7days.ru Полная версия сайта

Николай Трофимов: с его актерского курса уцелел только он

Николай Трофимов был одним из скромнейших актеров советского кино и практически не давал интервью, унеся с собой множество личных и творческих тайн.

В фильме Сергея Бондарчука «Война и мир». 1965 г.
Фото: РИА Новости
Читать на сайте 7days.ru

Николай Трофимов был одним из скромнейших актеров советского кино и практически не давал интервью, унеся с собой множество личных и творческих тайн. Не рассказывал, как под пулями и бомбежками выступал на фронте, за что получил боевые награды, как в блокаду потерял единственного сына. Этой публикацией в год 80-летия Великой Победы мы открываем цикл статей об артистах-фронтовиках, которых опалила война.

Трофимову на роду было написано быть актером. И он сам так считал. В подтверждение Николай Николаевич рассказывал, как однажды во время гастролей в Риме ему показали откопанный археологами древний мраморный саркофаг, на котором на латыни было выбито: Nicola Trofimo — actor. Он считал это знаком, Божьим промыслом.

До поступления в труппу БДТ Николай Трофимов считался комическим актером. Георгий Товстоногов отучил его от стремления непременно веселить публику. В театре, где артист сыграл множество драматических ролей, у Трофимова было прозвище Божий Дар — так к нему обращался и ­режиссер.

С Ольгой Аросевой в фильме «Трембита». 1968 г.
Фото: FOTODOM

Будущий артист родился в городе русской военной славы Севастополе 21 января 1920 года. Его отец, Николай Тихонович, ремонтировал корабли на секретном военном заводе, мама, Наталья Васильевна, была домохозяйкой. То есть к творчеству — никаких видимых предпосылок. Однако мальчик с детства рос шебутным и устраивал «веселуху» по любому поводу. Маленького роста, худой, на вид невзрачный, он с невозмутимым видом прямо во время уроков отпускал такие реплики, что одноклассники умирали со смеху, а учителя теряли дар речи. Наталья Васильевна то и дело слышала на родительских собраниях: «Ваш сын постоянно срывает уроки. Сам не учится и другим не дает. Плохо воспитываете!» Правда, слышала и другое: «Смешит всех, а сам не смеется. Да он у вас артист!»

Получалась парадоксальная ситуация: в театральных кругах имя актера Трофимова гремело, публика его знала и любила, а кинорежиссеры предлагали одни эпизоды. Почему? Возможно, отчасти из-за его природной скромности, отчасти потому, что он сам считал себя именно театральным актером Со Станиславом Чеканом в фильме «Бриллиантовая рука». 1968 г.
Фото: Mosfilm/Legion-Media

В спектакле «Снежная королева» Ленинградского ТЮЗа, по замыслу автора, на сцене в темноте парили белые птицы. Для этого актеров одевали в черное трико и давали палки с пернатыми на концах. Николаю, который подрабатывал в театре во время учебы в институте, очень хотелось, чтобы его птица летала выше всех. Однако небольшой рост этому препятствовал. Чтобы компенсировать недостаток, Трофимов забрался на плечи к товарищу. Но на одном из спектаклей партнер не удержал равновесия, и дуэт с грохотом провалился в оркестровую яму, пробив барабан.

Уже в 11 лет Коля Трофимов стал школьной знаменитостью. Он рассказывал об этом так: «Я очень рано, в четвертом классе, познал славу. Учительница дала задание — исполнить на вечере чеховский рассказ-лекцию «О вреде табака». Зрители очень сильно смеялись!» Дальше для юного дарования путь был один — в драмкружок, школьную самодеятельность, где шустрый юноша с успехом пел, декламировал стихи, читал миниатюры. В 14 лет он получил роль невольника в спектакле местного ТЮЗа «Хижина дяди Тома». Роль крошечная, бессловесная, но, шутка ли, — профессиональный театр. После одного из спектаклей, где «невольник» своей импровизацией сорвал аплодисменты зала (он демонстративно пнул ногой «плантатора-эксплуататора»), режиссер слегка пожурил его за «вольную интерпретацию», а потом сказал: «Да ты прирожденный комик!»

С Михаилом Езеповым, Николаем Мерзликиным, Евгенией Сабельниковой и Виктором Переваловым в фильме «С весельем и отвагой». 1973 г.
Фото: Mosfilm/Legion-Media

Получив аттестат, Трофимов отправился в Северную столицу. На вступительных экзаменах в Ленинградский театральный институт (сегодня Рос­сийский государственный институт сценических искусств) юноша читал отрывок из пушкинского «Золотого петушка» и так очаровал приемную комиссию во главе с известным актером, театральным режиссером и педагогом Борисом Зоном, что был единогласно принят.

Кстати, у ученика Станиславского Бориса Вульфовича Зона был особый нюх и цепкий глаз на таланты, недаром среди его воспитанников — Борис Блинов (Фурманов в «Чапаеве»), Павел Кадочников, Игорь Владимиров, Зиновий Корогодский, Алиса Фрейндлих, Зинаида Шарко, Эмма Попова, Лев Додин, Наталья Тенякова и многие другие большие питерские актеры и режиссеры. Тот же Николай Трофимов, которого Зон с первого курса выделял среди своих студентов!

А как не выделять и не любить, если тот в студенческих этюдах творил чудеса перевоплощения и к любому заданию подходил творчески. Например, изображая зверей, специально ходил в зоопарк и часами изучал повадки зайцев, медведей, волков, лис… Получалось очень органично и убедительно. «Коллекционировал» чужие характеры, походки, ужимки, гримасы, смех. Одну из пятерок за актерское мастерство Трофимов получил за то, что блестяще выполнил задание мастера курса: притворившись древней старушкой, без билета прошел в кинотеатр, не вызвав подозрений у билетерши.

В какой-то момент Николай Трофимов увлекся мозаикой, создавал целые панно. Материалом для его работ стали старые пластмассовые игрушки и пластинки. К творчеству Николая Николаевича пристрастила первая супруга. Когда муж перешел в БДТ, Татьяна Григорьевна стала работать в кукольном театре и раскрыла актеру многие секреты создателей марионеток.

Со временем актер почувствовал, что ему тесно в рамках своего амплуа комика. Хотелось большего. «Надоело играть комедии, где была борьба хорошего с еще более лучшим — и ничего острого. Хотелось сыграть трагикомедию или что-то подобное», — как-то признался Николай Николаевич С Галиной Польских в фильме «Мой избранник». 1984 г.
Фото: Mosfilm/Legion-Media

А как виртуозно он со сцены читал Чехова и Зощенко! «Никто в ми-ре не мог бы прочесть так эти рассказы!» — годы спустя признавал коллега Трофимова по БДТ актер Леонид Неведомский.

Однажды даже вышел курьезный случай. Сам Николай Николаевич вспоминал о нем так: «Когда я был еще первокурсником, выбрал для чтения смешной рассказ «Мелкий случай из личной жизни». А автора даже не знал! Прочел как-то на вечере его, и вдруг ко мне подошел человек невысокого роста, интеллигентного вида, протянул руку, поблагодарил и сказал: «Я даже не подозревал, что написал такой хороший рассказ!» Это был Михаил Зощенко».

Свой последний экзамен в театральном институте — по марксизму-ленинизму — Трофимов сдал 21 июня 1941 года. Только-только успел получить диплом и… «Пришло сообщение о начале войны», — вспоминал Николай Николаевич. Как и многие в это тяжелое для страны время, он пришел в военкомат проситься на фронт — «громить фашистов». Причем хотел отправиться воевать на флот, моряком, все-таки с детства любил морскую стихию. Но наверху решили иначе: его отправили в военно-морской флот, но не матросом. Знаменитый композитор Исаак Дунаевский создавал «Ансамбль пяти морей» — ему было поручено собрать в него лучших музыкантов, чтецов, певцов и танцовщиков, то есть тех, кто своим искусством сможет поднимать боевой дух советских солдат, моряков и офицеров.

И, судя по всему, артисту ВМФ Трофимову удалось внести свою лепту в общую Победу, ведь боевой орден Красной Звезды и медаль «За оборону Ленинграда» за одни «подвиги на сцене» не давали.

«А кто-нибудь пробовал съесть слона?» С Владимиром Басовым в фильме «Про Красную Шапочку». 1977 г.
Фото: Национальная киностудия «Беларусьфильм»

«С моего курса уцелел только я, остальные ребята погибли, — вспоминал актер. — Не знаю почему, но судьба берегла меня. Я неоднократно попадал под бомбежки. Но одна мне особенно запомнилась. Над нами летел самолет, низко так... Вдруг он накренился, и я прямо перед собой ясно увидел летчика в маске. Он улыбался! Какая-то секунда, но ощущение, будто это длилось вечность. Немец пролетел над головой, а за ним — бомба. Взрыв. Мимо... В тот момент у меня почему-то пронеслось в голове: «И совсем не страшно!» А потом: «Слава богу, пронесло!» И вдруг я вижу, как бомбардировщик делает второй заход... Вот тут-то мне стало по-настоящему страшно. И ужасно захотелось выжить!»

Неизвестно, что еще осталось «за кадром» военной эпопеи краснофлотца Николая Трофимова. Уже то, что все однокурсники погибли, о многом говорит. А еще война отняла у него единственного сына. Женя Трофимов родился в блокадном Ленинграде. Голод, лютые морозы… Малыш простудился, заболел — спасти его не удалось. Они с женой, актрисой Татьяной Григорьевной Глуховой, даже не смогли похоронить первенца — об этом Николай Николаевич сожалел всю жизнь. Ленинград был завален трупами. Тело ребенка забрала похоронная машина — он покоится в общей могиле на Пискаревском кладбище...

День Победы Трофимов встретил, будучи актером Таллинского театра Балтийского флота. В 1946 году демобилизовался и был приглашен Ни­колаем Акимовым (легендарный худ­рук, чье имя сейчас носит театр) в Ленинградский театр Комедии. Именно здесь 26-летний актер сыграл свою первую главную театральную роль —

Только на сцене БДТ Николаем Трофимовым исполнено более 30 ролей. За долгие годы сценической жизни артист играл героев Чехова, Достоевского, Шекспира, Островского, Вишневского, Гоголя, Шолохова, Горького, Думбадзе, Вампилова. Роман с театром — самый затяжной в его жизни, а главный режиссер — Георгий Товстоногов. Хотя Трофимов с особой теплотой вспоминал и своего крестного отца в кино Сергея Бондарчука.

Большинство коллег, когда их спрашивали о Николае Николаевиче, называли главную его закулисную черту — скромность. Говорили, что он был удивительно добрым, теплым и светлым человеком, чье появление на публике непроизвольно вызывало улыбку С Зиновием Гердтом в фильме «Соловей». 1979 г.
Фото: предоставлено киностудией «Ленфильм»

Перришона в комедии «Путешествие Перришона» по пьесе Эжена Лабиша, довольно быстро стал ведущим актером, а затем и звездой лучших спектаклей того времени — «Ревизор», «Мертвые души», «Пестрые рассказы», «Вишневый сад», «Лев Гурыч Синичкин». Попасть «на Трофимова» (Хлестакова, Манилова, Епи­ходова или Синичкина) было непросто, билеты раскупались мо­мен­тально. Николай Акимов очень понятно объяснил этот «феномен»: «Когда он на сцене, то кошке там уже делать нечего…»

Но со временем актер почувствовал, что ему тесно в рамках своего амплуа комика. Хотелось большего. «Надоело играть комедии, где была борьба хорошего с еще более лучшим — и ничего острого. Хо­телось сыграть трагикомедию или что-то подобное», — как-то признался Ни­колай Николаевич. Поэтому, когда в 1964 году Великий Гога — Георгий Александрович Товстоногов — пригласил его в Большой драматический театр им. Горького (БДТ), артист охотно принял это предложение.

Этому театру Николай Трофимов отдал 40 лет жизни, сыграв более трех десятков ролей в спектаклях, ставших театральными легендами. В том числе самую известную свою театральную роль — мистера Пиквика в специально поставленном Товстоноговым «на Трофимова» спектакле «Пиквикский клуб» по Диккенсу. В этой постановке актер выходил на сцену более пятисот раз. В БДТ талант Николая Трофимова заиграл всеми гранями — он блистал в комедиях, трагедиях, трагикомедиях, драмах, мелодрамах, пел, танцевал… Глядя на него, зрители веселились, хохотали, плакали… Неслучайно Трофимов был одним из любимчиков Товстоногова, он называл его «комиком мирового класса, у которого есть Богом данное чувство серьеза».

С Еленой Алексеевой, Мариной Адашевской, Вадимом Медведевым и Валентиной Ковель в фильме-спектакле «Ханума». 1978 г.
Фото: предоставлено киностудией «Ленфильм»

А вот с кино Николаю Николаевичу долго не везло. Кстати, во многих статьях ошибочно пишут, что он дебютировал на экране в 18-летнем возрасте в военной драме Владимира Легошина «Шел солдат с фронта» (1939 год). Действительно, в этой ленте снимался Николай Трофимов, но другой — Николай Петрович.

На самом деле фильмография Тро­фимова ведет отсчет с военной драмы «Морской батальон» (1943), где в компании с Петром Алейниковым, Ва­силием Меркурьевым и Лидией Смир­новой Трофимов сыграл матроса Ле­пешкина. Затем были эпизодические роли в фильмах «Пирогов» (1947), «Мусоргский» (1950), «Белинский» (1951). Актер появился в таких популярных лентах, как «Укротительница тигров» (1954), «Запасной игрок» (1954), «Полосатый рейс» (1961), но вряд ли его героев кто-то там вспомнит.

Получалась парадоксальная ситуация: в театральных кругах имя актера Трофимова гремело, публика его знала и любила, а кинорежиссеры предлагали одни эпизоды. Почему? Возможно, отчасти из-за его природной скромности, отчасти потому, что он сам считал себя именно театральным актером. Трофимов на полную катушку был востребован в театре, ему и славы, и работы хватало. Хотя кино он тоже любил.

Прорыв случился после роли капи­тана Тушина в эпопее Бондарчука «Война и мир» по Льву Толстому. Уви­дев Трофимова на сцене в «Пест­рых рассказах», Сергей Федорович Бон­дарчук каким-то сверхъестественным чутьем понял: этот актер сможет как надо сыграть «маленького человека», но при этом настоящего большого героя, патриота, готового отдать свою жизнь во имя долга и чести. И оказался прав.

Кирилл Лавров, Леонид Неведомский, Олег Попков и режиссер Георгий Товстоногов на репетиции спектакля «Рядовые» в БДТ. 1985 г.
Фото: РИА Новости

Начиная с середины 1960-х Николай Николаевич снимается регулярно, а роли все больше и масштабнее. «Веселые расплюевские дни» (1966), «Железный поток» (1967), «Хроника пикирующего бомбардировщика» (1967) и, наконец, культовая «Трембита» (1968).

Вот уж где комический дар Тро­фимова проявился во всем блеске. Комедии уже более 55 лет, а до сих пор смотрится на одном дыхании. Евгений Весник, Ольга Аросева, Алексей Чернов, Иван Переверзев, Савелий Крамаров… И, безусловно, в этой компании герой Николая Трофимова Филимон Шик — один из самых ярких и уморительных.

Следом — небольшая, но вошедшая в анналы роль в шедевре Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» (1968). Разве можно забыть знаменитый диалог полковника милиции (Николай Трофимов) и милиционера Михал Иваныча (Станислав Чекан): «Наверно, мне бы надо...» — «Не надо...» — «...Теперь вот такое предложение. А что, если...» — «Не стоит». — «Ясно. Тогда, может быть, нужно...» — «Не нужно». — «Понятно... Разрешите хотя бы...» — «А вот это попробуйте!» Гениально снятая мизансцена!

Неизвестно, байка это или нет, но, говорят, вставить этот диалог в фильм Гайдаю предложил сам Николай Николаевич. И взят он из его жизни. Якобы похожий диалог каждый раз возникал между ним и Товстоноговым, когда на репетиции Трофимов предлагал добавить его персонажу комических красок, изю­минки, гротеска. Великий Гога пресекал эти инициативы на корню: «Не надо», «Не стоит»…

С Людмилой Гурченко в фильме «Табачный капитан». 1972 г.
Фото: предоставлено киностудией «Ленфильм»

За последующие три десятка лет Николай Трофимов сыграл еще немало выдающихся киноролей, в том числе главных. «На пути в Берлин» (1969), «Африканыч» (1970), «Табачный капитан» (1972), «Лев Гурыч Синичкин» (1974), «Про Красную Шапочку» (1977), «Принцесса цирка» (1982)… Последней в его фильмографии стала лента Сергея Потемкина «Город без солнца» (2005). А всего в копилке Трофимова — более 70 фильмов и 32 телеспектакля.

Большинство коллег, когда их спрашивали о Николае Николаевиче, называли главную его закулисную черту — скромность. Говорили, что он был удивительно добрым, теплым и светлым человеком, чье появление на публике непроизвольно вызывало улыбку. Никакой звездности, усталости от славы и от поклонников.

Народный артист СССР, которого ставили в один ряд с Игорем Ильинским, французским актером Бурвилем и многими популярными комиками XX века, жил в небольшой квартире на востоке Ленинграда — Санкт-Петербурга, на Ржевке. На хоромы, дачу, автомобиль денег не накопил, да и не было такой цели. Говорят, лет 20 носил один костюм, купленный во время зарубежных гастролей. Главное для него было творчество — репетиции, спектакли, студенты, которым он передавал опыт. Николай Николаевич много читал, особенно философские книги. И до последнего рвался на сцену…

Единственное, что мешало Николаю Трофимову в театре, — плохая память. Актриса Зинаида Шарко рассказывала: «Товстоногов как-то подошел к нему и говорит: «Я знаю индийский способ запоминания текста. Приходите ко мне в кабинет, я вам покажу». Наивный Николай Николаевич пришел к Товстоногову: «Ну, Георгий Александрович! Индийский способ-то?» — «Учить текст надо!»

Николай Николаевич принимает поздравление с 85-летием после спектакля «Пиквикский клуб» в БДТ. 2005 г.
Фото: Photoxpress/Legion-Media

Похоронив любимую супругу, Трофимов долго жил один. Пока в его жизни не появилась давняя поклонница, инженер по профессии и театралка Марианна Иосифовна. Они познакомились после одного из спектаклей, со временем поженились и были счастливы.

В последний раз Николай Трофимов вышел на сцену родного БДТ 21 января 2005 года — в день своего 85-летия, сыграв своего любимого мистера Пиквика. По воспоминаниям коллег, актер предчувствовал свою смерть. Попрощался с близкими и друзьями. Незадолго до ухода грустно сказал звукорежиссеру театра: «Скоро уже». Попросил, чтобы во время похорон вместо траурного марша звучала его любимая песня — «Журавли» в исполнении Марка Бернеса. Через три дня Николая Трофимова не стало... Он скончался в ночь на 7 ноября 2005 года в реанимации петербургской Александровской больницы от последствий инсульта. Утром 14-го проститься с великим артистом в БДТ пришли его друзья, поклонники, актеры из других театров. Леонид Неведомский последнюю просьбу коллеги и партнера выполнил: принес на панихиду в театр запись песни. Он вспоминал: «Когда зазвучало бернесовское: «Настанет день, и с журавлиной стаей / Я поплыву в такой же сизой мгле, / Из-под небес поптичьи окликая / Всех вас, кого оставил на земле», — казалось, что Николай Николаевич слышит. Слезы удержать было невозможно... Все рыдали».

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: