7days.ru Полная версия сайта

Тамара Малинкина. Моя Алла Пугачева

Алла заняла позицию за стойкой гардероба, бросив ошалевшему служителю: «Любезный, отойди,...

Новогодний «Голубой огонек»
Фото: В. Созинов/ТАСС
Читать на сайте 7days.ru

Алла заняла позицию за стойкой гардероба, бросив ошалевшему служителю: «Любезный, отойди, пожалуйста, в сторонку», — и начала обслуживать гостей. Я стою и гадаю в тревоге: «Что же дальше-то?» Посетители, увидев Пугачеву, замирают в нерешительности. Она командует: «Ваш номерок, пожалуйста. Зонтики есть? Шляпу сдавали? Та-а-ак... Получите! С вас двадцать копеек. Следующий!»

Алла пригласила меня на свое тридцатилетие. Торжество проходило в ресторане «Баку» на Тверской. Вошла в зал, и дыхание перехватило! За бесконечным столом в форме буквы «П» — буквально все корифеи советской эстрады: артисты, поэты, композиторы. Прибыл Кобзон в белом костюме, в руке — роза на невероятно длинном стебле. Нес он ее имениннице словно хрустальную, мне даже показалось, что цветок искусственный. Кто-то шепнул: «Странно, почему только одна?» Все почтительно притихли. «Ты уникальная и единственная, как эта роза», — произнес Иосиф Давыдович, вручая цветок. Я от входа помахала Алле своим скромным букетиком. Она крикнула:

— О, Малина! — Все обернулись. — Ну, Малина, запевай.

Сердце ухнуло в пятки, но я не стушевалась:

— Алла Борисовна, солнце вы наше, что ж запеть-то?

— Давай мою любимую — «Из-за острова на стрежень...»

И я дала! Сначала робко, а потом «грохнула» во всю мощь. Даже получила несколько комплиментов от знаменитых композиторов: «Ну и голосина у вас!»

На тот момент мы с Аллой были однокурсницами и я работала у нее в коллективе ведущей. Познакомились в ГИТИСе. В 1976 году я поступила на факультет эстрадного искусства. Была актрисой Московского театра кукол, но решила получить режиссерское образование. Когда осенью пришла на первую лекцию, просто оторопела: среди однокурсников — Алла Пугачева, Екатерина Шаврина, Павел Слободкин, эстрадный конферансье Сергей Дитятев, Толя Елизаров — талантливый мим, которого сравнивали с Марселем Марсо. Курс наш оказался звездным. Почти никто из нас не имел высшего образования, а популярным артистам по условиям советской системы оно было необходимо. Увидев столько знаменитостей, на всякий случай подошла с вопросом к руководителю курса, туда ли попала. Он успокоил: «Туда, туда, не волнуйся».

Все мы поступили на заочное отделение и когда встречались на лекциях и сессиях, искренне радовались друг другу. Курсы нам читали в ускоренном темпе, в очень плотном режиме, в том числе и по таким «важным» предметам, как диамат и политэкономия. Алла порой отказывалась идти на экзамен без поддержки:

Мы с Аллой были однокурсницами, и я работала у нее в коллективе ведущей. Познакомились в ГИТИСе. Курс наш оказался звездным
Фото: из архива Т. Малинкиной

— Одна не пойду, давай вместе, Малина! (Она так меня называла, сократив фамилию Малинкина.)

— Конечно, — отвечала я, — правда и сама мало что понимаю в предмете.

— Прорвемся, — не унывала Пугачева.

Помню, преподаватель по фамилии Эренфельд задает вопрос:

— Чем отличается капиталистическая экономика от плановой советской?

Пугачева с серьезным видом отвечает:

— Ну, нам, конечно, далеко до их экономики. Капиталистическая резко отличается от нашего планового хозяйства. У них заработал — получи, много заработал — много получи. А у нас много заработал — получишь столько, сколько положено.

— Да-а-а! — удивляется преподаватель. — Больше тройки за такой ответ поставить не могу.

— А нам больше и не надо, — радуется Алла. — Малина, пошли в кафе — отметим это дело!

Выпустились мы в июне 1981-го. Окончание госэкзаменов пошли праздновать всем курсом в ресторан «Берлин». Чтобы защитить диплом, я поехала в Иваново организовывать фестиваль «Молодые — молодым». А мои звездные коллеги защищались своими концертными программами, в частности Пугачева представила «Монологи певицы».

Когда в институте стали общаться с Пугачевой более тесно, она предложила: «Тамара, переходи из театра ко мне — будешь вести мои концерты, ездить с нами на гастроли». И я была зачислена в Росконцерт на две ставки: как актриса разговорного жанра получала девять с половиной рублей и еще семь с половиной как ведущая. Поскольку Алла тоже работала в Росконцерте, оформила меня в свою группу — ВИА «Ритм». Ставка Пугачевой, к слову, была всего сорок семь рублей с копейками. Когда увидела цифры в зарплатной ведомости, поразилась, почему артистка, собирающая стадионы, получает такие мизерные деньги.

Моей задачей было выйти на сцену и объявить Пугачеву. Безусловно, она сама могла прекрасно провести свой концерт, ведь Алла блестяще общалась со зрителями. Но в советские времена присутствие конферансье — обязательная часть любой программы госколлектива. Также я представляла музыкантов и читала монологи о женщинах Михаила Жванецкого и Лиона Измайлова. В это время Алла уходила за кулисы и меняла сценический костюм. По регламенту концерт из двух отделений с антрактом длился полтора часа, но Пугачева обычно не укладывалась в положенное время — публика ее не отпускала и требовала бисов. Если выступление затягивалось, Алла просила, например, меня прочитать на один монолог больше или музыкантов дополнительно сыграть пару композиций.

На летние гастроли мы старались брать детей. Когда собрались в Минеральные Воды, Алла предложила: «Бери своего Батона, а я возьму Кристину»
Фото: К. Бабаларова/из архива Т. Малинкиной

На самом первом выступлении я, можно сказать, провалилась. Объявила начало концерта, а на словах «Встречайте — Алла Пугачева!» дыхание перехватило и я впала в ступор. Иногда такое случается от волнения: набираешь воздух в грудь, а выдохнуть не можешь. Увидев, что у меня слова застряли в горле, вышла Алла: «Тамарочка, не волнуйся, все знают, что петь сегодня буду я. Тамара впервые выходит на сцену, — обратилась певица к публике, — и конечно, очень волнуется. Давайте ее поддержим!» Зал зааплодировал.

С ВИА «Ритм» Алла работала с 1977 года, из «Веселых ребят» она тогда уже ушла. Познакомилась с коллективом на своих зимних гастролях в Харькове. Насколько мне известно, ребята тогда ее очень выручили. Билеты на Пугачеву были распроданы, но тут выяснилось, что певица еще не прошла аттестацию у худсовета Москонцерта и не имеет права на полноценные сольные выступления. Она могла работать только как солистка какого-нибудь коллектива. Вот Аллу Борисовну и выручил местный ВИА «Ритм», за несколько дней выучивший ее репертуар. После тех гастролей Алла предложила коллективу постоянное сотрудничество и вскоре получила разрешение на сольные концерты. Музыкальным руководителем был Александр Авилов, Миша Соболь работал администратором, а директором с 1978 года — Евгений Болдин.

В Харькове жила родственница Пугачевой — тетя Муся работала в сфере культуры. Она и познакомила ВИА с Аллой. Тетя Муся была невероятно обаятельным и теплым человеком. Когда мы приезжали в Харьков, всегда устраивала нам хлебосольные встречи после концертов. А гастролей было огромное количество, я даже вела дневник поездок. Расскажу о нескольких — самых интересных.

У Пугачевой был масштабный тур по Сибири: мы выступили в Омске, Прокопьевске, Новокузнецке, Новосибирске, других городах. Зима, холод страшный. Я хотя и утеплилась как могла, сильно мерзла. Уже на месте купила кухлянку и пимы — национальную одежду оленеводов. Алла посмотрела на меня и заметила с иронией: «Ну, ты даешь! Тут и оставайся — выглядишь как своя».

В Омске после концерта пошли в баню — Алла, Болдин, Резник и я — и прямо в парилке нас настигло радостное известие. Стефанович (на тот момент муж Пугачевой) то ли послал телеграмму из Москвы, то ли позвонил, но к нам примчался гонец: Алле дали звание заслуженной артистки РСФСР! Конечно, все безумно обрадовались, сразу и обмыли. Весь Омск на следующий день поздравлял Пугачеву. Оставалось одно но — официально информация не подтвердилась ни в одном центральном органе печати, только газета «Вечерний Омск» поспешила опубликовать заметку. Стали выяснять, и оказалось, что никакого звания тогда певице не присвоили (она его получила несколько месяцев спустя). Мы так и не узнали, что случилось, но та ситуация стоила Алле огромных нервов.

Магомаев пригласил весь коллектив Пугачевой — от водителя и рабочих сцены до директора. Алла с Муслимом пели дуэтом, аккомпанируя в четыре руки
Фото: В. Шустов/РИА Новости

Сами гастроли прошли с аншлагами, Пугачева заработала хорошие деньги. В Омске или Прокопьевске, сейчас уже не помню, говорит:

— Малина, пойдем, я себе подарок сделаю. И тебе заодно.

Я насторожилась:

— Какой подарок?

— Да по колечку, что ли, купим.

Зашли в ювелирный. Она смотрела-смотрела и выбрала золотой перстень в форме усыпанного бриллиантами ромба с изумрудом в центре. Модель называлась «Маркиз».

— Ну, Малина, выбирай и себе, — говорит Алла. — Будет мой тебе подарок.

Попыталась отказаться, но она настаивала. Я увидела на витрине серебряный перстенек точно такой же модели, только с белым агатом.

— Вот это...

— Сколько стоит? — уточняет Пугачева у девушки-продавца.

— Пятнадцать рублей.

Алла выразительно смотрит на меня:

— Думала, выберешь что-нибудь посолиднее.

— Посолиднее тебе, — отвечаю, — а меня и это устроит. Белый агат — мой камень.

Перстеньком я очень дорожу и надевая на палец, всегда говорю: «Здравствуй, Аллочка».

На летние гастроли мы старались брать с собой детей. Когда собрались в Минеральные Воды, Алла предложила:

— Бери своего Батона (так она называла моего Иннокентия), а я возьму Кристину. Будут играть вместе.

Они почти ровесники, мой сын всего на два года старше.

— Ты чего Кешу Батоном-то зовешь? — спрашиваю.

— Ой, он у тебя такой упитанный, хорошенький, как пирожок!

Эти гастроли едва не закончились трагически. Воздействие Пугачевой на зрителей было магнетическим, поэтому на стадионах выставляли заслоны из милиции и солдат. Во время выступлений на таких больших площадках Алла бегала по кругу (так работали многие артисты эстрады), чтобы все зрители могли увидеть кумира близко. В Минводах на концерте присутствовало примерно семьдесят тысяч человек, и в финале возбужденная толпа прорвала милицейский кордон, отделявший публику от артистов. Это было настоящее сумасшествие. Алла мгновенно сориентировалась, приподняла полы хитона и бросилась в коридор, располагавшийся под ближайшей трибуной. Я побежала следом. Не знаю, как Алле, а мне было в тот момент очень страшно, я понимала: огромная толпа как лавина легко раздавила бы нас.

Но самой эмоциональной и запоминающейся стала поездка с Аллой в Баку, и все благодаря Муслиму Магомаеву. Свою дружескую симпатию к Пугачевой он распространял и на весь ее коллектив. Концерт проходил в огромном зале, на сцене постелили красную ковровую дорожку, по которой в ложу проследовал Гейдар Алиев. Магомаев лично открыл концерт, а затем расположился рядом с Гейдаром Алиевичем, который всю жизнь по-отечески опекал Муслима. В партере сидели все нефтяные магнаты Азербайджана, зал искрился и переливался блеском драгоценных камней, которыми были щедро украшены их жены. После выступления устроили банкет в честь гостьи. Алла взяла на прием Резника, Болдина и меня.

Алла забегала и просила: «Поедем на 9-ю Парковую (там жил Кузьмин), вызови Володю». Телефоном она воспользоваться не могла, у певца была семья. Выступление в концертной музыкальной программе «Звуковая дорожка»
Фото: Р. Подэрни и С. Серегин/ТАСС

Банкет проходил не во дворце, как я предполагала, а в каком-то ресторане странного вида. Когда нас привезли на место и я увидела неприметный вход с ведущими вниз ступеньками, напряглась:

— Алла, тут что-то не то, нас в заложники не возьмут?

— Да-а, Тамара, твоя правда, странное место, — задумчиво отозвалась Пугачева. Но отступать было поздно. Спустились...

Нашему взору открылся большой зал с огромным накрытым столом. Во главе посадили Аллу и Муслима. По бокам расположились магнаты с женами, детьми, внуками и родственниками до пятого колена, которые уговорили отцов семейств взять их на ужин с Пугачевой. Я хотела примоститься где-нибудь с краю, но Алла велела:

— Малина, ты сидишь рядом. Я их знаю — сейчас будут заставлять каждый тост выпивать. Будешь палочкой-выручалочкой.

— Хочешь, — говорю, — чтобы я здесь и упала?

— Все пройдет как по нотам: сиди и следи.

Столы были сервированы чрезвычайно щедро, многоцветие и изобилие яств могло конкурировать только с украшениями присутствовавших дам. По залу носились официанты с гигантскими блюдами — так в фильмах показывают царские пиры. Они тщательно следили, чтобы бокалы не пустовали. Женщины по восточной традиции сидели безмолвно, они были лишь украшением стола — бриллиантовыми куклами. А вот мужчины без остановки произносили заздравные тосты. Алла почтительно выслушивала, благодарила и кивала в мою сторону: «Малина!» Я послушно выпивала. Муслим деликатно, соблюдая традиции, вел стол. При этом сам не пил и почти не притрагивался к еде, официант подносил ему только отварную курицу — такая у него была диета. Попраздновав, наша компания во главе с Магомаевым встала и попрощалась, дальнейшее веселье продолжилось уже без нас. Алла оказалась права: все прошло замечательно.

Следующая встреча была у Муслима дома, причем Магомаев пригласил весь коллектив Пугачевой — от водителя и рабочих сцены до директора. В просторной гостиной стоял рояль, было тепло, окна распахнуты. Кто-то расположился на полу, кто-то на подоконнике. Я, ужасно смущаясь, спросила:

— Муслим, вы позволите помочь на кухне?

— Нет, — улыбнулся Магомаев. — У нас заведено, что хозяин сам принимает своих гостей.

Правда, никаких разносолов он и не подавал: чай, кофе, соки. Помнится, даже алкоголя на столах не было.

Алла сделала Челобанову карьеру, снимала клипы, в которых он выглядел мачо и красавцем. При этом в жизни, по крайней мере на меня, Сергей никакого впечатления не производил. Выступление на «Рождественских встречах» Аллы Пугачевой в Спорткомплексе «Олимпийский» в Москве
Фото: В. Вяткин/РИА Новости

Алла с Муслимом много пели дуэтом, в том числе романсы, аккомпанируя себе в четыре руки. Хозяин пел по нашей просьбе на итальянском, а Алла — те композиции, которые особенно нравились Муслиму. Вечер получился волшебным.

Вообще, благодаря Алле я имела счастье встречаться со многими выдающимися личностями. Например с Клавдией Ивановной Шульженко.

Пугачева выступала в Театре эстрады. С Аллой в те годы в основном работал Вячеслав Манешин — фотохудожник «Мосфильма». Вячеслав делал ей роскошные студийные фотографии и снимал все ее московские концерты. А тут по какой-то причине в зале его не оказалось, не было и других фотографов. Я, как всегда, выхожу в начале первого отделения, говорю приветственные слова, и вдруг взгляд выхватывает во втором ряду с краю лицо Клавдии Шульженко, она сидела с букетом красных гвоздик. Увидев легенду эстрады, даже запнулась. Возвращаюсь за кулисы и шепчу Алле:

— По-моему, в зале — Шульженко.

Алла удивилась:

— Не может быть, ну-ка, беги уточни!

Помчалась к капельдинерше:

— Шульженко на концерте?

— Да, тихонечко зашла, когда все зрители уже сидели.

Я бегом назад, доложила Алле обстановку. Концерт шел своим чередом, пока не наступило время исполнить новую песню Марка Минкова «Эти летние дожди». Алла садится за рояль и обращается к зрителям: «Не представляете, какое волнение я сейчас испытываю, потому что в зале присутствует Клавдия Ивановна Шульженко. У меня сегодня премьера песни, и я хочу, уважаемые зрители, посвятить ее своему кумиру».

Зал грохнул аплодисментами и восторженными криками. Алла просит: «Тамарочка, пригласи Клавдию Ивановну на сцену». Проходя мимо кулисы, кричу в темноту: «Стул! Быстро!» Спустилась в зал, помогла Шульженко подняться. Посадили мы Клавдию Ивановну возле рояля, Пугачева играет вступление, но от волнения не может начать, перехватывает дыхание. Пробует второй раз — и снова не может взять ноту. Только с третьего раза запела. Закончила, встает из-за рояля, одновременно поднимается и Клавдия Ивановна, и они идут навстречу друг другу. Тут Шульженко веером рассыпает охапку своих гвоздик перед Аллой. Затем обращается к зрителям: «Уважаемые друзья, моя эпоха на эстраде прошла, и я спокойна за то, что передаю эстафету такой достойной актрисе».

Зал встал и устроил двум певицам овацию, у многих на глазах выступили слезы. Алла была тоже растрогана до слез, приобняла Клавдию Ивановну, и они вместе ушли в кулису. Там Алла спросила: «Где фотограф? Скорее снимите нас!» А фотографа нет... К великому сожалению, никто не запечатлел этот уникальный момент.

Входит Киркоров. «Вот познакомься, это Филипп», — обратилась Алла к моей Василисе. Дочка, глядя на него снизу вверх, выдала: «Ой, какой-то старый!» Концерт международного музыкального фестиваля «Славянский базар-94»
Фото: Г. Кмит/РИА Новости

Не знаю, с этого ли дня началась дружба Шульженко и Пугачевой, но Алла навещала пожилую болеющую Клавдию Ивановну и незаметно оставляла деньги под кружевной салфеткой на столе или рояле, чтобы своей помощью не унизить великую женщину. Алла умеет дружить и быть благодарной.

Я ценила ее доброе отношение и участие в моей жизни. Алла это чувствовала, говорила:

— Малина, ты чистая шерсть.

— Почему шерсть? — недоумевала я.

— Ну, в смысле ты без примесей, Тамар, — такое вот образное мышление.

Обычно она просила администраторов, чтобы на гастролях нас селили рядом. Пугачева в любое время дня и ночи могла постучаться или позвонить в мой номер, и я всегда была готова выслушать ее или помочь советом. Иногда просто сидели и вспоминали какие-то истории, порой Алла могла и поплакаться — поделиться душевной болью или тоской.

По собственной инициативе со своим мнением я никогда не лезла, но если уж Пугачева обращалась, отвечала прямо что думаю. Был такой случай: когда Алла репетировала песню «Балет», Евгений Болдин купил пуанты, балетную пачку и предложил исполнить композицию в этом «маскараде». Представляете, что значит для человека, не имеющего хореографической подготовки, встать на пуанты? Изначально проигрышный, неуместный вариант. Но Алла все-таки из любопытства примерила пачку и вышла на сцену:

— Тамар, ну как тебе?

Я в ответ хмыкнула:

— Зачем дублировать текст песни внешним дополнением? Если хочется балетного антуража, пусть профессиональная танцовщица будет на заднем плане или на экране например.

Евгения мои слова покоробили. Алла же с облегчением откинула пуанты и пачку в кулису и сделала номер в роскошном белом хитоне.

После развода с Александром Стефановичем Пугачева несколько лет прожила с Болдиным в гражданском браке, ее мама была категорически против их союза. Расписались они только в 1985-м, незадолго до смерти Зинаиды Архиповны. Как-то я заехала к Алле забрать Кристину, чтобы отвезти на хореографию, а вечером к бабушке. Алла предупредила: «Тамара, только, пожалуйста, не проболтайся маме, что я вышла замуж за Женю».

Если уж Пугачева влюблялась, была готова ради человека на все. Когда у нее случился роман с Владимиром Кузьминым, я уже не работала с Аллой в концертах, но дружить мы продолжали. В 1986 году на итальянском фестивале в Сан-Ремо она спела с Кузьминым «Две звезды», в 1987-м — «Надо же». Обе песни стали хитами и обеспечили Кузьмину стремительную успешную карьеру.

Своим подарком Пугачева благословила меня на сольную карьеру. Я читала есенинские программы в этом платье, и всегда оно приносило удачу
Фото: из архива Т. Малинкиной

Она могла позвонить, к примеру, с просьбой: «Тамар, надо Володиных детей покрестить. Сама понимаешь, я крестной быть не могу». Мы с мужем живем рядом с Елоховским собором. Николай договорился со священником, Кузьмин подъехал с детьми, и быстро чин по чину провели обряд.

Проезжая мимо моего дома, Алла забегала и просила: «Поедем на 9-ю Парковую (там жил Кузьмин), вызови Володю». Эра мобильных еще не наступила, а городским телефоном она воспользоваться не могла, у певца была семья. Я поднималась и звонила в дверь. Если открывал Кузьмин, сообщала: «Володь, Алла подъехала». Если супруга, представлялась поклонницей, которая хочет взять автограф, и просила позвать мужа. Алла мучилась ужасно, я спрашивала: «Зачем это тебе? У них трое маленьких детей!» Жену Кузьмин все-таки оставил, но и с Аллой они через пару лет тоже расстались.

Когда сейчас вижу фотографии Аллы с Максимом Галкиным* и их детьми, понимаю: наконец она обрела то, о чем мечтала всю жизнь, — крепкую семью. Увы, раньше мужчины часто использовали ее популярность ради достижения своих целей.

Яркий пример тому — Челобанов. Алла сделала Сергею карьеру, снимала клипы, в которых он выглядел мачо и красавцем. При этом в жизни, по крайней мере на меня, никакого впечатления не производил. Челобанов употреблял наркотики, сегодня это ни для кого не секрет, сам открыто признавался в интервью. Алла же, по-моему, долго ни о чем не догадывалась... Как-то вечером позвонила и расплакалась в трубку.

— Что случилось?! — испугалась я.

— Быстро прилетай!

Хватаю такси и мчусь к ней на Тверскую. Дверь в квартиру не заперта, в прихожей — компания одурманенных молодых людей, музыкантов Сергея. В гостиной Алла в расстроенных чувствах... Стала жаловаться, что Челобанов ее не любит. А я его раньше ни разу не видела. Спросила, выглянув в коридор:

— Который из них?

Вместо ответа опять всхлипывания:

— Сережа меня не любит!

Я не выдержала:

— С ума сошла?! Посмотри на них! Как ты можешь убиваться из-за пустого человека?!

— Пойдем отсюда, — сказала Пугачева.

Прикрыла заплаканные глаза темными очками, и мы отправились в ресторан Дома кино. Но чаще я все-таки видела Аллу счастливой.

Был у меня знакомый художник-авангардист Эдуард Дробицкий, мечтал написать портрет Пугачевой. Я рассказала об этом Алле, и она пригласила нас на Новый год. Собрались Илья Резник, мы с мужем и Дробицкий с женой. Аллина помощница по хозяйству Люся накрыла стол. Ели, пили, пели, шутили. Ближе к полуночи мой Николай потихоньку выскользнул на лестничную клетку, переоделся в Деда Мороза, позвонил в дверь и завалился в квартиру с поздравительными возгласами. Его даже не узнали! Читал детские новогодние стихи — все хохотали.

Во время выступления в новогодней телепередаче «Голубой огонек»
Фото: В. Мастюков/ТАСС

Портрет Пугачевой Дробицкий в итоге написал и надеялся, что Алла его купит. А «модель» считала, что художник должен ей работу подарить. На том и разошлись. Где сегодня портрет, не знаю, Эдика уже нет с нами.

Дробицкий возглавлял секцию живописи при Московском горкоме профсоюза художников-графиков, а заместителем у него был Владимир Немухин. Секция выросла из неофициальной «двадцатки авангардистов», среди которых много наших знакомых. Их выставочный зал находился на Малой Грузинской улице, Пугачева там бывала.

Однажды звонит: «Тамара, прилетай, я купила картину». Приехала, осмотрела прихожую, гостиную, спальню, кабинет и не обнаружила на стенах ничего нового.

— Не понимаю, — удивилась я, — ты же сказала «новая картина»...

— Войди опять, — говорит Алла.

Вернулась к входной двери, снова оглядываю прихожую. Все это время за мной, едва сдерживая смех, наблюдал Илья Резник. Закралось подозрение:

— Алла, ты меня разыгрываешь?

— Как это разыгрываю?! — возмутилась она. — Неужели не видишь картину? Подними голову!

И тут я наконец заметила над дверью загрунтованное белое полотно в раме, довольно внушительных размеров. Холст как бы изрезан, точнее даже исполосован или изодран — будто зверь яростно рвал его когтями. Спрашиваю удивленно:

— Вот это?

Пугачева на полном серьезе отвечает:

— Вы с Резником что, издеваетесь надо мной?

Илюша расхохотался в голос — видимо, до моего прихода ходил тем же маршрутом в поисках картины.

— А изображение-то на картине где? — пытаюсь уточнить. — Я вижу только загрунтованный холст.

— Не узнаешь руку Немухина?! — заводится Алла.

— Я знакома с некоторыми его работами, — отвечаю, — но с этой — нет.

— Вы с Резником ничего не понимаете в искусстве! — восклицает Пугачева. — Это же моя израненная, истерзанная душа! Я заплатила за нее такие деньги!

Осторожно интересуюсь:

— А какие «такие»?

— Не скажу, коли не оценили мою «израненную душу»! — и выдержав паузу, примирительно предлагает: — Ладно, пойдем чай пить, раз вы такие неискушенные в искусстве.

Владимир Немухин уже тогда был знаменит, сегодня же считается классиком авангарда. Так что заплатив за его работу кругленькую сумму, Алла точно не прогадала.

В тот период Резник был близким другом семьи и постоянным автором Пугачевой. Илья начал сотрудничать с Аллой еще до моего прихода в коллектив. Они работали очень тщательно: в любой песне все скрупулезно выстраивалось, подбиралось и выверялось — Пугачева тонко чувствовала любые нюансы. Поэтому в создании каждого хита ее вклад как соавтора значителен. Не говоря уже о том, что многие песни написаны на Аллину музыку.

Паулс хотел поработать с Пугачевой, даже караулил ее у ГИТИСа. Алла просила: «Тамара, сходи на разведку, посмотри. А я пока посижу в классе»
Фото: Persona Stars

Она часто брала Резника на гастроли. В Омске, например, состоялся первый полноценный бенефис Ильи. В одном отделении он читал свои стихи, в другом выступала Пугачева. Я должна была вести вечер и представлять Илью Рахмиэлевича. Когда все собрались за кулисами, Алла принялась меня готовить и подбадривать:

— Тамара, только не волнуйся! Главное, не скажи, что зрители пришли на встречу с Ильем Резником.

В основном ведь мужские имена в творительном падеже заканчиваются на «м»: Владимиром, Иваном, Алексеем. Я отмахнулась:

— Алла, русский язык знаю. Дай лучше сосредоточусь! — и ушла в другую кулису.

Там меня поджидал музыкальный руководитель «Ритма» Авилов. «Тамара, будь внимательна, — зашептал заговорщически, — не перепутай: нельзя говорить «с Ильем», правильно — «с Ильей». Запомнила?» Тут уж я поняла, что они сговорились, однако перед тем как выйти к публике, еще раз десять услышала наставление.

И вот я на сцене. «Дорогие друзья, — объявляю, — сегодня вы пришли на встречу с Ильем...» — и замерла. Следом из обеих кулис услышала гомерический хохот. А у меня глаза от растерянности по блюдцу, продолжить не могу, слова застряли в горле. На подмогу вылетела довольная Пугачева: «Дорогие друзья, Тамарочка с нами первый раз на гастролях, поэтому волнуется. Похлопаем ей, поддержим! — и торжественно произнесла: — Встречайте, Илья Резник

Творческое трио Пугачева — Паулс — Резник появилось в 1981-м, после премьеры «Маэстро». А ведь могло образоваться и раньше, но Алла почему-то поначалу отказывалась от сотрудничества с Раймондом. В Прибалтике он уже был популярным композитором и музыкантом, но российского слушателя еще не завоевал и хотел поработать с Пугачевой, даже караулил ее у ГИТИСа. Алла просила:

— Тамара, сходи на разведку, посмотри. А я пока посижу в классе.

— Стоит возле входа, — докладываю.

— Тогда через черный ход выйдем! — И мы сбегали.

Но так или иначе Паулс своего добился, и сложился прекрасный творческий союз.

Звонок Аллы: «Прилетай». Прилетаю. «Сейчас смешно нарядимся и пойдем к Илюшке Резнику в «Пекин», разыграем его. Он там с женой». А Пугачева устраивать сюрпризы мастак. Надевает на меня какой-то плащ с фиолетовой подкладкой, широкополую шляпу. Сама тоже во что-то нелепое нарядилась, воротник подняла, на нос большие очки водрузила. Позвонили Резнику, чтобы встречал, и направились такие экстравагантные пешком к «Пекину».

Творческое трио Пугачева — Паулс — Резник появилось в 1981-м, после премьеры «Маэстро». А ведь могло образоваться и раньше, но Алла почему-то поначалу отказывалась от сотрудничества с Раймондом. Концерт Раймонда Паулса и Ильи Резника «Два маэстро. Возвращение легенды». Крокус Сити Холл
Фото: С. Беляков/Photoxpress.ru

Вход в гостиницу охранял «самый главный» человек в отеле — швейцар, одетый по форме в длинное пальто. Илюши нет. Подхожу к швейцару, Алла стоит в сторонке:

— Здравствуйте, у нас встреча с поэтом Ильей Резником. Он здесь проживает.

В ответ:

— Вас тут знаете сколько шляется? Идите отсюда!

Я не отступаю:

— Иду не одна, а с Аллой Борисовной Пугачевой — вот она, — киваю в ее сторону.

— Ага, — громко не поверил швейцар, — тут любая нарядится и будет мне рассказывать, что она — Пугачева. Я знаю, как певица выглядит.

Прошу:

— Пожалуйста, не надо шуметь, позовите метрдотеля, — я очень боялась, что оскорбленная Алла пойдет вразнос.

Вышел администратор, повторила, что с Пугачевой пришли на встречу с Резником. Нас пропустили. Тут поняла, что сюрприз не состоится, настроение у Аллы испорчено. Попросили, чтобы Резнику по телефону сообщили: мы в холле. Илья спустился.

«Ты со своей Мунирой совсем голову потерял, почему не встретил? Нас в гостиницу не пускали! — негодовала Пугачева. — Вот и сиди с женой, а мы с Тамарой пойдем». Но направилась не к выходу, а к гардеробу, который обслуживал посетителей ресторана.

Время — около одиннадцати вечера, люди постепенно расходятся. Алла уверенно заняла позицию за стойкой гардероба, по-свойски бросив ошалевшему служителю: «Любезный, отойди, пожалуйста, в сторонку», — и начала обслуживать гостей. Я стою прислонившись к колонне и гадаю в тревоге: «Что же дальше-то?» У соседней колонны — растерянный Илюша.

Посетители, увидев в гардеробе Пугачеву, замирают в нерешительности. Она командует: «Ваш номерок, пожалуйста. Зонтики есть? Шляпу сдавали? Та-а-ак... Получите! С вас двадцать копеек. Следующий!» Конечно, сбежалась вся администрация гостиницы:

— Алла Борисовна, извините, пройдемте, пожалуйста!

— Не мешайте работать! — отрезает Пугачева, бойко выдавая одежду.

Я так поняла, что Резник в итоге позвонил Болдину, потому что скоро тот влетел в фойе «Пекина». Евгению удалось уговорить Аллу наконец покинуть гостиничный гардероб.

Была я свидетелем еще одного случая, когда Аллу не узнали. Пугачева давала сольный концерт в Ватутинках, в воинской части. Музыканты и звуковики приехали на репетицию на служебном автобусе пораньше, а мы с Аллой — ближе к началу концерта. Никто нас у входа не встретил, на КПП находился лишь дежурный.

Когда вижу фотографии Аллы с Максимом Галкиным*, понимаю: наконец она обрела то, о чем мечтала всю жизнь, — крепкую семью. Показ коллекции сезона осень-зима 2011/2012 модельера Валентина Юдашкина
Фото: Д. Коробейников/Photoxpress.ru

— Вы куда? — строго спросил солдатик.

— На концерт, — отвечаем.

— Концерт закрытый, вам сюда нельзя.

— Так мы участники.

— Все давно на месте, так что вертайтесь назад!

Я, кивая на Аллу, объясняю:

— Перед вами Алла Борисовна Пугачева, она для вас петь приехала.

Алла стоит такая скромненькая, худенькая, пока еще без сценического макияжа, девочка девочкой, в модном джинсовом костюмчике. На сей раз она проявила завидное смирение.

— Ага, рассказывайте, — смеется постовой, — так и поверю, что это Пугачева!

А мы даже без паспортов приехали. Алла грустно усмехнулась:

— Вот видишь, Малина, что ты популярная, что непопулярная, все равно не узнают и не пропускают! — и уже обращаясь к дежурному: — Уйти-то мы, конечно, можем... А петь кто будет?

Препирались минут двадцать, пока не прибежал старший по званию и не надавал солдатику по шапке.

В определенный момент я решила с Пугачевой расстаться. Она уже была мегазвездой и блестяще вела концерты сама. Кроме того, все годы работы с Аллой я готовила собственные музыкально-поэтические программы. Наступил день, когда сказала:

— Аллочка, всегда к твоим услугам по первому звонку. Концерты свои ты ведешь прекрасно. А я подготовила две сольные программы по Сергею Есенину, вот только не знаю, какое к его стихам платье подобрать... Рязанский костюм — прямолинейно. Если делать стилизацию, то какую?

Она оживилась:

— Знаешь, не надо ничего придумывать! У меня есть кое-что подходящее.

И достала из шкафа платье в этническом стиле: по подолу, воротничку-стоечке и груди орнамент. Увидев его, я ахнула, сразу все выстроилось — костюм ведь очень многое определяет в сценическом образе.

Своим подарком Пугачева благословила меня на сольную карьеру. Я читала есенинские программы в этом платье, и всегда оно приносило удачу. Совсем недавно передала его историку моды Александру Васильеву в коллекцию.

Закончив работать вместе, с Пугачевой общаться мы не перестали. Однажды в конце восьмидесятых прихожу в ее студию в спорткомплексе «Олимпийский» и вижу там интересного юношу: высокого, худенького, с кудрями до плеч, в драных джинсиках. Спрашиваю:

— Алла, что за цыганенок такой симпатичный бегает?

— Это сын Бедроса Киркорова. Просится выступить, а я пока не знаю, думаю...

Родители Филиппа дружили с родителями Аллы — про это я была в курсе.

Пугачева рассказала историю моего первого выхода на сцену и помахала в камеру: «Тамара, если нас видишь, привет тебе большой! Мы тебя помним!»
Фото: Ю. Сомов/РИА Новости

— Да все ты знаешь, — говорю, — пусть споет, тем более друг семьи. Тебе концерт только украсит.

Ну вот они и «спелись»...

В середине девяностых, уже после свадьбы Аллы и Филиппа, я побывала у них на улице Чкалова. Моя дочка, ей было лет шесть-семь, очень хотела увидеть Пугачеву. Звоню Алле, в ответ, как обычно: «Прилетай!» Дома она была одна. Посидели, поговорили, чаю попили. Вдруг открывается дверь и входит Киркоров — уже знаменитый артист.

— Вот познакомься, это Филипп, — обратилась Алла к моей Василисе.

Дочка испуганно поежилась и, глядя на него снизу вверх, выдала:

— Ой, какой-то старый!

Почему так сказала, понять не могу. Алла заулыбалась:

— Слышал, Филиппок? Старый ты для меня уже. Устами младенца глаголет истина!

Шутки шутками, а следующий муж Пугачевой, Максим Галкин*, еще моложе Филиппа. Но с ним я незнакома.

К началу нулевых общение с Аллой постепенно прервалось. Я звонила Кристине, пока та жила в бывшей Аллиной квартире на Тверской и городской телефон оставался прежним. Поздравляла с днем рождения: Кристина родилась в один день с моей дочкой — двадцать пятого мая.

В январе получила от Аллы неожиданный привет. На одном из телеканалов шла программа с участием Пугачевой, посвященная юбилею творческой деятельности Игоря Николаева. Игорь, вспоминая приход в «Рецитал» в 1980 году, упомянул в эфире обо мне. И тогда Пугачева рассказала историю моего первого выхода на сцену в качестве ведущей ее концерта и помахала в камеру: «Тамара, если нас видишь, слышишь, привет тебе большой! Мы тебя помним!» Было очень приятно. Я тоже помню каждый день, проведенный с ней, и благодарна судьбе за работу и дружбу с Аллой.

Подпишись на наш канал в Telegram

* Признан иностранным агентом по решению Министерства юстиции Российской Федерации

Статьи по теме: