Красном призраке» он играл заглавную роль), Тема Ткаченко, Софья Эрнст (снимался с ней впервые, прекрасно отработали), австрийский актер Вольфганг Черни, который, по-моему, уже стал российским, поскольку много играет в нашем кино, он замечательный, с потрясающей фактурой. Правда, мы не встречались на площадке с Пашей Деревянко, но я знаю, что он не мог сыграть плохо. Я уж не говорю про режиссера и операторов — получил огромное удовольствие от общения с ними.

— Давно готов детективный триллер режиссера Кати Шагаловой «Инкубатор», несколько лет сериал ждет выхода в эфир. Хочется немного подтолкнуть людей, принимающих решение о показе, рассказав о фильме. Что у вас там за роль, как вспоминаются съемки и работа с режиссером?

— Какие-то детали память не сохранила, потому что мы снимали лет пять назад. Уже не очень помню ту роль в подробностях. Ну я играю там плохого, такого полубандитствующего человека из провинции, что мне всегда нравится. Сюжет пересказывать не имею права, тем более что он детективный: у героя пропадает мать, и, чтобы ее найти, он должен размотать цепочку преступлений, совершенных много лет назад. Снимался с Сашей Лазаревым, прекрасным артистом. Съемки проходили под Ростовом-на-Дону, так решили режиссер и продюсер Денис Евстигнеев. А Катеньку-то я знаю много лет, еще до этого фильма. В одном из первых моих продюсерских проектов, году в 2003-м, она писала у меня одну сцену, диалоги, вот тогда мы с ней и познакомились. С тех пор остаемся хорошими товарищами, не могу сказать, что близко дружим, но общаемся.

Как с режиссером я работал с ней первый раз. Как режиссер Катя жесткая, несмотря на то что женщина, но это нормально, такая профессия. При этом она понимающая и ставит правильные задачи. Давно с ней не встречались. Желаю ей интересных творческих проектов, так как талантливый человек не должен сидеть без дела. Я знаю, что Катин отец, знаменитый сценарист Александр Миндадзе, всегда готов ей помочь.

— К настоящему моменту вы сыграли около ста пятидесяти ролей в кино. Чего вам не хватило в актерской профессии, почему вы занялись продюсированием? Причем проекты у вас громкие, достойные. Одна «Спасская» чего стоит! Когда сериал показывают, прилипаю к экрану.

Иван Охлобыстин, Александр Самойленко и Мария Миронова в фильме «Холоп», 2019 год
Фото: предоставлено пресс-службой Кинокомпании «Централ ПартнерШип»

— Понравилось?

— Очень.

— Я поздно пришел в кино, начал чуть ли не в 1999 году, это довольно поздно, мне уже исполнилось 34 года. Но когда стал сниматься много, мне показалось, что могу не только играть роли. Мне всегда хотелось заниматься чем-то большим, нежели актерство. Вначале просто тупо надо было зарабатывать деньги, а потом я понял, что мне интересно администрирование: увлекательно создавать что-то с нуля, производить некий продукт, это было мое. А если продукт связан с творчеством и, не побоюсь этого слова, с искусством, это еще лучше, еще интереснее. А что такое кино? Это когда ты из ничего делаешь фильм или сериал, который еще и нравится людям, дай-то бог. Продюсирование мне очень нравится, потому что я что-то творю, что-то сам создаю. Продюсер в кинопроизводстве сегодня царь и бог, он рождает темы и идеи, разрабатывает сценарий, участвует в полном кастинге, в съемках, в постпродакшене, он с нуля собирает всю картину. Это очень интересный процесс, с моей точки зрения, намного интереснее, чем актерство, — хотя актерство я тоже люблю, мне нравится играть. Просто диапазон творчества продюсера сегодня намного шире.

— Есть у вас любимый продюсерский проект?

— Любой мой проект мне нравится, потому что в большинство моих картин я вкладывал огромное количество сил, мыслей и надежд. Но если говорить о любимом, пожалуй, это один из первых — новогодний фильм «Посылка с Марса». Мы когда-то продюсировали его еще с Максимом Сухановым. Картину можно посмотреть сегодня на одной из интернет-платформ. Это такая милая новогодняя история, моей партнершей там стала Маша Миронова, мы с ней играем пару, которая в конечном итоге полюбила друг друга. У нас снимался Саня Балуев, Федя Добронравов сыграл одну из первых своих небольших, но очень ярких ролей. Мы тогда снимали фильм на пленку, цифра еще тотально ее не заменила, поэтому получилось красивое изображение.

— Мало того что вы с Максимом Сухановым продюсировали фильмы, вы еще затеяли ресторанный бизнес.

— Да, было дело.

— В «Маяке» я была, мне нравилась там приятная теплая атмосфера, ну и вкусное меню, которое подходило практически всем. Расскажите, как родилась идея открыть рестораны?

— Я не первый раз об этом говорю, но, правда, был совершенно далек от зарабатывания денег, от какого-либо бизнеса, вообще ничего в нем не понимал. Мне в жизни повезло, я родился в Ташкенте и рос в очень обеспеченной семье, где папа — профессор, доктор наук, ученый-гидробиолог, а мама — преподаватель в школе. С детства все у меня, не побоюсь этих слов, было в шоколаде, я считался в глазах одноклассников таким «лаки мэном», все было хорошо. Но в конце восьмидесятых — начале девяностых наступила пора безвременья. Уважаемый профессор, доктор наук в одну секунду превратился в ничто. Его открытия, труды оказались никому не нужными. Я помню, папе перестало хватать зарплаты для того, чтобы доехать от дома до его научно-исследовательского института, элементарно не было денег на бензин. Поэтому пришло время зарабатывать мне самому, в первую очередь чтобы поддержать родителей и обеспечить свою семью. И вопрос тогда стоял жестко.

Александр Самойленко и Аглая Тарасова в фильме «Холоп 2», 2023 год
Фото: предоставлено Онлайн-кинотеатром «Start»

Макс Суханов был из тех людей, которые всегда умеют зарабатывать деньги. Помню, я пришел к нему и попросил научить этому меня. Благодаря Максу я предпринял первые попытки зарабатывать. Ну как такому можно научиться? Только и исключительно на собственном примере, делая выводы из собственных ошибок, переживая успех и неудачи, взлеты и падения. Это как игра в преферанс, постичь ее хитросплетения дано не каждому, но уж если тебе это удалось, азарт захватывает. В Москве тогда начали открываться кооперативные рестораны. И Макс с актером Театра Вахтангова Мишей Васьковым взяли в аренду театральный буфет. А я в тот момент работал главным администратором Театра Вахтангова. В общем, они приняли меня в свою компанию, и потихонечку мы начали развивать новый бизнес.

Актерской деятельностью я тогда вообще не занимался, актерский диплом, что называется, пылился у меня в шкафу. Проект «Буфет» оказался успешным, востребованным у зрителей, которые приходили в театр. И мне в какой-то момент пришла идея: а не пойти ли дальше, не открыть ли свой ресторан? Тогда сгорело здание на Пушкинской площади, где располагалось Всероссийское театральное общество. Ресторан там работал допоздна, место облюбовали актеры, которые, отыграв спектакль, приходили туда посидеть, пообщаться с коллегами. Мы решили, что актерам просто необходима новая точка, где они могли бы тусоваться в компании своих. И предложили открыть такой ресторан, который работал бы круглосуточно, учитывая специфику актерской профессии. Днем туда могли бы приходить коллеги после репетиции, вечером — после спектакля. Место нашлось под крышей Театра Маяковского. Вначале наш ресторан еще не назывался «Маяком». Вскоре там начало собираться огромное количество людей. Предприятие просуществовало около тридцати лет. Параллельно мы занимались еще и другими небольшими точками общепита, нам с Максом это понравилось. Мы осуществили и другие ресторанные проекты.

Сегодня ресторанным бизнесом никто из нас давно конкретно не занимается. У нас остались там какие-то доли. Я принимаю в этом участие, но не активное. Там есть управляющие, которые контролируют работу. Я ушел в продюсирование, посвящаю себя в большей степени этому, а Максик... Максик ушел из продюсирования.

— А чему этот опыт научил вас в жизни? Велик был риск прогореть, но вы добились успеха.

— Первое, чему научил этот опыт, — тому, что в любое дело, которым ты занимаешься, нужно погружаться и вникать от начала и до конца. Мало того, я Овен, для меня вникание в любое дело должно быть доскональным, об этом свидетельствует гороскоп. И еще, если ты досконально не изучишь дела, которым занимаешься, то не сможешь им руководить, ты должен знать все нюансы, все детали, особенно в общепите. Ты должен знать правильные «выходы». Я знал все, хотя и самоучка, — ужарку, упарку, каким должен быть «выход» и много чего еще.

«Может быть, это не самое потрясающее кино, в котором мне довелось сниматься. Но до этого я посмотрел замечательный фильм Андрея под названием «Красный призрак» и стал его поклонником». Александр Самойленко в фильме «За Палыча!», 2023 год
Фото: Предоставлено пресс-службой Кинокомпании «Централ Партнершип»

— Вплоть до этого?

— Естественно, а как же?!

— Мне казалось, что это прерогатива грамотного завпроизводством предприятия общепита.

— Не только. Так же, как если ты сегодня занимаешься продюсированием, должен знать работу каждого твоего департамента, начиная от рабочих, которые что-то таскают, до снабженцев, которые что-то привозят, до локейшен-менеджеров, которые предлагают объекты для съемок. То есть ты должен разбираться во всех нюансах и только после этого можешь более или менее успешно зарабатывать на кинобизнесе или создавать что-то свое. Любую работу нужно знать досконально, с самого начала, — только тогда ты сможешь, во всяком случае, не прогореть.

— У вас прекрасное образование — Щукинское театральное училище. Почему, получив диплом, не стали сосредотачиваться на актерской карьере? Почему пришли не в труппу, а на должность администратора Театра Вахтангова?

— Я был довольно успешным студентом на своем курсе, где учились Макс Суханов, Аленка Яковлева, Коля Стоцкий, многие стали замечательными артистами.

— У кого вы учились?

— Была такой педагог Татьяна Кирилловна Коптева, из очень известных, она в свое время выпустила Витю Проскурина, царство небесное, он был ее учеником. Она была такая странная женщина, ее тоже уже нет в живых... К сожалению, успешно окончив Щукинское училище, я не устроился в модные и главные театры Москвы, куда бы мне хотелось пойти. Хотя мне тогда казалось, что любой театр оторвет меня с руками и ногами. К тому же Марку Анатольевичу Захарову я показывался восемь раз. Он каждый раз пытался меня взять, но, видно, я нервничал и показывался очень плохо. На собственном опыте нашел подтверждение поговорке: «Что бог ни делает, все к лучшему». Я очень счастлив, что в итоге попал в труппу театра, который назывался Московский областной театр драмы. Руководил им Исидор Михайлович Тартаковский, который считался одним из лучших театральных менеджеров Советского Союза. Я прослужил там четыре года и получил огромное удовольствие от работы. Это был такой гастрольный театр, мы объездили полстраны, и это было здорово! Полгода мы кочевали по городам и весям, полгода играли спектакли в Москве, я совершенно не жалею о жизни, которой тогда жил.

Позже Исидор Михайлович стал директором Театра Вахтангова и позвал меня на должность администратора. В Вахтанговском я оказался в тот момент, когда актерством невозможно было зарабатывать деньги. Думал, что надо вообще поменять профессию, подыскать для себя, как мне тогда казалось, что-то более денежное. Но жизнь доказала, что этого делать не стоит.

— Знаменитый директор «Ленкома» Марк Борисович Варшавер тоже выходец из актеров, окончил Нижегородское театральное училище.

— Он как раз ученик Тартаковского, он тоже работал в Московском областном театре драмы, и в свое время Исидор Михайлович дал ему путевку в жизнь как театральному администратору. Мы с ним разговаривали по этому поводу, вспоминали.

«Мне казалось, что линия моего героя — одна из самых главных, а оказалось, что это совсем не так». Александр Самойленко в фильме «Бедные смеются, богатые плачут», 2024 год
Фото: Предоставлено телеканалом ТНТ

— А как вы возвратились в актерскую профессию, как в вашей жизни возник Театр Станиславского и почему вы не задержались в его труппе?

— Возник опять же неслучайно. В один прекрасный день пришел Макс и снова призвал меня к актерству, буквально затащил туда, познакомил с прекрасным режиссером Володей Мирзоевым. Володя поставил спектакль «Хлестаков» с Сухановым в главной роли, а я его раскручивал, созывал пресс-конференции, делал рекламу, первое время продавал билеты. А потом Володя задействовал меня по полной программе, я начал репетировать спектакль «Укрощение строптивой». Макс играл Петруччо, Женя Григорьева, ставшая позже Леной Морозовой, играла Катарину, а я получил роль отца Катарины и Бьянки. Был такой в свое время прекрасный спектакль. С Володей Мирзоевым мы потом сделали еще несколько спектаклей, на тот момент он был сначала очередным режиссером, а потом стал художественным руководителем Театра Станиславского, хотя пробыл на посту небольшое количество времени. В труппе я оказался, потому что директор театра Феликс Янович Демичев меня об этом попросил, у меня в том не было никакой необходимости. А ушел, потому что поменялся художественный руководитель, пришла Татьяна Ахрамкова, тоже замечательный режиссер, но мы с ней как-то не сошлись, и я ушел со спокойной совестью, без всяких проблем.

— Что должно быть в проекте, чтобы вы согласились сниматься?

— В первую очередь, конечно, интересный сценарий и талантливый режиссер. Правда, погрешу против истины, если стану утверждать, что я — слишком сильно разборчивый актер, хотя стараюсь фильтровать проекты. Но если меня хоть что-то зацепило, соглашаюсь сниматься. По своей сути я лицедей, мне нравится не повторяться в ролях. Хотя понимаю, что это практически невозможно, но стараюсь, чтобы роли были разными, чтобы самому не приходилось скучать, чтобы чем-то удивлять зрителей. Актерская профессия — доказательная, ты каждый раз должен доказывать, что не верблюд, что имеешь право ею заниматься. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы всегда быть интересным, всегда находиться (не люблю слово тренд) на плаву, скажем так.

— Вы снимались в нескольких картинах одного из самых на сегодняшний день топовых режиссеров Клима Шипенко.

— Климушка — мой любимый режиссер.

— Почему он любимый? Что в нем такого? Как он работает?

— Не хочу говорить общих слов, я считаю, что он сегодня один из самых интересных режиссеров. Я не много работал с заграничными режиссерами, но думаю, что Клим ни в чем им не уступает, его талант мирового уровня, мне кажется так. Почему он мой любимый? Ну потому что любимый. Потому что он один из режиссеров, с которыми я никогда не спорю, для меня не существует ситуации, где он может оказаться не прав. Для меня он всегда прав, я только пытаюсь его понять, но никогда не спорю, не делаю по-своему, хотя я довольно-таки капризный в этом смысле человек, всегда следую тому, что считаю нужным. Наверное, и это тоже является для меня большим стимулом, чтобы работать с ним.

«Мне очень понравился сценарий, и предложенная роль оказалась интересной. Не могу сказать, что никогда не играл исторических персонажей, но таких не играл точно». Александр Самойленко в фильме «Золото Умальты», 2024 год
Фото: Предоставлено пресс-службой фильма «Золото Умальты»

Я считаю, что режиссер — главный на площадке, он командует парадом, если, конечно, хороший режиссер. Если актер ему доверяет, рождается тандем, который необходим для того, чтобы реализовать все творческие идеи. В лице Клима я нашел своего режиссера и получаю от этого огромное удовольствие. Я уже говорил десятки раз, что надеюсь, он будет снимать меня во всех своих фильмах, соглашусь независимо от роли, я могу сыграть и в эпизоде, могу просто озвучить какого-то персонажа. Так что это большое счастье — найти своего режиссера, и мне это удалось.

— Оба «Холопа» и «Вызов», где вы сыграли небольшую, но яркую, запоминающуюся роль прокурора, дочку которого побила дочь героини, пользовались огромным успехом у зрителей. А как проявляется народная любовь к вам? Сильно мешает жить или, напротив, помогает?

— Не могу сказать, что помогает. Конечно, иной раз испытываешь некий дискомфорт, когда ты не можешь просто так пройти по улице, тебя начинают узнавать и не всегда говорят: «Вон пошел Александр Самойленко!» Чаще всего в спину несется: «О, я где-то видел это лицо!» Но это нормально, ничего страшного в этом нет. Возникает некий дискомфорт, если к тебе все время подходят, когда ты отдыхаешь или занят, а в тот момент кому-то до смерти надо с тобой сфотографироваться. Раньше просили автограф. Я не могу сказать, что мне это неприятно, но утверждать, что получаю от этого большое удовольствие, тоже не могу. Но, что называется, сам выбрал такую профессию, в которой повезло стать еще и известным артистом с узнаваемым лицом. Поэтому грех жаловаться, грех по этому поводу страдать. Я и не страдаю, и не могу сказать, что мне это страшно не нравится.

— По телевидению показали сериал «Бедные смеются, богатые плачут», где у вас главная роль. Чем руководствовались, когда на нее соглашались?

— Для начала так: я люблю мелодрамы, считаю, что это лучший жанр в искусстве, в творчестве. Я очень люблю играть в мелодрамах, люблю ставить их как продюсер, люблю их сочинять как автор. Потому что жанр мелодрамы способен привлечь самый широкий спектр зрителей, мелодрама захватывает тебя и ведет за собой. Так или иначе взаимоотношения мужчины и женщины, любовь — всегда самая интересная, самая захватывающая, самая мейнстримная тема. Поэтому в первую очередь меня привлекла мелодрама, заложенная в сценарии «Бедных...». Ну и, конечно, такая завязка, когда мужчина, глава большой семьи, собирает под одной крышей своих жен и детей под предлогом, что болен, и они вынуждены делить одно пространство, рождает массу перспектив для развития сюжета. На самом деле, когда я соглашался на эту роль, не читал всего сценария, прочел лишь первую серию, не более того. Я не могу сказать, что, посмотрев, обрадовался тому, что получилось. Мне казалось, что линия моего героя — одна из самых главных, а оказалось, что это совсем не так. Конечно же, я не пришел от увиденного в восторг. Я думал, что история будет крутиться вокруг моего героя, а оказалось, ошибался.

«Я играю два спектакля — в «Современнике» и в антрепризе. В «Современнике» идет «Идеальный расчет» по ранней пьесе Джона Пристли «Ракитовая аллея» в постановке Дмитрия Креминского». Александр Самойленко и Инна Тимофеева в спектакле «Идеальный расчет», 2023 год
Фото: Предоставлено театром «Современник»

— Обычно все актеры отговаривают своих детей продолжить династию, предупреждают, что актерская профессия очень зависимая, тяжелая. А в вашей семье появился не только молодой артист, но и ваш полный тезка Александр Самойленко-младший. Он тоже выпускник Щукинского училища, снялся, наверное, в самом на сегодняшний день громком сериале «Слово пацана. Кровь на асфальте», который прошел по НТВ. Отговаривали, когда сын принимал решение пойти по вашим стопам? Высказываете ему мнение о его работе?

— В свое время именно я привел Сашу на пробы сериала «Родители», где играл с Марией Порошиной. Он тогда учился в 11-м классе, и это была моя инициатива, чтобы сын снимался. Скорее я был за. Когда-то я привел его и в театр, он играл в спектакле Ольги Субботиной в «Доме Высоцкого на Таганке», Саше исполнилось тогда лет двенадцать, и сыграл он там очень неплохо. Поэтому я не был противником того, чтобы он стал артистом, мне казалось, что для него это очень неплохая перспектива. В нем всегда присутствовала некая театральность, он очень любил театр и кино. Хотя сейчас он фокусник, это основная его деятельность. Довольно успешно показывает фокусы и зарабатывает этим деньги.

Я не поклонник «Слова пацана», но у сына там замечательная роль, он очень хорошо играет. Я не понимаю такого количества хайпа вокруг этого сериала. С трудом посмотрел две серии, просто заставлял себя. Досмотрю, потому что там играет Саня, у него там как раз один из самых удачных образов, и он очень неплохо работает. Но честно, не понимаю ажиотажа вокруг этого произведения, что там может нравиться?

Подобный сюжетный расклад был в сериале «Бригада», если помните. Там была изначально выстроена очень жесткая мелодрама, которая вела от первой сцены и до финала. «Бригада» рассказывала о дружбе четырех парней, о том, на что они готовы были пойти ради этой дружбы. Это напомнило мне «Однажды в Америке», тот же крепеж, та же схема, которая держит и не отпускает. Поэтому я его посмотрел на одном дыхании. А что держит здесь? Плохая игра молодых артистов? Непонятные, немотивированные поступки героев?

Но за Сашку я очень рад. Рад, что для него это новый виток в развитии, актерском творчестве. У него симпатичная роль, на фоне остальных он очень хорошо выделяется, и профессионально тоже. Пожалуй, там на меня произвели мощное впечатление четыре человека: Саня, Никита Кологривый, прекрасный артист, я с ним пробовался когда-то, надеюсь, его ждет большое будущее, он актер с очень интересной, необычной фактурой для нашего кинематографа. Везде хорош Иван Янковский. Он мне не совсем понятен в роли десантника, но это претензии скорее к драматургии. Ну и, конечно, Сережа Бурунов блистателен везде, замечательный артист, прекрасный. Я понял, что он станет звездой, когда на Первом канале Сережа показывал пародии в юмористическом шоу «Большая разница». Он там был просто потрясающий, лучший. Я рад за него, он достиг высочайшего уровня мастерства, стал суперзвездой.

Знаю, что роли, о которых давно мечтал, я уже — увы! — вряд ли сыграю. Но есть персонажи, которых я бы сыграл с удовольствием
Фото: Предоставлено Онлайн-кинотеатром Start»

— Поскольку вы многодетный отец, расскажите о других своих детях. Как сложилась их жизнь?

— Дочке Евочке летом исполнится пять лет. Она занимается всем по чуть-чуть, ходит в специализированную школу. Там преподают и танцы, и вокал, и музыкой она стала заниматься более серьезно. Спорт тоже присутствует в ее жизни для общего физического развития, но я хочу отдать ее на теннис. Дочке нравится все, она такой активный ребенок, ведет себя иной раз немножко как пацанчик.

Старшему, Степану, уже 37 лет, он взрослый мальчик, юрист по образованию, окончил юридическую академию. У него двое детей, младшему четыре с половиной. Старшей моей внучке уже 17 лет. Степан иногда снимается, когда-то я и его приобщил к творчеству, он играл у меня в нескольких проектах. Сейчас не оставляет попыток продолжить.

А младший сын, 15-летний Прохор, живет в Барселоне, они переехали туда, когда бывшая жена вышла замуж за испанца. Но мы с ним каждый день общаемся по телефону, поэтому я в курсе, что у него происходит. Он очень толковый, умный мальчишка, при этом любитель футбола, он занимается им в спортивной секции, но, слава богу, не собирается становиться профессионалом, что мне очень нравится. Он болеет за «Барсу», но в профессиональном спорте разочаровался, поэтому, надеюсь, останется только болельщиком. Пока Прохор хочет стать спортивным журналистом.

— О страшной аварии, в которую попали, вы рассказали на телевидении. Получили серьезную травму, несколько месяцев пролежали в больнице... Что надо было в себе мобилизовать, чтобы не сломаться, выздороветь, выжить, поверить в то, что все будет хорошо?

— Я думаю, мне помогли внутренние качества, присущие знаку Овна. Настраивал себя, что в первую очередь нужно идти вперед. Тем более что в тот момент я начал сниматься в кино, у меня вроде как пошел карьерный рост — и вдруг эта авария! В ней был виноват только я сам: переутомился, не рассчитал своих сил, задремал за рулем. Но повторюсь, природные качества Овна очень сильно во мне сидят. Я всегда должен башкой вперед пробивать стену, и в данной ситуации я так же ее пробивал. И естественно, в беде не оставили друзья. Максим Суханов сильно тогда мне помог, он всегда приходил мне на выручку. Макс — настоящий товарищ, друг, человек, без которого, наверное, я бы многие вещи в этой жизни не сделал. У людей сложилось о нем ложное мнение, кто-то утверждает, что он недобрый человек, но это глубокая ошибка, потому что добрее человека сложно найти, Макс очень щедрый, искренний, любящий своих друзей и близких. Он очень сильно мне помог. Ну и мои близкие не остались в стороне — сестра, Сашкина мама, на тот момент моя жена Лена.

— Недавно вы отметили шестидесятилетний юбилей. Что себе пожелали, за что поднимали бокал?

— Мне хочется играть в театре, но пока не предлагают конкретных ролей. Остались еще роли, которые я хотел бы сыграть на сцене. Но знаю, что какие-то роли, о которых давно мечтал, я уже — увы! — вряд ли когда-либо сыграю. Однако есть персонажи, которых я бы сыграл с удовольствием, может быть, даже и спродюсировал такой проект для себя, если что. Потому что занимаюсь и театральным продюсированием. Я недавно выпустил спектакль «Дядюшкин сон», который идет в Театре Гоголя, там играют Алена Яковлева, Саша Семчев. Советую всем посмотреть. С моей точки зрения, спектакль получился блистательным, очень мощным, его поставил Александр Марин, ученик Олега Павловича Табакова. Там великолепно проявила свой талант Алена. Так что, может быть, с тем же Сашей поставим и на меня что-нибудь такое.

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: