7days.ru Полная версия сайта

Галина Польских. Семейные обстоятельства

Похоже, я отношусь к такому типу женщин, которые готовы влюбляться, обниматься, но не выносят...

Галина Польских
Фото: М. Гнисюк
Читать на сайте 7days.ru

Похоже, я отношусь к такому типу женщин, которые готовы влюбляться, обниматься, но не выносят мужчину в доме.

Я приехала в Италию в составе делегации кинематографистов, и сам Феллини пригласил Марлена Хуциева, Марианну Вертинскую, Людмилу Савельеву и меня к себе в особняк... Федерико открыл нам лично: одет с иголочки, воротничок пиджака поднят. Расположился на диване рядом с очень интересной женщиной, кажется журналисткой. Беседует с ней, предоставив нам полную свободу. Вертинская с Хуциевым принимаются дегустировать итальянскую кухню, я скромно сижу в сторонке. Да и не до веселья было — только пережила трагедию: одного за другим потеряла двух близких людей.

В надежде отвлечься от горестных мыслей наблюдаю, как ведут себя гости в доме великого режиссера. Феллини еще жил с Джульеттой Мазиной — они тогда были в процессе развода, но, как показала жизнь, все же остались вместе. Джульетта ставит русскую пластинку и вытаскивает нашу балерину Савельеву танцевать. Делают они это очень красиво, с таким чувством... «Все-таки Джульетта сильно любит своего гениального мужа», — думается мне. А Феллини едва глазами в ее сторону поводит. Потом девочки поют русские песни.

После вечеринки хозяин провожает нас до машины: переводчик садится рядом с водителем, актрисы сзади, я у окна. Режиссер наклоняется и трогает ладонью мое лицо, треплет челку. Мне становится как-то стыдно — не пела, не танцевала, так что же это? Переводчик оборачивается: «Галя, не переживайте, вы ему очень понравились. Они так детей за щечки теребят — выражают к ним свою любовь». Мне показалось, что Люся с Марианной чуть-чуть расстроились — всю дорогу почему-то со мной не разговаривали.

По Москве потом поползли слухи, что Феллини собирается меня снимать, хочет приехать на Неделю итальянского кино и встретиться со мной. И хотя этого не произошло, наше общение с великим мастером в Италии запомнилось надолго. Из подобных знаковых встреч и соткана моя судьба.

Проводником в мир театра стала актриса Вера Васильева. Я с детства занималась самодеятельностью, выступала в школе, в пионерских лагерях — все называли меня «наша артистка», что, думаю, и подтолкнуло к будущей профессии. Как-то в кружке разыгрывали сценки из спектакля «Свадьба с приданым», пьеса запала в душу, захотелось увидеть ее на профессиональной сцене. И вот в четырнадцать лет сама впервые купила билет на этот спектакль в Театр сатиры. Когда он закончился, дождалась у служебного входа исполнительницу главной роли Веру Васильеву. Но не подошла, а отправилась за ней следом — слышала, что живет недалеко от нас, на улице Кирова. Тайно проводила до подъезда — Васильева об этом даже не подозревала. Она вошла, загорелся свет в окошке в полуподвале — я прилипла к стеклу: затаив дыхание наблюдала, как актриса ходит, готовится ко сну. Потом испугалась: вдруг меня здесь поймают? Будет очень стыдно.

Когда оканчивала школу, бабушка сказала: «Иди в керамический техникум». А я хотела стать артисткой. Кадр из фильма «Дикая собака Динго»
Фото: Fotodom

Мне казалось, актеры — особые люди. Они и ходят не так, и едят не так, и спят не так, а главное — очень красивые и богатые. Почему-то даже скромная комнатка Веры Васильевой в этом не разубедила. Мы с бабушкой Ефросиньей Андриановной жили на Сретенке очень бедненько: в подвальной комнатке — узкая кровать, стул и комодик. И все, больше ничего не влезало. Она работала уборщицей в магазине «Грибы-ягоды», очень уставала. «Была бы актрисой, — мечтала я, — все бы делала для бабушки: одевала, покупала самую вкусную еду, повезла бы на море». Ведь она воспитывала меня одна...

Надо же было родить меня перед войной, в такое тяжелое время. Папу Александра совсем не помню — погиб на фронте в 1942-м, маму, ее звали Зоя, спустя пять лет подкосил туберкулез. Болезнь была наследственной, от нее же скончался дед, а гораздо позже — в тридцать пять лет — и мой брат. Когда мамы не стало, мне было восемь, Виктору девять. Как бы я хотела сейчас пройти с портретом отца в Бессмертном полку на Девятое мая, но, к сожалению, ни одной фотографии родителей не сохранилось. Я вообще ничего о них не знаю, даже не помню лиц.

Бабушку о маме почему-то почти не расспрашивала. Она вообще была довольно закрытой женщиной, суровой — по головке не гладила, не целовала. Ее любовь проявлялась в заботе, Ефросинья Андриановна отдала мне всю жизнь. Приехала в Москву из белорусского села, когда ей позвонили соседи и сообщили о смерти мамы. Мне все-таки везло на добрых людей: они же меня приютили и прятали, когда приходили из органов опеки, чтобы определить в детский дом.

Брата незадолго до маминой смерти забрала к себе бабушка по отцу Дарья Лукинична Попова, женщина непростой судьбы и характера. Пять раз была замужем, и все дети, рожденные в этих браках, умирали, только мой папа выжил. Но и он в тридцать лет погиб на войне. Взять на воспитание внука было для нее счастьем, но с нами Дарья Лукинична почти не общалась, хотя жила не так далеко — на Нижней Масловке, работала дворником. Внешне из всей родни я больше всего похожа именно на нее, а характер заложила бабушка по маме.

Когда оканчивала школу, она сказала: «Иди в керамический техникум, чтобы в руках была специальность». Я посмотрела, чему будут учить: физика, химия... Предметы, в которых не сильна. И вот однажды выхожу на улицу, вижу троллейбус «девятку», на котором написано «ВДНХ». И тут будто вспышка перед глазами: в пионерлагере подружка рассказывала, что живет рядом с выставкой и там есть киноинститут. А во мне все-таки жило желание стать артисткой. Фильмы для детей войны были отдушиной: мы ходили в кинотеатр «Уран» на Сретенке, билетерша, наша соседка, пускала бесплатно на все сеансы. За это мы помогали ей грядки прополоть, за продуктами ходили.

Учась во ВГИКе, вышла замуж за Фаика Гасанова. Родила Ираду, очень уставала, но академический отпуск поначалу брать не хотела
Фото: из архива Г. Польских

И вот смотрю на открытые двери троллейбуса, а в голове одна мысль: хочу быть актрисой! Стою и думаю: «Ехать — не ехать?» Будто сам Бог меня подтолкнул в этот троллейбус — и двери за мной закрываются. Думаю: «Куда еду? Билет надо купить, а денег нет». Но контролеры все не появляются. Еду, еду, еду... А найду ли этот институт? Добралась до ВГИКа часам к шести вечера — внутри пусто, только вахтерша сидит. Говорит мне грубовато: «Покрутись-ка, дай хоть посмотрю на тебя. Все артистами хотят быть — с ума посходили». Потом вдруг смягчилась, посоветовала, когда явиться на экзамены и с какой программой. Самое смешное, что ее советы оказались нужными.

Заходили мы на творческий конкурс по пять человек. Я прочитала стихи Багрицкого, басню по совету вахтерши нашла неизбитую, а вот прозу плохо выучила, к счастью, до нее дело не дошло — остановили. В уголке за выступлениями наблюдали студенты — Гена Шпаликов с Наташей Защипиной, за спинами преподавателей они одобрительно подняли большие пальцы вверх. Из пятерки прошла только я. Михаил Ильич Ромм, который набирал актерско-режиссерский курс, сказал после третьего тура: «Все хорошо, но аттестат у тебя неважный, трешечки. Посмотрим, как экзамены сдашь». На истории мне достался билет, который я совершенно не знала, несла какую-то ерунду. Преподаватель покачал головой:

— Я вам поставлю неуд.

В той же аудитории сидел Валера Носик, готовился к ответу — мы успели подружиться, он ко мне нежно относился. Вскочил с места и заявил:

— Нет, вы ей двойку не поставите! Галя с бабушкой живет, та очень расстроится. Я с ней позанимаюсь, подтяну.

Сам еще не поступил, а уже такой самоуверенный.

— С какой еще бабушкой? — оторопел преподаватель.

Но все же поставил мне удовлетворительно. Носик тоже поступил, но никакой романтической связи у нас не возникло, за мной сразу стал активно ухаживать Фаик Гасанов, режиссер с третьего курса. Высокий, красивый, очень эрудированный: много рассказывал об искусстве, литературе. Я была далека от этого, но с удовольствием слушала. И Фаику это нравилось.

Потом вышла за него замуж, забеременела, но академический отпуск поначалу брать не хотела — для меня это был кошмар. Стыдно — это ж как на второй год остаться. Да и ребята с курса уговаривали не уходить, убеждали: «Справишься!» Особенно помогала Люда Абрамова — давала конспекты, подготовила вопросы к экзаменам. Но я все равно сильно уставала: покормлю дочку Ираду, оставлю с бабушкой, сама час с лишним еду в институт.

Вскоре вызвали в деканат — преподаватели жаловались: «Бедная девочка, спит на парте от звонка до звонка и вся в молоке». Сергей Герасимов сказал: «Кто? Польских? Ну что с ней делать? Через год возьму ее к себе». Казалось бы, такое счастье! А я ни в какую — иду к декану. Он говорит: «Глупенькая, ты у Сергея Аполлинариевича будешь актрисой, а у Ромма никогда, его только режиссеры интересуют». И правда, со мной учились Андрей Кончаловский, Андрей Смирнов, Игорь Добролюбов, который «Белые росы» потом снял. Ромм почему-то и в своем фильме «Девять дней одного года» снимал только режиссеров с курса. Известными из актеров стали Игорь Ясулович и Светлана Светличная. Я посоветовалась с бабушкой, она согласилась: «Главное — доучиться».

Режиссер Георгий Данелия относился ко мне с симпатией, хотя сначала в картину «Я шагаю по Москве» утвердил другую актрису. Но все же роль досталась мне
Фото: Мосфильм/Global Look Press

Вторым мастером была жена Герасимова Тамара Федоровна Макарова. Она предупредила: «Наш курс очень эрудированный, в свободное время читай, ходи в музеи». Когда начался учебный год, я с трепетом подхожу к двери аудитории — а из-за нее нецензурные слова доносятся! Кто-нибудь один всегда дежурил на лестнице: Герасимов — замечательный педагог, но и за дисциплиной следил, мы его побаивались. Увидят: «Идет, идет!» И тут же чудесное преображение в аудитории — все разговоры только о высоком.

У нас был действительно сильный курс. Со мной учились Жанна Болотова, Николай Губенко, Сережа Никоненко, Жанна Прохоренко, Лариса Лужина. Лида Федосеева-Шукшина пришла чуть позже — она тоже рожала, брала академический, и поскольку у нас обеих девочки, мы с ней часто болтали на материнские темы. Однако близко я ни с кем не дружила, в творческой среде всегда есть ревность — к мастеру, к ролям. И это нормально. Тем более что пока находилась в академическом отпуске, успела сняться в кино, о чем Герасимов сразу на лекции сообщил: «Польских уже сыграла главную роль у Карасика, и неплохо».

К Юлию Юрьевичу на пробы меня пригласила ассистент по актерам Марина Михайловна (благодаря ей я потом еще много хороших ролей получила). До этого была утверждена на фильм «АБВГД» к Михаилу Калатозову, но съемки не состоялись — режиссера вместе с оператором Сергеем Урусевским приказом Фурцевой отправили снимать фильм про дружественную Кубу. А мне стараниями той же ассистентки вскоре принесли телеграмму: «Жду вас в гостинице «Берлин» ТЧК Карасик». Для проб заплели косички — сфотографировали, но режиссер еще сомневался, сразу не утвердил. Пришла домой, взяла ножницы и косички обрезала.

Через несколько дней — звонок в дверь. Карасик узнал мой адрес и сам приехал. Увидев, что волосы короткие, спросил: «Что ты с собой сделала?» Повез на новые пробы, по пути заметил: «А вот постриглась — молодец, именно такой я героиню и видел». Но отношения наши на площадке были конфликтными: я постоянно с ним спорила, не хотела делать то, что он предлагал, если считала, что моей героине это не подходит. Например Юлий Юрьевич просит:

— Иди по набережной и пинай пустую консервную банку.

А я до этого смотрела какой-то американский фильм во ВГИКе, где так делали темнокожие.

— Моя героиня чистая, невинная, а не хулиганка. Что же я буду банку пинать?

— Гляди, — хватал Карасик себя за волосы, — уже седеть из-за тебя начал!

В результате нашли компромисс: два дубля делаем, как он скажет, два — как я. Но в кино потом Юлий Юрьевич все же оставил мои сцены — может, играла в них более жизненно? Я все время говорила после наших ссор: «Вот увидите — мы еще международный приз получим за эту картину!» Так и случилось: на Венецианском фестивале фильм «Дикая собака динго» был удостоен «Льва святого Марка» и сам папа римский отметил мою героиню как чистую, святую девочку. Правда, меня в поездку бабушка не отпустила: «По радио говорят, на Европу бомбы сбрасывают. Тебя-то вырастила, а правнучку одна не потяну». Я отказалась от Швеции и Аргентины, и только когда в программу Каннского кинофестиваля попал фильм «Я шагаю по Москве», муж настоял на том, чтобы поехала во Францию с делегацией от Госкино.

Я понимала, как страдает Фаик: он не реализован, а у жены роль за ролью. В один из приездов мужа бабушка нашла у него в кармане записку от другой женщины...
Фото: предоставлено пресс-службой телеканала «Dомашний»

Режиссер Георгий Данелия относился ко мне очень хорошо, с симпатией, хотя сначала утвердил другую актрису. Трижды приглашал на пробы, заставлял перекрашивать волосы, но в конце концов роль получила я. Вот и в Канны с фильмом попали, а сцена, где бегаю босиком под дождем, стала классикой кинематографа. Только я всегда вспоминаю, как поливали из шланга ледяной водой и потом на губе выскочила простуда.

Накануне поездки в Канны Григорий Чухрай утвердил в фильм «Жили-были старик со старухой», а поскольку там еще играла Люда Максакова и мы обе блондинки, меня перекрасили в брюнетку. Потом встречаю Тамару Федоровну Макарову на «Мосфильме», она советует: «Немедленно перекрасься — в Каннах любят блондинок». Своих мастеров я привыкла слушать: попросила гримера вернуть цвет. Уперлась, хотя тот предупреждал о возможных последствиях. В результате половина волос позеленела, вторая посинела. Во Францию полетела в платке, который дала Жанна Болотова. Сейчас бы на такой никто не посмотрел, но тогда он казался мне шикарным, потому что — из Чехословакии.

О моей беде узнал первый зампред Госкино Владимир Баскаков, который оказался соседом в самолете. В Париже отвел меня в салон красоты, где волосам придали шикарный пепельный оттенок. Когда нас в Каннах встретил Данелия, всплеснул руками: «Наконец-то вижу здесь первую красивую женщину! Вот хвалят француженок, а наши все-таки лучше». Я наблюдала совсем другую жизнь: парикмахерские, кофейни, магазины, в которых есть все, что душа пожелает. Витрины горят! Хотела посмотреть что-то поближе — сколько раз головой билась, стекла в них до того чистые. Двери в аэропорту сами собой открываются — чудеса! Купили мне купальник, юбку с кофтой — приодели, обласкали. А после фестиваля поехали с Данелией на машине по побережью, по городам Франции — показывать фильм «Я шагаю по Москве». Это было незабываемо!

Когда вернулась с фестиваля в институт, Герасимов утвердил на роль Грушеньки в дипломный спектакль «Братья Карамазовы». Он меня полюбил, однажды даже сказал: «Не знал, что ты сирота, а то бы удочерил». Как известно, у них с Тамарой Федоровной не было своих детей. Он сам был не только замечательным режиссером, но и прекрасным актером — обучал тонкостям профессии, многое подсказывал, объяснял нюансы. Работать с Сергеем Аполлинариевичем было большим наслаждением.

Спектакль «Братья Карамазовы» получился очень хороший. Пришла сама Фурцева — министр культуры, многие режиссеры обратили на меня внимание, я стала чаще получать приглашения в кино. Когда с курсом собрались во ВГИКе в последний раз, Сергей Герасимов сказал: «Прощаюсь со всеми, кроме двух студентов, которых приглашу на главные роли в свой фильм «Журналист»...» Выдержал паузу — назвал мое имя и Сережи Никоненко. Он замечательный актер, работать с ним было интересно.

Дочерей растила одна. Когда появилась Маша, Ирада очень ревновала к сестре
Фото: из архива Г. Польских

Пока снималась у Герасимова в Челябинске, в моей жизни случились две трагедии с разницей в десять дней. Сначала бабушку разбил инсульт — успела к ней в больницу. Прощаясь, она погладила меня по голове впервые в жизни и спросила: «Что с Ирадой?» Кровоизлияние ведь на улице случилось — она с правнучкой как раз гуляла. Девочке четыре года. Спасибо соседям, в беде не бросили... И через несколько часов бабушки не стало. Герасимов помог с похоронами, отправил мне людей в помощь.

Только вернулась на съемки вместе с Ирадой — новое известие: Фаик погиб в автокатастрофе. Наши отношения с мужем на тот момент уже разладились, хотя официально мы были еще вместе. Годы учебы во ВГИКе оказались самыми счастливыми: большая любовь, надежды юности, которые постепенно разбивались о суровую реальность. Фаик из Баку, поэтому я его к себе прописала, жили с бабушкой. Вскоре нам дали восемнадцатиметровую комнату в новом доме. Об этом прослышал брат, который тоже к тому моменту женился, у них с Надей родилась дочка Марина. А поскольку прописан Виктор был у нас, тоже с семьей въехал в новую комнату. Так что хоть жилье наше стало просторнее, но и народу в нем поселилось почти в два раза больше.

Отношения были напряженными, иногда доходило до драк и скандалов. Две семьи в маленькой комнате, очень тесно — долго так жить невозможно. Фаик пошел в райжилотдел и поставил Виктора на очередь как туберкулезного больного: мол, у нас новорожденный, а тут человек с диагнозом. И они вскоре получили отдельную квартиру. Но что самое удивительное, Наде очень не хотелось уезжать, ей было интересно слушать наши разговоры с мужем о кино, об артистах. Когда наконец удалось разъехаться, это было счастье.

А Фаик... Умнейший, интереснейший человек, собрал огромную библиотеку, в том числе запрещенных тогда авторов, но в профессии состояться не удалось. Гасанов из прогрессивного поколения режиссеров-шестидесятников: Василий Шукшин, Элем Климов, Андрей Тарковский, Геннадий Шпаликов — все его друзья. Они не могли и не хотели ставить то, что предлагали, а собственные идеи не проходили цензуру, отснятые фильмы лежали на полках. Шпаликов, лучший друг мужа, этого не пережил, повесился.

Я понимала, как страдает в душе Фаик: он не реализован, а у жены роль за ролью. Как ни крути, творческому человеку такое сложно выдержать. Островком свободы считалась Одесская киностудия — многие подались туда, и я Фаика тоже отпустила. Приезжала с дочкой в так называемый «Куряж» — гостиницу, где собирались сотрудники киностудии. Там меня как-то увидела жена Тодоровского Мира — ей не нравилась актриса, которую Петр хотел снимать в «Верности». Посоветовала мужу: «Может, возьмешь Польских? Поговори с ней». Тодоровский тут же пригласил на встречу и взял без проб. Даже здесь меня находили роли, но я видела, что Фаика это раздражает. А в один из приездов мужа в Москву бабушка нашла у него в кармане записку от другой женщины...

После развода с Суриным «Мосфильм» был для меня закрыт на пять лет. Все думала: «Как так можно? Я одна с детьми, не помогают, да еще и работать не дают»
Фото: предоставлено пресс-службой телеканала «Dомашний»

Я переживала, хотя и сама стала позволять мужчинам ухаживания. Выяснять ничего не стала, однако доходили слухи, что муж погиб в момент, когда ругался с супругом своей любовницы. Сергей Герасимов об этом тоже, судя по всему, прослышал и жалея меня, не отпустил на вторые похороны подряд. Вместо этого подбил Госкино отправить в Италию, чтобы я смогла немного отойти от своих переживаний. В той поездке и познакомилась с Феллини.

Ираду я в тот период отправила к маме Фаика в Баку — она очень уж просила побыть с внучкой. Да и мне надо было начинать жизнь с нуля. В результате на съемках «Баллады о комиссаре» случился роман с режиссером. Александр Сурин тогда был женат на актрисе Майе Булгаковой. Ирония в том, что она же и предложила меня на главную роль. Мы вместе с ней числились в Театре киноактера, и Майя Булгакова прорекламировала меня Сурину: «Возьми на роль Польских, она так прекрасно выглядит, я глаз от нее все собрание не могла отвести». Александр вызвал к себе в кабинет на «Мосфильме» и согласился с женой — утвердил в кино. А на съемках у нас завязались отношения... Вскоре он развелся с Майей, мы поженились, и я забеременела. Его отец Владимир Сурин был тогда генеральным директором «Мосфильма», он и настоял на официальном браке.

Но лучше бы наши отношения остались чем-то вроде курортного романа. Это только со стороны всем казалось, что я живу в сказке — в шикарной квартире на улице Горького, где бывают Клаудиа Кардинале, Софи Лорен, Витторио Де Сика, Джузеппе Де Сантис... Находиться рядом уже было почетно, но языков я не знала, разговора поддержать не могла. Сашин высокопоставленный отец принял меня хорошо, а со свекровью отношения не сложились. И муж вместо того чтобы меня защищать, поддерживал маму. Однажды бросил мне: «Уходи!»

Я на седьмом месяце беременности вернулась в свою коммуналку. Звонил Владимир Николаевич Сурин, просил сохранить брак с сыном, но я после такого не могла. Только мы развелись, как Саша расписался с какой-то девушкой из Узбекистана, у которой, оказывается, был от него ребенок. Но и с ней прожил недолго — бросил, стал жить с Мордюковой, но и с Нонной тоже быстро расстался... За его дальнейшими похождениями не следила. В последующие годы пару раз появлялся на пороге, но дочка Маша его знать не хотела — запиралась в своей комнате. Только лет пять назад, когда был при смерти, Маше позвонили родственники — и она поехала навестить отца. Так познакомилась с ним и простилась.

Дочерей я растила одна. После расставания с Суриным вызвала семилетнюю Ираду из Баку. Она как увидела в аэропорту, что у меня живот, — сразу в слезы! К Маше долго ревновала. Помогать с сестрой отказывалась — тут меня очень выручали подруга Зина и бабушка Ирады, которая приезжала из Баку. На них я могла оставить дочерей, когда отправлялась на фестивали и съемки.

В картине «По семейным обстоятельствам» Быков играл логопеда с «фефектом фикции». Мы с ним общались не только по работе: наши дачные участки были рядом. Он строил солидный дом, а я — плюгавенький. Вырывалась туда на денек, чтобы хоть что-то успеть
Фото: Мосфильм-инфо

После развода с Суриным «Мосфильм» был для меня закрыт на пять лет. Все думала: «Как так можно? Я одна с детьми, не помогают, да еще и работать не дают». Благо нашлись ассистенты по актерам, которые вошли в положение и стали тайно предлагать меня в зарубежные проекты. Так я снялась в Польше под руководством Анджея Вайды у его ученика Анджея Пётровского в «Дорожных знаках», где сыграла польскую девушку Ядвигу. Потом меня позвали в советско-венгерский фильм «Держись за облака».

Из-за границы со всех фестивалей привозила девочкам подарки — обе были хорошо одеты. Однажды притащила целый чемодан колы и жвачки. Заметила, что гостинцы Ирада стала благородно уступать младшей. Когда Маша оканчивала школу, ей нужны были белые туфли на выпускной. А на прилавках пусто. Решила поискать в Ливане, куда мы отправились с делегацией. Обстановка там была неспокойной: ночью стреляли, нас сопровождала охрана на мотоциклах, а я все упрашивала, чтобы вывезли в магазин — купить туфли дочке. Наконец организаторы уступили, со мной поехал Адомайтис, который тоже был в группе. Но нам не везло: только выедем в центр Бейрута — начинается стрельба. Таксист кричит: «Пригнитесь!» Мы с Регимантасом сползаем на дно машины, а за окном все жалюзи и двери магазинов закрываются. Раза с третьего, рискуя жизнью, все же смогла добыть для дочери бантик и туфли.

Страху натерпелась и в Сирии, и в Афганистане, куда везла картину «Фронт без флангов». Там Вячеслав Тихонов главную роль сыграл, но меня, как всегда, одну на передовую послали. В аэропорту Кабула с ружьями встречают. Спрашиваю переводчика:

— Что происходит?

— Не обращайте внимания, обычное дело.

Ночью стрельба — сидим, из укрытий не высовываемся. Переводчик говорит: «Жаль, ты не видишь красивые места. Выведу тебя хоть кофе попить». Только сделали заказ в ресторане, в ближних горах — пулеметные очереди. Об этом узнали, на следующий день моего сопровождающего вызвали в посольство и сделали выговор. Очень было его жалко.

Кстати, режиссер фильма «Фронт без флангов» Игорь Гостев стал первым, кто дал мне роль на «Мосфильме» сразу после того, как отца Сурина сняли с должности. Съемки проходили на Валдае, куда я отправилась с Ирадой и Машей. Тихонов с утра обычно рыбачил, как-то стучится в дверь — улов принес: «Вот, свари девчонкам ухи». Такой был простой, приятный человек. По телевизору как раз впервые показывали «Семнадцать мгновений весны», после съемок вся группа собиралась — смотрели новые серии. И Тихонов тут же сидел, но тайн не раскрывал.

Ирада окончила киноведческий факультет ВГИКа — сейчас работает вторым режиссером
Фото: П. Щелканцев

Потом с нашим фильмом вместе ездили в Чехословакию, стояли Первого мая на трибуне рядом с президентом Густавом Гусаком. Внизу — демонстрация. Вдруг люди увидели Тихонова и давай скандировать: «Штир-лиц! Да здравствует Штир-лиц!» Там сериал тоже был очень популярен.

Я часто брала дочерей на съемки. Локация сериала «Тени исчезают в полдень» располагалась в глухой тайге Свердловской области: деревня — шесть домиков, группа в них не умещалась. В моей избушке на кроватях спали дочери, на веранде режиссер Владимир Краснопольский, а мы с подругой Зиной на сеновале в сарае. Потом я там в ледяном ручье ногу поранила о железный прут, рана загноилась, и везли меня в больницу до ближайшего города Красноуфимска несколько часов.

Эти съемки вообще были довольно экстремальными — пришлось освоить верховую езду. Режиссер подвел коня: «Знакомься — Орлик». Скакун неприветливо фыркнул, я с трудом на него взгромоздилась, отсняли три дубля, и все разбежались по своим делам. Я осталась посреди поля одна на коне. И что мне делать? Кое-как сползла на землю, взяла под уздцы, повела к хозяйке. И уже у самых ворот он вдруг дико заржал, встал на дыбы и его копыта оказались у меня над головой. Еще секунда — осталась бы от меня лепешка! Но как-то успела вывернуться, убежала. В лес гулять мы не ходили, боялись после того, как хозяйка пожаловалась: «Была у меня корова — медведь загрыз». Не хотелось оказаться на месте несчастной буренки.

На площадке всегда везло с партнерами, и режиссеры обычно были очень хорошие. В «Днях хирурга Мишина» сыграла с Ефремовым и его сыном Мишей. Олег сам привлек младшего на роль шестилетнего героя. В перерыве как-то вместе пошли обедать. Миша, с виду малыш совсем, оказался очень смышленым.

— Какой же Миша в шесть лет умный уже, — говорю Олегу Николаевичу.

— Да какие шесть! Он в пятом классе.

А вся группа, как и я, считала его шестилетним. Теперь вырос большой, прекрасный актер.

Благодаря Ролану Быкову я поняла, что могу быть характерной актрисой: сыграла безумную мамочку в комедии «Автомобиль, скрипка и собака Клякса». С Роланом общение продолжилось еще и потому, что наши дачные участки в Звенигороде оказались рядом. Он строил на своем солидный дом, а я по соседству свой — плюгавенький. Иногда приезжала на денек, чтобы хоть что-то успеть. Машины нет, поэтому сначала на электричке, потом на автобусе. Как-то с подругой Зиной и собакой на дачу выбрались — вдруг Быков с женой Леной Санаевой на автомобиле подъезжают. Ролан Антонович меня увидел:

Маша выучилась на экономиста. Главный подарок, который она сделала мне, — внук. Филипп — самый любимый мужчина в нашей семье
Фото: П. Щелканцев

— Галь, привет! — зашел в гости.

— Чай-кофе будете? — предлагаем.

— Буду все! Сначала давай чай, а потом кофе.

Нарезали бутербродов — все на стол. Быков закусывает и травит байки — это он здорово умел. И про кино, и про план будущего дома: «А третий этаж, Галь, это мой кабинет. Прекрасный вид на лес!»

Глядим — за окном уже темнеет, мы на даче ничего не сделали, зато собака без присмотра успела в луже искупаться — сидит довольная с грязным пузом. С Зиной перемигиваемся, а прервать режиссера не смеем.

«А это что у вас — телевизор? Включай!» — садится на диван Быков. Начинает смотреть футбол и тут же засыпает. Будить тоже не смеем, хотя уже боимся обратную электричку пропустить. Через час Лена кричит со двора: «Ролан, поехали домой!» Он просыпается, подскакивает: «Ну все, Галя, бывай». Побежал к машине и был таков. А мы с Зиной и грязной собакой поплелись обратно на электричку. Зато есть что вспомнить.

На съемках фильма «По семейным обстоятельствам», где герой Быкова — логопед с «фефектами фикции», он своим диалогом по-настоящему довел Евстигнеева до истерики: тот закрывает лицо руками, чтобы скрыть распирающий его смех, но Ролан Антонович продолжает невозмутимо говорить. Кореневу эта сцена так понравилась, что он оставил ее в фильме. Режиссер меня поражал тем, что вел себя довольно расслабленно на площадке, даже казалось, будто ничего не делает, а кино у него всегда выходило прекрасное.

Для меня главной оценкой был звонок Тамары Федоровны Макаровой, которая сказала, что они с Сергеем Аполлинариевичем очень довольны моей работой. Тогда же позвонила Алла Сурикова и предложила небольшую роль любовницы Бориса Ивановича — Фрунзика Мкртчяна в картине «Суета сует». Я начала отказываться:

— Маленькая роль — не хочу.

— Умоляю!

Я не сдавалась, но и Алла Ильинична тоже. На третий раз услышала уже более интересное предложение: «А на главную роль пойдешь?» Оказалось, худсовет не утвердил предыдущие пробы Людмилы Гурченко, Валентины Талызиной и Натальи Гундаревой — прекрасных актрис. Возглавлял его Данелия, который и заявил: «Пусть уж лучше Польских жену сыграет». Меня утвердили без проб, наверное, после успеха фильма «По семейным обстоятельствам». Так нас и свели в кадре с Фрунзиком Мкртчяном.

С ним сложилась нежная дружба: он все время звал меня погулять после съемок и в перерывах — мы вместе обедали и ужинали. Через несколько лет увиделись в Кремле на вручении Госпремии. Фрунзик предложил: «Надо обмыть». А как-то встретил меня у ворот «Мосфильма»: «Галя-джан! Снимался в Индии, денег давали немного, а то купил бы для вас не знаю что — все! Но смог только небольшой подарок, зато от души». И вручил гранатовые бусы, храню их до сих пор.

В сериале «Мама», который выходит на канале «Dомашний», я играю завуча — старую деву, влюбленную в директора школы — Щербакова
Фото: предоставлено пресс-службой телеканала «Dомашний»

Совершенно случайно я попала в еще одну сложную ситуацию с пробами. Леонид Гайдай собирался снимать «За спичками» и хотел, чтобы главную роль играла Гундарева. Но поскольку это было советско-финское производство, спонсор-финн тоже утверждал актрису (как сейчас делают продюсеры) и сказал, что она на финку не похожа: «Героиня должна быть беленькой, со светлыми глазами». Поэтому, из-за цвета, взяли меня — так уж случается в кинематографе. Уверена, Наташа наверняка сыграла бы лучше. И Гайдай на съемках вел себя со мной довольно холодно, даже грубовато. Однажды при всех осадил: «Что ты как в театре играешь?» У меня внутри все упало, вообще работать расхотелось, но вида не показала. Теплых отношений с Леонидом Иовичем так и не сложилось, хотя обычно режиссеры меня любят.

Вообще считаю, что у меня счастливая актерская судьба — на сто шестидесятом фильме сбилась со счета. Про некоторые проекты даже забыла. Например когда-то с Владимиром Ильиным сыграли в американской картине про убийство Джона Кеннеди. В Союзе этот фильм не показывали, и вот недавно включаю телевизор, а там кино про Кеннеди. Увлеклась — и вдруг вижу нас с Володей в кадре! Обрадовалась: хорошая лента получилась.

С советских времен наше кино, конечно, сильно изменилось, но я рада, что по-прежнему востребована в профессии. Хотя ритм сейчас в сериалах бешеный: если раньше полный метр по полгода снимали, теперь целый сериал за месяц! Но и среди них попадаются качественные работы: «Граница. Таежный роман», «Доктор Живаго», «Контригра»... Из последних работ — в ноябре на телеканале «Dомашний» выходит сериал «Мама» режиссера Гузэль Киреевой. Я играю в тандеме с Борисом Щербаковым, с которым мы впервые встретились на картине «Воскресный папа», когда еще оба молоденькими были. И вот спустя годы опять оказались на одной съемочной площадке. Он играет разведенного директора школы, у которого дочка уехала за границу, а моя героиня — завуч, старая дева, всю жизнь посвятившая ученикам. Они давно работают вместе, друзья, но она все надеется на что-то большее. И в больницу к нему приходит, и домой, а он ее не воспринимает в романтическом ключе. Вместе с ним мы наблюдаем драму, которая разворачивается в одном из классов, — тут отношения и детей, и учителей. Чистая человеческая история, редкая сейчас для нашего телевидения.

До сих пор не понимаю, ревновали ли когда-нибудь дочки меня к профессии. И не могу этого узнать, спросить — правды не скажут. Если мама актриса, а дети нет, между ними есть некая граница, которая мешает полностью сблизиться. Не знаю, может, она возникла от того, что меня часто не было рядом, или из-за того, что кино занимало слишком много места в моей жизни.

После двух браков у меня было немало увлечений — почему нет? С годами мимолетные встречи из памяти стираются, а настоящее до сих пор живо
Фото: предоставлено пресс-службой телеканала «Dомашний»

Хотя Ирада тоже имеет отношение к кинематографу — окончила киноведческий факультет ВГИКа, пошла на «Мосфильм»: начинала с хлопушки, стала помрежем, сейчас уже работает вторым режиссером. Маша до десяти лет была очень артистичной — думала, пойдет по моим стопам. Она снялась в фильме «Осенний подарок фей», потом ее пригласили на роль моей племянницы в фильм «Змеелов» — режиссер Вадим Дербенев хотел, чтобы мы с юной актрисой были похожи. Я очень волновалась: девочки часто ездили со мной на съемки, но во время своих сцен просила их увести — не люблю играть при родных, зажимаюсь. Не хотела, чтобы они маму другой видели.

В результате мы с Машей обе справились — дочка даже не растерялась первый раз перед камерой, но актрисой стать не захотела, выучилась на экономиста. Главный ее подарок мне — любимый внук Филипп, которому уже двадцать шесть лет. Он окончил университет в Великобритании, но вернулся жить и работать в Москву, занимается тюнингом гоночных машин. Я получаю огромное удовольствие от общения с ним, сейчас это самый любимый мужчина в нашей семье.

А что касается личной жизни... Похоже, я отношусь к такому типу женщин, которые готовы влюбляться, встречаться, целоваться, обниматься, но не выносят мужчину в доме. После двух браков у меня было немало увлечений — почему нет? Однако с годами мимолетные встречи из памяти стираются, а вот настоящее до сих пор живо.

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: